Зимние народные праздники у славян
Январские народные праздники у славян
Студич, сечен, просинец, стужайло. Укр. – січень, студень, сніговик, тріскун, вогневик, льодовик, щипун, лютовій.
1 января (01.01/14.01)
Авсень, Василь-день. Утром проводится обряд «посевания», чтобы в наступившем году был добрый урожай и достаток. C 1-го января начинаются Страшные вечера – на Василь-вечер ведьмы скрадывают месяц.
2 января (02.01/15.01)
День Кура и Курки, Селиверстов день. «Святой Сильверст гонит лихоманок-сестёр за семьдесят семь верст». Не только на земле зимой студено-морозно, но и под землею: выгоняет мороз лихих сестёр из самого ада.
3 января (03.01/16.01)
Доильница, Пророк Малахия. В этот день лечили (отчитывали) припадочных, скаженных. Считалось, что если на Малахию можно из человека выгнать нечистую силу, то с особой силой она нападает на скотину.
4 января (04.01/17.01)
Изгнание нечистого, Феклист. Считалось, что в этот день нечистая сила возвращается в свои владенья, стараясь напоследок натворить как можно больше бед. В этот день по обычаю гнали чёрта из деревни.
5 января (05.01/18.01)
Водяная коляда, Крещенский сочельник. Последний день Коляд. Ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят. Медвежьей лапой во всякое окошко стучат. Последние святочные гадания.
6 января (06.01/19.01)
Водокрещи, Крещение. Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Освящённую воду бережно приносят в дом. Все ею омываются, питаются, очищаются и орошаются.
7 января (07.01/20.01)
Свадебник, Бражник, Иоанн Креститель. Начало малой свадебной поры. От Крещения до Масленицы – время свадеб. К родителям невесты засылают сватов и играют свадьбы.
8 января (08.01/21.01)
Отдание Святок, Емельян зимний. В Белоруссии говорили: «До обеда Коляда» – окончательно прощались со Святками. До обеда не работали, а после обеда уже брались за отложенные занятия.
9 января (09.01/22.01)
Скрута будняя, Филипп. Будни подкатились. В этот день принято было в банях омываться. Недаром говорили: «в деревнях печи топятся, в банях девки моются, а в добрых людях силы копятся».
10 января (10.01/23.01)
Летоуказатель, Григорий. Примечают, какое лето будет: засушливое или дождливое. Выходят в этот день смотреть на сенные стога и хлебные скирды и если заметят, что на них есть иней, то лето наступит серое и мокрое.
11 января (11.01/24.01)
Весняк, Худосей, Федосей. Оттепели никак не ко времени: «Коли в январе март, бойся в марте января». Дальний путь в этот день заказан. Мороз худ, готовит хлуд. В этом морозе – пагуба силы неведомой.
12 января (12.01/25.01)
Бабий кут, Татьянин день. Бабий кут – место у печи, где стояла утварь домашняя. Коли девушка хотела поскорее к парню в дом войти, она должна была незаметно оставить в бабьем куту, в избе у парня, шесточную ометалочку.
13 января (13.01/26.01)
Ерёма на печи, Ермил. Коли неможется, тянет и крутит и боль в ногах, то погляди – где кошка любит лежать? Ступи на то место. Не сходи подольше. Говорили: «Ерёма на печи, а кошка в печурке».
14 января (14.01/27.01)
Обряд скотины, Нина. Корову «ладили», о домашней скотинке думали. Выбрасывали из-под коровы навоз. Стлали золотистую солому. Коровушка тяжелее ходила – скоро отёл.
15 января (15.01/28.01)
Павел – дня прибавил. Павел взмок – дня приволок. Коли ветер, будет год сырой. Звёздная ночь с этого дня на следующий – к урожаю льна.
16 января (16.01/29.01)
Полукорм, Пётр. На день Петра-полукорма выходят осматривать сенники и амбары. В сенниках, осматривая сено и солому, замечают, сколько вышло корму для скотины и сколько его осталось до весны.
