Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » Бурятские шаманы. Становление и духи помощники.


Бурятские шаманы. Становление и духи помощники.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Древние легенды рассказывают, что шаманом человек не может стать по желанию, нужно от рождения иметь особые приметы, которыми по воле предков человек наделяется еще до своего появления на свет. Духи сами являлись к избранным.  Этот дар зовется утхэ или шаманский корень который дает своему владельцу способности лечения и магического воздействия на мир, ясновидения и т.д. Сила всех шаманских родов состоит в непрерывности при наследовании утхэ. В большей части случаев будущий шаман среди новорожденных детей, по мужской линии, но иногда дар передается через несколько поколений, так что нельзя наверняка сказать, сразу же родиться новый шаман после смерти существующего или нет. «Избранность» определялась каким-либо особым знаком — тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычные пятна на коже, лишние пальцы, поведение не от мира сего. Считается, истинный шаман имеет лишнюю кость и души которые учились  в другом мире шаманской науке, могут быть отличными шаманами.
У некоторых народов Сибири шаман обладал «лишними» полостями в теле и мог по желанию безболезненно втыкать в них острые предметы, ножи и т.п. В Бурятии уже на протяжении нескольких веков в основном мужской шаманизм, несмотря на то, что в начале первой тысячи лет нашей эры была противоположная ситуация. 
В бурятском языке шаман зовется «бö», шаманка – «удаган».
В уникальных случаях избранный стать шаманом может родиться на свет в обличье человека–чёрта: как человек выглядит, а его отцом является какой либо дух. Мама такого дитя, спала под одиноким деревом или камнем-скалой. По поверьям бурят, путешествуя по миру, духи, как правило, останавливаются в подобных местах. И если обнаруживают там спящую девушку, могут вступать с в сексуальную связь. Девушке во сне приходят эротические видения, в которых к красивый мужчина соблазняет её.
Прежде чем принять дар шамана, обычно человек болеет шаманской болезнью (Онгон даралга), он переживает состояние, близкое к смерти. К нему приходят души мертвых шаманов и какое-то время пытают его, режут на куски тело, вырывают из тела кости, пересчитывают их и вставляют обратно, выливают кровь и опять заливают в сосуды. Итогом мучительных испытаний духи предков передают преемнику  тайный язык, который используется для общения с духами и божествами.
Болезнь, которая длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, не дает человеку практически ничего есть и пить. Излечение приходит в момент принятия необходимости стать шаманом. Если шаман противится воле духов и предков, их неудовлетворенность обращается на его родственников и друзей: они тяжко болеют или неожиданно умирают. Если человек упорно сопротивляется предназначению, онгоны убьют его.

Когда Онгон даралга заканчивается, новому шаману нужно подобрать себе духа слугу, он станет помогать ему в обрядах. Личность и предрасположенность шамана определяет, какого духа он сможет получить и воспитать. Именно поэтому, шаманов разделяют на «белую» и/или «чёрную» кость. Первые делают добро. По поверьям они могут носить белую одежду из шёлка и ездить на белых лошадях.
«Черная» кость отличается злобой и агрессивным нравом. По легенде если «черному» шаману не хватает сил, он занимается отбором энергии у других людей.

Первый дух, помогающий шаману, слабый и маленький.
Он новорожденный, поэтому его кормят молоком. Не стоит воспринимать буквально это словосочетание. Обычно, смысл этого обряда заключается в том, что молоко наливается в чашку и брызгается на землю и в воздух. Действие сопровождается обращением к предкам. Чем усерднее и регулярнее кормить духа, тем быстрее растут его размеры и соответственно сила. Отношения между духом и шаманом строятся на взаимной выгоде: дух помогает исполнять людские просьбы, получая пищу и воспитание в качестве оплаты.

В традиции «черной» кости когда дух растет, ему недостаточно только молочной пищи. В жертву приносится курица. По мере роста и обретения большего могущества слуге нужно ещё больше еды, и для него забивают барана. Дух, съедающий больше одного барана, зовется анда и может взять контроль над шаманом.
Дух дальше по иерархии силы – роун. Он властвует целиком над шаманом и требует более большой жертвы — лошади. Роуны очень могущественны, они могут убить человека и подчинять себе целый бурятский род.
Кровожадность роуна растёт быстро: в легендах есть случаи, когда духи требовали кровь маленького ребёнка. В традиции «белой» кости – так же необходимо заручиться помощью духа, он так же будет помогать шаману за еду.

Воспитывая духов, «белые» шаманы не делают им кровавых жертв: в пищу идут сладости, молоко, алкоголь, дым. Жертвенные животные посвящаются духам и божествам и не забиваются: после специального ритуала в их шерсть вплетаются разноцветные лоскутки ткани, и до конца жизни они являются неприкосновенными. 

