Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » Тотемизм и фетишизм хакасов


Тотемизм и фетишизм хакасов

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Тотемизм (от индейского ot-otem -"его род") - это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти.
Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было его реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.

Почитание тёсей Хакасы поклонялись различным фетишам – изображениям духов, имеющих магическую силу и служащих роду и семье, которые назывались «тёси», т.е. так же как и шаманские духи. Семейно-родовые тёси-фетиши находились в каждой юрте, где имели своё строгое местонахождение и определённое количество (три, семь или девять). Они доставались по наследству младшему сыну вместе с усадьбой В остальных случаях их ставили тогда, когда в семье кто-нибудь заболевал. Иносказательно их называли «агалар» -родовые предки. Изготовлением тёсей занимались шаманы. Каждую весну, когда прилетали птицы и начинала куковать кукушка и каждую осень, когда улетали птицы и замерзала земля, совершали кормление тёсей. Вероятно, в этом обряде отразилось поклонение умирающим и воскресающим силам природы. Каждый фетиш требовал особой пищи или на новолуние, или в последнюю четверть луны и индивидуального подхода. Moлоко для ритуального возлияния обязательно доили непорочные девушки от белой коровы. Айранное вино-арака должно быть никем не пробованным.
При кормлении для каждого теся-фетиша существовала своя молитва и особый ритуальный призыв. Почитание тёсей у хакасов было связано с философской системой народа, которая своими корнями восходила еще к древ-нетюрской эпохе. Поклонение культам предков, огня и силам природы, домашних животных, птиц и зверей — всё это ярко отразилось в тёсах. Они зародились среди определённых сео-ков, как семейно-родовой оберег, а затем получили общенародное распространение. Врзможно, в период возникновения юдовых тёсей им сначала делали изваяния, которые ставили на родовой территории. В дальнейшем их стали изготовлять для каждой юрты. Многие из тёсей считаются центрально-азиатского происхождения и, вероятно, связаны с культурой древних кыргызов, которые в I в. до н.э. продвинулись из Северо-Западной Монголии в Хакасско-Минусинскую котловину. Необходимо отметить, что многие хакасские тёси делались с голубыми глазами. Это выглядит необьгчно на фоне смуглого и черноглазого народа. В данном случае заманчиво предположить происхождение некоторых тёсей от голубоглазого населения Тагарской культуры (VII — I в, до н.э) обитавшего в Хакасии до прихода монголоидных кыргызов' Тёси ставили с лечебной целью. Они служили оберегами жили¬ща и были покровителями различных отраслей, хозяйственной деятельности. При изучении тёсей выяснилось, что среди разных этнических групп некоторые из них имеют разные названия, а некоторые — локальное распространение. Заслуживает внимание моления тёсам, изображающим погибших старых дев. Руководитель-мужчина надевал шапочку невесты «сахпа», вероятно, для того, чтобы совершить имитированный обряд бракосочетания и этим успокоить тёся.
Хакасские тёси по своему значению тождественны монгольским и бурятским онгонам, тувинским ээренам и алтайским тё¬сам, что еще раз подчёркивает древние этнокультурные связи народов Южной Сибири и Центральной Азии.
Среди хакасов самым популярным являлось гадание иглой. На донышке деревянной чашки (хара чiрче) чертили крест-на¬крест чёрную и белую линии. Чёрная линия чертилась углём (хара кёйе), а белая — золой. Иголку с ниткой втыкали в ручку шила. При гадании держали правой рукой иголку, воткнутую в шило за конец нитки. Если острие иглы будет двигаться по белой линии, то это хорошее предзнаменование. Человек вы¬здоровеет, потерянная вещь найдется, любимый будет рядом и т.д. Если острие пойдёт по чёрной линии — это плохо.
Кроме того, существовало гадание на камушках «хубанах», распространенное среди многих тюрских народов. С девяти ре¬чек собирали 41 камушек синего, жёлтого, чёрного и белого цветов. Во время гадания сначала все хубанахи собирались в одну кучу и произносилось сакральное пожелание: — «Пусть в голове будет девять, а в ногах восемь, пусть на правой стороне будет удача!». Затем куча разделялась на 3 части, в каждой из которых откладывали по 4 камушка до тех пор, пока там не ос¬тавалось по 4 и менее хубанахов. Оставшиеся составляли верх¬ний ряд. Их клали на специальную дощечку. Затем свободные камушки опять собирали в кучу и также делили на три части. Остаток составлял второй ряд. В третий раз совершалась такая же операция. В результате хубанахи складывались в 3 ряда по три кучки в каждом. Левая сторона обозначала противника а правая - себя. Если в верхнем горизонтальном ряд находилось 9 хурбанов (по 3 в каждой), то это хорошее предзнаменование. По хубанам ворожили о судьбе человека, об удаче на охоте и т.д.

Домашние покровители и магическая защита суровой стражей домашнего благополучия саянских тюрков служили семейно-родовые фетиши, называемые тесями или эренями. Слово "тос" в первоначальном смысле обозначало - "основа, сущность, корень" и бытовало в языке кыргызов долины Среднего Енисея со времен древне-тюркской эпохи. В современном хакасском языке термин "тос" представляет следующие значения:
1. основа, корень, основные устои общества
2. родительских кров
3. духовная сила, дух народа
4. ангел-хранитель
5. невидимый дух-слуга шамана, являющийся основой его
деятельности
6. фетиш, т.е. материализованное изображение различных духов-покровителей, магическая сила которых служила семье и роду.

Теси или эрени, относящиеся к категории фетишей, возникли в первобытные времена и в дальнейшем были взяты на вооружение шаманами, ламами и служителями бурханизма. Фамильные и родовые тёси находились в каждой юрте, где устанавливались на определенном месте, являлись предметом поклонения простых скотоводов и считались оберегами хозяев.
Одни из них имели антропоморфные, другие - зооморфные изображения и различались по принадлежности к мужскому и женскому началу. Каждый фетиш «требовал» индивидуального подхода и особой пищи. По подсчетам исследователей XIX - начала XX вв. у хакасов и тувинцев насчитывалось от 20 до 30 различных видов фетишей – тёсей или ээреней.3 На самом деле их было меньше, ибо некоторые фетиши имели по нескольку названий (исходя из функциональных особенностей и внешнего вида). В каждой семье в среднем держали от трех до девяти тёсей. Согласно традиции, больше указанного числа их иметь не рекомендовалось. Фетиши доставались по наследству младшему сыну вместе с усадьбой. В остальных случаях их ставили для молодых супругов в качестве оберегов юрты и при заболеваниях. «В отличие от духов-хозяев места и злых духов, - пишет СИ. Вайнштейн, - каждый эрен имел свое как вместилище-изоюражение, причем понятие эрен совмещало в себе как название самого духа, так и его вместилище и изображение». Главной функцией зрений являлась охрана человека от злых духов, вызывавших болезни, и борьба с ними. Считалось, что эрени различались как характером своих функций, так и своей силой.
Многие семейно-родовые фетиши были созданы в честь выдающихся предков, совершивших необычные деяния ради спасения людей. Поэтому их иносказательно именовали «агалар», т.е. родовые предки, родоначальники. Некоторые из них появились на берегах Верхнего Енисея из разных стран - Китая, Монголии, Бурятии, Ирана и других мест. По всей видимости, эти данные свидетельствуют о широких историко-культурных связях саянских тюрков с центрально-азиатским миром, а также о сложном этническом составе хакасского и тувинского народов.Семейно-родовые фетиши подразделялись на два вида: «чистые» (apыг тостер) и «нечистые» (пуртах тостер).

