Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » ЧАЛБАХ ТӦС – воплощение духа Огня в традиционной ритуальной практике


ЧАЛБАХ ТӦС – воплощение духа Огня в традиционной ритуальной практике

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Венарий Алексеевич Бурнаков,
канд. ист. наук, старший научный сотрудник
Новосибирский национальный
исследовательский государственный университет,
РФ, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2,
e-mail: venariy@ngs.ru

В традиционном мировоззрении и обрядности хакасов особое место отводилось ритуальным изделиям, в том числе фетишам – тöс’ам. В сознании верующих они воспринимались как символическое изображение
и одновременно вместилище почитаемых ими духов. В связи с этим наделялись особой сакральной силой. Такие культовые предметы изготавливались и устанавливались с различной целью, но все же основной
мотивацией их ритуального использования была глубокая вера людей в их сверхъестественную силу. Полагали, что она могла быть направлена исключительно на обеспечение благополучия жизни человека, его
семьи и рода. Хакасы были убеждены, что фетиши способны избавлять их от различных болезней, защищать от нечистой силы, способствовать плодородию, успешному ведению хозяйственной деятельности и пр.
Вместе с тем считалось, что при нарушении норм обращений с фетишами, в частности в случае непочтительного отношения, они могли причинить вред.
Тöс’ы имели разнообразные формы, изготавливались они из различных материалов. Отличались они и своим местоположением в пространстве. Причем эти культовые изделия могли быть локализованы как внутри жилища, так и вне его. В отношении каждого из них была сформирована особая система ритуалов. Одним из наиболее распространенных и почитаемых среди фетишей был Чалбах тöс – ‘букв. Широкий /
Обширный фетиш’ (рисунок, 1) [1, с. 933].
Изначально Чалбах тöс был известен в качестве одного из самых почитаемых домашних духов-покровителей лишь качинцев1. А.В. Адрианов в этой связи отмечал, что «из всех тöсей – чалбак самый чтимый
и распространенный – в редкой юрте качинца его нет» [2, с. 523]. Свидетелем данной этнокультурной реалии был и Д.А. Клеменц, писавший, что «у качинцев существуют наследственные в известных фамилиях изыхи2 и тюси [тöс’ы], напр. инородец из рода Кыштымовых уверял меня, что покровитель их семейства и всего рода Джалбах-тюсь и на него ставится изых, соловый конь. Я заметил как-то по этому поводу, что этого тюся я встречал нередко и в юртах других родов. “Другие заводят его при случае, когда надобность встретится, а нам, Кыштымовым, обязательно иметь его каждому”, был ответ» [3, с. 25].
Следует заметить, что в дальнейшем в результате брачных союзов, а также непосредственных рекомендаций шаманов и иных обстоятельств Чалбах тöс стали воспринимать в качестве фетиша и другие субэтнические группы хакасов. Данный факт, например, констатировал Е.К. Яковлев, писавший о том, что он «весьма  распространенный идол у качинцев и у сагайцев»3. Помимо того, православный священник из с. Покровское (Чебаки) Ачинского округа Енисейской губернии Матвей Тыжнов в своем отчете за 1893 г. отмечал факт почитания этого фетиша кызыльцами. Например, в своем
