От автора: Материал взят из книги психолога Марата Латыпова «Чему не учат на психфаке или как реально помогать людям»

"Представьте, что вы играете в шахматы — шахматы вашей жизни. Помимо доски, на которой вы играете, есть еще бесконечное множество шахматных досок, и там разыгрываются свои партии. Эти доски связаны, вернее фигуры на разных досках связаны между собой невидимыми нитями. Пешка связана с королем, на другой доске — ладья с конем, а ферзь со слоном. Двигая фигуру, вы меняете что-то на других досках мира. Вы иногда не понимаете, почему что-то идет не так в вашей жизни — это ситуация поменялась на других досках. Периодически вы видите, как некоторые фигуры исчезают. Вы меняете жизнь кардинальным образом, переходя на новую доску. И первое время все прекрасно — фигуры двигаются нужным образом. Но потом..."

Михаил Пелехатый
Тренинг «Управление реальностью»

Человек находится в рамках своей реальности. Что значит своей? Все, что он видит, слышит, понимает, чувствует, является иллюзией. Есть реальность, а есть восприятие реальности! Если я произнесу слово «яблоко», какие ассоциации оно вызовет? Кто-то подумает о зеленом фрукте, кто-то о красном, кто-то представит, как он ест его, а у меня, например, ассоциация с яблочным соком (пить, наверное, хочу!). У каждого свое «яблоко»! Так как яблоко у каждого «свое» — его не существует, существует только ассоциация с яблоком. Родительские установки, принципы, ценности, знания, опыт, мысли и выводы, оценки и сомнения — все это наше отношение к реальности, а не сама реальность.

Субъективная реальность играет главенствующую роль в нашей жизни. Выйдите сейчас на улицу и посмотрите на людей. Они в реальности? Люди сосредоточено идут «куда-то», думая при этом «о чем-то», чувствуя «что-то». Они где угодно, только не в реальности. И вдруг кто-то из них останавливается и замечает валяющийся мусор, в голове мысли — «вот свиньи, разбросали...». Где находится человек, в реальности? Нет! Он именно в оценке, в соответствующем отношении — «вот свиньи, разбросали...». Девушка идет куда-то, и вдруг... навстречу парень, который улыбается ей. «Что не так во мне, чего он надо мной смеется?» — думает она. Где пребывает девушка? В реальности? Нет! Она в своих комплексах. И совершенно неважно, что парень возможно, специально был дан ей судьбой. Читая сейчас эти строки, о чем вы думаете?.. Вы тут, со мной? Уверены? А что вы думаете насчет написанного? «Да ну, ерунда какая-то... Я и так все это знаю...» или «Ой, как интересно!» Ваши оценки, суждения, отношения. «Да мы на первом курсе изучали подобное...» — вы здесь, со статьей, или на «первом курсе»?

Клиент, приходящий на прием, что вам расскажет? Лишь свое отношение! Так вот, отношение вы и будете менять! Реальность не меняется, клиент по-прежнему остается в «зоне комфорта», вернее, в «яме комфорта». Можно, конечно, каждый раз «сбривать ему бороду», беря за это деньги, но волосы все равно продолжат расти. Чтобы сделать «депиляцию», необходимо изменить реальность клиента, а не его отношение, это как работать с «не существующими проблемами» «несуществующего клиента». Вернемся к схеме. Для реального «понимания» клиента (кавычки специально поставлены, имеется в виду — понимать, не понимая...), нужно создавать пустоту.

Упражнение на изменение восприятия и убирания рамок реальности

1. Подумайте о том, что любой ваш сон имеет некие параметры, например, возможность летать, перескакивать с одного сюжета на другой, двигаться во времени, цветность, объемность, возможность смотреть на себя со стороны и т.д. Подумайте о том, какие лично у вас параметры сновидений. Запишите...

2. Представьте, что реальность, в которой вы находитесь сейчас, есть сон. Вы на самом деле во сне!

3. Представьте, что сон — это и есть настоящая реальность. Засыпая, вы «просыпаетесь» в реальности.

4. Наложите параметры сна (пункт 1) на вашу «дневную» реальность.

5. Поживите ближайший час «во сне». Запишите ваши ощущения.

Система описания — слова и мысли как способ фиксации реальности. Важно понимать следующее — если мы не способны что-то описать, то этого не существует в реальности. Например, чукча может различать до сорока оттенков белого. Попробуйте описать два белых цвета... Начиная их сравнивать (а только так можно что-то описать), вы будете не описывать сам белый цвет, а добавлять к нему любые другие цвета, например, один из этих белых цветов окажется чуть серее, другой чуть темнее... Вы сможете описать какой угодно цвет, кроме белого.

Существует историческая байка. Когда испанские завоеватели приплыли в Америку, то для индейцев незнакомцы пришли ниоткуда. В системе описаний индейцев не было «лодок таких больших размеров». То, что мы не знаем и не способны выразить словами, — мы не видим и не слышим. Наши границы и фильтры восприятия блокируют способность видеть невидимое.