ЛОЖЕСНА – женская утроба, матка.
ЛОКОТЬ – русская мера длины, равная двум пядям (см. ПЯДЬ). Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба, поэтому размер ЛОКТЯ мог колебаться в пределах нескольких см. Сохранилась поговорка: «Сам с ноготок, а борода с локоток».
ЛУГА ВЕЛЕСОВЫ (ЗАКРАДНЫЕ) – Навь, Мир Мёртвых, Закрадный (Загробный) Мир, Иное.
ЛУННИЦА (ЛУНИЦА) – в Русско-Славянском Родноверии один из основных женских символов, изображаемый в виде Месяца, иногда с шариками– капельками на концах, обращённых вниз.
ЛЮБИНЫ – любовное соитие.
ЛЮБОМУДРИЕ – любовь к Мудрости, Философия.
ЛЮБЫ – любовь, привязанность; любовное соитие; пристрастие, склонность; согласие.
ЛЮТЕНЬ (ЛЮТЫЙ) – февраль-месяц, Кологодный Удел Велеса.
ЛЮТЫЙ ЗВЕРЬ – волк.
ЛЯЛЬНИК – см. ЛЕЛЬНИК.
МАКОШЬ (МОКОШЬ) – Великая Мать, Богиня-Прародительница, Небесная Пряха, Держательница Нитей Судеб (Владычица Покуты-Судьбы), воплощённая в Ликах Всеживой Матери-Природы и Матери Сырой Земли; Божественная Супруга Премудрого Велеса – Вещего Бога. Имеет два Лика: Светлый (Жива) и Тёмный (Мара-Морена), запечатлённые в образах двух Прибогинь – Светлой и Тёмной: Доли (Сречи) и Недоли (Несречи). Также связана с образом Бабы-Яги (см. ЯГА-БАБА).
МАКОШЬЕ ВЕШНЕЕ (ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ, ДЕНЬ ЗЕМЛИ) – Святодень, отмечаемый 9 травня/мая-месяца, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра Земля чествуется как Именинница. Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. В народе говорят: «Не хвались на Ярилин день посевом, а хвались на Макошин день травою». В разных местностях Именины Земли праздновали в разное время. Так, например, в Вятской губернии, в эпоху двоеверия, этот праздник отмечали в Духов день (понедельник после Троицы). В некоторых других местах Именины Земли праздновали на Симона Зилота (10 травня/мая) – следующий день после Вешнего Николы (9 травня/ мая), покровителя Земледелия в эпоху двоеверия.
МАКОШЬЕ ЛЕТНЕЕ (МОКРИДЫ ЛЕТНИЕ) – Святодень Макоши– Мокрины, отмечаемый 19 липня/июля-месяца. О сию пору в народе примечали: «Коли МОКРИДЫ мокры, то и осень тоже, МОКРИДЫ сухи – и осень суха». День ЛЕТНИХ МОКРИД считался важным и для будущего года: «Коли на МОКРИДЫ дождь, на следующий год уродится рожь».
МАКОШЬЕ ОСЕННЕЕ (МОКРИДЫ ОСЕННИЕ) – Святодень, отмечаемый 28 листопада/октября-месяца (в некоторых Родноверческих Общинах – 14 листопада/октября), в пору, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода (Лики Макоши) «засыпают» до будущей весны. О сию пору Им приносят Требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» Им в завершающемся году. Особливо же Святодень сей посвящён Великой Матери Макоши – Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. В этот день Жрицы Макоши моют и расчёсывают Кудели Судеб – распрямляют спутавшиеся нити, а также предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой Водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу. Обрядовое вопрошание женщин Волхвом или Старейшиной на мытьё куделей (пряжи): «Что, бабы, деете?» И ответ: «Мокриды творим, батюшка!»
МАРА (МАРЕНА, МОРЕНА, МОРАНА, МОРА) – Богиня Смерти и Зимы, Тёмный Лик Великой Матери Макоши, Божественной Супруги Вещего Бога. Тако же МАРЫ – бестелесные Духи Смерти из свиты Богини МАРЫ– МОРЕНЫ, предстающие в женском обличии; Духи недобрых сновидений, садящиеся, по народным верованиям, в ночи на грудь человеку и сдавливающие его дыхание; Духи-призраки и т. п.
