Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Азы » Ад и рай в иудаизме (для информации)


Ад и рай в иудаизме (для информации)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

АД, место пребывания душ грешников. Понятие об аде как таковом отсутствует в Библии, где говорится лишь о недифференцированном обиталище мертвых, преимущественно называемом словом שְׁאוֹל, шеол.

Другие принятые в Библии названия для обиталища мертвых суть эрец (`земля`, Иона 2:7; иногда с уточнением `земля тьмы`, Иов 10:21; `земля нижняя`, Иех. 31:14), кевер (`могила`, Пс. 88:12), афар (`прах`, Ис. 26:5; 26:19), бор (`яма`, Ис. 14:15; 38:18; Пр. 28:17; иногда с уточнением `яма глубин`. Плач 3:55), шахат (`яма`, Иона 2:7; Пс. 7:16), авадон (`место исчезновения`, Иов 28:22), дума́ (`место неподвижности` или `место молчания`, Пс. 94:17; 115:18), нахалей Блия‘ал (`потоки Блия‘ала`, II Сам. 22:5; Блия‘ал, что можно перевести как «не приносящий пользы», наименование, применяемое в Библии к ведущему себя недостойно; в послебиблейской литературе, особенно в псевдоэпиграфах, Блия‘ал выступает как одно из имен Сатаны).

Обиталище мертвых описывается как расположенное под землей (Чис. 16:30) или у основания гор (Иона 2:7). Иногда оно олицетворяется в образе чудовища с широко разверстой пастью (Ис. 5:14; Хав. 2:5), заглатывающей свои жертвы (Пр. 1:12). Цари и простые смертные, вельможи и нищие, хозяева и рабы — все равны в обиталище мертвых. Как и все в мире, оно подвластно Богу (Пс. 139:8; Иов 26:6), но умершие лишены возможности общаться с Богом (Пс. 88:6) и воздавать ему хвалу (Ис. 38:18; Пс. 30:10; 88:12–13).

В то же время Библия сохраняет следы общей, очевидно, для всех народов древнего Ближнего Востока концепции о том, что положение, в котором находятся мертвые, может быть ухудшено или облегчено в зависимости от того, были ли принесены им пища и питье и похоронены ли они должным образом. Так, Второзаконие (26:12, 14) указывает, что в дар мертвым нельзя подносить пищу и питье, предназначенные для десятины, из чего можно предположить, что обычай кормления мертвых как таковой допускался. В книгах пророков (Ис. 14:14–19; Иех. 38:18 и далее) высказывается мнение, что тот, кто убит мечом и не погребен достойно, а также тот, кто умирает необрезанным, попадет на самый низший и, без сомнения, наименее желательный уровень обиталища мертвых.

Понятие о собственно аде как посмертном обиталище грешников возникает лишь в послебиблейской литературе. Ад обозначается в ней термином גֵּיהִנֹּם, гехинном (или — в арамеизованной форме — гехенна), происходящим от названия долины (сына или сыновей) Хиннома (Гей-бен [или бней]-Хинном) к югу от Иерусалима, где в месте, называвшемся Тофет, в жертву Молоху сжигались дети (II Ц. 23:10; Иер. 7:31; 32:35). Название Тофет также стало позже одним из наименований ада.

Талмуд рассматривает ад преимущественно как место, где постоянно пылает огонь (Псах. 54а, БМ. 85а, ББ. 74а; с уточнением — реки огня: Хаг. 13б). Ад находится «в глубинах», и к нему ведут входы с суши земной и с моря (Эр. 19а). В то же время в Талмуде находят отражение и представления о том, что ад находится на небесах (Там. 32б) или «за горами тьмы» (там же).

Описания страданий грешников в аду во многом являются отражением судебной процедуры периода составления Талмуда. В основе этих наказаний лежит идея воздаяния «мерой за меру». Несомненно, жестокие пытки, применявшиеся римским правительством, сыграли свою роль в формировании картины ада. Относительно продолжительности наказаний в аду существует расхождение во взглядах между Шаммаем и Хиллелом (РхШ. 16б-17а): по мнению первого, несомненные грешники остаются там на вечные муки, колебавшиеся лишь проходят очищение; по мнению последнего, те, кто колебался между злом и добром, вообще не попадают в ад, а грешники подвергаются наказанию там лишь в течение 12 месяцев, и только особые категории грешников — доносчики и те, кто отрицал воскресение мертвых, либо ввел в грех многих, обречены на вечное наказание в аду.