отчете этот миссионер сообщал: «Изображают духов на холсте наподобие людей и животных, которых хозяева дома должны почитать и в известное время приносить им жертву»4. Е.К. Яковлев, анализируя культовые предметы этой группы хакасов, в их числе и Чалбах тöс, пришел к выводу о том, что рассматриваемый «идол заимствован от качинцев» [4, с. 63]. В дальнейшем бытование этого божка в обрядовой сфере кызыльцев подтвердили и этнографические исследования М.С. Усмановой [5, с. 212].
Своеобразное наименование этого культового изделия – чалбах (широкий) выражало, очевидно, его специфические, резко отличающиеся от остальных фетишей внешние признаки. По описанию С.В. Иванова,
Чалбах тöс представлял собой прямоугольный кусок белой холщовой ткани размером 20х30 или 30х40 см [6,с. 167]. В его центральной части красной краской (чоза – охрой) чаще изображались три антропоморфные фигуры. Над их головами пришивалось такое же число маленьких отрезков красной парчи с наложенными на них кусочками собольих лапок. По сторонам (иногда только справа) нарисованы два дерева – одно корнями вверх, другое же наоборот – вершиной вверх, к небесному светилу – солнцу. Изображения окаймлялись рамкой, имеющей вид двух параллельных линий, внутри которых
были начертаны зигзаги. К правому или левому верхним углам прикреплялась миниатюрная модель бубна, представлявшая собой деревянное кольцо и колотушку из этого же материала [2, с. 523; 4, с. 50; 6, с. 167–168; 7, с. 339; 8, с. 131]. К верхнему краю порой прикрепляли по пучку козьих жил (сиир) длиной около 25 см, а также ритуальные ленты чалама синего и красного цвета [2, с. 523; 4, с. 50, 63]5. Иногда в той же части тöс’а могли также пришиваться семь перьев черного орла или тетерева [2, с. 523; 4, с. 50, 63]6.
Семантика изображений и составных элементов Чалбах тöс’а была основательно проанализирована С.В. Ивановым [6, с. 167–173], поэтому не будем подробно останавливаться на этой теме. Заметим лишь,
что ученый, опираясь на обширный круг музейных и литературных источников, в том числе на этнографические исследования Н.Ф. Катанова, С.Д. Майнагашева и А.В. Адрианова, пришел к вполне обоснованному и справедливому выводу о том, что в представлении верующих Чалбах тöс воплощал собой божество огня – От ине [2, с. 523]. В традиционных верованиях это сверхъестественное существо выступало главным защитником и покровителем жилища и его обитателей. На тот факт, что хакасы видели в Чалбах тöс’е домашнего защитника и охранителя, обратил внимание и В. Суховский.
Он заметил, что «тряпка с бубном и тремя человеческими фигурами считается покровителем юрты» [9, с. 7].
В этой связи в ритуальной лексике хакасов были распространены еще и такие альтернативные его названия, как: От тöзi – ‘Огненный тöс’, От инезi тöзi – ‘Тöс богини огня’ и др. [3, с. 33; 6, с. 167; 10, с. 127].
_____________________________________________________________________________________________
1 Качинцы (хак. хаастар) – субэтническая группа хакасов, локализованная в центральной и северной частях Хакасии.
2 Ызых – посвящаемое духу или божеству животное (конь /лошадь, корова, баран).
3 Архив Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова (АМКМ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 664. Л. 37 об.
4 Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 667.
Оп. 1. Д. 44. Л. 11–11 об.
5 Архив Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского (АМАЭС ТГУ). № 682-3. Л. 34.
6 Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии
наук (СПФА РАН). Ф. 1079. Оп. 1. Д. 305. Л. 3.