МАРА – ЛЮТЫЕ КОРЕНЬЯ – см. КУПАЛЬНИЦА.
МАРИН ДЕНЬ – см. ДЕНЬ МОРЕНЫ.
МАРЬ – Лунная, Женская Сила; Сила Смерти, противостоящая яри (Силе Жизни); «выдох» – течение нисходящих Животоков в тонком теле человека; внутренний «холод».
МАСЛЕНИЦА (КОМОЕДИЦА) – один из четырёх важнейших Солнечных Святодней Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию. Пик празднества приходится на 25 березозола/марта-месяца, когда Солнце «на воробьиный скок» переходит за точку Равноденствия. Многие Родноверы празднуют в это время Новолетие – Новый Год, рождающийся на Коляду, но приходящий в Явь лишь на Весеннее Равноденствие, когда оканчивается зима и расцветает Земля. Сему предшествует МАСЛЕНИЧНАЯ седмица – с 18 по 24 березозола/марта (в древности МАСЛЕНИЧНЫЕ гуляния продолжались не одну, а целых две седмицы). Каждый из дней МАСЛЕНИЧНОЙ седмицы имеет в народе своё название: 1) Встреча; 2) Заигрыш; 3) Лакомка; 4) Разгул (Коровье, или Велесово, Свято); 5) Тёщины Вечёрки; 6) Золовкины Посиделки; 7) Прощёное Свято. Начиная с Разгула – МАСЛЕНИЦА называется «широкой». Согласно Славянским верованиям, о сию пору отверзается Сварга, и Светлые Боги возвращаются в Явь – входят в силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас, своих потомков. МАСЛЕНИЦА – время Пробуждения Земли-Матушки и всей Природы после зимнего сна. Основные Обрядовые блюда на МАСЛЕНИЦУ: блины, сыр, творог, масло. МАСЛЕНИЦА – пора третьих Закличек Весны (см. ЗАКЛИНКИ ВЕСНЫ), а также время Поминовения Предков. Во время МАСЛЕНИЧНОЙ седмицы также празднуют КОМОЕДИЦУ – Медвежий (Велесов) праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой (т. е. борьбой). Ко́мы, которые пекутся старшими в семье женщинами на КОМОЕДИЦУ, суть Обрядовые хлебцы, сделанные из смеси муки овса, гороха и ячменя. Часть ко́мов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение грядущего года. (Также существует другая, менее распространённая версия происхождения слова «КОМОЕДИЦА»: от др. – рус. комонь – «конь». Согласно народным верованиям, о сию пору Трисветлый Даждьбог садится на Своего Златогривого Коня, стук копыт которого по Небесной Тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего сна на Земле.)
МАТ – происходит от огрублённого «мать» (ср. выражения: «ругать по матери», «матерная брань»), МАТ был известен ещё в глубокой древности и использовался в Обрядах плодородия, а также как Оберег от вредоносных Духов (именно поэтому он всегда был несколько табуирован в обыденной Жизни). В эпоху двоеверия на Руси МАТ яростно преследовался христианской церковью. Известно множество церковных указов, направленных против МАТА, начиная с самых ранних времён внедрения христианства на Руси. И статус «нецензурного», то есть такого, за употребление которого полагается наказание, МАТ приобрёл, во многом, именно благодаря усилиям церкви.
МАТЬ ВЕЛИКАЯ – Всеживая Мать-Природа; Лада, Божественная Супруга Сварога Отца Небесного; Макошь, Божественная Супруга Вещего Бога – Велеса (согласно Велесовой традиции); Чёрная Мать Морена (в традиции Шуйного пути).
