Черные и белые кузнецы имеют своих покровителей: тэнгэринов, заянов и прочее, как и шаманы. Кузнецы, как и шаманы, разделяются на две группы — черных и белых , которые враждуют между собою. Если обратить внимание на призывания шаманов и на предания, то из них видно, что когда-то кузнецы преобладали над шаманами. Это, между прочим, видно и из обряда теломытия, то есть посвящения шамана.
Кузнецы, как белые, так и черные, наподобие шаманов имеют свое кузнечное происхождение. Бурят, не имеющий кузнечного происхождения, не может быть кузнецом. Если бурят, не имеющий кузнечного происхождения,станет кузнецом, то заяны его наказывают. Он или умирает, или в семье его бывает несчастье.
Так же, как и шаманы, кузнецы следуют своему происхождению: б е л ы й кузнец не может стать черным кузнецом и, наоборот, ч е р н ы й кузнец не может стать белым. Что в прежнее время шаманы в некотором отношении подчинялись кузнецам, видно из следующего обряда. Шаманы у бурят Кудинского, Балаганского и Идинского ведомств перед совершением обряда теломытия приезжают
к кузнецу, чтобы сделать для себя некоторые необходимые для обряда предметы. При этом новопосвящаемый шаман в кузницу приезжает со своим отцом, с 9 сыновьями, с подарками и с вином для кузнеца. Привезенное вино брызгают кузнечным заянам, а кузнецу передают подарок. Когда кузнец приготовит нужные предметы (в том числе железную шапку мяхабши, железную конную трость), то новопосвящаемый шаман приезжает опять также торжественно и в сопровождении тех же лиц и привозит для совершения религи-
озного обряда тарасун, вино, молочную пищу и прочее. Кузнецу в качестве подарка одевают новую белую рубаху, штаны, халат и т.д., а затем совершают и религиозный обряд. По окончании религиозного обряда, во время которого ко всем кузнечным инструментам привязывают белые миткалевые ленты, все изготовленные предметы забираются шаманом к себе домой. Так обстоит дело у унгинских бурят. У бурят Бильчирского ведомства новопосвящаемый шаман в день теломытия вместе со своим отцом приезжает в кузницу для поклонения кузнечным заянам.

Далан гархан дархад,
Булян гархан бурхад.
Воюя вышедшие кузнецы,
Побеждая вышедших бурханов.

Из отрывка шаманского призывания видно, что кузнецы когда-то победили шаманов. Таким образом, в некоторых религиозных песнопениях сохранились сведения, что когда-то шаманы и кузнецы враждовали между собой и кузнецы победили шаманов, которые кузнецам подчинились.
По словам бурят Бильчирского ведомства, один из сыновей Гал-Долмохана поднялся на небо и сделался черным восточным кузнечным тэнгэрином, передавшим кузнечное искусство земным людям. На земле первым кузнецом был Далбан-хара-дархан. Он был черным кузнецом.
По словам унгинских бурят, Уханай был тоже большим кузнецом. Он покровительствует белым кузнецам. Приведу отрывок:

Дархан утха бэдэржи,
Уханада дэгдэлэб.
Ища кузнечное происхождение,
Поднялся к Уханаю.

Шаманское и кузнечное происхождение спустились на землю в костяном рождении. Первым шаманом и кузнецом был орел, передавший шаманское и кузнечное искусство женщине. Она на земле между людьми была первой шаманкой и первым кузнецом.

Источник: М.Н. Хангалов. Собрание сочинений: в 3 т.