2

Как отмечают исследователи, Чалбах тöс размещался обычно внутри жилища на мужской стороне.
Ему отводилось самое почетное место в юрте, по традиции — вверху, находилось у алтаря между кроватью хозяев и ящиками с имуществом [7, с. 339]. Архивные материалы также подтверждают и уточняют обозначенное месторасположение этого фетиша: «Чалбак, внутри юрты на южной стороне, кусок холста с 7 перьями птицы»7; «Идол помещается на мужской половине, на южной стороне»8; «Чалбах (широкий) – тöс, подвешивается на ремешках к бревну крыши с южной стороны внутри юрты и состоит из широкого куска холста, разрисованного по краям и посредине охрой, а по краям в виде узорной рамки. В центре изображены человеческие фигуры с пришитыми на головах небольшими кусочками звериной шкурки в виде шапок, иногда же с воткнутыми перьям»9; «Чалбах тӧс располагался ӱстӱнзарыхта [на южной половине] в верхней стороне юрты. Это кусок красного сукна (сикпен) прямоугольной формы, приблизительно 50х15-20 см»10; «Чалбах тöс висел на южной стороне. Тряпка на ней нарисовано семь человеческих образа желтой краской. Женщины там были нарисованы. Длина – с полметра, висел над полками и ящичками»11; «Делался он из прямоугольного куска холста, там было нарисовано что-то вроде человека. Холст был величиной 50х50 или 40х40. Висел он ÿстÿнзарыхта [на юге], на значительном расстоянии от иконы. Нарисовано было красной краской – “чоза”»12.
Основная сакральная функция Чалбах тöс’а во многом была обусловлена непосредственным образом воплощенного в нем божества огня. В религиозно-мифологическом сознании хакасов это сверхъестественное
существо воспринималось в качестве одного из сильнейших духов Среднего мира. Как уже отмечалось, верующие видели в нем одного из могущественных духов-охранителей и покровителей людей и наделяли его
обширными сакральными функциями. Как верно отметил С.В. Иванов, «Чалбак-тöс должен был играть роль оберега для членов семьи и для домашнего скота и мог считаться полезным в самых различных случаях» [6, с. 170]. Вместе с тем, ритуальная направленность посвященного божеству огня фетиша все же имела более суженный и конкретизированный характер. Верили, что он приносит «пользу хворым людям и скоту»13.
Были убеждены, что божок помогает при простудах, легочных заболеваниях, ломоте в костях, болях в боках, зубах и пр. [4, с. 110; 6, с. 167; 7, с. 340].
ВотношенииЧалбах тöс’а была выработана особая ритуальная практика. Она выражалась в периодических жертвоприношениях и посвящениях ызых’а. При этом обрядовые действия имели как индивидуальный, так
и семейно-родовой характер. Впервом случае верующие могли совершать актыпоклонения в неограниченном количестве. Обычно это происходило ситуативно, по мере необходимости: например, в случае внезапного заболевания человека или домашнего скота и др. По сообщению хакасских стариков, информаторов М.С. Усмановой: «Когда кто-нибудь в семье заболеет, то его [Чалбах тöс’а] кормили молоком. С места на место не переносили, не шевелили»14; «Джалбах тöс ест человеческую грудь <…> Брызгали на него только молоком»15; «Кормили Чалбах тöс, если ребенок или взрослый заболеет.
Шаман тогда шаманит штанами»16.
Поклонение тöс’у совершалось лично хозяином или хозяйкой жилища, при этом могло осуществляться как с участием шамана или иного служителя культа, так и без них. Само священнодействие происходило в утреннее или дневное время [11, с. 101]. Оно включало обращение к фетишу с поклонами, его окуривание богородской травой (ирбен) и «кормление». В отдельных случаях верующие произносили слова покаяния перед ним. В качестве жертвенного дара могла быть следующая пища:
кипяченоемолоко, масло и иногда сметанная каша – потхы. Процесс ее подношения представлял собой кропление молоком на Чалбах тöс’а и обмазывание его другой едой [11, с. 100; 4, с. 50]17. Отмечая данную ритуальную практику хакасов, П.Е. Островских в своих этнографических заметках писал: «Один экземпляр [Чалбах тöс] из добытыхмноюнастолько забрызганмолокам, что имеет толстую кору и изображения на холсте едва можно разобрать» [7, с. 340].
Верили, что Чалбах тöс наделен особой магической силой, способной исцелять определенные болезни людей. Были убеждены в его эффективности при лечении детских испугов. В последнем случае наряду с этим фетишем поклонялись также культовому изделию Ымай тöс – ’фетиш богини Умай’. Для этой цели его вынимали из шкатулки (абдыра) и размещали около колыбели, где находился ребенок. Рядом стелили и Чалбах тöс. Для жертвенного угощения этих духов-покровителей приготавливали сметанную кашу. Она выкладывалась в ритуальную чашу (хара чiрче). Затем мать ребенка с просьбой обращалась к богине
Умай и божеству огня – От ине. Во время этого процесса специальной ложкой (хара сомнах) она трижды клала в очаг потхы. Затем, подчерпнув из чаши новую порцию каши, обмазывала ею фетиши. После этого
ребенку давали съесть три ложки этой каши. Остатки обрядовой каши должны были доесть остальные дети, присутствовавшие на обряде18.

__________________________________________________________
7 СПФА РАН. Ф. 1079. Оп. 1. Д. 305. Л. 3.
8 АМКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 664. Л. 37 об.
9 АМАЭС ТГУ № 677-13. Лл. 20–21.
10 Там же. № 681-5. Л. 2.
11 Там же. Л. 24.
12 Там же. № 682-3. Л. 7.
13 СПФА РАН. Ф. 1079. Оп. 1. Д. 305. Л. 3.
14 АМАЭС ТГУ № 681-5. Л. 2.
15 Там же. № 682-3. Л. 7.
16 Там же. Л. 19.
17 Там же; № 681-5. Л. 24; № 682-3. Л. 7.
18 Там же. № 681-1. Л. 58–59.