В послеталмудический период концепция мук ада интерпретируется Маймонидом как лишение грешников вечной жизни. Эта интерпретация, тем не менее, не стала общепринятой, и каббалисты дают подробное описание не только топографии ада, но и мук, которым подвергаются грешники в каждом из его семи отделений.

Рай и ад – это мир душ. Рай – это место пребывания душ умерших, которые во всем исполнили свое предназначение, либо прошли исправление после понесенного наказания. В раю душа пребывает в близости ко Всевышнему и испытывает высшее наслаждение. Но рай не является окончательным вознаграждением. В нем души лишь ожидают Будущего Мира, который наступит после воскрешения мертвых.

Ад – это место, предназначенное для исправления определенных грехов человека. Туда, соответственно, попадают души грешников. Есть много описаний ада у наших мудрецов, как, например: «огонь (в нашем мире) это 1/60 огня ада (геинома)» (Брахот, 57б). Мудрецы последующих поколений (Рамбан, рав Элияу Деслер и др.) объясняют, что ни в коем случае это нельзя воспринимать буквально. Речь идет о муках души, которые аллегорически сравниваются с огнем, для того, чтобы приблизить эти страдания к нашему пониманию.

Есть несколько видов наказаний грешников после смерти. Попробуем их объяснить по порядку, опираясь на описание равом Элияу Деслером в книге «Михтав ми-Элияу». Это нам поможет немного понять смысл наказаний ада.

Все мы смертны – это совершенно очевидно. В момент смерти душа покидает тело, но по сути она никак не изменяется. Душа остается со всем «багажом», который она приобретала в течение жизни – желания, стремления, привычки, достоинства и недостатки. Человек – это единственное существо, способное жить в иллюзорном мире, который каждый создает себе сам. И все потому, что в этом мире истинная реальность скрыта от нас. Ее невозможно постичь иначе, чем через изучение Торы.

Душа – сугубо духовна, она стремится воссоединиться со своим источником. После смерти душе предстоит встреча с истинной реальностью, которая является единственной реальностью, и пройти проверку, насколько душа ей соответствует, имеет ли она возможность в ней существовать. В этом заключается смысл Небесного суда, перед которым предстает душа после смерти. Если душа не подходит под эту реальность, т. е. при жизни она приобрела различные недостатки, «обросла» материальностью, обрела дурные качества, пороки, то ее постигает наказание, цель которого – очистить душу от наслоений, мешающих ей войти в рай – мир совершенных душ. Т.е. наказание не может создать добро в человеке, но только освободить его от накопленного зла. Соответственно, различные наказания исправляют различные недостатки.

Чтобы понять дальнейшие объяснения рава Деслера, нам необходимо понять строение души человека. Она условно делится на три уровня: самый низший – нефеш (животная душа) поддерживает жизнедеятельность тела. В теле человека она прибывает в печени, из которой по крови распространяется по всему телу. Она обладает свойствами, такими как рефлексы и физические желания, а также все то, что называется качествами души. Второй уровень – руах (дух). Он пребывает в сердце, и в нем сосредоточены чувства человека: любовь и страх, приятие и неприятие, желание и ненависть. Главная характеристика этого уровня – желание и ощущение собственного «я», в котором заключается право выбора человека. Третий и самый высший уровень – нешама (Б-жественная душа). Она прибывает в высших сферах и лишь озаряет мозг человека. Она отвечает за постижение Б-жественного разума, данного человеку. Чем больше человек занимается Торой, тем большего света нешамы он удостаивается.

Теперь перейдем к различным видам наказаний.

