Обжи́нки (Дожи́нки, Успе́ние) — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы, приуроченный к христианскому празднику Успение Пресвятой Богородицы, который отмечается 15 (28) августа. К середине августа заканчивалась жатва хлебов, отсюда и название праздника. Включал в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды», обливания жниц и праздничную трапезу.

Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна.

Другие названия : Дожинки, Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины, «Талака» (белорус.), «Спажá» (белорус.), «Сплине» (белорус.), «Вспленье» (белорус.), Осенины, Земля-именинница, «Plon» (польск.), «Pepek» (польск.) — Пупок, «Święto Matki Boskiej Zielnej» (польск.), «Matka Boska Wniebowzięta» (польск.), «Maria Kořenná na nebe vzeti» (чеш.), Большая пречистая, «Перша Пречиста» (укр.), Успенщина, Успение (христ.). / Википедия /

Август – пора урожая, лето подходит к концу, и нужно собрать дары природы. По всем славянским землям к 9 августа заканчивается жатва. Спожинки - праздник окончания жатвы, обычно отмечается 15 августа, по старорусскому календарю он носит название «серпень». Православные христиане в этот день воспевали Успение Пресвятой Богородицы, или Успение Златогорки. Славянки же проводили древние обряды благодарения Даждьбога, Матери Сырой Земли, воздавали дары Матери всего урожая Макоши, а из последних колосьев, оставшхся на поле, заплетали Велесу, богу домашних животных, бороду в косу. Последний обряд имел особую значимость, и во время его жницы (девушки, которые собирали урожай) поют песню :

«…Уж мы вьём, вьём бороду У Велеса на поле… Завиваем бороду У Велеса да на широком… На ниве великой Да на горе высокой, На земле чернопахотной… Вейся вейся борода Бородушка, вейся Сусек наполняйся!»

После этого женщины, повторяя особое заклинание, возвращали отданную земле силу

«…Нива, нива, отдай мою силу, Я тебя жала, силу теряла, Нива, нива, отдай мою силу, На пест, на колотило, На молотило, да криво веретено.»

Во время пира проводится еще один обряд, посвященный богине Мокоши. Из подручных инструментов и материалов с использованием народной фантазии создается пожинальник, его одевают в праздничный женский наряд, и ставят на стол, якобы она наблюдает за детьми своими, хорошо ли они трудились и достойны ли они награды. Последний обряд проводят сами волхвы (ведуны, люди, с малолетства росшие вместе с учением и знающие все обряды. Как правило, они имели большую власть, чем бояре, к ним прислушивались князья, они лечили недуги наравне со знахарями). Волхвы славят Велеса особыми стихами-заклинаниями, освящают мёд, яблоки, зерно. После этого можно считать что лето ушло, и начинаются осенние хороводы и игрища.

Точная дата Спожинок в разных источниках может варьироваться от 7 до 15 августа, но народный календарь гласит: 7 августа – Праздник Урожая Хлеба 8 августа – Начало жатвы 10 августа – Спожинки. Окончание сенокоса 15 августа – Спожинки. Завершение уборки хлеба.

По старому общерусскому обычаю на поле после окончания жатвы оставляли несколь-ко несрезанных колосьев, которые перевязывали лентой - "завивали бороду" - и приговари-вали:

"Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!"

делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая. перевязанные колосья свивали в венок, пригибали его к земле и слегка присыпали землей; под стебли клали хлеб с солью и, низко кланяясь, скрепляли сделанное словами:

"Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!" (или: "Вот тебе, Илья-борода, на лето уроди нам ржи да овса!").

Последний сноп обычно жали молча. В Костромской губернии у девушек при оконча-нии жатвы принято было жать сноп-молча-нуш-ку, причем считалось, что если в это время сказать хоть слово, жених будет слепой или с другим изъяном.
Последний сжатый сноп в народе называли "именинником" и окружали особым поче-том: наряжали его в сарафан или обвивали ситцевыми платками, после чего с песнями несли на "пир честной", а затем ставили его на тябло (полку для икон), под образа.

Последний сноп овсяной жнивы на Покров скармливали скотине или раздавали по горсточке курам, овцам, свиньям, коровам и лошадям (Костромская губ.). Во многих местах последний сноп сохраня-ли и до Нового года.

Пиршество, непременно устраиваемое в честь окончания урожая, называлось в народе "складчиной" или "братчи-ной", так как устраивали его на собранные со всего села ("со всего мира") деньги и готовили угощение из продуктов, собранных с каждого двора. Одним из главных блюд в этот день считалась пожинальница - яичница, которая обычно готовилась из большого количества яиц.
Тем, кто не успел к сроку окончить жатву, обычно старались помочь, устраивали "вы-жанки" - взаимопомощь при окончании жатвы. О том, что у такого-то тогда-то будет выжан-ка, односельчане оповещались заранее. Женщины обычно охотно собирались на выжанки, "имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ и обеспечить себе подобную же помощь"; работали с песнями и шутками, подбодряя друг друга. Наградой за участие в вы-жанках являлось обычно угощение.

