В понимании славян боги - это их далёкие, прославившие себя благодеяниями, мудрые предки. Внешне боги были похожи на людей, при этом большинство из них могло превращаться в животных, в образе которых они обычно и представали перед людьми. От обычных существ богов отличали сверхспособности, которые позволяли божествам изменять окружающий мир. Каждый из богов обладал властью над одной из частей этого мира. Воздействие на другие части неподвластные божествам были ограничены и носили временный характер.

Явь, Навь и Правь – три основополагающие понятия во всём веровании, философии славян, триада состояния мира, Триглав всего сотворённого мира.

Явь – это физический, плотный мир, смертный, где души, облачаясь в одежду из плоти, перестают напрямую контактировать с Навью и Правью и выполняют свои функции в этом воплощении.
Навь – мир мёртвых, загробный мир. Туда уходят умершие люди и там живут наши предки. Нередко можно услышать, что Навь зовут Миром Теней или Кощным Миром (соотв. Кощей — Кощный Бог, божество из кощного мира, Бог Нави).
Правь – это высший мир, который только возможен. Правь – это место обиталища наших светлых Богов. Вход тёмным Богам и злым сущностям туда заказан. Только самые светлые души могут попасть в это прекрасное место.
Эти три стороны бытия, три мира, которые разделены непреодолимыми границами и в то же время сосуществуют всегда вместе и нераздельно. В миропонимании славян – это три мира, где живут люди, духи и Боги.

Великие Небесные Боги в общеславянской и общеарийской традиции объединены в Священные тройственные союзы - Великие Триглавы. Каждый Великий Триглав выполняет определенные действия в своем Высшем Мире, а также влияет на все разумные формы жизни на Землях, в различных обитаемых Мирах и Реальностях.

Иногда Триглав считают каким-то конкретным Божеством, но здесь отражена тройственная суть положения вещей в Мире: Бог един, но у него множество проявлений. Триглав - это символ триединства но не для конкретного Божества, а уклада Мира. Каждое живое и неживое имеет свою проекцию в каждом из трех Миров, именно этот принцип отражен в Триглаве. Триглав - триединый Бог, олицетворяет пространство, властвует над небом, землей
и подземным миром (Навь, Явь, Правь).
Триглав почитали все славяне, поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских Богов это и есть Триглав: каждый из славянских Божеств принадлежал одновременно трем мирам: Явь, Навь и Правь. В каждом из Миров его сила и назначение принимали отличительные особенности, но при этом сохранялась основная суть.

Существуют Божественные Великие Триглавы, которые покровительствуют Вселенским Мирам, таким как: Миры Нави, Миры Яви, Миры Слави и Мир Прави.

Великий Триглав Мира Прави: Боги, которые дают людям Силы Созидания (Бог Рамха), Силы Раз­множения (Бог Род-Породитель), Места Проживания (Бог Вышень).

Великий Триглав Мира Слави: Боги, которые дают людям духовное познание и саморазвитие (Бог Ингл), созидание и изобре­тательность (Бог Траян), мужество и самопожертвование (Бог Волх).

Великий Триглав Мира Яви: Боги, которые дают людям совесть и рассудительность (Бог Сварог), волю и свободу (Бог Перун), душевность и взаимопомощь (Бог Свентовит).

Великий Триглав Мира Нави: Боги, которые дают людям трудолюбие и усердие (Бог Велес), древнюю мудрость и доброту (Даждьбог Тарх Перунович), духовность и любве­обильность (Бог Святовит).

Также существуют Великие Триглавы Времени, которые покровительствуют определенным периодам времени: Осени, Зимы и Весны.

Великий Триглав Мира, Покровитель Осени: Боги, которые дают людям душевное сострадание (Богиня Джива), благосостоя­ние и достаток (Бог Рамхат), здоровое потомство (Богиня Рожана).

Великий Триглав Мира, Покровитель Зимы: Боги, которые дают людям процветание Рода (Бог Род), обильную охоту и пол­ные житницы (Бог Велес), гармоничный отдых и покой (Богиня Марена).

Великий Триглав Мира, Покровитель Весны: Боги, которые дают людям духовную обрядность и творческое вдохновение (Бог Крышень), взаимную любовь и супру­жеское взаимоуважение (Богородица Лада), целеустремленность и братскую взаимовыручку (Бог Перун).