Каф акела – праща. Мудрецы Талмуда описали это наказание так: «Один ангел стоит на одном конце мира, другой – на другом, и перебрасываются друг с другом душами при помощи пращи» (Шаббат, 152б). Святая книга «Зоар» пишет: «Душа, которая скитается по всему миру, и нет у нее покоя совсем ни днем, ни ночью. И это наказание хуже любого другого…» (Гл. Трума, стр. 299). Виленский Гаон в книге «Эвен шлема» пишет об этом наказании: «…за пустословие, а также за вожделением становится духом, гонимым по всему миру с места на место» (Гл. 10:11).
Рав Деслер объясняет это наказание так: каф акела исправляет изъяны нефеш (животной души) для того, чтобы упразднить ее материальность и дурные качества. После смерти душа остается со всеми желаниями, приобретенными в этом мире. Но, находясь в мире духовном, она не может их удовлетворить, и из-за этого мечется по всему миру из конца в конец. Это напоминает погоню за тем, чего не существует, за миражом. Это продолжается долго, пока постепенно душа не освободится от рабства своих желаний. Только после этого она попадает в ад.

Геином – ад. В нем происходит исправление части души руах (духа). Это происходит следующим образом: человек ощущает, что его собственное «я» после освобождения от качеств души осталось совершенно пустым. Это ощущение причиняет ему тяжелейшие страдания. О них сказано: «Души злодеев сгорают» (Рош а-Шана, 17б), т.е. в их душах нет никакой духовности. Все попадают в ад (праведники также проходят через него, но их провожают ангелы, которые были созданы их праведными поступками и изучением Торы), но выходят из него по-разному. Каждый – в меру духовности, которая была в нем.
Наихудший случай – когда наш праотец Авраам вызволяет еврея из ада. Это означает, что в том еврее «сгорело» все, кроме несгораемой внутренней сути, подобной точке. Она есть у каждого еврея, она причисляет его к народу Израиля – к потомкам Авраама. Но если у человека при жизни были помыслы о раскаянии, то его мучения доходят до этой точки. Если и этого не было, то мучения такого человека продолжаются до тех пор, пока от него не остается ничего, и он становится прахом в ногах праведников.

Маараль из Праги объясняет, что ад – это небытие. В аду человек ощущает всю никчемность своего существования: все, к чему он стремился, исчезло, и он остался в полном одиночестве. В нем осталось лишь ощущение собственного «я». Он остался один на один с отчаянием от пустоты прожитой жизни, и это причиняет ему немыслимые муки. Как известно, муки души несравненно страшнее, чем мучения тела. После того, как душа выходит из ада, она попадает в рай.

Из сказанного выше ясно, что в ад попадают не самые закоренелые грешники. Для таких есть особое наказание – карет.

Да спасет нас Всевышний от этого страшного наказания! Талмуд рассказывает (Брахот 28б): когда заболел великий раби Йоханан бен Закай, к нему пришли его ученики и застали его плачущим. Спросили его, почему он плачет. Ответил им раби: «Передо мной два пути: один – в рай, другой – в ад, и я не знаю, каким меня поведут…».

Иудеи представляют себе рай, как небесный сад, находящийся внутри семи небесных сфер. Для того чтобы попасть в рай, душе нужно пройти некий духовный путь. Священники говорят каждому верующему, чтобы они содержали свое тело и душу всегда в чистоте. Потому что Бог бережет каждую душу. И в случае, если свершится конец света, Бог соединит все души с их телами. Но если верующий не будет ухаживать за своим телом, и не будет содержать его в чистоте, то Бог не возвратит душу в такое тело.

Святая Тереза в Ордене святого сердца была монахиней. В один прекрасный день она заболела, и ее лицо стало как красная раздутая масса. В свою очередь, монахиня, держалась, переносила болезнь на ногах, не огорчалась, а только молилась. После того, как она умерла, спустя два дня ее лицо стало чистым, и болезнь ушла без следов.

В связи с этим, иудеи так тщательно следят за своим телом, помимо этого, ежедневно молятся и просят о милосердии для своей души. Однако душу Бог возвратит в тело только после прихода Мессии, в это же время прибудет рай на земле. Но до того, пока Мессия не пришел, одни души попадают в рай, это души праведников, другие - в ад, души грешников. Ад и рай в иудаизме - два противоположных понятия и, бесспорно, все души после окончания жизни стремятся попасть в рай. Для того чтобы попасть в рай, душе необходимо пройти через все небесные сферы, которых семь.