У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени завершались последние сборы урожая, а последний сноп зерновых срезали в полном молчании, чтобы дух поля переселился в него, а его нельзя было беспокоить речью или песней. Оставляли в поле и часть несжатых колосков, чтобы их можно было связать лентой в небольшой пучок, растущий из земли. Он символизировал бороду Велеса – бога земледелия. Он обучал народ, как правильно пахать землю, когда ждать урожая, когда убирать его.

Перед тем, как заплести колосья в ленты, славяне ходили по полю с кувшином зерновых культур, держа его высоко над головой, и пели песню:

Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Велес ущаше праотце наше
Земле раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища.
А цтеть го яко отце божска».

Заплетая ленты в колосья, славяне пели другую песню:

«Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле...
Завиваем бороду
У Велеса да на широком...
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной...
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».

В середину так называемой бороды клали хлеб и соль, а вокруг нее тщательно вырывали сорную траву. Она так и оставалась на поле, а последний сноп забирали с собою. На него надевали женскую одежду и ставили на стол, за которым сидели гости. Вечером устраивался пир, выставлялись на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и каша. Говядину употреблять запрещалось. Еда, мед, яблоки и зерно должны быть освящены. Подавали пироги, начиненные зайчатиной и бараниной, рыбой с лапшой или кашей. Сноп-пожинальник оставался на столе, пока гулянье не подойдет к концу. На праздник устраивались игры, водились хороводы. Так гулял и веселился честной народ.

Ф. М. Истоминым в 1893-м году, в Костромской губернии записана довольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:

«Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин.
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зеленова, братцы, вина!
Нам не дорого, хозяин,
Твое пиво и вино!
Дорога, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят»...

Рябиновые ночи

С этого дня бывают «рябиновые ночи». Интересную запись, сделанную в Полесье о рябиновых ночах, приводит Ч. Петкевич. «Рябиновая ночь бывае меж Пречистыми (15.08—8.09 по ст. стилю) и не дай Боже, штоб она у леси застигла хришчёного человека. Перуны бьють один за одним, страшенный ливень льёт и сховаться некуда, а блискавица блись, да блись, здаётся, что весь свет горит. У эту ночь рябки (рябчики) як поразлетаются по всему лесу, то уже так и живуть по одиночки. За этим-то эта ночь зовётся рябиновая».

Поговорки и приметы

«У по́ли дажы́ночкы, ў до́ми радзи́ночкы» (полес.).
Начало Молодого бабьего лета или лета молодух (настоящее бабье лето начинается с 29 августа (11 сентября) ). Молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое. Молодое бабье лето начинается, солнце засыпается.
С Успенья солнце засыпает.
Успение провожай, осень встречай.
От Троицы до Успения хороводов не водят.
«Прийшла Перша Пречиста — стає дівка речиста» (укр.).
Как после первой, так и после второй Пречистой принято засылать сватов: «Старости на Пречисту — в хаті речисто» (укр.). Пришла Пречистая — сватов несёт нечистая (укр.).
До Успенья пахать — лишнюю копну нажать.
На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.
В осень и у воробья пиво.
«Спажá — хлеба дзяжа» (белорус.).
«Пéрша жито засіває, а Друга тому помагає» (укр.).
«Пéрша Пречиста жито засіває, Друга — дощем поливáє, Третя — снíгом укриває» (укр.).
В Успеньев день, в тёплую погоду, считается большим грехом ходить босиком (север.).
Озимь сей за три дня до успения и три дня после успения (южн.).

Иные обряды

В этот день святили жито и всё что растёт на поле, а также цветы.

Большим событием в жизни крестьянской молодежи Тамбовской и Рязанской губерний было одевание на Успение первой понёвы девушкам 14—15-летнего возраста. Для этого ритуала было всего три праздника в году: Пасха, Семик-Троица и Успение. Одевание первой понёвы на Пасху и Троицу давало возможность понёвницам участвовать в весенних и летних девичьих хороводах, одевание понёвы на Успение — в молодёжных осенних посиделках.

В Полесье «на дожынки подают четверть водки и петуха; или петуха, яичницу, рыбу и поросёнка; петух должен быть подан обязательно». В священном городе балтийских славян Арконе на дожинки делался огромный пирог, и перед застольем жрец прятался за него и спрашивал у собравшихся — видят ли его и, услышав, что не видят, желал всем, чтобы на следующий год они также не смогли его видеть за урожаем хлеба.