К «чистым» относились теси-фетиши южной, т.е. мужской половины юрты. Они были хранителями рода, семьи и очага. Изготовлением «чистых» тёсей занимались мужчины. Женщины не должны прикасаться к ним и к их ритуальной пище, иначе тоси потеряют силу (пулайсып). Их величали «yлyг тостер» - т.е. великие тёси.
Фетиши, располагавшиеся на женской стороне юрты, считались «нечистыми». Они были хранителями домашнего благополучия, стражами здоровья женщин и детей. Их называли «кiчiг тостер» - малые тёси. Каждый фетиш «требовал» особой пищи. Для ритуального кропления применялась никем не пробованная молочная водка «арака» или молоко белой коровы, надоенное непорочной девушкой. При кроплении на тёсей «аракой» или молоком нельзя было брызгать на середину их лицевой части, чтобы не оскорбить достоинства духов. Каждую весну, когда прилетали птицы, а под действием тепла появлялась зеленая трава, и каждую осень, когда пернатые улетали, а земля замерзала, саянские тюрки совершали кормление фетишей.
Если хозяева жилища умирали, то тёсей необходимо было отправить в иной мир. Для этого их относили на берег большой реки (Абакана, Енисея, Чулыма), где делали из стеблей ковыля плотик и укладывали фетишей ногами вверх по течению, а головой вниз. Затем окропляли их аракой и, произнеся: «Люди, державшие вас, сплавились на плоту!» - отпускали. Обряд отправления тёсей в иной мир путем сплавления их на плоту по крупной реке носил название «тунедерге» - букв, отправить на ночлег. Точно так же поступали с тёсями, если их больше не хотели держать или надо было заменить новыми. По сведениям СИ. Вайнштейна, тувинцы при похоронах главы семейства погребали эреней вместе с ним в могилу.
Среди «чистых» тёсей самым значительным считался «ах тос» (по-ту¬вински «ак ээрен») - белый фетиш или «хозан тос» (по-тувински «коданээрен") -заячий, ибо он изготавлялся из заячей шкуры.

Фетиш "ах тос" делали из березовой ветви с развилкой наверху. На развилке прикрепляли высушенную голову зайца-самца, куда вставляли глаза из синих бусинок, а с двух сторон развилок делали по две пестрых косички. Одна косичка плелась из волос хвоста буланого коня, другая солового. К ушам зайца пришивались кусочки красного кумача. Фетиш подпоясовали красной лентой "чалама". Чтобы "ах тос" не мок под дождем и не гнила заячья шкурка на голову надевали берестянную цилиндрическую шапку. Фетиш «ах тос", содержался либо на мужской стороне юрты либо его устанавливали на изгороди скотного двора, либо привязывали к березе перед селением. Считалось что белый фетиш является покровителем освящаемых лошадей - «ызыхов" соловой масти и овец - «ызыхов» желтой окраски. Каждый год весной и осенью "ах тос" кормили, а через три года совершали жертвоприношения. Первоначально «ах тос» являлся родовым фетишем хакасского сеока «бурут» , а затем через брачные контакты распространился среди всех хакасских этнических групп. Невестки сеока «бурут» по отношению к этому тёсю, а также вообще к заячьей породе соблюдали обычай избегания (хазынас). Они не должны были называть зайца своим именем (хозан), а только употреблять иносказания: толан (монгольский термин), томысхан (древне-тюркский термин), чipiк пурун (раздвоенный нос) и др. К зайцу относились с суеверным страхом. Если кто-нибудь из рода «бурут» съест мясо зайца или даже прикоснется к его шкуре, то он, якобы, будет парализован (урунчах урун парар). В долине Абакана на водоразделах между реками Аскиз, База и Есь в честь горных духов приносили в жертву зайцев. Данные перевалы с жертвенными гру¬дами камней и заячьих костей получили у хакасов названия. "Хозан тастачан пил» - Седловина, где бросают зайцев. Согласно хонгорским мифам, фетиш «ах тос» считается изображением одной старой девы, брошенной братьями на произвол судьбы. Когда члены рода «бурут» переселялись из Бурятии на территорию Хонгорая, невестки отказались ухаживать за престарелой сестрой своих мужей. Оставленная старая дева долго голодала и в мучениях скончалась. Ее душа превратилась в зайца, догнала сеок «бурут» и навела на него мор. Шаманы, выяснив в чем дело, сделали ее изображение в виде фетиша "ах тос", который установили в жилище этого рода. С тех пор сеок получил наименование "бурут" и поклонялся заячьему "тесю". Из-за этого события хакасы не уважают старых дев и укоряют их в том, что со временем они превратятся в тесей, поскольку безбрачие в традиционном быту расценивалось как социальная аномалия.
По другим вариантам, прародитель сеока «бурут» Ир Тохчин привез в долину Енисея из страны Торбст - т.е. Северо-Западной Монголии старую деву по имени Салыг, чтобы выдать замуж за своего сыча Он отказал ей в просьбе - совершить жертвоприношение духам-хозяевам ее страны, из-за чего она окаменела, а душа се превратилась в белого зайца Ездовым животным деве Салыг служил соловый конь. С тех пор сеок «бурут» стал держать в качестве «ызыха» солового коня, на котором в Хонгорай прибыла старая дева Салыг. Ее дух теперь вечно ездит на «бело-саврасом коне, узда с желтым шелковым чембуром, в желтой одежде из плиса, в красной шапке, в желтых сафьяновых сапогах». Салыг носит золотые серьги и серебряный нагрудник «пого».Фетишем для солового «ызыха» служил «хозан тёс» - заячий тёсь Соловый «ызых» украшался священными лентами желтого и белого цвета (сарыг чалама). Согласно хакасским легендам, буруты в качестве оберега использовали также минеральный краситель - охру (чоза). При проездках в Монголию на аудиенцию с монгольским ханом они разукрашивали себя и своих соловых коней в красный цвет охрой. До сих пор рядом с аалом Бал-ганы находится гора «Чозалыг хыр», где буруты добывали охру. По тувинским представлениям, «ак ээрен» относится к фетишам хон-горского происхождения. В молитвах говорится: «Хоорайдан хойдукка-ным, хоор аскыр кокпазынга хона дужуп келгеним аа, берген кыстын энчнзинге келгеним аар» - Убежавший от испуга из Хонгорая, сидя на крупе каурого жеребца, за сутки прибывший сюда, ты являешься приданым выданной замуж (старой) девы.
В других вариантах молитв уточняется: «Хоорайдан хойлукканым (хооп келген), хойлар буду хойлап алган, Абакандан ашкан-душкен, аргар буду астып алган» - Дух-фетиш, пришедший следом из Хонгорая, принесший за пазухой заднюю часть туши овцы; переваливший из Абакана, принесший с собой заднюю часть туши архара. Как видим, и тувинцы, и хакасы связывают происхождение фетиша со старой девой, дух которой пришел следом за ней и является ее приданым (энчи). Необходимо отметить, что хакасы считали «ах тёс» фетишем не только бурутов, но и рода кыргыз. В тувинских молитвах «ак ээрен» также отождествляется с кыргызским фетишем «кыргыс ээрен».По представлению хакасов, «ах тёс» может поразить лопатки человека. «Если у кого заболит плечо, берут чашку воды с реки, три раза обносят ею больного и дают выпить глоток; ...».'" Согласно тувинскому мировоззрению «ак-ээрен» ставится, чтобы руки и ноги не болели суставным ревматизмом. Дважды в год, весной и осенью, фетиш «ах тёс» приносили в юрту и кормили вареной бараниной. Для этой цели кололи белого барашка ибрали у него правую плюсну, правое нижнее ребро, правую половину курдюка и правую почку. Указанными частями вареного мяса мазали голову, после чего для еды детям. Тувинские шаманы жертвовали фетишу «ак ээрен» ляжку барана в вареном виде.

2

Один раз в три гола, в июне, на новолуние, представители сеока "бурут" приносили в жертву фетишу "ах тёс"белого барашка с черными щеками. Место жертвоприношения избиралось на восток от аала, обычно на берегу реки. В связи с тем, что этот фетиш представлял образ старой девы Салыг, ездившей на соловом коне, носившие золотые серьги и серебряное «пого», - во время жертвоприношения на ритуальную березку привязывали серьги, подвески к косичкам и нагрудник, "пого". Руководитель жертвоприношения также надевал женские серьги, девичью шапочку «сахпа» и нагрудник «пого». В молитвах прародина "ах тёся»: «Место твоего исхода - Китайская земля где рассыпан красный песок и растет красная лоза! Пусть она качается словно красная дева. Место твоего исхода - Саянская земля, где рассыпан желтый песок и создана желтая ива! Пусть она качается словно младенец!»