17 января (17.01/30.01)
Перезимник, Антон. Перезимник – обнадёжит, обтеплит, а потом обманет – всё морозом стянет. «Обнадежит Антон теплом на один день», ибо «Хитёр Антон со всех сторон».
18 января (18.01/31.01)
Ломонос, «Изгнание ведьм», Афанасий. На Афанасия-ломоноса знахари ведьм со Святой Руси гонят. Только на афанасьевские морозы можно изгнать ведьм.
19 января (19.01/01.02)
Макар валенком раздувает самовар, Макарьев день. Макаром в старину прозывали мужичка, что слыл пройдохой и плутом. Мол, он душой не худ, а просто плут. Но вот чаёк с ним попить – одно удовольствие! Поутру – лечебный чай.
20 января (20.01/02.02)
Ефим, Ефимкины недели. На Ефима – тут уж девкам неймётся, узнать торопятся: «Какова сударыня Маслена будет? А старики подначивали: «Налетели с утра метели – быть Маслене метельной».
21 января (21.01/03.02)
Утешитель, Максим. Если в жизни что-то не ладилось, муж и жена выходили с крыльца, взявшись за руки, подходили к яблоне и отряхивали снег-иней неразведенными руками – на счастье.
22 января (22.01/04.02)
Полузимник, Тимофей. О нынешней стуже месяцесловы загодя предупреждали: «Не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты погоди, дождись Тимофея-полузимника». С ветром стужа – что есть хуже, чем позимы!
23 января (23.01/05.02)
Полухлебник, Агафий. На Агафия забота: «Надобно еще раз закрома оглядеть. Запасы хлебные пить-есть не просят. Но коли за ними не доглядишь оком, то заплатишь боком».
24 января (24.01/06.02)
Весноуказник, Аксинья. Этот день называли – весноуказник, потому что «Какова Аксинья – такова и весна», то есть если на Аксинью хорошая погода, то и весна будет красная.
25 января (25.01/07.02)
Зимоуказчик, Григорий Богослов. Этот день – зимоуказчик следующего года. Каков день с утра, такова будет первая половина следующей зимы. А погода с полудня до вечера предвещает вторую её половину.
26 января (26.01/08.02)
Заметуха, Федор Студит – землю студит. Кольнёт мороз и отскочит, затаится в крепях таежных за колодиной, в поле за сугробами. Воет по-волчьи ветер, шатая деревья перелеска, мигают в острастку колючим блеском звёзды.
27 января (27.01/09.02)
Златоустьев огонь, Иоанн Златоуст. Наслушивают огонь. Если в этот день без разбора знобит, в квашне спорынью унимает, то большуха русскую печь топит так, чтобы, когда поленья огнём занимаются, золотым бы устье печи казалось.
28 января (28.01/10.02)
Кудесы домового, Ефрем Сирин. Кудесы – день угощения домового. Домовой обычно это рачительный, заботливый дух («хозяин»), помогающий трудолюбивой, дружной семье. Но в этот день буйствует и проказничает.
29 января (29.01/11.02)
Морозобитная былинка, Герасим. По народному поверью, ведьмы устраивают в этот день пережины, заломы сухой травы, снегом незанесённой. Потому старики ходили в поле смотреть: не наследили там, случаем, нечистые?
30 января (30.01/12.02)
Звериный свадебник, Три Святителя. В это глухое зимнее время в лесу идут яростные схватки на выносливость, за право владеть лесными крепями. Звериный род берёт рост.
31 января (31.01/13.02)
Коник, Никита Новгородский. Конёк над избой – охлупень, оберегающий избу, мол, лешим облюбован. Оседлает леший конька – и шатнётся изба, худые ветра подступят ко крыльцу. Потому забота у Никиты за коньком приглядеть.
Февральские народные праздники у славян
Ледич, сеченъ, снежень, бокогрей. Укр. – лютий, крутень, зимобор, криводорiг, казибрiд, межень.
1 февраля (01.02/14.02)
Мышиное заклятье, Звездопад-перезимник, Трифон. На Трифона заговаривают мышей, чтобы уходили из избы и амбаров. Ночью звёзды ожигают. Человека, глядевшего в эту полночь на звёзды, потом трясучка изводила.
