Изучили фреймворк и не знаете, зачем? Вы – вечный студент! Здесь стратегии и трюки, которые позволят бросить курить мануалы и начать жить.

«– Девушка, вы учитесь? – Нет, я уже умею!»

Синдром вечного студента – это когда грань стремления к постоянному развитию и постижению нового вышла из-под контроля и превратилась в особую форму прокрастинации. В программировании такое встречается постоянно. Динамика развития этого направления диктует свои правила. Индустрия уберет тебя в чулан к Фортрану и пузатым мониторам, если не будешь изучать новое.


Чем опасен синдром вечного студента?

Трудно распознать. Корпеть за книгой – это не то же самое, что бездельничать за просмотром котиков на Youtube. Упрекнуть себя не в чем. Мнимый прогресс в развитии личностных качеств и эрудиции маскирует то, что вечный студент не получает эмпирический и практический опыт, не делает вещи.
Невозможно избавиться. Патологические стремление получать знания вместо практических действий – это часть личности человека. Он просто любит узнавать новое и ценит зону комфорта, в которой он делает то, что ему хорошо известно. Поэтому синдром студента невозможно побороть, он возвращается к вам все время в разных формах. Не можете найти себя после окончания университета? Это он. Устроились на стажировку и не можете найти себя в проекте? Это он. Уже успешно программируете и классно пишете код, а в руководители не можете выбиться какой год? Да, это тоже он.
Из самой природы синдрома вечного студента мы уже можем сделать важные выводы.

Совет №1. Введите метрики для распознавания проблемы и её рецидивов
Как найти грань между получением новой полезной информации и околачиванием груш за книжками, в которых одно вступление занимает десятки страниц? Для этого нужны метрики и правильные вопросы. Логика постановки вопросов несложная. Как правило, вы учите, чтобы что-то делать лучше сейчас или в будущем. Так и рождаются важные вопросы для самоконтроля.

Например: «Пользуются ли другие люди моими наработками?». Это хорошая постановка: если обучение приносит пользу, то вы продуцируете больше ценностей для других.

Из любого вопроса можно сделать метрику: задавайте его раз в неделю и следите за своим прогрессом. Просто поставьте будильник на телефоне на один из дней. Ответ на этот вопрос выпишите. Через несколько недель просмотрите записи, и вы поймете, достигаете ли результата. Чем больше метрик, чем чаще проверки по ним – тем лучше вы будете чувствовать проявления синдрома вечного студента у себя.

Совет №2.
Не разрушайте джунгли
Важно не только вовремя распознать синдром. Важнее не страдать ипохондрией – если вы в состоянии делать полезные штуки, то проблемы нет. Не боритесь со своей тягой к знаниям, не разрушайте джунгли. Просто продолжайте в том же духе. Кто знает, может обучение, даже не связанное с конкретной задачей, дает вам пищу для размышления. Или же в книгах вы научились прятаться от стресса, и небольшое увеличение эффективности сожжет вас за несколько дней. А вдруг изучение способов избавления от синдрома вечного студента вгонит вас в это состояние еще глубже?

Совет №3. Найдите свою ахиллесову пяту
Неадекватное обучение сопровождает не все задачи, с которыми мы сталкиваемся. Как правило мы ковыряемся с какой-то неприятной тягомотной задачей. И такие: «Хм, пожалуй, надо что-то почитать про это». Трюк в том, что вернуться назад к этой задаче из теплых объятий книг и блогов совсем не захочется.

Важно определить, есть ли такие задачи, которые нас вгоняют в подобное состояние. Какие они? Что общего между ними? Для этого есть клевая техника из тайм-менеджмента, которую мы допилим под свои нужды – квадрат Эйзенхауэра. Вот так он выглядит:
http://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/7/t332342.jpg
Берем все свои задачи и располагаем их на шкалах «важно – не важно» и «срочно – не срочно». Нас интересует группа важных и не срочных дел – тут сосредоточены наши точки роста и планы. Важность задачи создает стремление получать информацию, а несрочность оставляет для этого время. Поэтому вечный студент встревает именно тут.

Теперь берем эту группу и вписываем её в другой квадрат. Вот такой:
http://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/7/t859550.jpg

Сектор с делами, которые не продвигаются, несмотря на бессонные ночи за зубрежкой, – самый интересный. Во-первых, если эта группа объемнее других, то проблема действительно есть. Во-вторых, нужно проанализировать все эти задачи и выявить закономерности. В дальнейшем, эти задачи нужно разгрести – делегировать или просто забить на них, если возможно.

Совет №4. Переосмыслите work-life баланс
Часто синдром вечного студента связан с проблемами организации собственной жизни. Если у человека нет адекватного хобби или личной жизни, то рабочее время для него растягивается и теряет свой «размер». Тогда человек начинает много учить и собирать информацию по работе в нерабочее время.

Эффективность выполненной вовремя методической подготовки теряет свою ценность. «Не успею сейчас, посмотрю еще после работы вечером». Или «Встану пораньше и погляжу на свежую голову». Если вы часто говорите себе подобное – это маркер нарушенного баланса личной жизни и работы. Найдите хобби и работайте строго в рабочее время. Не имейте дома ничего, связанного со служебной деятельностью. Проблема решится сама собой.

Совет №5. Ограничьте границы
«Работа заполняет все время, отпущенное на нее» – закон Паркинсона. Солидную часть этого времени занимает методическая подготовка. Нужно просто уменьшить общее время и учить вы станете меньше. Когда это начнет получаться автоматически, вы сможет записать на свой счет еще одно очко в матче с синдромом вечного студента.

Как уменьшить это общее время? Очень просто: передвиньте дедлайн у себя в голове и поверьте в это.

Совет №6. Структурируйте до умопомрачения
Ручка с блокнотом, календарик в телефоне, техника помидорки и «Getting Things Done» должны стать постоянными спутниками жизни любого вечного студента. Цель всегда должна быть кристально ясной, шаги плана ее достижения расписаны наперед, любые неясности помечены в дневнике. Можно очень глубоко погружаться в философию и первопричины того, почему мы такие – много учим и мало делаем. Но лучше просто обложиться всеми техниками по преодолению прокрастинации и выбрать (на практике) самые действенные для вас. Это увеличит порядок и уменьшит хаос.

Совет №7. «Не можешь победить – возглавь»
Вечный студент – превосходный преподаватель. Поэтому заведите привычку структурировать получаемую информацию и доносить её до других. Это может быть минилекция для коллег по работе, статья в популярный блог, собственная книга, подкаст и т.п. Важность этой деятельности в том, что она учит структурировать свои знания и выбирать только то, что полезно и применимо.

Совет №8. Вечный студент должен постоянно искать баланс
Программиста в хорошем университете учат учиться. Под этим понимается не только способность видеть общее в частном, но и культура обучения. Она содержится в умении фильтровать материалы для подготовки и тут же применять изученное на практике.

Сдвиги в этой области приводят к провалу важных дел и снижению эффективности. А это приводит к стрессу, чувству вины и моральным страданиям. С другой стороны, хороший программист – это всегда вечный студент. Иначе у него нет шансов стать успешным. Именно поэтому смысл не в борьбе с постоянным обучением новому, а в нахождении баланса. Такого баланса, когда это обучение становится инструментом, а не препятствием. И чтобы его найти, чаще всего нужно для начала сбалансировать всю свою жизнь, начиная со здоровья, увлечений и отношений.

https://proglib.io/p/eternal-student