Давайте попробуем разобраться в чем отличия этих слов и существ которых они обозначают, и так ли они отличаются на самом деле.

ЧЁРТ
Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка. Впервые оно зафиксировано Р. Джеймсом в русско-английском словаре-дневнике 1618—1619 годов.

Также, имя созвучно похожему персонажу германо-скандинавской мифологии — Сурт, что значит "чёрный, смуглый" (др.-сканд. Surtr — чёрный, смуглый) — огненный великан, владыка Муспельхейма.

По мнению лингвиста Любинко Раденковича, слово "чёрт" в русском языке является полонизмом чешского происхождения, попавшим в русский лексикон напрямую из польского или же через украинский язык в конце XVI — начале XVII века; в заимствованном из Польши литературном памятнике XVII века "Великое Зерцало" содержится повесть "яко не подобаетъ рабовъ звати: поиди, чертъ, или діаволъ".

Зачастую чертями называют широкий пласт существ. Почти всегда в народной мифологии они отождествляются с лешими, водяными и русалками, банниками, домовыми, духом превращающим людей в ходячих мертвецов, иногда отождествляются с гномами и эльфами. Однако домовой считался более добрым "обрусевшим чёртом", характерные для чёрта облик и оборотничество к нему употребляются реже; сравни также с шишком и херт-суртом — домовым некоторых финно-угорских и поволжских народов.

БЕС
Впервые слово бес было упомянуто в XI веке в летописях, как обзывание всех языческих божеств и духов, в частности Велеса, то есть было синонимом слова демон. Слово бес взаимозаменяемо с чёрт и дьявол. Кстати, Бесов на Руси иногда называли "чертенок".

Бесами назначили греческих демонов, занимавших промежуточное положение между богами и людьми — бестелесных существ (по другим версиям это были души умерших людей), паривших во вселенском пространстве и дававших людям советы. Для большей наглядности христианские богословы дали им черты ни в чем не повинных фавнов (сатиров): рога, хвост, копыта, шерсть. Но никаких виноградных лоз или свирелей в руках.

Древние египтяне поклонялись Бесу — проказливому богу-карлику, эдакой помеси скандинавского Локи со славянским домовым. Насчет него известно, увы, немного. Нубийское «беса» переводится как "кот". Возможно, египтяне считали Беса покровителем кошек (либо одним из мелких божеств в свите Бастет), на что отчасти указывают черты его лица. Получается, что слово "Бес" появилось намного раньше, чем "Чёрт", которое является, по большому счету, синонимом который был упомянут Р. Джеймсом.

На мой взгляд это просто название группы Духов которые не все одинаковы и могут иметь довольно различный образ существования, описание это навязано в основном Христианством и его течениями. Гораздо проще всё поделить на 2 мира «Ангелов и Демонов», но как показывает практика это деление весьма условно.

Думаю каждый сам решает и строит свою картину мира. Но описанного выше, достаточно для того чтоб понять, что современное употребление и значение этих двух терминов сильно искажено.

источник https://futark.ru/futark-ru/blog/zametk … samom-dele