Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Славянские Боги » 11 февраля. Велес Сивый Яр (Велес Зимний)


11 февраля. Велес Сивый Яр (Велес Зимний)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому — приплоду.

Велесе зимний во шкуре сивой,
Со турьим рогом, с белой дорогой,
Храни во поле, храни во боре,
Отведи горе, а дажди доли,
Во Ночи Года — оберег Роду!
Гой, Вещий Сиве!
Гой, Пастырь зиме!
Велесу — слава! Гой!

Во Святодень сей, по поверьям, Велес сшибает один рог Зиме, творит оберег скоту — гонит Коровью Смерть и даёт силу людям пережить грядущие Велесовы (Власьевские) морозы (как правило, весьма и весьма суровые), после коих зима заметно идёт на отступ. В народе об эту пору примечают: если вместе с Велесовым днём наступает оттепель, то весна ожидается тёплая; если же нет, то Морена-Зима ещё долго будет крепка во праве своём...

Готовиться к Велесовому празднику начинают заранее — с вечера предшествующего дня. Разливают по освящённым кувшинам молоко, расстилают по дому шкуры, на которые кладут коровьи рога, очищенные и высушенные.

На Капище (либо в месте, указанном сведущими людьми особливо) начинают оборудовать жертвенник, заранее готовя шкуры и окуривая место дымом горящего бычьего волоса. Иногда на шестах, стоящих вдоль священной ограды Святилища, выставляются бычьи и коровьи черепа, олицетворяющие собой связь с Иным миром, а также являющиеся мощными оберегами от всякой нечисти.

Ночью волхвы отправляются туда в одиночестве и творят там особые священнодействия, дабы узнать волю Вещего Бога. Девушки тем временем гадают, расчёсывая гребешками бычий волос. Перед тем, как лечь почивать, рекут наговор-оберег на сон грядущий:

Храните, все Боги, а боле — Велесе,
Мой сон-почивание!
Лодьею быстрою, лёгкою мыслею,
В отдохновение от трудов праведных,
Перенесите мя в Ино Заречное.
Мару да Морока, страхи, притороки,
Чары кикиморы, навии, иновы
Узы да наузы смойте-отведите.
В ладе, в усладе со мною пребудьте,
Чтоб в здраве проснуться,
В Явь возвернуться!
Гой!

Сны, дарованные Велесом в эту ночь, считаются провидческими — вещими и, по поверьям, всегда сбываются...

Мудр и могуч Быкоголовый Велес — Вещий Бог! Всяк живот приветствует его: славься, наш Защитник! Хвала тебе, Велемудрому! Даже бестелесные навии, блуждающие где-то за Кромкой (границей, разделяющей Явь и Навь) по неведомым тропинкам Велесовых Пастбищ, ликуют, славят Великого Бога — своего Повелителя. В отличие от Светлых Сварожичей, детей Небесного Огня, Велес нисколько не враждебен к обитателям Нави, он не гонит их палящим жаром Солнечных лучей, как Даждьбог, или жгучими стрелами-молниями, как Перун, но ни один обитатель Нижнего мира не смеет противиться воле Волохатого Владыки!..

И вот, наконец, наступает день праздника. В каждом доме готовится обрядная еда — каша, обильно приправленная маслом: «У Велеса (Власия) — борода в масле!» — рекут о сём в народе; ставятся на столы заранее сваренные питные меды... Лишь говядину и телятину строго запрещено употреблять в пищу в день Велеса — Коровьего Сына (по поверьям, рождённого на Заре Мира Небесной Коровой Земун).

Много трудов в Велесов день выпадает на долю волхвов (коим Велес покровительствует особливо) и их потворников. Помимо совершения обрядов прославления Бога, жертвоприношений, когда ручьём течёт по жертвеннику освящённое молоко, помимо принесения треб, творимых как от лица всей общины, так и приносимых частным образом, на их плечах лежит организация самого празднования, кое открывается речением обрядовых кощун, например:

Се — Кощно время, зима трескучая,
Солнце скрыто до весны хмарью-тучами,
Ходят-бродят по земле блазни-мороки,
Сторожат шалые духи уснувший бор.
Не красен огонь, не свет-пересвет, —
Одела Зима ледяной браслет,
Белы рученьки Её — в инее,
Хладом сковано небо синее.

