Часум – это ритуал подношения торма дэвам, нагам, асурам, претам и другим. Эти существа часто вторгаются в нашу жизнь, вызывая различные проблемы, болезни, неудачи, потери и препятствия. Проведение ритуала помогает умиротворить этих существ.
Ритуалы Лутор и Луусад – это обряды, связанные с подношениями нагам. Наги среди шести форм существ относятся к миру животных, с одной головой, шестью или четырьмя ногами и хвостом. Обитая под землей, владеют несметными богатствами и управляют водной стихией. Считается, что все осадки, природные водные явления, а также несчастные случаи, катаклизмы происходят по их велению. Также они насылают заболевания крови, кожи, лимфы, суставов, большинство женских болезней, некоторые болезни желудка и легких. При слабой кармической защите могут отнять даже жизнь, опять же с помощью воды. Большие проблемы, как показывает опыт, возникают у тех, кто много валил лес, добывал металлы, камни из недр земли, загрязнял природные источники. В данных случаях самыми лучшими защитными ритуалами являются Лутор и Луусад. Любые защитные ритуалы носят временной характер. Наги весьма гневливы и потому все неправильно сделанные или несвоевременные подношения как правило вызывают их гнев. Существует специальный календарь, в котором расписаны дни, когда можно, а когда нельзя обращаться к нагам.
Ритуал устранения препятствий Гьябши. Во время ритуала Гьябши монахи обращаются к Будде Шакьямуни с молитвой, прося благословить препятствующих нам духов, прежде чем отправить их прочь. «Гьябши» означает «Четыреста подношений»: во время ритуала, монахи отвращают препятствующие силы, предлагая им в дар 100 светильников, 100 яств, 100 цаца и 100 луд-торма. Гьябши проводится, как правило, только в очень тяжелых случаях, таких как серьезные заболевания, обстоятельства, которые могут представлять опасность для жизни, крупные финансовые или юридические проблемы, физические угрозы и тому подобное.
Шернинг-дудог – ритуал устранения препятствий. Само название ритуала «Шернин-дудог» следует переводить с тибетского, как «Устранение препятствий с помощью Сутры сердца» (Шернинг – «Сутра сердца», ду – злые духи, док – разрушение). Под словом «ду» (буквально: злые духи, или черти) в разных сочетаниях понимаются препятствие, негатив, а также плохие стороны мирских божеств. «Сутра сердца» – один из важнейших философских трактатов буддизма. Этот текст читают монахи всех буддийских монастырей. Ритуал Шернин-дудог занимает немало времени, так как монахи читают «Сутру сердца» по семь раз на каждую из четырех сторон света, то есть всего 28 раз. Обращение к четырем сторонам символизирует устранение четырех препятствий, исходящих от мирских божеств, омрачений сознания, тела самого человека, преждевременной смерти. Основной смысл молебна заключается не только в том, чтобы в течение года или жизни у людей не было вышеперечисленных четырех препятствий, а чтобы создать людям благоприятные условия для духовной практики Учения Будды.
Лагуг-цегуг – это древний тибетский ритуал использующийся для возвращения жизненной энергии, достижения здорового равновесия между физическим телом человека, его умом и сознанием. Этот очень сложный в исполнении ритуал эффективно работает на материальном, духовном и физическом уровне. Может проводиться не только для очень больных людей, но и для практически здоровых, чтобы стабилизировать циркуляцию жизненной энергии ла и усилить защитные функции человека. Проводится этот ритуал индивидуально и только в присутствии самого человека.
Сендома-догба – этот ритуал предназначен для отвращения черного колдовства, проклятия и порчи. Его особенность в мгновенном выжигании и отвращении вреда проистекающего от всякого магического воздействия. Также помогает при судебных тяжбах, противостоянии и моральном давлении со стороны.
Мандал-шива – это ритуал, посвященный Зеленой Таре. Ритуал четырехчастного подношения мандалы Таре посвящен божеству Зеленая Тара. Она проявляет деятельное сострадание всех Будд и незамедлительно отзывается на молитвы всех страждущих. Во время ритуала четырежды подносят мандалу – символ всех богатств Вселенной. Мандал-шива способствует быстрому выздоровлению, устранению препятствий, обретению благополучия. Вследствие проведения этого ритуала происходит отвращение вредоносного воздействия врагов, злобных духов, болезней, дурного глаза, порчи, устраняются следствия плохих снов, дурных предчувствий, усиливается жизненная энергия человека. Ритуал способствует продолжительной жизни, благополучному разрешению рожениц, примирению семейных конфликтов.
Ритуал Тчаптуй. Если человека одолевают болезни, неудача и упадок сил – это показатель ослабления или загрязнения его жизненной энергии. Для преодоления подобной проблемы очень эффективен ритуал омовения и защиты Тчаптуй. Он заключается в порождении определенного божества в сосуде с водой и наделении этой воды очистительной силой, с дальнейшим ее изливанием на очищаемого. Чтобы иметь подобную способность, совершающему обряд необходимо иметь посвящение в это божество, а также обретение полномочия к действию мантры, это может быть как 100 000, 400 000 или 1000000 повторений мантры в затворе. Это позволит притягивать и концентрировать силу божества в одном месте.
Ленчаг-торма – ритуал возврата кармических долгов разным классам духов, кармическим «кредиторам». Они взыскивают с нас долги, отбирая здоровье, материальное благополучие, жизненную силу, создавая препятствия в различных сферах жизни. В ходе ритуала совершаются специальные подношения, в результате чего «кредиторы» удовлетворяются и кармические связи исчезают. Ритуал способствует отбрасыванию препятствий в реализации задуманного, исцелению болезней, насылаемых духами.