Около березы разводили огонь и ритуальным способом «озеп» забивали белого барашка Перед этим его обводили три раза вокруг березы, подогнув ему правую переднюю ногу. Для кормления «ах тёся» варили правую голень нижнее правое ребро, правую часть курдюка. От каждой части мяса отрезали по три кусочка и, благословляя фетиш, бросали их в огонь. При кормлении лицо фетиша сначала обращали в сторону ритуального огня, а затем поворачивали его на восток со словами: «Вернись в свое зимнее: кочевье», - ибо его дух-хозяин обитал в Восточных Саянах.
Во время поклонения невестки рода «бурут» сидели отдельно от потомственных членов сеока, накрывшись красными платками. Покрывало белой окраски использовать запрещалось, т. к. оно одного цвета со шкурой зайца.
В Хонгорае фетиш «ах тёс» носил дополнительное название «iлгеркi тёс» - восточный тёсь. Данное определение произошло из-за его покровительства овцеводству. Помимо лошадей и крупного рогатого скота, третьим видом освящаемых животных «ызыхов» являлись, овцы.

Среди них обычно служили оберегами отар рогатые валухи желтой расцветки с красными шеками. Духом-хозяином овечьих «ызыхов» слыл Кирбе-хан, обитавший на востоке, в Саянах, где возвышаются удивительные вершины гор Ыргах-Таргах. Имя духа-хана овцеводства «кирбе» вероятно происходит от термина "кирбен" или «керме» - веревочная привязь для лошадей, и олицетворяет жизненную силу скота. В связи с обитанием Кирбе-хана в Восточных Саянах овечий «ызых» назывался вторым именем «iлгеркi ызых" т.е. восточный «ызых».
Его фетишем служил «хозан тёс" - заячий тёсь или "iскеркi тёс" - восточный тёсь, которого садили на спину валуха при обращении поклонения Кирбе-хану. Помимо валухов желтой расцветки с красными щеками, овечьими «ызыхами» хонгорцев были и валухи белой расцветки с черными ушами (хара наахтыг ах хой ызыхтыг). По своей раскраске они напоминали почитаемого белого зайца. Поэтому фетишем такого валуха также служил «хозан тос» - заячий тёсь. Фетиш «ак ээрен» у тувинцев, так же, как и у хакасов «ах тос», считался покровителем овцеводства и носил дополнительное название «хой ээрен» Его еще делали в виде куклы и держали в специальном мешочке из белого войлока. С левой стороны от мешочка вешали бедренную кость овцы (хой чодазы). Покровителю овец посвящали барана с какой-либо отметиной, после чего тот становился верховым животным идола «хой ээрен».

В сагайской стороне Хонгорая покровителем соловых лошадей -«ызыхов» являлся фетиш под названием «салыг тос». соответствующий «ах тёсю» других аймаков Хакасии. Его изображение состояло из березовой палочки (26 см. длиной) с развилиной, обтянутой полоской серого сукна, к которой подвешены сухожильные нити (35 см. длиной) дикой козы, куски шкуры коня соловой масти и серьги из красных кораллов. Месторасположение «салыг тос» находилось под крышей юрты, между алтарем и мужским изголовьем кровати.
Идентичное название фетиша «шалыг» известно среди северных ал-тайцев и шорцев, где нередко «шалыгов» делали парными: один был мужским, другой женским. Мужчину считали хромым и поэтому одна нога у него делалась короче другой. У тувинцев слово «шалык» (название одного из родов) служило почетным именем для беличьего идола «диин ээрен», а качинцы с возгласом «шалии» обращались к фетишу «хызыл чалама». В монгольском языке слово «цалиг» обозначает - фетиш, идол, домашнее божество. Вполне возможно, что оно восходит к общетюркскому корню «чал» - резать жертвенное животное, т.е. первоначально значило просто «жертва». Среди домашних фетишей тувинцев рядом с «ак ээренем» находился «кыргыс ээрен» - букв, кыргызский идол. Он имел антропоморфный облик, вырезался из войлока и обшивался красным шелком. По данным В.П. Дьяконовой, «кыргыс ээрен» представлял изображения змей (семь самцов и семь самок), сделанных из войлока и ткани. К изображениям самок прикреплялось семь иголок и семь жильных ниток. Внутрь одного из них зашивали хомус (музыкальный инструмент), который якобы будит человека в случае приближения к нему во время сна кого-нибудь плохого. «Кыргыс ээреню» посвящался рыжий конь - «ыдык».
К когорте «чистых» тёсей относился фетиш «ас тос» (по-тувински «ас ээрен»), находившийся снаружи южной стороны юрты. Он представлял собой мужскую антропоморфную личину, сделанную из березовой развилины, к которой пришит лоскут синей дабы (китайской хлопчато-бумажной материи) или черной парчи с глазами из синих бисеринок. "Ас тёс» подпоясывался ленточкой из черной дабы или парчи. К нему прикреплялась миниатюрная курительная трубка из бронзы и маленькие стремена из желтой меди.
На севере Хакасии «ас тёси" вырезалась из кожи дикой козы в виде человеческой фигурки с поясом из черной ткани. «Ас тёс» «курит красный табак и ездит верхом на бело-голубом коне". Делали его при болях в лопатке, груди и пояснице а также от бельма на глазах. Кормили «ас тёс» воскурением красной тополевой коры (вместо табака) и поливали из ложечки топленым маслом. Он был покровителем лошадей - «ызыхов» голубой и бело-буланой масти с черной хребтиной, гривой и хвостом. Дух-предок «ас тёс», согласно мифам, появился из Хонгорае из Китайской земли. Н.Ф. Катанов название фетиша «ас тбс» перевел как «дух покровительствующий хлебным растениям», исходя из смысла хакасского слова «ас» - зерно, хлеб, ячмень. Такой перевод послужил И.Л. Кызласову основанием для того, чтобы в некоторых своих статьях утверждать о существовании древних земледельческих культов у хакасов. Однако происхождение и назначение этого фетиша никак не связано с земледельческой деятельностью. «Ас тёс» являлся покровителем коневодства. По всей видимости, в названии «ас тёс» - т.е. асский фетиш, сохранилась историческая память хонгорцев о народе «аз» - бывшей элитарной группе среди енисейских кыргызов времен Кыргызского каганата. Этнонимы часто присутствуют среди названий хакасских фетишей. Китайское происхождение духа-предка фетиша «ас тёс» возможно увязать с генеалогией кыргызских правителей, происходивших «из одного рода с царствующим в Китае домом Тан».

Фетиш с подобным названием «ас ээрен» имелся также у тувинцев. На севере Хонгорая среди кызыльцев почитался «сыбы тёс», соот-ветствовавший фетишу «ас-тбсю». Он изготовлялся из белой паховой шкурки дикой козы и прикреплялся на южной стене юрты. Белая паховина дикой козы (киик) носила специальное название «ёстек». В ней сосредотачивался дух - хозяин животного. По нашему мнению, слово «ёстек» взаимосвязано с древнетюркским термином «ёзлек» - судьба, рок, т.е. такой фетиш определял судьбу семьи и рода. «Сыбы-тёсю» молились при болезни глаз и головы. Кормили его табаком, воскуренным из трубки. Поэтому его называли еще «тамкы чiчен тёс» - фетиш, едящий табак или «тудун чiчен тёс» - фетиш, курящий дым. Название фетиша «сыбы» восходит к глубокой старине. Во времена древнетюркских каганатов небесные тюрки поклонялись духу «чывы" покровителю племен.