В первой сфере человек избавляется от земных забот и горя. Здесь он забывает о работе и хозяйстве. Ему теперь не нужно беспокоиться о том, чтобы заработать денег и прокормить семью. Здесь же человек освобождается от телесных мук. Если на земле его тело мучилось различными болезнями, могли появиться нарывы или язвы, то здесь кожа у него чистая и гладкая.

Во второй сфере душа перестает печалиться по оставшимся на земле родным людям. Муж забывает про свою жену и наоборот. Мать уже не помнит про свою дочь, отец – про сына. Не вспоминают здесь и про родственников, ни про дальних, ни про ближних. Душа находит себе братьев и сестер на небесах.

В третьей сфере душа забывает обо всех вожделениях. Душу больше не волнуют прежние страсти. Не хочет она больше никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни бриллиантов. Не мечтает она об огромных стадах из коней или чистокровных коров. Не помнит душа о владениях на земле. Не требуется ей больше ни поле, ни луг. Не волнуют ее больше никакие земные богатства, ни власть, ни слава. Душа мужчина не вожделеет страстью к женщине и наоборот, душа женщины не питает страсти к мужчине.

В четвертой сфере душа освобождается от всех земных желаний. Душа уже не помнит, что нужно каждый день питаться чем-либо земным. У нее уже нет желания пробовать на вкус мясо или птицу. Не будет она больше есть ни рыбу, ни сыр. Нет, у нее желания отведать злаковые или овощные культуры. Мягкая и удобная постель ей теперь тоже не понадобиться и покупать и одевать себя в красивые одежды она не будет.

Перейдя в пятую сферу, душа начинает приобщаться к небесному миру. Это можно сравнить с тем моментом, когда семя очищается от шелухи. Вот таким образом и душа очищается от всех стремлений, которые были на земле, от всех мыслей, желаний и мечтаний. Теперь все мысли души направлены только вверх, в небесную высь, туда, где расположено сам подножие трона, на котором восседает Всемогущий Бог.

В следующей шестой сфере душа начинает уже слышать музыку небес, она приобретает особенное зрение. В этой сфере душа, которая избавилась от всех тягот и забот, в которых была на земле, познает настоящую красоту и прелесть всего мира, ведь он теперь находится перед ней. Теперь она может наблюдать за каждым человеком, находящимся на земле, видит, чем он занимается, все его горести и радости.

В последней седьмой сфере душа уже может лицезреть ангелов и прекрасный свет, который исходит от Бога. Здесь ангелы кружат вокруг души. Они прекрасны внешне и внутренне, их взоры чистые, практически прозрачные. Кружась, они зовут душу лететь вслед за ними, они приведут ее к трону Яхве.

2

Карет — это наказание за определённые грехи, которое заключается в «отсечении души» навеки.

Слово «карет» обозначает на иврите — отсечение (см. Ялкут Шимони 201). Однако рав Хаим Воложинер в книге Нефеш аХаим(1:18) объясняет, что не вся душа человека отсекается от вечности, а только та часть души, которая связана с грехом.

Наказание «карет» полагается только тому, кто согрешил умышленно. Поэтому, если еврей вырос в нееврейской среде, либо воспитывался в нееврейской семье и не знал, что за те или иные действия полагается «карет», ему не полагается это наказание.

Даже человек, который намеренно совершил грехи, за которые полагается «карет», может раскаяться в своих поступках и искренне принять на себя обязанность не повторять их. Тогда Всевышний простит ему грехи, и, таким образом, «снимет» с него наказание «карет». Если еврей искренне раскаялся о своих грехах и искренне принял на себя обязанность не повторять их впредь, то он может быть уверен, что Б-г простил ему грехи.

Ниже приведем отрывок из книги « Врата воздаяния» великого мудреца и знатока сокровенного учения Торы, раби Моше бен Нахмана — Рамбана (Нахманида).

В этой части книги Рамбан описывает виды наказания «карет» и приводит авторитетное мнение другого великого мудреца, Рамбама.