2 февраля (02.02/15.02)
Громница, Сретение. Сустретьев день – зима с весною встретилась. Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет.
3 февраля (03.02/16.02)
Починки, Семён и Анна. Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря.
4 февраля (04.02/17.02)
Студёный день, Никола Студеный. Редкий год на Руси этот день обходится без морозов. На Студеного Николу снегу навалит гору. Никола студеный – волчий сват, маковый закат.
5 февраля (05.02/18.02)
Коровница, Коровья смерть, Агафья. Селяне поминают в этот день отошедших в иной мир отцов-праотцев, дедов-прадедов. Заботы этого дня – пуще глаза беречь коровку-кормилицу, присматривать, стеречь от пришлых людей.
6 февраля (06.02/19.02)
Телятник, Вукола. На Вуколу – начало весеннего отёла коров. Теплое сытное пойло корове не раз на день надобно принести, ей ведь ещё и телёнка кормить. А тот уже играет, к вымени тянется.
7 февраля (07.02/20.02)
Могущница, Лука. На счастье и в раздачу нищим выпекались пироги с луком. Этот день был верховым для приготовления отваров и настоев из могущницы.
8 февраля (08.02/21.02)
Именины серпа, Захар Серповидец. Кузнечный молот праздновал вместе с серпом очередную веху крестьянского годового круга. «Не обрежёшь вовремя серпа, не нажнешь в поле снопа». Поновить насечку – работа ответственная.
9 февраля (09.02/22.02)
Лапотник, Никифоры-Панкраты. Теперь сильный мороз бывает чаще лишь ночью, говорили: «Февраль воду подпустит, март подберёт». Перевалила зима, поэтому: «Не всяк Панкрат хлебом богат», но «Наш Панкрат лаптями богат».
10 февраля (10.02/23.02)
Зимоох, Прохор, Харлампий. На Прохора и зимушка-зима заохает. Пришёл Прохор – и весна заглянула на двор, поворот к теплу. Святой угодник Харлампий почитается покровителем чиновников.
Суббота перед 11 февраля
Масленичные деды, Сретенские деды. Поминают всех умерших предков. Как и на иные Родительские дни, на Масленичные за поминальным ужином собирается вся семья.
11 февраля (11.02/24.02)
Велесов день, Скотий бог – сшиби с зимы рог, Власий. Большой праздник. Устраивалось молебствие, во время которого освящались караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливали этот хлеб скоту. Первое молоко и масло.
11-20 февраля
Масленица, Сырная неделя. Раньше, по-видимому, праздник начинался на день Велеса. Это был праздник молочных продуктов и первой встречи весны. Оканчивалась Масленица до «Весновея» «Кислых девок».
12 февраля (12.02/25.02)
Семеннóе, Алексей рыбный. Хозяева в течение трёх дней выставляли зерно на утренний мороз. Крестьяне знали, что тронутое холодом, оно лучше по весне взойдёт. Также зарили пряжу – стлали на наст выбеливать.
13 февраля (13.02/26.02)
Окликание звёзд, Светланы. Наши предки окликали звёзды, окликали умерших родных и близких, глядя подолгу в небо. Они верили, что если окликать звезды, глазам от чистого сияния Божьих очей прибудет зоркости.
14 февраля (14.02/27.02)
Бабьи взбрыксы, Кирилл-весноуказчик. Мужья готовят для жён пиво. Воду берут из семи святых источников, смешивают её с местной водой и в золотой ступе толкут серебряным пестом. Такое Пиво, жёны относят повитухам.
15 февраля (15.02/28.02)
Овчар, Онисим. Зима становится безрогой. В этот день зима с весной начинают борьбу: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть».
16 февраля (16.02/01.03)
Маремьяна-кикимора. Кикимора представлялась в народе по-разному: как хозяйка избы, как жена домового или лешего, в виде уродливой старухи маленького роста или девки с длинными черными волосами.
