Определение понятия "сущность" должно удовлетворить двум практически значимым условиям:

- дать представление о том, как отличить сущность от других ЭИ-систем;

- дать представление о внутренних процессах жизнедеятельности сущности, что дает представление об эффективных технологиях призыва, общения, управления сущностями и создания искусственных сущностей.

Поскольку "сущность" в любой традиции трактуется как живая нематериальная система, то и задача определения "сущности" - это задача определения "живого" и "неживого", перенесенная на нематериальный уровень. На материальном уровне это решается множеством подходов, наиболее активно обсуждаются три их них:

1) Только живое обладает душой (т.н. "витализм").

2) Живое и неживое разделяются по свойствам. Свойства живого уникальны и не присущи неживому (питание, воспроизводство и т.п.).

3) Все живое основано на едином фундаменте (для материального - это принцип клеточного строения, только живое обладает клеточным строением).

Воззрения классической сущностной магии основаны, прежде всего, на витализме. Например, близкие к витализму идеи можно встретить в классической демонологии, где демон или ангел являет собой некую бессмертную душу - понятия "душа" и "сущность" приравниваются друг к другу. Не оспаривая вероятную правомочность подобных идей, важно отметить, что познание "души-сущности" - это все же процесс личностного роста отдельно взятого человека. Этот процесс, безусловно, расширяет возможности восприятия окружающего мира, познания "истины", но не является объективным процессом. Таким образом, отождествление понятий "сущность" и "душа" не дадут универсальной (или близкой к этому) картины для описания сущностной среды, которая была бы доступна и понятна любому эзотерику.

Являясь энергоинформационной системой, "растворенной" на фоне сложных естественных процессов той же энергоинформационной природы, сущность не будет на первый взгляд обладать рядом ярко выраженных свойств. Проще говоря, нет энергии или информации, которую можно было бы с большой уверенностью отнести к чисто "сущностной".

Остается единственный из предложенных подходов - поиск единого фундамента: принципа строения или жизнедеятельности, присущих лишь для сущностных систем. В ранее публиковавшихся мною работах этот вопрос затрагивался неоднократно. Приводились уникальные элементы строения ЭИ-каркаса или поведения сущностей различных классов (демоны, духи, элементы и т.д.), но ни в одной из этих публикаций не содержится достаточных сведений, чтобы указать на универсальный принцип, объединяющий все сущности, хотя этот принцип очень прост - только сущности способны на то, чтобы инициировать общение с человеком ("Вначале было слово...")

Объекты "тонкого уровня", не принадлежащие к сущностной среде, никогда самостоятельно не выйдут с вами на контакт - подобный объект способен лишь пассивно "излучать" некий ЭИ-пакет. При этом естественно, что коммуникация с некоторыми сущностями затруднена из-за высокого уровня развитости их "мышления"; с другими - из-за слишком низкого. Специфика подобной коммуникации может начинаться с вопросов строения Вселенной, глобальных задач человечества, опускаясь до уровня "Слышь, э!", приходя, в итоге, к инстинктивному, но вполне информативному "Не подходи!" (вроде стрекательных клеток или ядовитых жгутиков).

Таким образом, сущность - это прежде всего информационная, а лишь потом энергетическая система. Не характерно ли это для человека? Сколько наших сознательных, поддерживающих "обычную" жизнь сил мы тратим на работу с информацией и сколько на контроль энергии? Очень многие вопросы сущностной магии - это вопросы адекватного восприятия со стороны человека и эффективной коммуникации с сущностной средой, вопросы чисто информационного характера.

Сущность - это ЭИ-система, способная к инициации общения (контакта, если взять чуть шире) с человеком (и как общее определение - нематериальный носитель разума).

Данное определение удовлетворяет оба, перечисленных вначале раздела, условия:

- любая ЭИ-система, начавшая с вами общение - есть сущность;

- системы, способные общаться, обладают схожими механизмами обработки, хранения и передачи информации, т.е. можно утверждать о единстве принципа строения и жизнедеятельности всех сущностей и создать на их основе универсальные технологии работы с сущностями.