В течение жизни шаман проходит посвящения (от 9 до 12). Шаманы, получившие 9-12 уровень посвящения, есть только в Монголии; в Бурятии высшим пока считается 8 уровень.

Неизвестно, как проходят более высокие, на десятую и далее ступени, посвящения: по некоторым данным в Бурятии нет людей, могущих проводить обряды подобного уровня.
В свою очередь ламы, побывавшие в Монголии (например, Пунцог-лама), так же не видели таких таинств.
По непроверенным данным двенадцатое посвящение, позволяет шаману одновременно бывать в разных местах и развоплощаться из тела по желанию.
Если он «чёрной» кости, то становится ужасающим демоном, которого могут остановить разве что высшие божества. Древние шаманы, согласно преданиям, летали в облаках на конях и совершали такие чудеса, которые их современные потомки повторить не могут.
Буряты веруют, что сила могущественного шамана является после смерти, она(смерть) сопровождается разными знамениями: обвалами, наводнениями, землетрясениями, грозами, ураганом и сильными ветрами, гигантскими всепоглощающими пожарами.

После смерти буряты хоронили шамана в земле или привязывали к дереву. Конец жизни в этом мире не означает для шамана исчезновение из срединного мира. Душа может стать одним из местных бурханов или воплотиться в птицу (орла или вόрона). Культ орла у бурят имеет очень древние корни. В преданиях бурят белоголовый орёл (бурхан шубуун) первый, кто получил шаманский дар от своего отца Утэ бабая, хозяина о. Ольхон. Предания говорят, человек, убивший, ранивший орла, должен умереть в ближайшее время.

Интересно, что в некоторых районах Бурятии полагают, что духи шаманов охраняют свои могилы. Так на одном из захоронений в Куйтунской степи, обитает большое количество орлов и других хищных птиц, какого не наблюдается ни в одном другом месте баргузинской долины. Скорее всего, это связано с наличием мелких грызунов. Местные жители стараются обходить шаманские кладбища, а если оказываются поблизости, совершают обряд почитания онгонов. Сегодня говорят они, уже никто не знает, какая кость, «чёрная», «белая», захоронена в том месте. Именно поэтому, на всякий случай, нужно заручиться помощью предков и задобрить духов.

КУЛЬТОВАЯ СИСТЕМА

Молитвы, обряды и иные магические действия в шаманизме у бурят разнообразны, и имеют определенный порядок. Существуют групповые(родовые), так и личные обряды, которые бывают как обязательные, так и необязательные, регулярные и нерегулярные.

Коллективные обряды называются «тайлган» и «сасли». Тайлганы — обряды, устраиваемые всем обществом улуса или улусов одного рода. Тайлганы это жертвоприношения, обычно баранов и лошадей, это сопровождается ритуальными действиями и разбрызгиванием спиртного.  Обычно устраивались тайлганы, начиная с конца мая, и заканчивая осенью, в месяце октябре.

Любой тайлган посвящается божеству, группе эжинов, покровительствующих какой-либо одной стихии или явлению, например, духам огня. Самый значительный был Ехэ Тайлган — Большой Тайлган, на него собирались все жители какой-либо местности.

Сасли, или дугаабари, это коллективный обряд без кровавого жертвоприношения, и заключается в брызгании, окроплении белой пищей-молоком и молочными продуктами, чаем и спиртным. Сасли, с одной стороны, были самостоятельным обрядом, но также были частью тайлганов, и устраивались перед каждым более-менее значительным событием.

У бурят есть священные места, разные у каждого рода, где устраиваются обряды. Их можно отличить по столбам — сэргэ или бариса, обвязанных разноцветными лентами, также обвязанными лентами деревьям, священными камням-обо. У значительных мест стоят скамейки, навес.

Буряты, и не только буряты, проезжая или проходя мимо священного места в знак уважения, останавливаются такого места, капают спиртным, повязывают ленточки — залаа, бросают сигареты, крупы, спички, конфеты, мелочь. Помимо таких мест, шаманисты могут проводить обряды на открытом воздухе или у себя дома, во дворе дома, на улице.

https://my-buryatia.ru/o-buryatii/shamanizm-v-buryatii/

_________________

2

****

ШАМАН

Saman -(эвенк.) исступленный, одержимый.

Боо -(бур., монг.) шаман
Кам -(алт.-тюрк.) шаман
Ойун -(саха) танцующий, играющий

В шаманизме - ключевое звено культа, жрец, медиум, посредник между миром духов и людей.