МАТЬ ТЁМНАЯ (ЧЁРНАЯ) – Морена (Мара), олицетворение Предвечного Окиян-Моря, Бескрайней Бездны по ту сторону Явленного Мира; Она же – Богиня Смерти и зимнего оцепенения Природы. Её волосы подобны Пекельному Пламени – Чёрному Огню Растворения, также Она – Владычица Предвечного Льда. Приверженцы Шуйного пути почитают Тёмную Мать Морену Самой Великой Матерью, Прародительницей и Беспричинной Причиной всего Мироздания – Предвечной Тьмой (Темью) Изначалья, из Лона Которой вышло Золотое Яйцо Рода и стало всё сущее.
МАЯТА (МОРО́КА) – кажущаяся бесцельность и бессмысленность существования, порождённая Духовным невежеством, помрачённое состояние Сознания; одно из Имён Чёрной Матери Морены, Зачаровывающей души невежд мирской маятой, но Дарующей Истинное Знание своей Духовной Природы Мудрым и ведя их к Освобождению из «дурной бесконечности» Коловерти.
МАЯТНИКИ – межличностные энергоинформационные (не Духовные!) образования, в сущности, то же, что и эгрегоры Оккультистов. Слово «МАЯТНИК» – однокоренное со словом «маята» (см. МАЯТА).
МЕР-ГОРА (МИР-ГОРА, БЕЛАЯ ГОРА, СИЯН-ГОРА) – Мировая Гора, Ось Мира и Безмерная Мера всех вещей; Вертикаль Духа, пронизывающая собой Горизонталь Материи.
МЕЧТНИК – Волхв или Ведун, творящий Волшбу посредством создания мыслеобразов. В отличие от грёз мечтателя (однокорен. с «МЕЧТНИК»), мыслеобразы, созданные МЕЧТНИКОМ, обладают действенной силой и способны изменять Мир.
МИР-ГОРА – см. МЕР-ГОРА.
МИР ЗАКРАДНЫЙ (ЗАКРАДЬЕ) – буквально: «то, что находится по ту сторону Погребального Костра, Крады» – Мир Нави, в который человек попадает после Смерти своего плотского тела, Загробный (Посмертный) Мир.
МИРОКОЛИЦА – Кромка, Край Мира.
МОКРИДЫ ЛЕТНИЕ – см. МАКОШЬЕ ЛЕТНЕЕ.
МОКРИДЫ ОСЕННИЕ – см. МАКОШЬЕ ОСЕННЕЕ.
МОЛИТВА – молвь до Богов. Предки наши говорили с Родными Богами без самоуничижения и низкопоклонства, без рабского подобострастия и заискивания – как младшие Родичи со Старшими Родичами, и нам так же делать заповедали. В древности молить означало также «приносить жертву»: ср. праслав. modliti и modi- («молить» и «резать, убивать скотину»), У В.И. Даля: «Резать, колоть животных, по Обряду или Обычаю…, напр., поросёнка на Васильев вечер или курицу на день Космы-Дамиана и пр. Вероятно, выражение это осталось ещё от Язычества».
МОЛИТВА ОТХОДЯЩЕГО КО СНУ – Обрядовые словеса, творящие благой заклад человеку на время сна, например, такие: «Великий Отче, Велика Мати! Всебоже! Всё, что я делаю днесь и до вечера, ночесь и до зау́тра – да будет во славу Тебе! Гой!»
МОЛИТВА ПИЩЕСВЯТИЯ – см. ПИЩЕСВЯТИЕ.
МОЛИТВА УТРЕННЯЯ – Обрядовые словеса, творящие благой заклад человеку на время бодствования, например, такие: «Восстань, рассветь, о Трисветлый Даждьбог! Восстань, рассветь, Пребывающий в Сердце! Восстань, рассветь, Солнцеликий! Сотвори благо Миру! Гой!»
МОЛЬФАР – карпатское название Ведуна, Колдуна (см. ВЕДУН, КОЛДУН).
МОР – Бог Смерти, один из Ликов Кощного Бога (см. КОЩЕЙ).
МОРА (МОРАНА, МОРЕНА) – см. МАРА.
МО́РОК – Тёмное Божество из свиты Мары и Чернобога, сокрывающее Истинную Природу вещей от невежд; МО́РОКИ – бестелесные Духи, морочащие и сбивающие с пути людей; также МО́РОКИ – всевозможные состояния помрачённости Сознания, иллюзии, наваждения.