Рядом с «ас-тёсем» находился фетиш «хызыл тёс» - красный тёсь или «хызыл чалама» - красный священный флаг. Его делали из длинной березовой палки с развилкой наверху, к которой пришивали красную и белую ткань. Он изображал мужскую особу и поэтому посередине подпоясывался кушаком из красной ткани.
«Хызыл тёс» являлся духом-хранителем сеока «хасха» и покровителем лошадей - «ызыхов». рыжей масти с белой звездочкой на лбу. Прародиной его считается Китай (в версиях - страна Торбет, т.е. Северо-Западная Монголия). Он являлся изображением золотоглавого дракона (алтын пастыг сыр чылап). Согласно хонгорской мифологии, дух-предок этого тёся носил имя «атып часпас Хан Солагай» - меткий стрелок Хан Левша. Он также покровительствовал фетишу «ах тёс». Заманчиво допустить мысль о связи имени духа-предка Хаи Солагая с именем великого посла Кыргызского государства Чжуву Искусного Стрелка с Левой Руки, которого в 843 году правитель Ажо отправил в Китай с великой миссией. Фетиш «хызыл тёс» ставился при глазных болезнях. Его кормили маслом и сметанной кашей «потхы», приготовленной без соли. Для этого три раза брали ложкой кашу, обводили вокруг головы больного и затем бросали ее на огонь. То же самое делали с маслом. Больной и все присутствующие, не крестясь, кланялись фетишу «хызыл тёс». Служитель бур-ханизма - алгысчыл, обмахивал страдающего недугом красным кушаком фетиша и читал молитвы. Каждый год весной и осенью «хызыл тёся» окропляли молоком. Мяса барана не требовалось.

В сагайском крае Хонгорая «хызыл тёсю» соответствовал фетиш «кинен тёс» - внезапно поражающий идол, который помешался под крышей мужской полозины юрты, над полкой со шкатулками. Он состоял из деревянной развилки (20-30 см. длиной), к которой пришит кусок красной материи. К концам развилки привязаны маховые перья орлиного крыла, а также по три длинных косички, сплетенных из сухожилий спины дикой козы. Пояса не было. Фетиш «кинен тёс» является покровителем рыжих коней — «ызыхов». В молитвах к нему говорится «Хызыл хырчын хамчылыгзын, хызыл позырах мундуттiзiн» - Ты имеешь плеть из красной лозы, ты имеешь красно-рыжего ездового коня! «Кинен тёс» считался мужским фетишем, который служил ангелом-хранителем охотников. Поэтому его иносказательно именовали: «атыгчы тёс» -стрелковый фетиш или «атчац тёс» - стреляющий фетиш. К нему обращались перед отъездом на охоту, поднося куски горячего мяса специально заколотого ягненка.

На севере Хонгорая фетиш «хызыл тбс» был известен под названием «улуг тёс» - великий идол. Он устанавливался над алтарем (худай пулии). зачастую вместе с христианскими иконами. Его также называли «улуг ага» -великий предок. Невесткам запрещалось близко подходить к этому тёсю.
Фетиш «улуг тёс» изготовлялся из березовой развилки, на которую «надевали» белую шкурку из паховой части косули и подпоясовали красным кушаком. На лицевой части тёся делали глаза из синих бусинок. Он помогал при чахотке. «Улуг-тёся». кормили правой голенью овцы и вареной головой дикого козла. Обряд кормления состоял в том, что фетиш три раза обносился вокруг больного, потом ем у делалось воздаяние аракой и паром жертвенного мяса, сопровождаемое поклонами. Женщинам не разрешалось присутствовать на подобной трапезе.

В паре с фетишем «хызыл тёс» стоял фетиш «кёк тёс» - синий тесь или «кёк чалама» - синий ритуальный флаг. Он отличается от первого тем, что его стержень на два-три вершка короче, лицевая часть состоит из белого и синего лоскутов ткани и опояски не красной, а синей. Он служит покровителем лошадей - «ызыхов» сивой масти. В сагайской части Хонгорая «кёк тёсю» соответствовал фетиш «хорчаа», устанавливаемый под крышей юрты с мужской стороны. Он представлял собой березовую развилку с «лицом» из лоскута золотой парчи, с глазами из синего бисера, с косичками и крыльями косача при деланными по бокам. «Хорчаа тос» требовался при головных и глазных болях. При лечении употребляли в качестве опахала синюю опояску, снятую с тёся. Его кормили молоком, аракой и окуривали богородской травой. Он был покровителем освящаемых лошадей - «ызыхов» сивой масти. Местообитание духа - хозяина сивого «ызыха», якобы, находилось на небе, в созвездии Малой Медведицы (Ах ат - Кок ат чылтыс). Данный небесный «ызых» принадлежал сеоку кыргыз.

Все три последних фетиша: «ас тёс», «хызыл тёс» (исключая «кинен тёс») и «кок тос» (исключая «хорчаа тбс») втыкались в землю вне юрты у южной стены. Постановка их вызывалась, в основном, болезнью глаз и головными болями. К разряду «чистых» тёсей относился «хус тёс» - орлиный фетиш (по-тувински «чуглуг ээрен»), стоявший рядом с «хызыл тёсем» с наружной стороны юрты. К развилке березовой жердочки на ремешке прикрепляли изображение летящей птицы, вырезанное из тополевой коры, Ее крылья и хвост делали из орлиных перьев. К каждой развилке привешены по две косички, заплетенные из черных волос хвоста лошади. Ниже развилки на стержень палки подвязывался поясок из синей бязи. На севере Хонгорая фетиш «хус тёс» представлял модели двух птичек - большой и маленькой, вырезанных из дерева, с перьями, воткнутыми вместо крыльев и хвоста. Он вешался на стене мужской половины юрты. Тувинский фетиш «чуглуг ээрен» представлял собой деревянное изображение ястреба, которое подвешивалось на дымовой круг юрты. Компоненте "чуглуг" ээрена» были волосяная веревка - салбак, украшенная лентами, а также маленький деревянный лучок с деревянной стрелой и тетивой.
Фетиш «хус тос» помогал при болезнях головы, глаз, ушей и чубов. Через каждые три года в жертву фетишу «хус тос» приносили черного косача или черного петуха. В связи с этим его иносказательно могли называть «курку тос» - т.е. тетеревиный тесь.

В сагайских селениях Хонгорая покровителем вороных коней -«ызыхов» считался фетиш «тума тос» - т.е. туматский идол, соответствующий «хус тёсю» других этнических групп. Его изображение состояло из девяти или семи хвостовых перьев глухаря, нанизанных на шнур (25-30 см.) между девятью угольками. Шнур фетиша назывался «улдурбе», т.е. так же, как и головная повязка бельтыров на небесном жертвоприношении. «Тума тос» считался попечителем кузнечного дела. Согласно мифам, он происходил из Черной Монголии, но путь его в Хонгорай лежал через соседнюю Шориго, где в эпоху средневековья процветала черная металлургия.

У тувинцев существовал целый ряд птичьих эреней: «эзир ээрен» -орлиный фетиш, «хеек ээрен» - фетиш кукушки, «угу ээрен» - совиный фетиш, «кускун ээрен» - фетиш ворона и др. Пернатый мир в саянской мифологии неразрывно связан с верховными божествами, а весенние прилеты и осенние отлеты птиц отождествлялись с началом теплых и холодных сезонов. Первый прилет птиц весной все радостно встречали приветствием арабского происхождения: «элем-салам» - т.е. мир над вами! Данное приветствие произносится по случаю появления чего-либо первого в году, например, прилета весенних птиц, первых раскатов грома, появления первых съедобных растений (черемши, кандыка), а также при нарождении каждого нового месяца. Навстречу первым птицам открывали двери домов со словами: «Талан kiрзiн» - Пусть зайдет счастье.

http://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/2/t443262.png
Один из вариантов Кинен тöс’а. Реконструкция.Художник Д.Ц. Цыденова

3

К разряду священных птиц (по-хакасски «ызых хус». по-тувински «ыдык куш») относится кукушка (кёок, хек). Согласно мифам, в древние времена данная птица была девушкой. Однажды после внезапной смерти брата она стала долго и безутешно плакать. Суровая мачеха не выдержала и прокляла падчерицу: «Ты не присоединяйся к людям, а превратись в птицу!» Проклятие неродной матери достигло ее и девушка, превратившись в кукушку, вылетела сквозь дымовое отверстие юрты. Мачеха ринулась ее спасать и успела схватить за одну ногу. Но в руках остался только красный башмачок падчерицы. От упавшего башмачка выросли цветы «кукушкины сапожки». С тех пор считается, что у кукушки, якобы, разные лапки, одна -красная (в башмачке), вторая - черная (без башмачка)."