Он находится на стыке 2х-3х миров, своей силой образуя их вертикальные связи, пути, по которым в оба конца циркулирует энергия. Этот мощный турбулентный поток иногда может размывать собственное поле человека, разнося его здоровье, удачу и саму жизнь. Шаман часто имеет дело с грозными божествами, проявляющими гнев по любому поводу. Он всю свою жизнь ходит по лезвию меча, подвергая себя и свой род большому риску. Не все хотят принять такой тяжелый дар. Но еще рискованнее не взять его. Если человек не принял шаманство, в его роду образуется энергетическая пробка, блокирующая естественный ток хорошей энергии "сверху вниз", она закрывает энергетическую "дорогу" его детям или младшим родственникам. Они лишаются небесной силы и ее благ, удачи и счастья, беднеют, бездетны, болеют, род идет на вымор. Большенство призванных только поэтому принимают шаманство.

В бурят-монгольской, саха-алтайской и тунгусской традициях, шаманом может стать только потомок шамана, тк в наследственности ("утха"), он уже содержит необходимый энергокод Верхнего или Нижнего мира, или оба сразу. Иногда этот код дается духами. Если человека задрали волки, медведь, или он погиб от молнии, то среди его потомков, будет шаман. Выжившие после молнии, должны сами принять шаманство. Шаманское утха сохраняется до 7 поколений.

Мир людей - носитель огромной энергии, поэтому мир духов стремится к контакту с человеком, намного больше чем человек стремится к ним. Особенно в шаманах нуждается Нижний мир, он дальше всех от Солнца, меньше всех согрет и больше голоден. Поэтому черных шаманов много, а белых единицы. Все шаманы выбранны духами как посредники. Если человек не хочет принять шаманство, духи умеют принуждать, и чаще всего жестоко.

Будущий шаман выбран еще до рождения. Он наделяется не простой человеческой, а особой душой, выращенной духами. Он имеет Двойника-вместилище его шаманской силы, в образе зверя или птицы. Духи видят не как люди, их зрение другое, и шамана еще до рождения могут пометить, чтобы потом легче найти его среди людей. Часто меткой бывает лишняя кость (палец, ребро), синие родимые пятна (светящиеся в мире духов). Родившись, шаман какое-то время ведет обычную жизнь. Он может быть кем угодно, гендиректором фирмы или простым пастухом - духам безразлично. В назначенное время они явятся за призванным. Они опознают его по указанным приметам. Цельность скелета священна для всего сибирского шаманизма. Если человек не ломал кости и не переносил операции, его идентифицируют, и с этого момента, человек не принадлежит себе. Его в виде средней души hунhэ, духи забирают в свой мир, и начинается перестройка энергетики, названная "шаманской болезнью".

Будущий шаман подвергается страшным испытаниям. Человеку со средней энергетикой они непосильны. На него набрасываются разные духи. Они выпивают кровь человека, снимают плоть и сьедают, оставляя чистые белые кости. Скелет разбирается полностью. Чем больше духов угощается его мясом, тем большей силой обладает будущий шаман. Все они хозяева бедствий и болезней, с которыми он сможет работать, а также его помощники. Сьедая шамана, они переводят его энергетику в свой формат, и каждый сообщает ему свой собственный код. Духи не евшие шамана, не служат ему. Позже духи собирают скелет заново, окутывают его новой плотью. Энергия шамана сотканна заново из совершенно другово материала. Это уже не вполне человек, его поле не человеческое. Он наполовину находится в призвавших его мирах, куда он в любое время может войти. Ему дают постоянных духов, его помощников и охрану, все они невидимо следуют за ним всю жизнь.Они держатся его энергией. Шаман теряет вкус еды, сщитается что ее сьедают духи. Они же, вызывают нетерпимость чёрных шаманов к друг другу - если они пересекаются, пестрая компания их духов  начинает задирать чужаков. Перенесенное напряжение сказывается на характере шаманов, часто это сложные в общение люди.

Шамана выбирают себе или Верхний, или Нижний мир, или оба сразу. Верхний мир, учит напрямую, передавая шаманские знания. Единицы подвергаются обжигу в кузнечном горне, ковке и закалу в ледянной воде. Шамана рвут и сьедают орлы. Тогда человек становится чистым белым шаманом, и не касается Нижнего мира. Он не работает с предками, не лечит больных, его работа исключтельно жертвы Небу. Иногда одного человека, ожесточенно делят оба мира, это может повлечь разрыв души hунhэ и гибель человека. Ему приходится самостоятельно определить будущих хозяев.

Все мучения отражаются на материальном теле шамана, он испытывает страшную тоску, болеет, страдает. Он кажется помешанным, видит галюцинации, слепнет. Это длится от нескольких месяцев до нескольких лет,порой с перерывами. По его окончанию, человек начинает служить.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » Бурятские шаманы. Становление и духи помощники.