МОРО́КА – см. МАЯ ТА.
МОСТ КАЛИНОВ – мост меж Явью и Навью, по которому проходит Дорога Мёртвых.
МОСТ РАДУЖНЫЙ – мост меж Землёй и Небом, Миром Яви и Светлыми Ирийскими Обителями. Также РАДУЖНЫМ МОСТОМ называют мост между Ирием Небесным (Обителью Святых душ Предков) и Златой Сваргой (Обителью Родных Богов).
НАВИИ – Духи-обитатели Мира Нави, души Мёртвых.
НАВИЙ (НАВСКИЙ) ВЕЛИКДЕНЬ – см. ДЕДЫ ВЕШНИЕ.
НАВЬ – всё Непроявленное (Сокрытое), весь Незримый Мир; Мир Мёртвых, Обитель Предков, Нижний Мир. Различают ТЁМНУЮ НАВЬ – Обитель беспутных Духов и неупокоенных душ (Пекло), и СВЕТЛУЮ НАВЬ – Обитель Светлых полубожественных Духов и Святых душ Предков (Ирий Небесный). Согласно Учению Великой Нави, по ту сторону всего Тремирья пребывает ВЕЛИКАЯ НАВЬ – Предвечная Бездна НЕРОЖДЁННОГО, наша Истинная Природа за пределами всех имён и форм.
НАВЬ ВЕЛИКАЯ – Предвечное Окиян-Море, Бескрайнее и Бездонное, Предсущая Бездна, из Которой произошло всё сущее, наша Истинная Природа – Великое НЕОПИСУЕМОЕ. Будучи за пределами всех имён и форм, описывается через образ Великой Чёрной Матери Морены – Сияющей Бездны НЕРОЖДЁННОГО, превышающей всякое разумение, пребывающей по ту сторону всех образов и ликов, которыми люди наделяют Богов. (Более подробно Учение Великой Нави раскрывается в нашей «Книге Великой Нави».)
НАВЬЯ СЕДМИЦА – см. ДЕДЫ ВЕШНИЕ, а также ДЕДЫ ОСЕННИЕ.
НАКАТ – нисхождение Духовной Силы на радеющего; бесконтактное воздействие на человека.
НАУЗ – нечто, навязанное на чём-либо; привешиваемый на нитке или шнуре Оберег, иногда – в виде носимого на шее мешочка-узелка с Волховскими травами, горсткою Земли и т. п.; узелок, завязанный Волхователем на нитке или шнурке, чтобы «привязать» что-либо или кого-либо, «связать» с носителем определённые Силы. Также НАУЗАМИ называются ленточки, навязываемые на ветви Священных Дерев, в Священных Рощах, на Капищах и т. п. НАУЗЫ широко используются как в благотворной, так и во вредоносной Волшбе. В «Поучении против Язычества» XVI в. читаем: «…и наузы носять и на дети вяжуть».
НЕДЕЛЯ – Славянское название дня, начинающего седмицу (восересенья), вслед за которым следует понедельник (см. СЕДМИЦА).
НЕЖИТЬ – бестелесные существа, иные формы Жизни, отличные от живущих в Яви, в том числе Природные Духи Стихий и некоторые другие Духи, как благие, так и зловредные. В узком смысле слова, НЕЖИТЬ – Духи– обитатели Тёмной Нави либо выходцы с «Того Света».
НЕЧИСТЬ (НЕЧИСТАЯ СИЛА) – зловредная нежить, неблагие Духи-обитатели Тёмной Нави либо выходцы с «Того Света».
НИКОЛИЖЕ – никогда.
НИТИ ПОКУТНЫЕ (НИТИ МА КОШИ) – Нити Судеб, связующие всё во Всемирьи, регулирующие взаимоотношения между всеми живыми существами, связующие начало всякого действия с его завершением и т. д.