Из-за своего тяжелого прошлого кукушка не вьет гнезда и не высиживает своих яиц. Она откладывает их в гнезде маленькой полевой птич ки «чыхылаа», которая нанимается к ней в няньки. Сама «чыхлаа» занимает норы, оставленные мелкими грызунами. За то, что она устраивает гнездо в змеиных покоях, "чыхлаа" также высиживает яйца змей. За оказанную услугу осенью кукушка перевозит «няньку» на своей спине в теплые страны.
Первое кукование кукушки, как и первые раскаты грома о лись хонгорцами и тувинцами с началом Нового года. Первый'крик кукушки у саянских тюрков определяется как признак весеннего пробуждения природы. После ее первых призывов начинают пробиваться ростки трав и появляются листья на деревьях. Существовала суеверная примета, что если первый раз услышать голос кукушки на голодный желудок, то весь год будешь ходить голодным. Поэтому весной с утра надо выпить айран и только затем выходить на улицу. Когда послышится первое кукование, надо произнести: «Мин тохпын - Я сытый! При первых звуках кукушки южные хакасы выходили на кладбище, где совершали поминки тем, кто умер в зимнее время прошлого года.
Если зимой умер близкий человек, то до тех пор, пока не прокукует первая кукушка, нельзя жевать лиственничную смолу - серу, иначе будет болеть душа и печень покойника. Если кто-нибудь ненароком застрелит кукушку, то на этом месте надо было три дня причитать, иначе святая птица может его проклясть.

Хонгорцы и тувинцы остерегались удодов (по-хакасски «коок хулы», по-тувински «хек кулу» - букв, раб кукушки), которые иногда садились на забор ограды или даже залетали в дом. Они были якобы у кукушки слугами. Чтобы оградить себя от несчастья, на месте, где они находились, привязывали ленточки «чалама» и двор окропляли айраном. Тувинцы считали, что у коровы того, кто убьет эту птицу, пропадет молоко. Беременным женщинам и младенцам в качестве их оберега устанавливали в юрте «ымай тёс», т.е. фетиш богини Умай.

Тувинцы изготавливали аналогичный «уруг ээрен» - т.е. детский фетиш, в семье, где болели и умирали дети. «Уруг ээрен» представлял собой фигурки из войлочных кукол в одежде. Хакасы изготавливали «умай-тёс» из березовой ветви, лицом которого служила белая тряпица, пришитая к развилке. На один отросток развилки подвешивался лучок со стрелой. Находился «умай-тёс» на женской половиной юрты под кроватью. Беременная женщина при болезненном состоянии молилась ему и кормила сметанной кашей «потхы», окуривала богородской травой «ирбен», окропляла молочной водкой «аракой». Согласно верованиям хонгорцев, фетиш «умай-тёс» помогал при родах и был необходимым атрибутом при разрешении рожениц. Наиболее почитаемым «чистым» фетишем, находящемся на мужской половине юрты, считался «чалбах тёс» - букв. широкий тёсь. «Чалбах тос» изготовляли непорочные девы под руководством опытной женщины,знающей обычаи. Во время творчества над ним необходимо соблюдать веселое настроение и распевать песни. На прямоугольном куске белого холста (40x30 см. или 30x20 см.) охрой рисовали фигуры трех человек.
Над их головами пришивали по парчовому лоскутку (красного белого, синего цветов) с наложенными на них кусочками собольей лапки С двух сторон изображали по березе, причем слева вершиной вверх а справа - вниз. Рисунки обводились рамкой, состоявшей из двух парад дельных линий, между которыми помещался зигзаг. К верхнему левому углу прикрепляли миниатюрное изображение бубна в виде обруча и жез-ла. Иногда вверху полотнища пришивались семь перьев черного орла или тетерева. Фетиш привязывали к перекладинам крыши юрты, над алтарем, у мужского изголовья кровати.

«Чалбах тёс» посвящался богине огня «Отине», являлся покровителем лошадей - «ызыхов» рыжей масти и считался родоначальником сеока «хасха».Происхождение фетиша «чалбах тбс» связывают с одной старой девой, которую покинули качинцы на месте прежнего обитания по р.Кача (район г.Красноярска). Согласно мифам, старая дева в муках скончалась, но ее дух, оседлав трехлетнюю рыжую кобылицу, опираясь вместо посоха на крону трехлетней березы, достиг кочевья хонгорцев на берегу р. Абакан. Дух старой девы уселся в очаге хакасских юрт и превратился в хранителя огня «От ине». С тех пор хонгорцы посвящает духу-хозяйке огня изображение «чалбах тбс».В качестве милости «чалбах тёсю» брызгали вареным молоком утром и днем. Каждый месяц, на девятый день новолуния, его окропляли вареным молоком. Кормили также его если заболеет маленький ребенок. Весной и осенью «чалбах тёсю» преподносили семь кусочков сала, которые, завернув в белые и красные ленточки, бросали в огонь. При его кормлении в юрту ставили трехлетнюю березу, а у дверей привязывали рыжую кобылицу. Во время почитания этого фетиша опахалом ему служил пояс «хызыл тёся», ибо последний тоже являлся покровителем рыжего «ызыха».
Известный исследователь культового искусства народов Сибири СВ. Иванов, детально изучив изображения на фетише «чалбах тбс», при-шел к следующему мнению: «Таким образом, - писал он, - в чалбах-тёсе мы имеем основание видеть либо изображение духа-хозяйки огня с членами ее семьи, либо духов, имеющих к ней ближайшее отношение. ...Поскольку персонажи чалбах-тёся чаще всего изображали собой женщин (наличие кос и знаков, означающих груди), главная из них (центральная), очевидно, изображала хозяйку огня, а две других ее сестер или дочерей». Наши материалы подтверждают мнение маститого ученого. Согласно мифам, на этом фетише были нарисованы: богиня огня «От ине», ее сестра - богиня Умай и ее дочь Хызыл-хыс.
На севере Хоигорая. среди кызыльцев и качинцев Чулыма, фетишу «чалбах тёс» соответствовал «хыспынах тёс» - изображение духа старой девы, ставшей «матерью» огня. Фетиш «хыспынах» представлял собой два сшитых четырехугольных лоскута материи - красной и синей лабы и золотой парчи с пришитыми пуговицами вместо глаз, которые укреплялись на березовой палочке. Он подвешивался в почетном углу в изголовье матицы дома. Изготовляли его молодые девушки Хыспынах" помогал при грудных болезнях у детей. По утрам окропляли его парным молоком белой коровы и совершали поклоны.

Среди плеяды «чистых» тёсей выделялся фетиш «чага тёс» представлявший собой мужскую рубаху с бронзовой пуговицей (хола марха"), пришитой раковиной каури (чыланмас), мотком мишуры (алтын чiп) и воротником из хвоста выдры или лисицы. В таком виде «чага-тёс» вешали на стропило крыши мужской стороны юрты. Он почитался вторым большим божеством после «чалбах-тёся». Хонгорцы применяли в быту два вида данного фетиша: «хара чага» - черная чага, т.е. рубашка черного или коричневого цвета, и «кок чага» - синяя чага, т.е. небольшая рубашка синего цвета. В целом «чага-тёс» служил покровителем крупного рогатого скота и домашнего очага. Невестки не имели права близко подходить к этому фетишу. «Чага-тёс» применялся для лечения пораженных органов груди -легких и сердца. Во время моления больного обмахивали рубашкой «чага- j тёся». Каждую весну и осень фетиш «чага-тёс» кормили ритуальной пищей - паленой овечьей головой, окропляли аракой. Через каждые три года ' кололи белого барана и совершали жертвоприношение.