17 февраля (17.02/02.03)
Федор Тирон. Феодор Тирон – устраняет раскачку устоев. Феодору Тирону молились о защите от злодеев. В сказаниях каликов перехожих «Хвёдор Тырянин» напоминает русского былинного богатыря.
18 февраля (18.02/03.03)
Овсянка, Лев. Ярило птице овсянке наказ давал – пора начинать петь: «Покинь сани, покинь сани!» Пекли в деревнях в этот день овсянички – пирожки из овсяной муки.
19 февраля (19.02/04.03)
Вешние обереги, Филимон. Обычай в этот день – делиться хлебом с соседями, с сиротами и вдовами. Оставь хлеб позади себя, предложи хлеб нуждающемуся, и этот хлеб, придёт время, сторицей возвернётся.
20 февраля (20.02/05.03)
Катальщик, Лев Катанский. Советовали ребятне накататься досыта. В этот день нельзя глядеть на падающие звезды с неба: «Худая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду».
21 февраля (21.02/06.03)
Весновей, Тимофей. Каков Тимофей – такова и весна. Весновей теплом веет, стариков греет: если в этот день была солнечная погода, старики выходили на завалинку, грелись на солнышке, разговоры вели.
22 февраля (22.02/07.03)
Наст – на добро горазд, Маврикий. Пока крепок наст – удержать сани горазд, поспешали крестьяне с дальних полей оставшееся сено вывезти, из лесу – дрова, да проверить силки-капканы.
23 февраля (23.02/08.03)
Кислые девки, Поликарп. Да и как тут кислой не станешь, когда старые люди подначивают: «Убирай, девка, сундуки, закрывай наряды.» Коли до масленой свадьба не сыграна – сиди до весенних хороводов.
24 февраля (24.02/09.03)
День птиц, Обретение. На Обретенье – птичье потенье, гнёзд обретенье. Зимующие птицы начинают готовить гнёзда, а перелётные готовятся к возвращению домой из Вирия (тёплых мест).
25 февраля (25.02/10.03)
Кумошник, Тарас-безсонный. Если полдень тянет ко сну – к болезни. Хоть по стенке ходи, а днём спать погоди. Бытовало поверье о кумохе, которая так и норовила ухватить сытый кусочек от здоровья человека.
26 февраля (26.02/11.03)
Порфирий поздний. Рано затает – долго не растает. Поверье об этом дне такое: дело молодое – обнадейчивое, как и ранняя весна, непрочное. А вот поживёшь, дело в руки возьмёшь – и дастся жизнь тебе.
27 февраля (27.02/12.03)
Дорогорушитель, Прокоп перезимный. Нельзя было в этот день выезжать из дому, не приложив ухо к земле. Надо было сперва убедиться: надежна ли снеговая дорога. И только после этого справлять хозяйские заботы.
28 февраля (28.02/13.03)
Капельник, Василий Исповедник. В этот день бывает капель. Ледяная наковаленка, как колокол: на всю округу слышно: «Дон-динь!» Звонкие капели. Протальник ломает зиму. Воздух в солнечные дни целебен.
29 февраля (29.02/29.02)
Корыстник, Касьян-високос. Касьянов день занимает особое место в народном календаре: это самый страшный день, находящийся во власти злопамятного святого. Исстари заведено на Руси считать високосный год опасным.
Весенние народные праздники у славян
Мартовские народные праздники у славян
Лютич, березозол, сухий, протальник, капельник, зимобор. Укр. – березень, запалі сніги, з гір потоки, соковик, марец.
1 марта
(16.02/01.03)
Ярило с вилами, Новый Год Света. Когда мартовские лучи солнца, как воткнутые в землю золотые спицы, сияли в полях, крестьяне говорили: «Ярило вздевает зиму на вилы».
1 марта (01.03/14.03)
Весновка, Евдокия-плющиха Весновка весну сряжает, – говорят в народе, справляющем в день «Евдокеи – подмочи порог» первую встречу весны. Евдокея красна – и весна красна. Первые «Заклички» весны.