Есть Великие Боги, объединенные в Девятиглав, которые покровительствуют Лету (году) и каждому дню недели:

Бог Хорс управляет понедельником, Бог Орей уп­равляет вторником, Вышний Бог Перун - средой, Бог Варуна - четвергом, Бог Индра - пятницей, Великий Стри­бог - субботой, Вышний Бог Сварог - седмицей, Богиня Заря-Мерцана - осьмицей и Бог Ярило - неделей.

Древнеславянский пантеон богов очень сложен по своей структуре и многочисленен по составу.
Большинство богов отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Из-за схожести функций и свойств некоторых богов сложно наверняка определить, какие имена являются лишь вариациями наименований одного и того же бога, а какие принадлежат разным богам.

Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе. При этом, одни старшие боги присутствуют и в новом этапе, а другие исчезают (точнее нет описаний их деятельности или вмешательства во что либо, но память о том, что они были, остается).

Помимо этого богов можно разделить на три большие группы:
Боги-воины – их сила носила в основном наступательный характер, они хорошо вооружены, а оружие является концентрацией их силы;
Боги-защитники – божества не способные атаковать, но практически непроницаемые для вражеских атак, вооружены в основном щитами, или просто закованы в доспехи, они так же способны даровать свою защиту и обычным смертным;
Боги-маги – вооруженные посохом, или вовсе безоружные, они обладают сильными магическими способностями, которые позволяют этим богам менять мир, не только в подвластной сфере.

Все славянские боги, которые входили в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных (четыре ипостаси бога Солнца) и богов функциональных.
Верховным божеством славян был Род.
Ипостасей бога Солнца было четыре, по числу времен года: Хорc (Коляда), Ярило, Даждьбог (Купайла) и Сварог (Световит).

Функциональные боги: Перун — покровитель молнии и воинов; Семаргл — бог смерти, образ священного небесного огня; Велес — черный бог, владыка мертвых, мудрости и магии; Стрибог — бог ветра.

Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственна своя ипостась бога Солнца (Хорc/Коляда, Ярило, Даждьбог/Купайла и Сварог/Световит), особо почитаемый на протяжении всего сезона.

Богу Хорсу (солнцу-младенцу Коляде) поклонялись в период между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием (с 22 декабря по 21 марта); солнцу-юноше Яриле — между весенним равноденствием и летним солнцестоянием (с 21 марта по 22 июня); солнцу-мужу Даждьбогу (Купайле) — в период между летним солнцестоянием и осенним равноденствием (с 22 июня по 23 сентября); мудрому солнцу-старику Сварогу (Световиту) — между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием (с 23 сентября по 22 декабря).

Всех божеств, отвечающих за ту или иную сторону человеческой жизни, можно разделить на три основных уровня: высший, средний и низший.

Так, на высшем уровне расположились боги, чьи «функции» наиболее важны для славян и которые участвовали в самых распространенных сказаниях и мифах. К ним можно отнести таких божеств, как Сварог (Стрибог, Небо), Земля, Сварожичи (дети Сварога и Земли — Перун, Даждьбог и Огонь).

На среднем уровне находились божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов, такие, как Род, Чур у восточных славян и т.п. К этому уровню, возможно, относилось и большинство женских божеств, несколько менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня.

На низшем уровне разместились существа, которые были менее уподоблены человеку, чем боги высшего и среднего уровня. К ним относились домовые, лешие, русалки, упыри, банники (баенники) и т.д.

У славян не было ярко выраженных злых богов и добрых богов. Одни божества даровали жизнь, другие ее забирали, но все почитались в равной степени, так как славяне верили, что существование одного без другого невозможно. При этом добрые по своим функциям боги могли карать и причинять вред, а злые наоборот помогать и спасать людей. Таким образом, боги древних славян были очень похожи на людей не только внешне, но и по характеру, так как одновременно несли в себе и добро и зло.

При поклонении славяне старались соблюдать определенные ритуалы, позволявшие, как они полагали, не просто получать то, о чем просили, но и не обидеть духов, к которым обращались, или даже защититься от них, если в этом была необходимость.