Согласно системному анализу, нередко трактуемому как одна из современных философских концепций, в нашей жизни мы имеем дело всего лишь с малым набором "видов реальности". Здесь я подразумеваю "ресурсы", из которых выстроена любая система, которые она обрабатывает и которые являются результатами ее деятельности - это:

- энергия;

- информация;

- материя;

- пространство-время.

Роль энергии, информации и материи в сущностной магии рассмотрена выше. Энергию и информацию можно обозначить как универсальные ресурсы, присутствующие в любых мирах, где идет развитие каких-либо систем - любая развивающаяся система будет "тратить" и порождать как энергию, так и информацию. Специфика же "иных миров", таким образом, может быть связана со спецификой пространства и времени.

Н. Винер в начале своей книги "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине" приводит очень интересную мысль:

"Мы наблюдаем звезды через посредство лучей или частиц света, исходящих от наблюдаемого объекта и воспринимаемых нами. Мы можем воспринимать приходящий свет, но не можем воспринимать уходящий свет. По крайней мере, восприятия уходящего света нельзя добиться таким же простым и непосредственным экспериментом, как восприятия приходящего света. Мы воспринимаем приходящий свет при помощи глаза или фотографической пластинки. Мы подготавливаем их для восприятия образов, изолируя их от прошлого в течение некоторого времени: мы смотрим предварительно в темноту, чтобы устранить следы предшествующих образов, и завертываем пластинки в черную бумагу во избежание засвечивания. Очевидно, только такие глаза и такие пластинки могут быть пригодны; сохранять предыдущие образы – все равно, что быть слепым, и если бы нам нужно было завертывать пластинки в черную бумагу после их применения и проявлять их до применения, то фотография была бы очень трудным делом. Поэтому мы можем видеть звезды, испускающие свет для нас и для всей Вселенной, а если существуют звезды, развивающиеся в обратном направлении, они будут притягивать излучения от всех небесных светил. Но притяжение света, даже исходящего от нас, никак нельзя будет заметить, потому что мы знаем свое прошлое, но не будущее. Итак, видимая нами часть Вселенной должна иметь соотношения между прошлым и будущим, согласные с существующими на Земле, поскольку дело касается светового излучения. Сам факт, что мы видим звезду, означает, что ее термодинамика подобна нашей термодинамике.

Очень интересный мысленный опыт – вообразить разумное существо, время которого течет в обратном направлении по отношению к нашему времени. Для такого существа никакая связь с нами не была бы возможна. Сигнал, который оно послало бы нам, дошел бы к нам в логическом потоке следствий – с его точки зрения – и причин – с нашей точки зрения. Эти причины уже содержались в нашем опыте и служили бы нам естественным объяснением его сигнала без предположения о том, что разумное существо послало сигнал. Если бы оно нарисовало нам квадрат, остатки квадрата представились бы нам предвестниками последнего, и квадрат казался бы нам любопытной кристаллизацией этих остатков, всегда вполне объяснимой. Его значение казалось бы нам столь же случайным, как те лица, которые представляются нам при созерцании гор и утесов. Рисование квадрата показалось бы нам катастрофической гибелью квадрата – внезапной, но объяснимой естественными законами. У этого существа были бы такие же представления о нас. Мы можем сообщаться только с мирами, имеющими такое же направление времени"

Ключевые понятия "жизни" и "смерти" являются процессами и характеризуются, прежде всего, временем. Время в свою очередь тесно связано с пространством, т.к. принцип измерения времени - есть принцип измерения различного рода перемещений систем относительно друг друга (изменение их положения в пространстве). Возможно, что восприятие "иных миров", сущностной среды - есть отличное от обычного восприятие пространства и времени. В этом контексте рассуждения Винера вполне соотносятся с вопросами сущностной магии. Так, если представить мир с обратным течением времени, то процесс старения в том мире воспринимался бы нами как процесс зарождения и мог бы представиться нам неким мистическим процессом "жизни души" еще до рождения. Отсюда же появилась бы идея о том, что человек приходит в этот мир всезнающим. Обратное нашему пространство утрированно можно характеризовать мистической картиной жизни не на земле, а на небе, что может ассоциироваться с библейским раем и т.д. Важно отметить в размышлениях Винера также идею о принципе восприятия информации - обычное наше восприятие основано на приходящей энергии (сигналах).

Обозначим иные миры как элементы реальности, воспринимаемые наблюдателем в контексте искаженного пространства и времени (искаженного по сравнению с обычным восприятием, которое основано на приходящих к нам сигналах).