НИТЬ ВЕЛЕСОВА (НИТЬ СЕРЕБРЯНАЯ) – тонкоматериальное образование, связывающее душу и тело (видится Духовным Оком как нить, светящаяся серебристо-белым светом). Когда СЕРЕБРЯНАЯ НИТЬ обрывается, – человек умирает, то есть его душа оставляет тело.
НОЧЬ ВЕЛЕСОВА ВЕШНЯЯ (ВЕЩАЯ НОЧЬ ЖИВЫ) – Чародейная ночь с 30 цветня/апреля-месяца на 1 травня/мая-месяца, когда Чернобог окончательно передаёт Ко́ло Года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого Рассвета) широко распахнуты в Явь. Согласно народным верованиям, в ВЕЛЕСОВУ (ЖИВИНУ) НОЧЬ души Предков прилетают на Землю навестить своих потомков.
НОЧЬ ВЕЛЕСОВА ОСЕННЯЯ (ВЕЩАЯ НОЧЬ МАРЫ) – Чародейная ночь с 31 листопада/октября-месяца на 1 грудня/ноября-месяца, когда Белобог окончательно передаёт Ко́ло Года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого Рассвета) широко распахнуты в Явь. Согласно народным верованиям, в ВЕЛЕСОВУ (МАРИНУ) НОЧЬ души Предков последний раз в году навещают своих потомков, живущих в Яви, после чего улетают в Светлый Ирий до будущей весны.
НОЧЬ ГОДА – зима (см. ВРЕМЕНА ГОДА).
ОБАВНИК – обаятель, сведущий в Волшбе, творимой посредством слова (от др. – рус. баять – «говорить»).
ОБЕРЕГ – соответсвующая установка ума; обладающий особой Волховской Силой предмет, часть одежды (см., напр., ПОЯС) или Обряд, охраняющий от зловредных Духов, невзгод и болезней. Часто Оберег в форме Солнечного Коловрата (муж.) или Лунницы (жен.) носят в знак приверженности Родноверию. Лучшим ОБЕРЕГОМ человека является Лад в Сердце и Жизнь по Правде.
ОБРУЧЬЕ (от слова рука) – украшение, носимое на запястье, браслет.
ОБРЯД – следование Ряду (Священному Порядку, «Договору» между Богами и людьми, Предками и потомками, Родом Небесным и Родом Земным); Ритуал (ср. санскр. Рита – «Мировой Закон», «Священный Порядок», «Истина»).
ОГНЕБОГ СВАРОЖИЧ – Огонь Земной, рождённый от Огня Небесного (Отца-Сварога).
ОКИЯН-МОРЕ – Мировые Воды Предвечного Хаоса, из Которых вышло всё, существующее во всех Трёх Мирах. Следующие Шуйным путём почитают Бескрайнее и Бездонное Окиян-Море как Великую Тьму Изначалья, Истинный Образ Великой Чёрной Матери Морены, Самой Матери-Тьмы – Непостижимой, никем Незнаемой. В Её Лоне – в Мировых Водах – некогда зародилось Золотое Яйцо, из Которого вышел Сам Род и стало всё сущее.
ОКО МУДРОСТИ ВЕЛЕСОВО («ТРЕТИЙ ГЛАЗ») – см. ЧЕЛО.
ОКРУТА – обротничество, в том числе Обрядовое. Различают ОКРУТУ умозрительную (в представлении) и действительную (во плоти).
ОЛУЙ – пиво, сваренное с добавлением хмеля и полыни, т. е. трав, зелий. Поэтому иногда ОЛУЙ называли зелием, зельем. Ср. английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами, например, с добавлением цветов вереска.
ОРАТАЙ (от др. – рус. орать – «пахать») – пахарь, земледелец.
ОРЬ – конь.
ОСЕНЬ – см. ВРЕМЕНА ГОДА.
О́СОБЬ – изменчивые личностные покровы, телесные и душевные, в которые облечена Бессмертная Собь (Высший Дух, Духовное Я, Высшая Самость). В узком смысле, ОСОБЬ – ложная самость («эго»); мирская личина, с которой человек, не ведающий своей Истинной Природы, ложно отождествляет себя.