А в ночи в лесу — пляски мороков,
Ходит Марушка белым облаком...
А где-то там, за полями белыми,
За крепями лесными ледян терем стоит,
Белый хорт круг него бежит,
Хвостом след метёт, таку песнь поёт:
Гой ты, Мороз-братец, ходи до полатей,
Замки свои отопри, ворота свои распахни,
Пошире их растворяй да Гостюшку поджидай:
Сивый Бог грядёт, медведя ведёт,
Речёт тайно слово, что людям опора,
В холода подмога да в ночи дорога!
Славьте же Бога Вещего!
Гой!

Также Святодень сей считается весьма благоприятным для лечения всевозможных болезней: как недугов людей, так и хворей скотины. Хорош он также и для изготовления оберегов из коровьих рогов, воплощающих собой жизненную силу Природы, и из пучков бычьей шерсти, наделяющих, по поверьям, их обладателей крепким здоровьем и богатством. Полагают, что все обереги и обережные обряды, сотворённые в Велесов день, обладают особой силой. И кому, как не волхвам, ученикам Мудрого Велеса, их Вышнего Покровителя, надлежит заботиться о том, чтобы всё, посвящённое Вещему Богу, было сделано должным образом?..

Немыслим праздник и без Велесовой боротьбы, называемой иначе Медвежьей (ибо медведь является одним из священных животных, посвящённых Велесу, а также, по поверьям, в образе Лесного Хозяина воплощён один из ликов самого Скотьего Бога).

В отличие от яростных воинских поединков, творимых на Перунов день, поединок борцов Велесовой боротьбы не изобилует множеством приёмов, являя собой, по преимуществу, добродушное любование той силой, коя даруется человеку самой Землёй-матушкой не для истребления себе подобных, но ради созидательного труда на честной ниве. Обычно на круг перед Чуром Велеса выходят два дюжих мужика, раздетых по пояс, охватывают друг друга руками и, кряхтя и упираясь изо всех сил, стараются завалить противника в снег. Волхвы при сём рекут наговор на волотову силу:

Велесе-Боже! До ны сниди, Волотову силу [имярек] дажди! Гой!

Тут же кто-нибудь из зрителей непременно вспомнит стародавнюю быль о борцах: дескать, когда-то жил в соседней деревне один мужичок, хилый с виду, но перед каждым поединком ложился он наземь, лицом в снег, и просил Мать Сыру Землю даровать ему хотя бы самую малую толику силушки её необоримой, после чего побеждал любого здоровяка — чем и вызывал ликованье всего честного народа, присутствовавшего на состязании... Борца-победителя чествуют всем миром, угощают пивом и нарекают «Велесовым избранником» — во славу Могучего Бога, неиссякаемой силы земли и только начинающей пробуждаться, ещё не зримой воочию весенней Солнечной яри...

Ночь, следующая за Велесовым днём, считается благоприятной для зачатия сильных телом и духом детей. Перед тем, как лечь в супружескую постель из настланных шкур, женщины расчёсывают своим мужьям волосы заговорёнными гребешками, что должно уберечь их в течение года от различных недугов и наделить силой и мудростью самого Велеса. Волхвы же одни уходят в ночь, глядящую на них ясными звёздами — очами Предков, во самую крепь лесную, где ставят шест с водружёнными на него бычьими рогами и радеют до самого до утра, во кобны-бубны звонкие свои бия, Вещего Бога воспевая, колославу сию многократно повторяя:

Веле-Веле-Велесе го-о-ой, Веле-Веле-Велесе гой!
Веле-Веле-Велесе го-о-ой, Веле-Веле-Велесе гой!
Велесе есе го-о-ой, Велесе есе гой!
Велесе есе го-о-ой, Велесе есе гой!..

Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Корович, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину “коровью смерть”, но одолеть не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая:

Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков:
Чтоб со двора шли-играли,
А с поля шли-скакали.

Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы “коровы были ласковы”, а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы “волы были послушные”. Зачин заканчивается молением к Велесу:

Молихом Велеса, отце наше, да потягне в неби комонощь суражув, а да вниде на ны сури вещати золоти колове въртеще. То бо суньце наше, иже святиайна домове наша и предо нь лик бледесь, лик огнищ домацен.