Для удобства пользователей, мы упростили язык и сократили некоторые абзацы, не относящиеся к теме (всю книгу можно найти у нас на сайте)

Рамбан о наказании «карет» [↑]
Совершенный праведник, которого дурное влечение заставило съесть кусочек нутряного жира размером с маслину, не «отсекается» полностью и не теряет свой удел в будущем мире (хотя за такой проступок по закону Торы следует «карет»)

…А теперь мы должны разъяснить, в чем заключается суровое наказание, называемое карет (отсечение).

Это, действительно, истребление души, как говорится в Сифре (Эмор 14:4): «Поскольку везде в Писании сказано “карет” и не объяснено, в чем заключается эта кара, Тора говорит: “Истреблю Я его душу из его народа” (Ваикра 23:29—30), и это учит нас, что карет — это истребление души».

Однако, со смертью нечестивца его душа не перестает существовать, распадаясь на первоэлементы, подобно душам животных, или полностью исчезая. Но его «истребление» сопровождено карами и страданиями. Ведь человеческая душа не может просто исчезнуть вместе с гибелью тела… невозможно, чтобы душа, которая так возвышена, исчезла и потерялась.

Но все происходит иначе. Все, приговоренные к этому наказанию (карету), караются в Геиноме 12 месяцев, в соответствии с виной каждого. А когда заканчивается срок кары, «их души сжигаются» и «превращаются в пепел», т.е. они перестают быть теми созданиями, которыми были, как сожженный предмет, ставший пеплом, «и ветер» от Бога — ветер, приносящий облегчение — «рассеивает его (пепел) под стопы праведников», т.е. на уровень ниже [уровня, соответствующего] наслаждению и покою праведников.

На этом уровне [«под ногами праведников»] нет прежних кар и страданий, но и нет неги и наслаждения праведников.

А «средние» поднимаются по завершению кары на уровень, где вкушают покой и наслаждение — но не так, как праведники.

А законченных грешников (вероотступников, безбожников и т.п.), приговоренных к самому суровому наказанию, карают из века в век. И согласно воле Владыки, да будет Он благословен, эти души продолжают существовать, и Он карает их такими казнями и страданиями, которые не уничтожают эти грешные души…

Виды наказания «карет» (по Рамбану)
Тот карет, при котором, как мы сказали, истребляется душа грешника, не касается всех, приговоренных к карету. Ведь совершенный праведник, которого дурное влечение заставило съесть кусочек нутряного жира [строго запрещенного Торой] размером с маслину, не «отсекается» полностью и не теряет свой удел в будущем мире (хотя за такой проступок по закону Торы следует карет).

И любой человек, совершивший один из грехов, наказуемых каретом, не теряет полностью своего удела в Ган Эдене и будущем мире. Ведь когда наши мудрецы перечисляли (Санхедрин 90а): «И вот те, у кого нет удела в будущем мире», они перечислили только тех, кто отвергает основные принципы Торы.

И теперь остается выяснить, в чем же заключается карет, если и после «отсечения» душа все же сохраняет свой удел в Ган Эдене и будущем мире?

Объяснение заключается в том, что карет, о котором говорит Тора, — это двоякое наказание и тела, и души.

1) Карет тела
У того, чьи заслуги превышают его грехи, но среди грехов есть наказуемые каретом, карет поражает тело, и человек умирает в середине своих дней, как сказано в главе Машкин(Моэд катан 28а): «Умер пятидесятилетним — это смерть, вызванная каретом» (и разъясняется там же, в Гемаре, что имеется в виду смерть в возрасте от 50 до 60 лет).

И сказано в Сифри (Хукат 125): «Почему в оном месте (в книге Ваикра, 15:31) это наказание названо “смертью”, а здесь — “каретом”? Чтобы научить тебя, что карет — это смерть, смерть — это карет»

В книге Ваикра 15:31, написано: «Берегите сыновей Израиля от их нечистоты, чтобы они не умерли из-за своей нечистоты, оскверняя Мою обитель, которая среди них».