2 марта (02.03/15.03)
Ветронос, Федот вешний. По этому дню судят о предстоящем лете: холодный день – лето будет не жарким, а дождь обещает мокрое лето. День обычно ветренный. «У Федота ветра, метели – бабам затеи.»
3 марта (03.03/16.03)
Евтропий – снег топит. В древности был такой обряд: крестьяне поле крест-накрест проходили. Этим они напоминали солнцу, что недосуг отдыхать, надобно, мол, снежицей поле поить.
4 марта (04.03/17.03)
Грачевники, Кикиморы. По наблюдениям поселян известно, что в этот день прилетают с тёплых стран на русскую землю грачи, первые весенние птицы. Если грачи прилетят прямо на гнездо, то весна будет дружная.
5 марта (05.03/18.03)
Огородник. Конон-градарь: «Хотя бы в день Конона-градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр.» Пришла пора гряды назмить, навозом землю кормить.
6 марта (06.03/19.03)
Константиновы круги. В этот день бабы и мужики обходят колодцы кругами, чтобы те горькими стоками не полнились, чтобы подземную водицу подпустили добрую.
9 марта
(09.03/22.03)
Жаворонки, Заклички Весны. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт. В этот день вторые «Заклички» весны.
13 марта (13.03/26.03)
Медведь потягивается, Никифор. На Никифора – медведь в берлоге потягивается. С косогоров снег в низины сходит. Вот уже и логово космача вода вешняя обступила.
14 марта (14.03/27.03)
Скотник, Федор. На это весеннее время приходится линька скотины. Обновляется волосяной покров у лошадей, у коров. Бери голик – коровий бок поскреби.
15 марта (15.03/28.03)
Лесное ухожье, Никандр. Зимой волчья стая близко подходила к крестьянскому двору. Но теперь логово пришла пора волчице в глухих непроходимых лесных ухожьях устраивать, щениться, потомство оберегать.
16 марта (16.03/29.03)
Тележный день, Савин. До большой воды надобно было снарядить телегу. Надобно было и колёса крепить, и оглобли ладить. Первой снаряжалась к полям телега-навозница.
17 марта (17.03/30.03)
Позимный, Алексей – человек Божий. В этот день местами не работали. Устраивали проводы зимы с угощением жёниной родни. Полагалось пить праздничное питье – медово-берёзовый взвар. На Алексея нельзя садиться в сани.
18 марта (18.03/31.03)
В облаках март, Трофим-Евкарп. Кирилл – дери полоз. Около этого времени дороги портятся, ездить на санях становится трудно. На Трофима-Евкарпа сзади и спереди – зима.
19 марта (19.03/01.04)
Грязные пролубницы, Дарья – засори пролуби. Тают снега, проруби мутятся. С Дарьи холсты белят. Если вешняя вода на Дарью идёт с шумом – травы хорошие бывают. Какова погода в этот день, такова и на «Журавлиный лёт» (18 сентября).
20 марта (07.03/20.03)
Северный капельник, «Раўнадзенства», Василий. «Зима убегает тёмными ночами». Видимо, неспроста откуда-то задувать стало на чердаке, петь по-худому в печном столбе. Надобно было подумать о добром духе дома.
20 марта (20.03/02.04)
Колодезница, Фотиньи позимные. Старые люди отмечали, что вода, почерпнутая в этот день из колодца, обладает необычной силой – она пробуждается сама и вбирает в себя всю мощь весеннего воздуха, света.
21 марта (08.03/21.03)
Вербоносица, «Раўнадзенства», Лазарь и Афанасий. Праздник Вербоносицы – этот день в деревнях посвящали тому, что бы набраться у вербы чистоты, красоты, здоровья и целомудрия.
21 марта (21.03/03.04)
Дери полоз, Фома лихорадки гонит. Предел зимним забавам детворы, катанью с гор, крутых берегов на реку. Санки с вечера прятались, наутро будет меньше слёз: реви не реви – катаник твою утеху унёс!
22 марта (09.03/22.03)
Сóроки, Кулики. На Сóроки хозяйки пекут из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сóроки святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко.