В этот день в требу приносили коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона “коровьей смерти”. Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: “Пора унять лихость коровью”. Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу “не выходить из избы ради беды великия”. Повещалка с воплем: “Ай! Ай!” бьёт в сковородку и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелами, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на “коровью смерть“:

От океана-моря глубокого, от лукоморья ли зелёного
Выходили двенадесять дев, шли путём дорогою немалою
По крутым горам высоким, ко трём старцам старым.
Молились, печаловались, просили в упрос двенадесять дев:
“Ой, вы, старцы старые!
Ставьте столы белодубовые, стелите скатерти браные,
Точите ножи булатные, зажигайте котлы кипучие,
Колите, рубите намертво всяк живот поднебесной”.
И клали велик обет двенадесять дев:
Про живот, про смерть, про весь род человечь.
Во ту пору старцы старые ставят столы белодубовые,
Стелят скатерти браные, колят, рубят намертво
Всяк живот поднебесной.
На крутой горе высокой кипят котлы кипучие,
Во тех котлах кипучих горит огнём негасимым
Всяк живот поднебесной.
Вокруг котлов кипучих стоят старцы старые,
Поют старцы старые про живот, про смерть, про весь род человечь.
Кладут старцы старые на живот обет велик,
Сулят старцы старые всему миру животы долгие,
Как на ту ли злую смерть кладут старцы старые
Проклятьице великое, сулят старцы старые
Вековечну жизнь на весь род человечь.

Повещалке надевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем с зажжёнными лучинами трижды опахивают селение (капище) “межеводной“ бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Во время шествия они поют песню:

Смерть, ты Коровья Смерть!
Выходи из нашего села, из закутья, из двора.
В нашем селе ходит Велес святой
Со копьём, со свечой, со горячей золой.
Мы тебя огнём сожжем, кочергою загребём,
Помелом заметём и попелом забьём!
Не ходи в наше село: чур, наших коровушек!
Чур, наших бурёнушек, рыжих, лысых, белосисых,
Беловымьих, криворогих, однорогих.

Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек: его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается “коровья смерть”.

По окончании шествия — обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: “Велес, сшиби рог с зимы!”, ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копьё) сшибает “рог с Марены”. Затем начинается пир (запрещено употреблять говядину) и игрища.

2

Великий Велесов день - 11 февраля 2018. История праздника

Славянский народ необычайно уважал ряд великих праздников. Сегодня большинство богов забыты после введения христианской веры или трансформировались в нечто среднее между православными и славянскими праздниками. Но этого нельзя сказать о Великом Велесовом дне, отмечаемом многими славянами и в наше время 11 февраля. Считается, что 11 февраля Велес гуляет по постепенно просыпающимся от зимнего сна горам и игрой на дудочке не дает предаться зимнему сну людям. Славянский народ очень уважал этого славянского бога, ведь он побывал во множестве темных и светлых миров великой вселенной.

История праздника
Существует много книг, повествующих о рождении и жизни великого бога Велеса. Считается, что этот великий праздник возник в честь поклонения богобоязненного славянского народа этому сильнейшему и могущественному божеству.

Во многих изданиях Велес является Светлым богом, рожденным великими Темными богами Нави. В его появлении скрывается важнейшая тайна его главного предназначения в этом мире, известная лишь прародителю Велеса Роду. Из всех богов, почитаемых славянами, он единственный является одновременно чужим и своим, выступая сыном довольно странного существа из другой вселенной, отдаленно напоминающего корову. Эта богиня-корова именуется Земнун.

Все люди, знающие отдаленно о славянских богах, могут назвать несколько великих и могучих божеств, одним из которых обязательно выступает Велес. Тем не менее, довольно мало людей знают о таком великом празднике, как Велесов День.

Власть Велеса является практически неограниченной. Он покровительствует певцам, поэтам и великим колдунам. Также Велеса считают Скотьим богом, так как родила его богиня-корова Земнун. Считается, что этот бог часто представал перед народом в обличии огромного дикого медведя, являвшегося в то время бесспорным хозяином леса. По этой причине знаком Велеса долгое время считалась лапа медведя, изображаемая на различных талисманах, рукоятях кинжалов и прочей мистической атрибутике.

Велесов День, празднуемый славянами 11 февраля, называется также Днем Зимнего Велеса, Велеса Сивого Яра. В начале февраля он сшибал «рога» Зимы. Упоминание рог в этом поверье неслучайно. Являясь богом скота, Велес управлял всем животным миром, разные элементы которого приписывали людям и событиям и сезонам. Считалось, что 11 февраля таинственный бог Велес бродит по полянам, горам и лугам, и играет на волшебной дудке, звуки которой согревают и не дают замерзнуть уязвимой природе, живородящей Земле и всем людям. Также почитается мудрость этого бога. Согласно легенде именно в этот февральский день он посетил множество светлых и темных миров, где приобрел не только величайшую мудрость, но и могущество. Считается, что именно Велес сделал известными для людей сакральные законы создания мира, а также пролил свет на тайну зарождения жизни на земле и способности вселенной развиваться.

