Макошино Полетье — "старое бабье лето", череда Святодней, посвящённых Богине Макоши-Прародительнице, последние тёплые дни лета, отмечаемые с 1 по 7 сентября.

Макошь в славянской мифологии богиня плодородия и судьбы (кош, кошт — судьба, слог "ма" может сокращённо обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий — на Земле. Макошь попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.

Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы — Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы — Норнами и Фригг — женой Одина, прядущей на своём Колесе. В силу того, что богини — пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов — добрыми или злыми.

Макошь связана с Землёй (в этом её культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).

В пору двоеверия на Руси 1 сентября отмечали день Симеона Летопроводца. В народе о сём говорили: "Семён лето провожает, бабье лето начинает".

Начинается бабье лето. На этот день приходится удивительный славянский языческий обряд - похороны мух и тараканов. Традиция, надо сказать, важная с точки зрения гигиены.

Потешные похороны устраивали девушки. Для этого вырезали из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. И сажали в гробики горсть пойманных мух, закрывали их крышечками и «торжественно» (а иногда с плачем и причитаниями) выносили из избы, чтобы предать земле дабы насекомые оцепенели на время зимы.

В ритуал входил выгон мух из избы – размахивали полотенцем и приговаривали: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Обычай хоронить мух и тараканов охватывал весь север России и был похож, как две капли воды. И только в некоторых местах вместо полотенца изгоняли мух, размахивая штанами, в полной уверенности, что это средство гораздо сильней, поскольку у мухи, выгнанной мужскими портками, навсегда отбивается охота возвращаться обратно в избу. В народе говорили: «Убить муху до Сёмина дня – народится семь мух; убить после Сёмина дня – умрет семь мух».

Смысл обряда заключается ещё и в том, что во время похорон мух девушкам устраивали смотрины. Так как приближалась осенняя пора свадеб, называется она свадебная неделя, начинается с Семёнова дня, заканчивается в конце ноября. Смотрины проходили под песни. Например, в Тверской области пели:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.

Простенький рецепт, чтобы в домах не водились тараканы. Не жужжали мухи. Не скакали блохи.

До наших дней дошли народные пословицы и народные приметы, посвящённые сему дню: "Семен-день - севалка с плеч!", "Семен-день - и семена долой!", На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши!", "Счастливое новоселье - сухая осень, коли на Семена сухо!", "Бабье лето ненастное - осень сухая".

По старому традиционному календарю, этот день приходился на 1 сентября (по-новому приходится на 14 сентября) и был началом нового периода жизни. С этот дня начинались первые холода. Это день запашек (заделка в почву органических удобрений (навоз, торф, компост, зеленые удобрения и т. п.) и семян культурных растений) – опахивания полей для ограждения от нечисти.

Если луга в этот день опутаны тенетником, если гуси гуляют стадами, если скворцы не летят – то вся осень будет сподручной для деревенский работ.
Начинали мять и трепать пеньку, молотить лён и начинали ткать, которые обыкновенно производятся женщинами на открытом воздухе, затевали супрядки – посиделки, на которых и пряли.

Ой, ты Осень-чаровница!
Чаровница щедрая:
Напоила всласть живицей
Спелые соцветия.
Приласкала Мать-землицу,
Растрепала вЕтрами
Да одела в багрянИцы
Макоши полетие.
В золочёны половицы
Травы безмятежные
ЗаплетЁны мастерицей,
Рученьками нежными.
Над студёною криницей
Всё туман серебряный
Навязала кружевница
С облаков да северных.
С перелесною зарницей
Да зарёй рассветною
Прилетала Жарой-Птицей,
Птицей заповедною.