3

Семейно-родовые акты почитания Чалбах тöс’а носили более регламентированный характер и совершались в строго определенное время. Как отмечал А.В. Адрианов, у хакасов «весною и осенью ежегодно
совершается чествование домашних пенатов, находящихся на мужской и женской половине почти в каждой юрте» [2, с. 512]. Данное правило распространялось и на Чалбах тöс’а. Кроме того, требовалось «кормить» фетиш ежемесячно на новолуние. В процессе отправления ритуала использовалось молоко, полученное только от белой коровы. Божок предварительно окуривали ирбен’ом. Произносили молитву – алғыс и совершали троекратное кропление молоком (на него), а затем и араг’ой. Все эти действия верующие непременно сопровождали поклонами [6, с. 167].
Хакасы верили, что помимо патронажа обитателей юрты Чалбах тöс еще покровительствовал домашним животным и способствовал увеличению их поголовья.
В связи с этим в народе бытовало следующее выражение – «Чалбах тӧс – ол мал оңдайлығ» – ‘Чалбах тӧс полезен для скота’19. На подобные суждения вслед за Н.Ф. Катановым [11, с. 100] обратил внимание Е.К.
Яковлев. Он писал, что «Чалбак приносит выздоровление хворающим лошадям и крупному рогатому скоту» [4, с. 108]. Поэтому один раз в три года (у некоторых – через семь лет) божеству огня посвящали ызых’а –
рыжую кобылу. Ритуал проводился шаманом в юрте и, в отличие от всех остальных случаев, обязательно ночью. Шаман совершал камлание, в процессе которого обрызгивал Чалбах тöс’а молоком. После всех
необходимых обрядовых акций его выносили из жилища и клали на спину лошади. Это символизировало тот факт, что это животное полностью принадлежит духу огня. Были убеждены, что он будет на ней ездить.
Ызых’а по завершению обряда отпускали на свободу. А Чалбах тöс’а вносили обратно в юрту и возвращали на отведенное для него место [6, с. 170].
Таким образом, представленный материал позволяет сделать вывод о том, что в мировоззрении и обрядовой практике хакасов значительное внимание отводилось культу огня. В традиционном сознании огонь
наделялся охранительными и покровительствующими функциями. Верили, что огонь обладал свойствами очищения, исцеления и др. Образ духа огня нашел яркое воплощение в фетише Чалбах тöс. Все основные сакральные качества, присущие этому сверхъестественному существу, переносились и на данное ритуальное изделие. В отношении него была сформирована особая система обрядности. Этот божок воспринимался в качестве одного из важнейших семейно-родовых духов-покровителей. Широко бытовала убежденность, что во многом от его благосклонности зависит сохранность здоровья людей, благополучие их жизни и успех
в хозяйственной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с
2. Адрианов А.В. Айран в жизни минусинского инородца // Записки ИРГО по отд-нию этнография, 1909. Т. 34. С. 489–524.
3. Клеменц Д.А. Заметка о тюсях // Известия Вост.-Сиб. отд.
ИРГО, 1892. Т. XXIII, № 4–5. С. 23–35.
4. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минусинск,
1900. Вып. IV. 212 с.
5. Усманова М.С. Культ тёсей у кызыльцев // Из истории Сибири. Томск, 1975. Вып. 16. С. 206–215.
6. Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.; Л., 1955. Т. 16. С. 165–264.
7. Островских П.Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края // Живая старина. 1895. Вып. 3–4. С. 297–348.
8. Кузнецова А.А. Жилища, одежда и пища минусинских
и ачинских инородцев // Кузнецова А.А., Кулаков П.Е. Минусинские
и ачинские инородцы. Красноярск, 1898. С. 105–213.
9. Суховский В. О шаманстве в Минусинском крае // Известия
Общества археологии, истории и этнографии при Казанском императорском университете. 1901. Т. 17. С. 1–9.
10. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан,
2003. 260 с.
11. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по
1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань,
1897. 104 с.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » ЧАЛБАХ ТӦС – воплощение духа Огня в традиционной ритуальной практике