Лилит - Тома. Ось мировосприятия. Баланс правого и левого полушарий мозга

Авессалом Подводный называет Лилит (Черной Луной) точку лунного апогея, а Томой (Белой Луной) точку лунного перигея.

«Эти точки противостоят друг другу, образуя в гороскопе ось мировосприятия», (или «ось оккультизма»).

По астрологическому смыслу Лилит приблизительно, на девяносто процентов, соответствует левому полушарию головного мозга, а Тома – правому. Правое и левое полушария играют в жизни человека разную роль: левое отвечает за логику, структурное мышление и абстрактные символы (в частности за речь), оно связано с символическим восприятием; а правое – за интуицию, образное, аналоговое, ассоциативное мышление и связано с сущностным восприятием.

Любую ситуацию мы можем принимать или близко к сердцу, или чисто символически, то есть как набор символов, которые нас не задевают, не касаются непосредственно нашего бытия.

В действительности в психике всегда есть определенный баланс полушарий, то есть у нас никогда не бывает ни чисто сущностного проживания, ни чисто символического. Но каждый человек формирует себе этот баланс сам».

«Почему Лилит иногда называют точкой зла в человеке? В этом есть большой смысл.Тома дает сверхчувствительность: если вы что-то воспринимаете сущностно, если вы воспринимаете это целиком, эмпатически, то естественно, что вам в этом положении трудно творить зло. Если вы взаимодействуете с другим человеком и при этом чувствуете его как себя, и причините ему зло – вы сами почувствуете его боль и сразу же пожалеете о содеянном. Обратная связь тут моментальна.

А Лилит – это, наоборот, место, где человек как бы обезболен, где у него нет чувствительности и в каком-то смысле нет обратной связи. Здесь символами можно оперировать как угодно: Лилит – это самая удаленная точка лунной орбиты. Вы не чувствуете тех объектов, с которыми вы оперируете, символы далеки от объектов. Поэтому вы опасны для мира. Если у вас включена Лилит, вы – опасны. Вы вооружены инструментами, которые могут сделать все, что угодно: могут вылечить, а могут и навредить. Представьте себе хирурга, который делает операцию. Вот он разрезал живот своему больному и ведет операцию. Если он будет чувствовать боль своего пациента, то он, естественно, ничего не сможет сделать. Поэтому у него должна быть очень сильно включена Лилит: он пользуется инструментами, он режет по живому, он должен быть очень точен. Поэтому Лилит требует повышенной точности, повышенной ответственности и предполагает отсутствие сущностной обратной связи. Здесь человек с помощью символов отделен от мира. Поэтому он опасен, в том числе и самому себе. Он не вовлечен в жизнь, он как бы вне этого мира. Это – характерная позиция для ученого. Любой ученый, философ, исследователь, который ставит себя над объектом исследования, автоматически включает у себя Лилит. А то, что объект живой, что он как-то переживает процесс собственного изучения, это, в лучшем случае, находится у исследователя в подсознании. Наоборот, человек, у которого включена Тома, прямо не защищен. Он лично, сущностно вовлечен в то, что он делает.

В связи с этим можно рассмотреть такой пример.

Если вы психотерапевт, и к вам приходит клиент, то очень невредно подумать, какая из этих двух точек гороскопа (Тома или Лилит) включена у него и у вас. Если у вас включена, например, Лилит, то вы будете от него очень удалены, - но для некоторых людей это ровно то, что нужно. Если у вас включена Тома, и клиент начинает рассказывать вам о своих неприятностях, то вы запустите его в свой внутренний мир, у вас потемнеет в глазах, руки начнут опускаться, колени задрожат, потом покажутся слезы, и вы воскликните: «Ах, не надо продолжать, я уже почувствовал вашу трагедию, и больше уже не могу ее выносить!» - и в слезах выбежите из комнаты. Это будет типичным поведением по Томе.

Или другой вариант поведения по Томе: вы броситесь его обнимать и целовать, сильно его обслюнявите и начнете рассказывать что-нибудь о себе: «Как я вас понимаю! У меня в юности была очень похожая история. Я тоже, как и вы, влюбилась, и совершенно безнадежно, и как он меня мучил, я чуть не умерла от горя!»

Поведение психотерапевта по Лилит в чем-то похоже на манеры психоаналитика фрейдовской школы, полностью отстраненного от пациента, а в особенности от его эмоций.

Содержательный факт заключается в том, что каждый человек, в том числе и клиент, - астрологический, психологический – в каждый момент времени находится под отчетливым влиянием либо Лилит, либо Томы, и очень редко включены обе Луны вместе. Либо клиент находится под влиянием Томы, и тогда он ждет от терапевта сопереживания, сущностного восприятия, либо клиент находится под влиянием Лилит, и тогда он хочет, чтобы терапевт его объективно исследовал в рамках определенной психологической концепции, как-то его расклассифицировал, наклеил на него бирочку и т.д. После этого клиент уйдет не вылеченный, но понятный науке и самому себе, зная, что он, скажем, экстраверт, эксгибиционист и страдает эдиповым комплексом. Для него главное, что у науки есть для него эта самая бирочка и он, собственно говоря, за этим и пришел. Однако если клиент хочет, чтобы наука в нем разобралась подробно и поставила индивидуализированный диагноз, свойственный лично ему и никому больше, то это стремление означает влияние Томы»

«Для Томы характерны тонкость, нюансы, подробности, для Лилит – ясность, схематичность, определенность, разделение себя и мира. Для Томы – сущность и вовлеченность, для Лилит – инструментальность, разделенность человека и объекта. Для Томы – переживание, для Лилит – работа над чем-то. Для Томы характерно обаяние, интуиция, богатство ассоциативных связей, для Лилит - логика, разум, умение комбинировать, рассуждать, по определенным правилам складывать мозаику. Человек Томы – это мистик, это очень лично, поэтически вовлеченное существо. Человек Лилит – это ученый, безличный, объективный, определенный, ... это маг»

(Авессалом Подводный).