Другая категория фетишей называлась «нечистыми» и располагалась на женской половине юрты. Среди них самым сильным и высокочтимым считался «аба тёс» - медвежий фетиш, служивший оберегом жилища. «Лба тос» так же, как и «адыг ээрен» у тувинцев, находился у порога дверей юрты, с правой стороны от входа и охранял вход от злых духов." Он состоял из железного или медного кольца, прикрепленного к тальниковой развилке. Подставкой служил глиняный кружок. К кольцу привязывали шкуру правой передней лапы медведя с когтями и камусовую шкуру черно-гнедой лошади. В железном кольце была сосредоточена душа тёся, а конская шкура являлась его жертвой. Кольцо служило также глазами тёся. В Туве медвежьим фетишем «адыг ээрен» служила шкура передней лапы медведя, повешенная на решетку стены юрты справа от входа. Фетиш «аба-тёс» лечил поясницу и мочеполовые органы. Ежегодно весной и осенью во время последней четверти луны, в момент захода солнца, устраивали кормление «аба-тёсю». Перед ним устанавливали плоский камень или сковородку, разводили на них огонь и на углях жгли вершину дудки борщевика (палтырган), девять пучков черемуховой коры. девять кусочков лошадиного сала, девять зерен ячменя и комки муравейника (кузер). Моление возглавляла пожилая женщина, знающая обычаи. «Аба-тёс» насыщался гарью сжигаемых яств, звоном металлического кольца и лязгом ножниц. Все присутствующие, не крестясь, кланялись фетишу. Кто весной и осенью забывал кормить «аба-тёс», тем он мстил и поражал соответствующие места. «Аба-тёс» охранял вход в юрту, наказывал воров и тех, кто без спроса уносил вещи. В надежде на своего покровителя хакасы никогда не вешали замков на двери.

4

Медведь - «аба» слыл одним из самых почитаемых зверей, которого представляли далеким братом человека. Он выступал также тотемным животным. Например, хакасский род «аба., и тувинский «адыг тюлюш» вели свое происхождение от него.
Согласно представлениям саянских тюрков, после добычи медведя охотники обязательно устраивали поминки, называемые «аба-тойы» (по-тувински «адыг дою») - медвежий праздник. Без совершения поминок нельзя употреблять в пишу медвежье мясо, иначе человек поплатится жизнью. Легкие, печень и внутренности медведя не употребляли в пищу, за исключением прямой кишки, из которой делали колбасу «хосханах». Если съесть печень, то у человека заноет душа, словно погиб близкий родственник. Несоблюдение обряда «аба тойы» может оскорбить горных духов «таг ээзи», которые считаются хозяевами таежных зверей.
Почитание медведя выражалось прежде всего в том, что хакасы и тувинцы остерегались (особенно в тайге) называть его настоящим именем и применяли иносказания. Древнетюркский термин «азыг» в хакасском языке давно был заменен эвфемизмом «аба» - т.е. отец. С течением времени термин «аба» внедрился настолько глубоко, что стал общим названием медведя. В языке саянских тюрков по отношению к медведю применяются следующие иносказания: «аган» - дедушка, «абай» (по-тувински «ава») - дядя, «тайга адазы» (по-тувински «тангды ээзи») - таежный отец или хозяин тайги, «таг абазы» - горный отец; «апчах» (по-тувински «ирей») - старик, «хайрахан» (по-тувински «хайыракан») - господин; «чир кiзiзi» - земляной человек, «чир хулах» ( - земляное ухо (т.е. все слышащий), «тир тон» - потная шуба, «чабас хара» (по-тупински «чааш бора) - черная покорность (серая смирность) и т.д. Иносказания отражают родственные отношения, термины почтительного обращения и обозначения сверхъестественных свойств медведя. Хвастаться убийством медведя было нельзя. Боясь быть услышанными и наказанными медведем, при разговоре понижали голос, произнося: «Хайыракан чер кулактыг» - Господин медведь земноухий.

Медведь обладал якобы даром проклятия. Хакасский фольклор повествует, как однажды медведь спросил у кедровки об урожае кедрового ореха. Но последняя не захотела отвечать. Тогда он ее проклял словами: «ах хузух чiзен - агара хат! Хара хузух чiзен - харала хат!.. - Если будешь есть белые орехи, то выцвети! Если будешь есть черные орехи, то затвердей! С тех пор кедровка худая и не поправляется.
Охотились на медведя зимой, когда он крепко спал в берлоге Чтобы разбудить его. в логово просовывали специальный шест «сыгдаган» или «сырган» (по-тувински - «шырмыт» или «сырбык»). В этот момент старший артели обращался к медведю: «Китайское войско идет убивать тебя Закрывай свои двери «чамас хара» - букв, «черная покорность».
Тувинцы кланяясь, говорили: «Не мы тебя убили, а китайский хан». Указанными словами снималось подозрение с саянских звероловов. После того, как медведя убьют, начинали обдирать шкуру. Её обязательно снимали в тот же день, даже при наступлении темноты. Разводили костер и сначала молились богине огня - «От ине». Охотник, убивший медведя, причитал «Наш отец опьянел и уснул». До тех пор, пока не совершат обряд плача нельзя снимать шкуру. При обдирании приговаривали: «Мы снимаем с тебя теплую шубу. Не обижайся на нас. Мы раздеваем тебя, ты виноват сам и не сердись на нас». Начинали обдирать с лап. Голову отрезали и с плачем вешали на развилку дерева. Рот открывали, зубы выбивали и поперек вставляли палку, говоря: «Не открывай пасть на людей». Охотник, убивший зверя, вешал голову в сторону заката солнца со словами: «Дедушка, вышедший из глухой тайги, ты был хорошим человеком!».
Дома совершали медвежий праздник «аба тойы». Люди причитали: «Провожаем нашего великого отца! Умер наш отец!» или, если была убита медведица: «Умерла наша мать!» Всю ночь, называемую «аба тут» -букв, медвежья полночь, играли на «хомысе», рассказывали сказки, пили вино. Кормили душу медведя (сурун) сжиганием пищи в огне, словно на поминках усопшего. Ночью нельзя было спать, ибо верили, что душа медведя может задавить человека. Медвежий праздник «аба тойы» возник под влиянием представления о кровной связи людей с медведем и их общих предках. Совершение поминок снимало запрет на употребление в пищу его мяса. Верили, что человек, который съест медвежье мясо не совершив праздника «аба тойы», умрет. Сверхъестественная сила медведя породила веру в магические свойства органов его тела. Лапу с когтями прикалывали у дверей, чтобы оградить дом от злых сил. Медвежья желчь обладала якобы магическими свойствами. Если ее вылить на землю, то будет дождь или снег. Когда осенью поднимался буран и начинались снежные вихри, то хакасы были уверены, что загуляли «аганы» - т.е. медведи, перед залеганием в берлогу. Силы медведя могли якобы повлиять на погодные условия.

За большой буфетной стойкой, у подножия стены женской стороны юрты, находился парный тёсь, именуемый «тилег тёс» - теленгитский фетиш. Фетиш «тилег тёс» считался покровителем сеока «ызыр» и хранителем крупного рогатого скота. Согласно мифам, он представлял собой изображение одной молодой пары, которая была угнана в монгольский плен, но бежала оттуда и через Алтай двигалась в сторону родных степей Хонгорая. Но по дороге назад они вместе со своим грудным ребенком погибли от голода и стали тёсём.
«Тилег тос» состоял из двух березовых развилок, одна из которых была длиннее, а вторая короче. Березовые развилки представляли супружескую пару. Фетиш устанавливался на глиняной подставке лицевой частью на восток. Каждый год во время прилета и отлета птиц «тилег тёс» кормили. Высокая развилка с лицом из красного сукна и медной бляшкой посередине, двумя или четырьмя седыми косами (свитыми из шерсти серой овцы) представляла женщину. Медная бляшка или бронзовая пуговица изображала ее сердце. Указанный женский фетиш носил дополнительные наименования: «эмекей тёс» - старушечий фетиш, «иней тёс» - женский фетиш или «ипчi тилег» - женский тилег.