ОСТ (ОСЬ) МИРА – см. ДУБ-СТАРОДУБ.
ОСТРОВ БУЯН (от др. – рус. буй – «нечто возвышающееся», в том числе «гой», т. е. «мужской член») – Сакральный Центр Мира; то место в Сакральном Пространстве, где расположен «Пуп Земли» (в узком – Земном смысле) или «Пуп Мира» (в широком – Вселенском смысле); легендарный остров, олицетворение Явленного Мира, окружённого Бескрайними Водами Окиян-Моря (Предвечного Хаоса). На ОСТРОВЕ БУЯНЕ стоит сырой раскидистый Дуб– Стародуб – Мировое Древо, и лежит камень Алатырь – Сердце Мира (по другой версии, именно Алатырь-Камень воплощает собой «Пуп Земли» или «Пуп Мира» – Источник всех Сил Мироздания). Если Окиян-Море символизирует Собой Мировые Воды Изначалья, то ОСТРОВ БУЯН – само Творение.
ОЧЕЛЬЕ (от слова чело) – налобное украшение; повязка, удерживающая волосы; лобовая, наиболее украшенная часть женских головных уборов.
ПАКИБЫТИЕ (от др. – рус. паки – «ещё», «снова», «опять») – Новая Жизнь, последующее существование: 1) Посмертное существование в тонком Мире; 2) Последующее воплощние в Мире Яви.
ПАМЯТЬ РОДОВАЯ – Сверхличностная Духовная Память Народа, хранящая в себе Архетипы Бессознательного, свойственные данному народу.
ПЕКЛО – Чертог Тёмной Нави, Обитель Огня Подземья, Пекельного Пламени, Чёрного Огня Растворения.
ПЕРВЫЙ ГРОМ – см. ПЕРУНЬЕ ВЕШНЕЕ.
ПЕРУН – Бог-Громовержец, Ратай (Воитель) Небесный, охраняющий Явь от Нави, утверждающий Ряд и Порядок, Вышний Покровитель Воинского Сословия; в человеке олицетворяет Честь и Верность, силу и волю к преодолению.
ПЕРУНЬЕ ВЕШНЕЕ (ПЕРВЫЙ ГРОМ) – празднуется, когда ударит первый весенний гром. По народным верованиям, Перун-Громовержец творит по весне Зарод Матери Сырой Земле Своими молниями, нисходя с Золотых Небес (Сварги) с первой весенней грозой.
ПЕРУНЬЕ ЗИМНЕЕ (СРЕТЕНЬЕ) – см. ГРОМНИЦА.
ПЕРУНЬЕ ЛЕТНЕЕ – см. ДЕНЬ ПЕРУНА (ПЕРУНОВ ДЕНЬ).
ПИЩЕСВЯТИЕ – Обрядовое освящение пищи. Обычно ПИЩЕСВЯТИЕ творится непосредственно перед приёмом пищи и представляет собой Обрядовое предложение её Богам и Духам Предков. Пример молитвы ПИЩЕСВЯТИЯ: «Там костёр, здесь костёр! Как на Небеси, так и на Земле стало. И пища, и питие – на благо Роду Человеческу нарождены. Добро то есть, и за то – благодарствие! И ста сия страва чиста и от Богов Родных даждена! Хлеб да соль! [Ответ собравшихся за столом: Хлеба ести!] Гой!» Либо короткий вариант молитвы: «Богам – во славу, а нам – во здраву! Гой!»
ПЛАМЯ БЕЛОЕ (ПЛАМЯ ТВОРЕНИЯ) – см. ТРИ ПЛАМЕНИ.
ПЛАМЯ КРАСНОЕ (ПЛАМЯ ЖИЗНИ) – см. ТРИ ПЛАМЕНИ.