22 марта (22.03/04.04)
Солнечник, Василий-капельник. Пекли в этот день калачи. И все домочадцы, пока по калачу за столом не съедят, других угощений не должны были трогать. Девицы песни-веснянки поют.
23 марта (10.03/23.03)
Вешней воды указательница, Василиса. У Василисы – весенние заботы. Отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла. С этого дня ждут первую весеннюю грозу.
23 марта (23.03/05.04)
Зяблик прилетает, Никон. Прилёт зябликов. Зазывали птиц ко крыльцу, потчевали крошками, зёрнышками, льняным семенем. Это был день «генеральной уборки» в доме и в саду.
24 марта (11.03/24.03)
Заря-кукушка, Ефим. Всполашивается зорька утренняя, кукушкой голос подаёт. И порой день этот оборачивается кукушкиными слезами.
24 марта (24.03/06.04)
Комоедица, Захарово очищение. Праздник пробуждающегося медведя и лешего. В этот день крестьяне порядок в доме наводят, очищают избу и двор от нечисти.
Пятница перед 25 марта
Весенняя Макошь, Благовещенская Пятница. Благовещенская пятница охраняет отмечающего её, по завету старых людей, человека «от скудности, от бедности, от найвеликаго недостатку».
25 марта (12.03/ 25.03)
Проломи наст, Феофан, Григорий. В этот день привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным да конопляным семенем. Задумывали крестьяне на обильный урожай, на крепкие холсты.
25 марта (25.03/ 07.04)
Зимобор, Весна, Благовещенье. На Благовещенье весна зиму поборола. Самый большой у бога праздник. Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год.
25 марта
Великдень, Пасха. Пасха считается христианским праздником. Однако на него приходится много народных обрядов и традиций, явно ещё с дохристианских времён. Некоторые традиции похожи на «благовещенские».
26 марта (26.03/ 08.04)
Благовест, Гавриил. Благовестник может оповестить о себе громом или молнией-блискавкою: наши предки считали, что пробуждение природы начинается тогда, когда впервые прогремит гром.
27 марта (27.03/ 09.04)
Настовица, Матрёна. Настовица-птица, так называли чибиса. Матрёну называют полурепницей оттого, «что поселяне отбирают годные репы для семян, что и составляет у них отдельную, неприкосновенную половину».
28 марта (28.03/ 10.04)
Мать-и-мачеха, Иларион. Мать-и-мачеха – дарует этот цветок всем на свете материнскую заботу, всем щедро отдаёт своё тепло. Обязательно благоухал в этот день в домах чай из золотистых цветов.
29 марта (29.03/ 11.04)
Берещенье, Кирилл. Берестить – это обвивать, связывать берестою. «В огне крещается, берестой повивается», – сказано о горшке, самой древней посуде наших предков. В этот день слушали берёзы.
30 марта (30.03/ 12.04)
«Проказы домового», Иоанн Лествичник. Чтобы небесные дожди на землю сошли, чтобы зелёные ростки скорее ввысь поднимались, кланялись Лествичнику крестьяне. «На Иоанна Лествичника домовой бесится».
31 марта (31.03/ 13.04)
Огнище, Канун пролетья, Ипатий Чудотворец. В этот день наши предки чествовали огнище, вспоминая с благодарностью и любовью своих предков, сумевших найти и обжить это место. Домовые особенно «расходятся» в этот день.
Апрельские народные праздники у славян
Белояр, цветен, березень, березозол, снегогон, водолей, ручейник. Укр. – квітень, краснець, лукавець, дзюрчальник.
1 апреля (01.04/14.04)
Пробуждение Домового, Марья – зажги снега. День пробуждения домового. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. Первая встреча пролетья.
2 апреля (02.04/15.04)
Безхлебица, Тит и Поликарп. Ворона каркала-каркала – да Поликарпов день мужику и накаркала. К этому дню порой заканчивались запасы хлеба – главного крестьянского продукта.
3 апреля (03.04/16.04)
Пробуждение Водяного, Никита-водопол. Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку.