Таинственный и могучий бог Велес
Существует множество историй о рождении и появлении Велеса, различаются и представления об этом боге разных людей. Некоторые представляют его огромным медведем, иногда выходящим из леса, чтобы попугать людей, научить их уважать природный мир. Другие представляют Велеса путником с длинным посохом, не перестающим покорять мир и узнавать вселенскую мудрость. Третьи уверены, что Велес является босым юношей, весело бегающим от одного селения к другому, даря людям радость и помогая в трудную минуту. Таким образом, для одних Велес является мудрейшим и могущественным богом, постоянно наблюдающим за людьми и указывающим правильную дорогу по жизни, а для других он выступает юным весельчаком, странствующим по миру предаваясь гуляниям и разгулу. Если же говорить об более классическом определении Велеса как бога, его найти просто невозможно из-за огромного разнообразия его ипостасей и воплощений.

Единственное, в чем сходятся все мнения является то, что Велес является самым сильным богом. Его сила заключается не в физической форме или умении побеждать противников, а в понимании мелочности материальных благ перед настоящими чувствами. Только великий и могучий бог знает, насколько важно иметь крепкую семью, верных друзей и хороших знакомых. В это время деньги и украшения постоянно приходят и уходят, не оставляя в сердце приятных воспоминаний или ценного опыта. Также ценится и мудрость Велеса, ведь он давно понял: ошибки не являются грехом, ведь помогают принимать правильные решения в будущем и следовать по правильному направлению в жизни.

Удивительным умением, доступным Велесу, является и способность смотреть в души людей, видеть обман, ложь и самые заветные тайны. Считается, что Велес может даже завладеть человеком, совершить какие-то поступки в его жизни для резкой перемены курса жизни. Впрочем, перемены бывают и нехорошими, ведь бог может вселяться как в хороших людей, направляя их к успехам, достатку и процветанию, так и завладевать дурными людьми, совершая поступки, требующие наказания свыше.

Как праздновать?
Раньше на Велесов День женщинам молодого возраста следовало употреблять густой мед. Это делало имеющихся коров более ласковыми. Также женщинам нужно было бить своих супругов досками для пряжи льна, чтобы привить им недостающую послушность. В жертву приносилось масло из коровьего молока, а по окончанию зачина женщине следовало совершить ритуал «опахивания», чтобы прогнать или отпугнуть «смерть коров». С этой целью выбиралась женщина для выполнения специальных обязанностей. Подобных женщин звали «повещалками». Они должны были с воплями «Ай-яй!» бить по сковородам и выбегать за пределы села. Перед выходом из села повещалки, соблюдая ритуал, строгим тоном запрещали всем представителям мужского пола оставлять свои жилища.

За повещалками за пределы селения выходили другие деревенские женщины, вооруженные метлами и дубинами. За селом повещалка начинала активно рвать свою рубашку, произнесила очень громко клятву, прогоняющую «коровью смерть».

Далее на шею повещалкам надевали хомут и впрягали в соху. Женщины зажигали лучины и опахивали ими все селение не менее трех раз. Очень плохой приметой считалось встретить подобное шествие. Оно предвещало много горя как встретившимся по пути людям, так и животным. Кроме этого, всех встречающихся на пути живых существ женщины сильно били палками. Это делалось для борьбы с «коровьей смертью», притаившейся в обличии встретившегося животного или человека.

Очень давно все, кто попадался повещалке и сельским женщинам в процессе этого ритуала и вовсе забивали насмерть. Но это было не единственной жестокостью, считавшейся нормой в Велесов День. Всех женщин, обвиняемых или подозреваемых в злых поступках или умыслах, садили в мешок с петухом и кошкой, а далее топили или зарывали в землю. Выбраться из этого мешка у женщины не было ни единого шанса. Окончанием обряда служил традиционный «бой» Марены и Велеса. Люди призывали Велеса сбить рог Зимы, а ряженый человек, игравший роль этого бога, выполнял ожидаемое действие, что вызывало восторг публики и служило началом больших гуляний. На подобных торжествах строго запрещалось употреблять мясо коров. Веселое застолье всегда сопровождалось традиционными игрищами, имеющими обрядовый характер.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Славянские Боги » 11 февраля. Велес Сивый Яр (Велес Зимний)