Фетиш «эмекей» считался покровителем беременных и рожениц. Его изготовляли старухи новобрачной чете. Мужчинам запрещалось к нему прикасаться, иначе он получит расстройство желудка. Фетишу «эмекей» молились при поносе у детей и телят, при опухоли вымени у коров. Кормили его молоком, сметанной кашей «потхы», ячменной крупой и овечьим салом. Пищу жгли на огне, при этом восклицали: «Эбекей, эбекей'.».Согласно кызыльским мифам, дух «эмекей» прибыл из владении Сибирского ханства, где обитал в районе озера Чаны (Сана кёл). У качинцев фетиш «эмекей» представлял изображение духа старой девы, оставленной на произвол судьбы в районе именитой Качи. Однако, судя по названию, можно предположить его монгольское происхождение, ибо по-монгольски «эмген, эмгей» - старуха, бабушка, т.е. то же самое, что и по хакасски «иней».
Хакасскому «тилег-тёсю» соответствовал фетиш «эмэгэлчи ээрен» у тувинцев. «Эмэгелчи ээрен» включал фигурки из глины или войлока (иногда их делали также из бронзовых пластинок), изображавших покойных предков семьи - мужчину и женщину, иногда также ребенка. Его хранили в войлочном чехле, подвешенном к решетке юрты у. изголовья кровати. По данным В.П. Дьяконовой, его вешали у дверей, где стояла посуда для кислого молока. «Эмегелчи ээрен» считался духом-покровителем семьи. «Особенно важное значение приписывалось этому эреию в охране маленьких детей от болезней» - пишет С.Вайнштейн.

Фетиш «ир тилег» - букв, мужской тилег, сделанный из короткой березовой развилки с лицом из красного сукна, с глазами из синих бусинок и красным поясом из лоскута дабы, представлял мужчину. Он охранял съестные припасы хозяев. Если посторонний человек без спроса хозяина выпьет айран, то фетиш поражал его расстройством желудка.
"Ир тилег" кормили сметанной кашей и вареной щучьей головой. Три ложки каши лили на угли огня, разведенного в чугунной посудине, и при этом звенели серебряной подпругой. Если не было подпруги, звенели ключами Ему курили табак, приготовленный из лиственной коры. Руководила молением пожилая женщина. Она снимала с фетиши опояску, брала ее в правую руку и три раза попеременно стегала то хозяина юрты, то "ир тилега». При этом все молились, держа руки за спиной и кивая головой. Затем пояс повязывался обратно на фетиш. До тех пор, пока пищи не сгорит, все присутствующие стояли перед «ир тилегом». Собакам запрещалось находиться рядом. Золу от сгоревшей трапезы ссыпали и очаг юрты Фетиш "ир тилег» происходил, как гласили молитвы, из страны Сайыт-хана, под которой можно подразумевать саидов потомков My. хаммада, т.е. любое мусульминское ханство, Однако, исходя из общего, названия «тилег», которое и хакасском, тувинском и монгольском языках применяется в качестве исторического имени алтайцев, можно считать, его теленгитским но происхождению.

Над посудными полками женской стороны юрты располагался фетиш «хачай тёс"- хаджай тёсь или «тиин tёc» - беличий идол. Он изготовлялся из чучела белки, набитого сеном и соединенного с антропоморфной личиной из светлого войлока, обшитого красной тканью. На месте глаз и рта пришивались темно-синие бусины. Сверху прикрепляли шапочку из белой задней части шкуры косули, напоминающую шапку свахи «тулгу порiк». Посередине тушки белки привязывали поясок из черного сукна. Фетиш "хаджай тёся» был зафиксирован Н. Катановым во время его путешествии по Туве в конце XIX века. Ставили его при кожных заболеваниях - парше и коросте, При лечении от коросты кормили «хаджай тёся» сметанной кашей, положенной и деревянную чашку, и кусочками сала, бросаемыми на угли огня. Во время кормления фетиш укладывали на белый войлок или белую мерлушку. Каждую весну и осень «хаджай-тёc» задабривали маслом, сметанной кашей и молились. Руководила обрядом старушка, которая проводила обряд обычно поздно вечером, после возращения скота с пастбища. При молении с фетиша снимали черный поясок и им обмахивали хозяев. Через каждые три года его меняли, старый фетиш относили и лес, где вешали на раздвоенную лиственницу, а дома ставили новый тесь.

На севере Хонгорая среди кызыльцев встречался фетиш «тоназа тёс"» -тунгусский идол, располагавшийся рядом с почетным местом юрты или за чувалом в доме. Он состоял из семи полосок белой паховины (ёстек) дикой козы, считающихся ногами тёся. Они были перехвачены красным пояском, Его ставили oт гриппа и простудных -заболеваний. Фетиш"тоназа тёс" напускал мороз, вьюгу и сбивал путника с дороги если рассердится на него. Кормили его чадом от сжигаемого талгана, а также семью калачиками хлеба, подвешенными у входа в юрту. Фетиш "тоназа тёс"имел тунгусское происхождении, ибо холод приходит с севера со стороны обитания -эвенков (но-хакасски «тоназа»), Название подчеркивает бывшие этнокультурные связи хакасов с северными народами.

На женской стороне юрты за посудными полками стоял фетиш «тайгым тёс», насылающий на людей чесотку, паршу и короси.. Он делался в виде тряпичной куклы с синими глазами из бусинок, Коростой люди накрывались якобы из-за того, что непочтительно относились к фетишу "тайгым тёс" который считался хозяином этой болезни.Паршу лечили шаманы. Над зараженным участком тела высекались искры огнивом, и произносились заклинания Высекание огня относится к общетюркскому методу лечения кожных заболеваний. На Северном Алтае и среди шорцев фетиш «тайгам» представлял изображении духа охоты и покровителя промыслов.

Среди кызыльцев встречался фетиш «шалбы тёс", состоявший из березовой палочки с двумя четырехугольными лоскутами красной парчи,Его привязывают около дверей."Шалбы тёс" - применялся от ожогов и высокой температуры. При обмахивании им больного фетиш притягивал к себе жар. Вполне возможно, что термин «шалбы" имеет общий корень, с тувинским слоном чалбыыш - пламя.

У северных конгорцев встречался почитаемый идол «тулбек>. или «тулгу тёс" - лисий фетиш, стоявший в переднем углу юрты у женского изголовья кровати. На маленькую березовую развилку прикрепляли два лоскута лисьего меха (самца и самки), а с двух сторон развилки приплетали косы. «Тулбек» хранили в берестянном туеске, К нему обращались в случае трудных родов у женщин, при болезнях груди. Кормили его паром от вареной рыбы - сороги, и плескали аракой, Весной и осенью приносили жертвоприношения.

На севере Хонгорая исследователи зафиксировали зооморфные фетиши «кузен тёс» - хорьковый фетиш и «холынах тёс» - колонковый фетиш влиявшие на внезапные болезни сердца. Они делались из шкурок указанных зверьков перехваченных посередине красной или черной тесьмой Глаза фетиша делались из синих бусинок. У тувинцев еще встречались: «морзук ээрен» - барсучий фетиш, «бору ээрен» - волчий фетиш, «хара моос ээрен» и др.
Около дверей юрты вешали фетиш «чылан тос» - змеиный идол, представляющий подобие змеи, сшитый из черной материи с двумя синими бисеринками вместо глаз. Обыкновенно делали трех таких змей. «Чылан тёс» мог наслать или излечить ломоту и опухоль ног. Во время ритуала всех трех змей укладывали на дощечку, а перед ними ставили сало и чашку с аракой. Сначала араку три раза обносили вокруг больного, потом, пятясь и кланяясь, выносили дощечку с идолами и пищей из юрты и закапывали в змеиной норе. Болезнь вместе с тёсем уходила в землю.
В саянской мифологии змее (чылан) уделялось особое внимание. Хонгорцы и тувинцы остерегались змей. Согласно легендам, когда-то многочисленный хакасский сеок «аара» был истреблен змеями за враждебное отношение к пресмыкающимся. Сумел спастись только один благородный представитель этого рода, который по совету царя змей обтянул свою юрту пестрым арканом. С тех пор для ограждения от змей хакасы вокруг юрты натягивали пестрый аркан из белой и черной шерсти.

