О двух группах духов я бы хотел рассказать сразу, совместно. Дело в том, что по моим наблюдениям эти сущности связаны между собой, поскольку обитают в рамках одной "экосистемы".

Строго научная трактовка стихий - это донаучные представления об агрегатных состояниях вещества. Огонь - плазма, воздух - газообразное состояние, вода - жидкость, земля - твердое тело. Поэтому концептуальная идея стихий как 4-х базовых элементов, из которых выстроен наш материальный, обычный мир вполне имеет смысл. Состояния материи, в которых она обладает различным энергетическим и информационным потенциалом, вполне можно трактовать как проявление тех или иных аспектов силы. Собственно, так оно и есть. И магов интересует не столько сами эти состояния, сколько силы, стоящие за этими состояниями и вызывающие те или иные возмущения энергоинформационного характера.

Классически у стихий есть две трактовки, позволяющие понять те силы, которые за ними стоят. Первая трактовка связана с результатом действия стихии: огонь - горение, свет, разрушение, тепло; воздух - давление, ветер, движение, легкость, неосязаемость; вода - жизнь, мягкость, чистота; земля - поддержка, плодородие, жизнь. Вторая трактовка связана с причиной, которая побуждает стихию действовать или же с характером самого процесса действия: огонь - трансформация; воздух - всепроникаемость, летучесть; вода - текучесть; земля - твердость. Именно вторая, абстрактная трактовка, не имеющая четкой физической аналогии (т.е. нет одного-единственного физического тела, обладающего, например, свойством трансформировать окружающее; таких тел множество) и является тем мостом к "чистой" силе, которая стоит за стихией. Непосредственное же придание вектора (формы) этой силе является работой намерения.

Постараюсь расшифровать сказанное на примере одной из базовых техник биоэнергетики - чистка энергетики человека огнем, сжигание "грязи". Такого рода техники типичны для многих учений, культов или религий (в частности, в христианстве). Огонь (пламя свечи) выступает в процессе чистки не на физическом уровне - сжигания некой грязи; а лишь как сила, способная трансформировать то, что называется "грязью" в нечто иное - "чистое". Намерение же, придающее той или иной энергетике оттенок грязной, дающей приказ силе Огня трансформировать ее до уровня чистой, вызывается самим практикующим, а не силой (например, такое намерение задается через молитву). Такой тонкий механизм действия (связка "сила-намерение") является крайне важным и удачным достижением Вселенной, которая его "изобрела". Удачным потому, что, например, если "грязи" нет, хотя и кажется, что она есть, то чтение молитвы не способно "случайно сжечь" полезную энергетику.

В свете сказанного духи стихий - это силы стихий, с которыми можно контактировать так, словно они обладают осознанием. Вполне возможно, что дух - это некая малоизученная сущность. Сущность, природа которой неясна, но которая является мастером управления какой-то отдельно взятой силой или набором сил. Однако, мне удобнее воспринимать и описывать духа как живой аспект самой силы, не вдаваясь в сложности, связанные с разделением силы и сущности, рассмотрением их как обособленных "объектов".

Духи стихий, при попытке их описать словами, представляются некими абстракциями и выступают в качестве мастеров управления конкретной стихией. В отличие от них природные духи носят более конкретный характер и воспринимаются мастерами по части влияния на природу, т.е. природные духи - это силы природы. Например, дух дождя. С одной стороны, может показаться, что дух дождя и дух стихии Вода, в принципе одно и то же. Однако, стихия Вода не имеет ничего общего с природным явлением "дождь", поскольку сила стихии в текучести, а не в способности, например, вызывать дождь, управлять им. В этом смысле, природные духи очень похожи на фера-среду и может показаться, что их трудно отличить друг от друга. На самом деле это не трудно. Фера-среда, лежащая (см. таблицу выше) на одной горизонтали с человеком очень податлива на все изменения энергетики, настроения и т.д. практикующего; духи - нет. С другой стороны, отрицать тесную связь стихий и природных явлений нельзя и поэтому для восприятия этой связи стоит руководствоваться идей, что духи стихий дают импульс, а природные духи воплощают этот импульс в более "приземленную" форму; несмотря на то, что и первые, и вторые - сила, а не само явление ей порожденное.

Духи, рожденные в пламени

Выше, вскользь я упоминал о практиках, связанных с огнем, говоря о том, что работа с пламенем (как с носителем силы) позволяет встретиться с тремя "видами" духов сразу: духом стихии Огонь, духами стихии Воздух и природными древесными духами. С каждой из этих трех сущностей можно контактировать отдельно, но в то же время они могут выступать как единое сознание, воплощенное через пламя. Такое противоречие в одной раз убеждает меня в том, что любая сущность - есть не более чем проявление силы, но и не менее.

Практики огня (обозначу таким термином) были в моем опыте одними из наиболее активно используемых. Сейчас я редко практикую магию, связанную с огнем в силу некоторого эмоционального охлаждения к такого рода практикам. Можно сказать, что для меня это "пройденный этап", возвращаться к которому пока не вижу смысла.