ПЛАМЯ ПЕКЕЛЬНОЕ (ЧЁРНОЕ ПЛАМЯ РАСТВОРЕНИЯ) – Тайный Огонь Вещего Владыки, незримое Пламя, не излучающее свет, но, наоборот, вбирающее его в себя. Когда День Богов приходит к своему завершению, ЧЁРНОЕ ПЛАМЯ сжигает весь Мир дотла, дабы он, очистившись в Огне Вечности, возродился обновлённым. ЧЁРНОЕ ПЛАМЯ еле горит в теле новорождённого, но испепеляющем пожаром сжигает изнутри плоть старика. ЧЁРНЫМ ПЛАМЕНЕМ пылают Воды реки Смородины, разделяющей Явь и Навь. ПЕКЕЛЬНОЕ ПЛАМЯ, неугасимо горящее в мрачных Обителях Тёмной Нави, очищает души людей от кривды и невежества, выжигая в них всё то, что мешает им вознестись в Свет Ирия. Чистые души проходят сквозь ПЕКЕЛЬНОЕ ПЛАМЯ неопалимыми, погрязшие в злобе и невежестве – страдают от него сильнее, чем от жара Земного Огня… (См. также ТРИ ПЛАМЕНИ.)
ПЛАЧЕЯ́ – см. ВО́ПЛЕНИЦА.
ПОДЗЕМЬЕ – Нижний Мир, Удел Ящера-Чернобога, Обитель Тёмных Богов.
ПОКЛОН – одна из наиболее широко известных по́статей (Обрядовых положений тела), выражающая уважение (если обращена к человеку) или почитание (если обращена к Богу). Различают: поясной ПОКЛОН, Земной ПОКЛОН и т. д. Совершая ПОКЛОН перед образом Бога, человек символически склоняет свою гордыню перед Божественной Силой и Мудростью. При этом низкопоклонство (чрезмерно самоуничижительная форма поклонения) не только не приветствуется, но даже прямо порицается в Родноверии. Обычно, совершая ПОКЛОН, человек прикладывает руку ко груди (к Сердцу) либо к челу, затем поднимает её вверх, а после опускает долу перед собой, иногда (как в случае Земного поклона) касаясь ею Земли.
ПОКОЙНИК «ЗАЛОЖНОЙ» – «нечистый», особенно вредоносный мертвец. По народным представлениям, к «ЗАЛОЖНЫМ» ПОКОЙНИКАМ относятся умершие насильственной и преждевременной Смертью: убитые, погибшие в результате несчастного случая, самоубийцы, умершие в молодом возрасте, т. е. «не дожившие своего века», а также те, кого при Жизни прокляли родители. Их называли в народе: «мертвяк», «упырь», «нечистик», «вешальник», просто «Злой Дух» и т. п. Слово «ЗАЛОЖНЫЕ», впервые использованное в научной литературе Д.К. Зелениным, известно в диалектах Вятской губ., где оно означало умерших внезапной Смертью и отражает способ Погребения: в древности их не закапывали в Землю, а «закладывали» кольями, ветками, досками, оставляя на поверхности Земли. Считалось, что таких «нечистых» покойников «не принимает» Святая Мать-Земля, т. е. могила не держит в себе покойника, он «выходит» из неё. Доказательством того, что Земля «не принимает», считался также факт сохранности тела «ЗАЛОЖНОГО» ПОКОЙНИКА, которое остаётся в могиле нетленным.
ПОКРОВ – см. СВАРОЖЬЕ ОСЕННЕЕ ПЕРВОЕ, ИЛИ МАЛОЕ.
ПОКУТА – Судьба (то, что суждено Свыше), Рок (то, что предречено Свыше); Сила, связующая всё во Всемирьи Покутными Нитями (см. НИТИ ПОКУТНЫЕ). Традиционно выделяют три вида ПОКУТЫ: 1) Накопленная – всё то, что накоплено в течение Прошлых Жизней; 2) Созревшая – та часть Накопленной ПОКУТЫ, которая «созрела» для осуществления в настоящее время; 3) Создаваемая – те «семена», что мы закладываем своими нынешними желаниями и деяниями на будущее, которые, слившись с Накопленной ПОКУТОЙ, «прорастут» в грядущем.
ПОЛЕТЬЕ ЛАДИНО – «молодое бабье лето», череда Святодней, посвящённых Богине Ладе, одни из последних тёплых дней лета, отмечаемые с 15 по 28 серпня/августа-месяца.
