Швират ха-келим (ивр. ‏שבירת הכלים‏‎ — разбиение сосудов) — понятие в каббале: предшествующая появлению мира космическая катастрофа.

Согласно учению каббалы, в процессе цимцум (сокращения Эйн Соф) образуется пустое пространство, в котором, тем не менее, продолжают оставаться остатки божественного присутствия[1], мятежные частички Бога (решиму). Оставшись в пустоте, они группируются в 10 сфирот, образующих Адама Кадмона или Древо Жизни. В эти сфирот эманируют потоки божественного света, отчего они как бы превращаются в божественные сосуды[2]. Однако во время взаимодействия божественного света с сосудами происходит катастрофа (Швират ха-келим), поскольку семь нижних сфирот лопаются[3][неавторитетный источник?]. Божественный свет частично рассеивается в пустоте, а из осколков разбитых сфирот образуются клипот — источник мирового зла[4][неавторитетный источник?], что описывает Тора в сюжете грехопадения.

Для преодоления данной ситуации начинается процесс тиккун (исправление).

Образ «швират ха-келим» ассоциируется с изгнанием евреев из Иудеи[5]

Школа Лурии объясняла космическую катастрофу различными причинами: слабостью и распыленностью структуры «мира точек»; тем, что первые эманации целиком распространялись по кругу; тем, что от Адама Кадмона исходили только «ветви точек», тогда как «корни» продолжали оставаться в нём, вследствие чего первые не смогли выдержать давления света; тем, что корни сфиры Дин и клипот всегда присутствовали в эманации, чем объясняется ненадёжность структуры мира. Исраэль Саруг считал швират ха-келим закономерным этапом в развитии творения, и уподоблял «мир точек» полю, засеянному семенами, которые не могут дать плода, пока не лопнут и не сгниют[6].

Объяснение школы Бааль Сулама
Бааль Сулам неслучайности разбиения придаёт крайне важное значение. Воссоздавая себя из разбиения, творение постигает разум создавшего его творца. В статье «Предисловие к книге Зоар» Бааль Сулам подробно объясняет необходимость возникновения системы нечистых сил и клипот для достижения замысла творения. Механизм разбиения Бааль Сулам разбирает в своем труде «Учение десяти сфирот». Он указывает, что разбиение происходило дважды: сначала в мирах, для создания особой системы высшего управления, предназначенной для исправления творения[7], а затем в общей мировой душе Адам Ришон (раздел 16 ТЭС).

Примечания
1Космическое бытие / Философия ХаБаДа
2«Сфирот являются келим по отношению к Божественному свету»
3Михаил Лайтман. 10 лекций о Каббале. Лекция 6
4Александр Дугин. Травматическая каббала Исаака Лурии
5Каббала, Католическая энциклопедия
6Г. Шолем. Краткий словарь каббалистических и некоторых каббалистически переосмысленных терминов
7Часть 7. 10 сфирот 7-ми начальных разбившихся мэлахим