4 апреля (04.04/17.04)
Смотрины ольховые, Песнопевец, Осип. На Осипа начинает звучать голосок сверчка. Шли глядеть за деревню, как ольха зацветает. Крестьяне, у которых пчёлы были, смекали: «Не пора ли ульи доставать, коли ольха сильно цветёт?»
5 апреля (05.04/18.04)
Тёплый ветер, Федул тёплый. С нетерпением ждут в деревнях этого дня, чтобы растворить оконницу. Ждали Федула, до него никак нельзя. Раньше Федула кто оконницу отворил – тот ненастью угодил.
6 апреля (06.04/19.04)
День тихий, Евтихий, Ерёма-пролетний. Когда выдавался тихий день, то крестьяне примечали: «Это – к урожаю ранних яровых». А когда Евтихий разъярится, ветром бьёт, то уже крестьяне горевали: «Колос собьёт».
7 апреля (07.04/20.04)
Пробуждение русалок, Акулина. Не одни мы на земле живем, дышим, растём. По весне не только над землей поднимается влага, и в самой воде начинается движение. И у рыб, и у водорослей, и у тварей неведомых.
8 апреля (08.04/21.04)
Встреча Солнца с Месяцем, Родион-ледолом. Встреча солнца с месяцем. Согласно древним сказаниям, солнце да месяц ещё по осени с первых морозцев расходятся. Одному – на запад спешить надо, другому – на восток.
9 апреля (09.04/22.04)
Отмыкание родников и ключей, Вадим. Издревле в этот день обходили родники и ключи, которые были заповеданы родителями. Всякое семейство ходило навещать свой источник, чтобы почистить его, отомкнуть.
10 апреля (10.04/23.04)
День солнцезахода, Терентий Маревный. Если солнце в туманной дымке – будет год хлебородный, а если яро на землю скатится, то перепахивать землю и бросать в неё семя сызнова. В иных местах судят по восходу.
11 апреля (11.04/24.04)
Половод, Водогон, Антип. «Антип воду распустил», вскрытие рек к этому дню обещало хороший урожай, но если «На Антипа воды не вскрылись – лето плохим предстоит». Антип-половод – целитель зубной боли.
12 апреля (12.04/25.04)
Парник, Комоедицы, Василий-парильщик. В этот день медведь выходит из берлоги и прячется в кустах. Просыпается леший. Главное у него дело – будить деревья от зимней спячки.
13 апреля (13.04/26.04)
Заячьи именины, Медуница, Фомаида. Чествовался заяц – «через дорогу прядыш». У ушастых именины – зайчихи дали приплод. В это время цветёт медуница, а тут и шмели зашумели.
14 апреля (14.04/27.04)
Вороний праздник, Лисогон, Мартын. В этот день ворон купает своих детей и отпускает «в отдел, на особое семейное житье». На Мартына переселение лисиц со старых в новые норы.
15 апреля (15.04/28.04)
Пчела – Божья угодница, Пудов день, «Святы Андрэй». На день святого Пуда вынимай пчёл из-под спуда. В день Пуда изгоняют смерть, окликают дождь. Целебные настои готовили в старину из почек калины и рябины.
16 апреля (16.04/29.04)
Урви берега, Арина-рассадница. Подмывает водой берега. У мельников забота – не разнесло бы запруду. А у баб своё дело – готовить семена на рассаду, высевать в ящики капусту, огурцы.
17 апреля (17.04/30.04)
Открытие ульев, Зосима-пчёльник, Андрианова ночь. В этот день ульи выносят из омшаника на вольный воздух, осматриваются и открываются. С колод и бортей снимают зимнее утепление. В ночь на 17 апреля гадают на конопле.
18 апреля (18.04/01.05)
Огородник, Козьма. Огородник в дверь постучал, копать гряды позвал. На Козьму – сей морковь и свеклу. По народному поверью, радеет Козьма о животе, то есть о здоровье и о жизни крестьянина.
