(Из наставлений Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче)

Видимость перерождения в мире голодных духов возникает за счет такой недобродетели, которую мы накапливаем из-за привязанности, из-за страсти — то есть, когда мы обманываем, воруем или отнимаем что-то у других, когда мы постоянно «гребем под себя», стараемся получить для себя как можно больше всего, не гнушаясь никакими средствами. Воровство интеллектуальное, идей, образов, проектов, планов других людей, более тяжкая недобродетель.

Голодных духов делят на три вида: это голодные духи, пребывающие на одном месте, голодные духи, блуждающие в пространстве, и третий вид — существа других миров, схожие с голодными духами.

Пребывающие на одном месте голодные духи обладают такими телами, которые они не могут перемещать. Блуждающие в пространстве — это, в основном, те, кого обычно духами и называют — сабдаги (духи местности), цен и другие, а также сознания умерших. Они называются голодными духами, потому что не могут потреблять обычную пищу, и получают питание только тогда, когда эта пища им подносится во время таких ритуалов, как, например, Чутор и Сур.
И третий вид — это голодные духи, схожие с другими видами существ.
Например, можно сказать, что есть «человеческие» голодные духи. По факту, это человек, только очень жадный. Настолько жадный, что в банке у него могут на счету лежать миллионы, то он их вообще не тратит — носит старую, драную одежду, питается непонятно чем, никакой благотворительностью не занимается, просто хранит эти деньги в банке и все. Или человек, который общается с другими людьми для сбора информации, идей, планов, творческих проектов, образов, знаний, такие люди ходят на огромное количество курсов, семинаров, учебных программ, а потом все полученное продают как своё собственное.
Из-за подобной жадности в будущем они на самом деле перерождается голодными духоми.
В России есть подобные люди?
В Тибете таких довольно много. Когда такие люди перерождаются, то из-за привязанности к своим деньгам и иным богатствам их сознание не уходит в следующую жизнь, а надолго еще остается блуждать вокруг, как бы охраняя накопленное богатство, и такой блуждающий дух может даже начать причинять вред тем, кто начнет этим богатством пользоваться.
В нашем поселении в Доланджи был один тибетский дедушка из Амдо, который раньше занимался бизнесом, накопил много денег, купил на них золота и положил в банк. Но об этом никто не знал, а по его виду все считали его нищим. Ходил в рванине, питался какими-то отбросами. Когда монахи куда-нибудь собирались ехать на такси, он сразу просил: «Пожалуйста, возьмите меня!». Монахи его сажали в машину, при этом сам он за такси никогда не платил. Когда дедушка умер и оказалось, что на самом деле он был богачом, все, конечно, очень удивились. Вот это один из тех, кто является голодным духом в человеческом теле. Человек вообще он был хороший, со всеми дружил, и если бы не эта патологическая жадность…

Так же, как есть люди, которые по сути своей уже являются голодными духами, так бывают и люди, которые уже при жизни похожи на существ других миров сансары. Например, если человек в силу каких-то причин лишен рук или ног, то это приравнивается к страданиям адов.
Есть люди, которые вроде бы обладают человеческим телом, но сознание у них как у животных.
Есть люди, похожие на полубожеств, — очень воинственные, постоянно с кем-то ругаются и дерутся.
Есть люди, которые как божества — все время радуются, веселятся, вся жизнь как один сплошной праздник. То есть, в силу кармы обретается тело человека, но из-за накопленных кармических отпечатков наблюдаются те или иные склонности существ других миров сансары.

Те голодные духи, которые пребывают на одном месте, бывают двух видов: испытывающие внешние препятствия и испытывающие внутренние препятствия. У первых огромная голова и такой же огромный живот, но при этом очень тонкое горло, через которое пища не проходит, и очень тонкие руки и ноги. Даже если какая-то пища и проникает сквозь горло в их желудок, она тут же превращается в огонь и все сжигает. То есть, под внешними препятствиями здесь имеется в виду тело, которое, как им кажется, у них есть. Внутренние же препятствия — это то, что связано с умом, с сознанием. У таких духов с телом все в порядке, они могли бы принимать пищу, но у них другая проблема — им все вокруг кажется отвратительным, грязным и абсолютно несъедобным.
По тексту: «из ущербного ума еда и питье видятся как нечистоты» — это относится к духам с внутренними препятствиями, «изо рта вырывается пылающая вереница языков огня» — это относится к духам с внешними препятствиями, «вокруг возникают бессчётные ужасные и пугающие видения» — это о духах, блуждающих в пространстве.
Что за пугающие видения?
Они у блуждающих духов бывают по двум причинам. Во-первых, когда они блуждают, они просто не знают, куда им приткнуться, их некому защитить, некому им помочь, им просто страшно.
И вторая причина — когда проводятся такие ритуалы, как, например, огненная пуджа, то, если лама недостаточно испытывает сострадания ко всем этим духам, то во время этих ритуалов многие духи пугаются настолько, что погибают. То же самое относится к начитыванию гневных мантр в больших количествах. Например, в нашей традиции есть определенная мантра, за счет начитывания которой несколько миллионов раз голос человека приобретает такую силу, что если он крикнет, то огромное количество блуждающих духов может погибнуть, даже если он этого не хотел. Поэтому, когда проводится огненная пуджа, то сначала лама всегда произносит обращение к духам, прося их покинуть это место. С этим же связано то, что у практик Дзогчена и Тантры обязательно должна присутствовать база из ЛЮБВИ и СОСТРАДАНИЯ, а если этой базы не будет, то практика, хотя и будет обладать силой, вместо принесения блага будет приносить вред.
Духи — такие же живые существа, как люди, животные и все остальные, поэтому нанесение им вреда — такая же недобродетель.