http://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/2/t654017.jpg

ᅠᅠКак Мировое древо делится на три части: крона, ствол и корни, а Вселенная – на Верхний, Средний и Нижний миры, шаманский костюм также имеет три уровня. В этом плане важно отметить противопоставление верхней (плечи), средней (пояс) и нижней (подол) частей одежды. Например, шаманские костюмы селькупов делятся на верхнюю «светлую» часть и нижнюю «темную». На светлой части, оформленной мехом оленя, помещаются изображения духов Верхнего мира; ниже пояса находятся изображения духов Нижнего мира, а при оформлении используется мех медведя (222). У некоторых народов шаманы, имеют два костюма: один, сшитый из оленьей шкуры, – для камланий в Верхний мир; другой – из медвежьей шкуры, для Нижнего мира. То же самое относится и к бубнам.

ᅠᅠПодол кафтана сзади удлиняется, образуя мыс в виде хвоста. Иногда такой хвост имеет вид утолщенных пестрых жгутов – змей. В этом случае подол является вместилищем хтонических существ – обитателей Нижних миров. На шаманских костюмах якутов у подола нашиваются металлические изображения рыб и змей, символизирующие обитателей «моря бед и несчастий». Им противопоставляются изображения небесных птиц (лебедя, журавля), помещающиеся на плечах. В других случаях, птицы верхней части костюма противопоставляются фигурным изображениям зверей (волка, медведя), расположенным на подоле. Средняя часть костюма (нагрудник) отмечается особо: на ней расположены изображения самых главных духов-помощников шамана. Иногда на кафтанах имеются изображения костей и внутренних органов человека. Их расположение отвечает представлениям о строении человека и соотносится со схемой мифологического космоса.

ᅠᅠШаманский костюм является не только вместилищем духов, но, как и бубен, своеобразной картой Вселенной, на которую нанесены символы шаманского пути.
ᅠᅠУ многих народов Сибири, Североамериканских индейцев и др., шаманский костюм символизирует птицу Силы. Только в таком костюме шаман обретает способность летать в иные реальности. Образ птицы раскрывается в огромном количестве всевозможных перьев и фигурок птиц, нашитых на костюм. Эти фигурки – образы шаманских птиц.

ᅠᅠПтичьи перья мы встречаем почти во всех описаниях шаманских нарядов. Более того, сама структура наряда стремится наиболее точно наследовать форму птицы. Алтайские шаманы, шаманы минусинских татар, телеутов, сойотов и карагасов стараются сделать свой наряд похожим на сову. У сойотов наследуемой птицей чаще всего бывает орел. У гольдов также преобладает наряд в форме птицы. То же самое можно сказать и о сибирских народах, живущих далее на севере, таких как долганы, якуты и тунгусы. У юкагиров наряд украшен перьями. Ботинок тунгусского шамана имитирует птичью лапу.
ᅠᅠОчень интересную форму шаманского наряда можно встретить у якутских шаманов; их наряд представляет как бы целый скелет птицы, изготовленный из железа. У монгольских магов, как и у индейцев, в шаманском наряде присутствуют крылья. Надевая свой наряд, шаман чувствует себя превратившимся в ту птицу, крылья которой он надел.
ᅠᅠПтичий наряд необходим шаманам для совершения полетов и путешествий в Верхние, а иногда даже и в Нижние миры. Эти мотивы прослеживаются, в русских народных сказках: найдя перо волшебной птицы, герой обретал способность подниматься в воздух.
ᅠᅠКроме костюма к атрибутам шаманских сеансов относятся бубен, погремушки, трещотки и другие музыкальные инструменты, маска, шаманская шляпа, ножи, карта, корытце для камлания, куклы, духоловки, ловушки для снов, мешочек с ритуальными принадлежностями, черепа и т.д. Трудно перечислить все вещи, которые использует шаман в своих ритуалах, тем более что у каждого шамана есть множество своих собственных предметов Силы, помогающих этому шаману концентрироваться и вести дела.

ᅠᅠИсточник: "Онтология шаманизма" В.В. Козлов, А.А. Карамышев