А в Бемидбар 19:13, по поводу того же греха — осквернения Мишкана (Переносного Храма) — говорится: «Каждый, прикоснувшийся к мертвецу… и не очистившийся, обитель Ашема он оскверняет, и отсечется эта душа из среды народа Израиля…» Т.е., получается, что «отсечение души», карет — это смерть.

И на это намекается в нескольких случаях, когда о карете говорится (Ваикра 17:9): «И отсечется сей муж от своего народа» (Т.е. «отсечется» только «муж» — тело, а не душа). И когда умирает тот, чье тело было «отсечено», его душа не спускается в Геином, ибо у него преобладали заслуги, но он удостаивается соответствующего удела в Ган Эдене.

2) Карет души
Если у человека грехов больше, чем заслуг, и среди грехов есть наказуемые каретом, тогда карет поражает душу грешника, после того, как она отделяется от его тела, и она «отсекается» от жизни в Ган Эдене.

И [в эту категорию попадают те], у которых преобладают грехи, и в том числе, грех намеренного невыполнения предписывающих заповедей.

Как учили мудрецы, благословенна память о них (Рош ашана 17а),:«они спускаются в Геином и наказываются там в течение двенадцати месяцев», а «по истечение двенадцати месяцев их тела окончательно распадаются, души сжигаются, Геином извергает пепел, и ветер рассеивает его под стопы праведников» (ср. выше).

И на эту разновидность карета намекает стих: «…И отсечется эта душа от Меня…» (Ваикра 22:3), и написано (там же 23:30): «Истреблю Я его душу из среды его народа » (т.е. мы видим, что «отсечется» и «истребится» именно душа, но не тело).

Карет не поражает тела этих нечестивцев, и порой они благополучно доживают в этом мире до глубокой спокойной старости, как написано: «И есть нечестивец, долговечный в своем нечестии» (Коэлет 7:15).

3) Карет и тела, и души
И есть еще наказываемые каретом, у которых тело «отсекается» от жизни этого мира, а душа «отсекается» не только от жизни в Ган Эдене, но даже от жизни будущего мира, так как она вечно карается в Геиноме.

И это идолопоклонники и безбожники — например, перечисленные мудрецами (Санхедрин 90а): «И вот те, у кого нет удела в будущем мире: тот, кто утверждает, что не будет воскрешения мертвых; тот, кто говорит, что Тора не дарована с Небес; апикорос — тот, кто не почитает мудрецов Торы».

И также [к ним добавлены]: «…тот, кто сбросил с себя “ярмо” (“ярмо” Торы и заповедей); тот, кто отверг “союз плоти” (брит мила — союз обрезания); тот, кто извращает слова Торы» (Санхедрин 12:5).

А также: «еретики, и вероотступники, и доносчики, и подражающие образу жизни неевреев, и грешники, которые вводили в грех многих, и те, что “наводили ужас в стране живых” (Йехезкель 32:24, см. п.4).

Все они сходят в Геином и подвергаются там карам из века в век и т.д.».

Об этих нечестивцах написано: «Отсекается, отсечена будет та душа; ее грех — на ней» (Бемидбар 15:31). И толковали наши учителя (Сифри, Шлах 112): «Отсекается» — в этом мире, «отсечена будет» — в будущем мире».

И это слово … удвоено в Торе только в отношении служащих чужим богам, хулителей святого и им подобных: «За то, что слово Всевышнего он презрел и Его повеление отверг, отсекается, отсечена будет та душа; ее грех на ней».

Толковали в трактате Шевуот (13а), … что, поскольку этот стих говорит о служении чужим богам, мудрецы перечислили именно упомянутых выше и им подобных, так как стих подразумевает и их, и всех, отвергающих основы веры … о которых сказано в Пророках (Йешая 66:24): «Черви, снедающие их не умрут, и огонь, сжигающий их, не погаснет». Но с остальными, приговоренными к карету, не так, но как мы разъяснили.

Заслуживающие карет, но живущие долго
Несмотря на то, что за такие тяжкие грехи «отсекается» тело в этом мире и «отсекается» душа в мире будущем, есть отрицающие основы веры, которым даруется долголетие и они наслаждаются жизнью этого мира.