19 апреля (19.04/02.05)
Весне новина, Иоанн-ветхопещерник. В этот день ударяют бабы челом весне, кланяются, ей холстиною, одевают в новину. Обратясь лицом к восходу солнечному, выкликали: «Матушка-весна, вот тебе новая новинка!».
20 апреля (20.04/03.05)
Родовые угорья, Фёдор. Одно из преданий гласит, что на Угорье на заре земля открывается, и летят души пращуров в тончайших золотистых оболочках к родовым гнёздам, к родным домам, навещают близких.
21 апреля (21.04/04.05)
Проклятие нечести, Януар и Прокл. В этот день проклинают нечистую силу, заковывающую тепло в ледяные оковы и опутывающую свет солнечный тьмою-сумраком.
22 апреля (22.04/05.05)
Лельник, Лука. В народных песнях и обрядах Леля является персонажем женского рода, а основными участниками, посвященного ему праздника были девушки. Леля – дочь Лады.
23 апреля (23.04/06.05)
Отмыкание земли, Егорий вешний, Зелёный Егор. В этот день Егорий «отмыкает» Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. Кое-где это четвёртый по значимости праздник после Рождества, Масляницы и Купалы.
с 23 апреля
Радоницкая неделя, Фомина неделя. «На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется». Также эти дни слывут свадебными, брачную радость несущими любящимся молодым сердцам.
23 апреля (23.04/06.05)
Красная горка на Егория. Молодцы удальцы!.. Ярило на поле зовёт – Красну Горку справлять, песни играть, хороводы водить, просо сеять, плетень заплетать… Девицы красавицы!.. Ярило зовёт – бегите невеститься…
24 апреля
Навий день, Радоница. В этот день на погостах-кладбищах идёт «радованье» покойников. Туда, под сень безымянных крестов, сходятся потерявшие детей матери, вдовы и сироты.
24 апреля (24.04/07.05)
Овсы отсей, Елизавета, Евсей. В этот день гнуло к земле, к человеку маета приставала. Девятая Елизавета помогала от тяжести избавиться. Сеют овёс.
25 апреля (25.04/08.05)
Ключник, Марк. Святого Марка в народе называют иногда ключником, ибо верят, что он владеет ключами от дождей. Поэтому в этот день особенно молятся и просят о ниспослании так необходимого сильного дождя.
26 апреля (26.04/09.05)
Горошница, Глафира. В этот день следовало вспомнить, что пора горох сеять. К нему на Руси издавна большое почтение. Летом – и малому, и старому сладок, зимой – горох да каша, и весна – наша.
27 апреля (27.04/10.05)
Ранопашец, Степан. Крестьянин брал землю в горсть, крепко сжимал, выпускал, и если земля при падении рассыпалась, то это означало, что она готова к пахоте, если оставалась в комке – пахать ещё рано.
28 апреля (28.04/11.05)
Тепляк-здоровяк, Евсей – овсы сей. Как только начинает тянуть южным ветерком, деревенские знахарки собирают берёзовый сок и пользуют этим весенним снадобьем маящихся неотвязной лихорадкою. Время сеять овёс.
Пятница перед 29 апреля
Вознесенская Пятница. «Кто сию пятницу постится, тот человек от нападения вражия сохранён будет и бесовские силы. Кто в пяток перед вознесением постится, от потопления в воде сохранится.»
29 апреля
Вознесение. Дошла весна до красна до Вознесения – тут ей и конец. С Вознесеньева дня весна пóтом умывается, честному Семику кланяется. Как и на Егорьев день, считают, что вознесенская роса – целебная.
29 апреля (29.04/12.05)
День целителей, Мемнон – девять напастей вон. В это страдное время крестьяне были исполнены думами не только о пахоте и севе, но и сохранении душевного здоровья. Девять напастей в этот день брали верх над торопящейся душой.
30 апреля (30.04/13.05)
Тёплый день, Яков-звездоночный. По всем старинным приметам, в дальний путь в этот день не выезжают – после вчерашнего всяческие напасти деревню оставили и ходят-бродят они ослабшие, тощие, заморенные, по близким дорогам.