В Обжинки же, как в весенние вечера, собирались парни и девушки под открытым небом. Тут забавы и игры, пение песен и пляска под музыку. На Обжинки нередко собирались пожилые, чтобы «полюбоваться юной резвостию»; молодые женщины приходили украдкой, чтобы повеселиться и погоревать о своей неволе.

В некоторых местах в эти «осенины» отправлялись поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу или иные поминальные дни.

Праздничные пироги

На Спожинки, – там, где к этому времени заканчивается жатва, – по деревням устраивают «мирскую складчину», варят «братское пиво» и пекут праздничные пироги из новой муки. На пирушки созываются все родные и добрые соседи – «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день колют купленого на мирские деньги барана. С этого дня вновь начинают водить хороводы.

Рецепт домашнего хлеба

ЗАКВАСКА: 1 стакан сухих шишек хмеля заливаем 2 стаканами воды и кипятим час-полтора (до уменьшения объёма жидкости вдвое). Затем процеживаем, остужаем и добавляем, перемешивая, 1 столовую ложку мёда (или сахара) и муки до густоты сметаны. Накрываем посуду с закваской, но не герметично. Ставим полученный сосуд в тёплое место на 8 – 10 часов. Лучше за закваской следить, а то она легко может “убежать”, если место, в котором она будет стоять, окажется достаточно тёплым. Когда закваска готова, она вся в мелких пузырьках и можно делать из неё опару.
ОПАРА: Полученную всю закваску перемешиваем, добавляем 1 стакан тёплой воды (лучше колодезной или родниковой), 1 столовую ложку мёда (сахара) и муки до густоты сметаны. Перемешиваем и снова ставим в тепло на 8 – 10 часов. После того, как опара достаточно интенсивно забродит, её можно поделить пополам. Одну половину – поставить в холодильник для следующего раза, а вторую использовать для замеса теста.
ТЕСТО: Половина опары, 1 литр тёплой воды, 1 столовая ложка мёда (сахара), 1,5 столовые ложки соли, 3 – 4 столовые ложки масла – всё перемешиваем и добавляем муку до теста густого, как для пельменей. Выстаиваем полученное тесто в тепле 8 – 10 часов. После того, как тесто поднялось, формируем из него булки, выкладываем их на смазанный маслом противень, даём ему подойти 1 – 2 часа, и выпекаем при 180 – 200 градусах 1 час.
Использовать лучше посуду, размер которой предусматривает возможность тесту увеличиваться в объёме раза в 3 – 4.
В тесто при замесе можно добавить подсолнечные, льняные, кунжутные или ещё какие-то семечки – хлеб получится ещё вкуснее!

Рецепт домашнего пива

Вот один из старинных рецептов домашнего пива. «Возьми самого хорошаго ячменю две с половиною четверти (ок. 20 пудов); вывей оной чисто, обрости исподволь в солод (то есть дай прорасти этому зерну), чтобы не перегорел (то есть не допусти самовозгорания прорастающего зерна) и высуша вывей и смели. Смолотой солод, положа в чан, налей теплою водою так, чтобы весло свободно могло ходить в чане. Держи оное полусуток. Потом, переложив в спустник, наливай кипятком. Между тем, взявши десять фунтов (ок. 4 кг.) хорошего хмелю, налей горячею водою и держи полусуток (отдельно). Сусло спустя (из спустника), вылей в котел и вари с хмелем до тех пор, покамест весь хмель потонет. Потом, выливши в чан, мешай как можно чаще; и, как простынет, то заделай «приголовок» следующим образом: отнявши (из чана) ушат сусла, простуди, чтобы оно было, как парное молоко; положи полкружки хороших дрожжей. И как скоро закиснет, то, положа сей приголовок в сусло, покрой крепко. Потом, когда станет подниматься хмель в верх, то каждые полчаса (надо) мешать веслом; и продолжать оное до суток (!). Потом весь хмель решетом сними, не выжимая из него (из пива) дрожжей; и как пиво простынет, и дрожжи падут на низ, то сливай в бочки как можно чище. Потом в каждую бочку положи по одному фунту сырого хмеля, по одной кружке отъемного вина и по три фунта белой патоки (то есть меда). Закупоря бочку, замажь глиною и поставь на лед».
Теперь пиво должно выстоять, ибо незрелое пиво приводило к болезням. Конечно, крестьяне варили пиво более простым способом, но основа рецепта была одна и та же.

След. день за Спожинками - Тре́тий Спа́с (Ореховый, Хлебный Спас) — день народного календаря, отмечаемый 16 (29) августа. В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом этого дня.