И ты можешь спросить: «За что же откладывается ему “отсечение” тела? Если в заслугу добрых поступков, совершенных им, то ведь нет у отрицающего основы веры вообще никаких заслуг, ибо даже добрые поступки он совершает, побуждаемый своим отрицанием, но не во имя Святого, благословен Он?»

Это нетрудно понять, ведь один из путей Милосердного — относиться с милостью к тому, кто творит добро и ведет себя порядочно в этом мире, даже если он это делает во имя других «богов».

Так, например, вавилонскому царю Невухаднецару было отсрочено наказание за то, что во время голода он кормил евреев из своих кладовых — Бава батра 4а; Шмот раба 30:24.

Благословен справедливый Судья, основавший все на милосердии!

Об истреблении, после которого не возрождаются [↑]
Объясним слова великого учителя, раби Моше бар Маймона (Рамбама), который написал в своем труде Мишнэ Тора (Законы тшувы 8:1):

«Награда праведников в том, что они удостоятся [жизни будущего мира], а расплата нечестивцев в том, что они не удостоятся этой жизни, а будут отсечены от нее и умрут.

И каждый, кто не удостаивается этой жизни, — он мертв, т.к. он не будет жить вечно, но будет отсечен за свое злодейство и исчезнет, подобно животному.

И это “отсечение” — карет, о котором написано в Торе (Бемидбар 15:31): “Отсекается, отсечена будет эта душа”. Из устной традиции учим (Сифри, Шлах 112): “Отсекается” — в этом мире, “отсечена будет” — в будущем мире».

Т.е. душа, которая покинула тело в этом мире, не удостоится жизни будущего мира, а будет от него отсечена.

И еще написал Рамбам, благословенна память о нем: «Вот возмездие — и нет возмездия, превосходящего это: такая душа будет “отсечена” и не удостоится той жизни, как сказано: “Отсекается, отсечена будет эта душа; ее грех на ней”.

И это уничтожение пророки образно называют “гибельной ямой” (Теилим 55:24), и “преисподней” (там же 88:12), и “местом сожжения” (Йешая 30:33), и “пиявкой” (Мишлей 30:15) (все эти названия мудрецы относят к Геиному — Эйрувин 19а, Авода зара 17а), и другими словами, связанными с истреблением и гибелью. Это истребление, после которого не возрождаются, и потеря, которая не восполнима» (Законы тшувы 8:5).

Из этих слов может показаться, что нет наказания и мук для души грешника, и не настигнут ее страдания.

Но все эти слова Рамбама, благословенна память о нем, относятся к конечному истреблению и полному уничтожению, после которого уже нет никакого наказания и возмездия, и это [он здесь называет словом] «карет», т.е. уничтожение души.

Это уничтожение, происходящее после того, как душа уже претерпела кары Геинома и его страдания, — величайшее наказание и суровая казнь, потому что душа утрачивает великую усладу, которую могла бы заслужить… Но эта нега — удел праведных и великая привилегия, которой они удостаиваются, как объясняет сам Рамбам, благословенна память о нем (Законы тшувы гл.8).

И хотя сам Рамбам, благословенна память о нем, не разъяснил в достаточной степени, что это уничтожение сопровождается карами и страданиями, есть в его словах доказательство, позволяющее истолковать его именно так. В одной из глав упомянутой книги (Законы тшувы 3:5—6) он написал:

«Всех грешников, у которых преобладают грехи, карают в соответствии с их грехами, и у них есть удел в будущем мире, ибо у “всего Израиля есть удел в будущем мире” (Санхедрин 90а). …»

(Т.о. он [Рамбам] разделил между приговоренными к окончательному «отсечению» и теми, кого «карают в соответствии с их грехами»).

А вот те, у кого нет удела в будущем мире (там же) — они «отсекаются», и истребляются, и караются в соответствии со своим злодейством и своими великими грехами во веки веков, — и это еретики, и насмехающиеся над мудрецами, и отрицающие Тору и т.д.

И из фразы о грешнике, которого «карают в соответствии с его грехами», а по завершении кары у него «есть удел в будущем мире» можно понять, что должно быть некое особое место для мук и страданий души.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Азы » Ад и рай в иудаизме (для информации)