ПОЛЕТЬЕ МАКОШИНО – «старое бабье лето», череда Святодней, посвящённых Богине Макоши-Прародительнице, последние тёплые дни лета, отмечаемые с 1 по 7 вересня/сентября-месяца.
ПОЛК ПЕРУНОВ – Небесная Дружина, которую составляют павшие с честью воины.
ПОЛУДЕНЬ (ПОЛДЕНЬ) – 12 часов дня; в Народной Культуре – середина дня (светлой половины суток); Юг.
ПОЛУНОЧЬ – 12 часов ночи; в Народной Культуре – середина ночи (тёмной половины суток); Север.
ПОСОЛОНЬ – по Солнцу, слева направо (по часовой стрелке).
ПОСОХ ВОЛХОВСКОЙ (или ЖРЕЧЕСКИЙ) – образ Мирового Древа, Оси Мира, Гоя Рода; символ Волховской или Жреческой Власти.
ПО́СТАТЬ – Обрядовое положение тела, «моление» тела (например, Земной поклон и др.). Четыре основные ПОСТАТИ, используемые для принятия Силы как на общем Обряде, так и во время совершения личных Духовных радений, суть: 1) «Яр» – Ярилина ПОСТАТЬ – руки опущены вниз, чуть разведены в стороны, ладони обращены вперёд – ПОСТАТЬ Весны, Воздуха, Востока, Утра; 2) «Чаша» – Даждьбогова ПОСТАТЬ – разведённые в стороны руки подняты над головой, как бы образуя чашу – ПОСТАТЬ Лета, Огня, Юга, Дня; 3) «Урожай» – Велесова ПОСТАТЬ – руки словно держат сноп, согнуты в локтях, ладони развёрнуты вверх – ПОСТАТЬ Осени, Воды, Запада, Вечера; 4) «Оберег» – Кощеева ПОСТАТЬ – руки перекрещены на груди, образуя косой крест, ладони сжаты в кулаки, голова чуть опущена вниз – ПОСТАТЬ Зимы, Земли, Севера, Ночи.
ПО́СТРИГИ – Обряд Посвящения, в том числе возрастного, в котором основную роль играют действия с волосами посвящаемого: их расчёсывают, подрезают, подпаливают Огнём и т. п. По народным предствавлениям, волосы – средоточие Жизненных Сил человека, а также его воплощённая память. Обрезая волосы, человек как бы «избавляется» от прошлого, «отсекает» отжившее, что помогает ему пресуществиться и перейти в новую стать. В Народной Культуре известны ПОСТРИГИ, совершаемые над мальчиком (как правило, 3-х и 7 лет), над женихом, а в эпоху двоеверия – при Посвящении в монашество. Вот что пишет о ПОСТРИГАХ, как о возрастном Посвящении, А.А. Коринфский в книге «Народная Русь» (1901 г.): «В стародавние годы соблюдались в Семёнов день (1 вересня/сентября-месяца) на Руси Обычаи – ПОСТРИГИ и сажание на коня, о которых сохранились летописные свидетельства с XII-го века. ПОСТРИГИ совершались над сыном-первенцем в каждом благочестивом русском семействе, начиная с великокняжеского. Обряд ПОСТРИГОВ детей великокняжеских происходил в церкви и совершался епископом; у бояр и простолюдинов это делалось дома, в присутствии ближайшей родни, рукою крёстного отца. Выстриженные на темени младенца волосы передавались матери, зашивавшей их в ладанку. Кум и кума выводили крестника на двор, где отец дожидался их с объезженным конём, на которого и сажал своего первенца. Кум водил коня под узцы, а отец придерживал сына рукою. У крыльца отец снимал ребёнка с коня и передавал его куму, в свою очередь вручавшему крестника куме – “из полы в полу”, с поклонами. Кума вела младенца к его матери и приветствовала последнюю ласковым словом. В горнице подносились куму и куме подарки, а они отдаривали крестника. За торжественным обедом кум с кумою разламывали на крестниковой голове пирог с пожеланиями новопостриженному всяких удач в Жизни».