Если случайно в юрту заползла змея, то помещение окропляли айраном и читали заговор: «Обалын-сымылыц тартына пар! Ханга-пиге айла-на пар!» - Притяни свой грех и бесовскую душу! Вернись к своему хану и бегу!
Если змея пересекла дорогу справа налево, то это к счастью, но если она переползет путь слева направо, то будет худо: захворает кто-нибудь или что-нибудь потеряется.
Согласно мифам, змеиным царством управляет носящий корону из красных бусин «чинзе» змеиный хан, обитающий в своем дворце «чылан орда», где обычно зимуют змеи. Сюжет о битве между змеиным ханом (Чылан хан) и царем лягушек (Пага хан) является одним из самых распространенных в фольклоре саянских тюрков. Обычно битва происходит туманным утром на берегу озера. Змеиный царь предстает в виде красного пламени или красной пены, а царь лягушек - в образе белого пламени или белои пены. Змеиному хану помогает победить саянский стрелок выстрелом из ружья, заряженного бронзовой пуговицей (хола марха). В благодарность глава змей «Чылан-хан» вначале угощает охотника у себя во дворце. Он предлагает лизнуть белый камень (по-хакасски «ах тас») под названием «чылан арбызы» - букв, змеиное счастье, служащее «вечным» провиантом. Если лизнуть белый камень «чылан арбызы», то всю зиму будешь сытым, а человек, кроме того узнает язык змей, птиц и зверей: Потом змеиный хан отвозит стрелка до мой, но просит никому не говорить о происшествии.
Жена охотника, долго ожидавшая мужа, сообразила перегнать айран на молочную водку - «араку». По прибытии мужа она напоила его аракой, в результате чего он проболтался о своих похождениях. Когда змеи¬ный хан - «Чылан-хан» прилетел для расправы с саянским стрелком, последний напоил его аракой так, что змей впал в беспамятство. С тех пор говорят, что даже змеиный хан не может выстоять против вина, изобретённого женщиной.
Змея меняет кожу весной на Новый год - «Чыл пазы». Поэтому, когда наступает время Нового года, то говорят: «Чыл пазы айланды, чылан пазы сойылды» (по-тувински «Чыл бажы келди, чылан бажы сойулды») - Вернулось начало года, змеиная голова облезла. Добрым знамением считалось найти змеиный выползок - «чылан кибi", лежащий головой в сторону восхода солнца. Он, якобы, обладал магическими свойствами. Если выползок найден целым, то нашедший будет долгожителем, если оборванным - доживёт до средних лет. Цельную шкуру змеи на счастье хранили дома в сундуке. Она способствовала увеличению поголовья скота и благополучию семьи. В случае трудного окота овец тувинцы и хакасы поизносили одинаковое заклинание: «Чылан чiли чылбыри хал, пага чши палбыри хал» -Выползи так, как ползет змея, родись так, как скачет лягушка.
Змеиный выползок помогает от различных болезней. Его привязывали на шею от малярии, а также зашивали в белую материю и держали в детской колыбели как оберег. При тяжелых родах змеиную шкуру набрасывали на спину роженицы. Иногда вместо нее применяли пояс, которым разбили сцепившихся в клубок змей.
Рассказывают, что в долине р. Абакан на горе Ызых водятся белые змеи, в голове которых имеется красный коралл - «чылан суры». Он об-ладает волшебными свойствами. Если коралловую бусину змеи положить под язык, то можно стать невидимкой. Однако ловить «ызыхских» змей опасно. Убиваемая белая змея может выпустить красные утиные ноги и тогда охотнику придется покинуть белый свет.
Особым ореолом почитания был окружен дух-хозяин веника (по-хакасски «сыбыргы», по-тувински «ширбииш»), выполнявшего функцию оберега от нечисти. Его изготовляли из колючих кустарников, приме-нявшихся в шаманизме в качестве охраны от действия злых сил. Поэтому дух-хозяин веника считался равным по своей силе с шаманом, обладав-шим девятью бубнами. Веник постоянно находился у дверей.
Когда переезжали в новую юрту, старый веник забирали с собой. Но если.хотели выбросить, то обязательно распускали связывающую его бечевку. В противном случае брошенный в пустом доме старый дух-хозяин веника, прыгая, настигнет своего владельца и принесет ему немало огорчений-Край рабочей части веника нельзя оыло отрубать, т.к. можно отрубить голову духу-хозяину. Обрезанный веник ночью мог казаться лежащим без головы голым ребенком. Веником нельзя ударить человека иначе будет беда. Рассказывают, что одна женщина, разозлившись на своего мужа схватила веник и со словами: «Выйди вон, собака!», - его ударила Последний превратился в собаку и стал лаять, бегая по дому.
Фетиши саянских тюрков воспитывали в человеке чувство ответст венности Если не соблюдалась чистота жилища, проявлялась непочти тельность к атрибутам и канонам веры, не проводились ежедневные и ежегодные кормления ритуальной пищей, то могущественные тёси могли отомстить. В чужой юрте люди опасались что-либо взять без спроса иначе не миновать расправы и кары тёся. Поэтому и воровства не наблю-далось, и юрты не знали запоров.
Большая часть хонгорских фетишей представляла собой березовую ветвь с развилкой вверху, между концами которой натянут ремешок с пришитым к нему прямоугольным лоскутом материи (чалаа), изобра-жавшим голубоглазое лицо. С двух сторон развилки привязывались сви-саюшие вниз свитые шнурки, означающие косы. Согласно мнению ис-следователей, вильчатые тёси представляли антропоморфные образы ду-хов, как правило, женских.
Происхождение вильчатых тёсей связывалось с культом предков, в частности, с духами старых дев, погибших неестественной смертью. «Изу¬чение дошедших до нас тёсей показывает, - писал СВ. Иванов, - что они представляют собой исторически поздний этап развития, свидетельствую¬щий о процессах постепенного обобщения связанных с ними изображений, и даже о почти полном их исчезновении, иногда о крайней условности их». Несомненно, что вильчатые фетиши саянских тюрков претерпели эволюцию в своем развитии. Наличие синих глаз на фетишах, принадле¬жавших черноглазым и черноголовым хакасам, уводит наше воображение к временам археологических культур бронзового века, когда в долине Среднего Енисея обитали голубоглазые и рыжеволосые динлины.
Археологические раскопки в Хонгорае и Туве последних лет при-несли немало научных открытий. К их числу необходимо отнести заме-чательные находки «гравированных галек- из крупного поселения Тор-гожак карасукской культуры. Поселение, раскопанное археологом Д.Г. Савиновым в 1988-1990 гг., датируется Х-1Х вв. до н.э. Торгажак-ские гальки с антропоморфными изображениями (222 экземпляра) явля¬ются оригинальными памятниками традиционного искусства древнего населения Минусинской котловины. Они находились в угловых участках помещений, а также у переходов между жилищами. Гальки по своей естесненной форме соответствовали абрису человеческой фигупм Изображение нанесены острым режущим предметом н виде глубоких' прорезанных линий. Лица на антропоморфных гальках имеют треугольную форму, где прослеживаются глаза, нос, реже - рот. Иногда встречаются ярко выраженные прически в виде распущенных на две стороны волос которые иногда заменены орнаментированными лентами. Несомненно' эти фигурки изображают женщин. Очевидно, они могли использоваться при проведении обрядовых действий, связанных с охраной детства мате¬ринства и семейного благополучия.
В результате изучения антропоморфных образов на «гравированных гальках., мы сделали научное открытие об их преемственной связи с хон-горскими вильчатыми тесями. Несмотря на разный материал (в одном случае - камень, в другом - дерево) прослеживается единый стиль изо¬бражения лицевой части: узкая физиономия с острым подбородком, напоминаюшая развилку, наличие с двух сторон заплетенных кос. В таком случае «гравированные гальки», найденные в карасукском поселении Торгожак, являются древними фетишами, а саянский фетишизм уходит своими корнями вплоть до карасукской культуры (1 тыс. л. до н.э.).
Саянский фетишизм представляет единый культовый комплекс, имеющий единообразные названия и функциональные особенности. Общими именами обладают такие фетиши, как: ас, салыг (шалыг), эмекей (эмегелчин), хаджай, а также заячий или белый, медвежий, лисий, бели-чий, орлиный, змеиный и другие. На культе эреней у тувинцев сказыва-ется духовное влияние Хонгорая, ибо самым почитаемым идолом считал-ся «кыргыс ээрен» - т.е. кыргызский фетиш. Хакасские теси и тувинские «эрен-тоси» по своей функциональной семантике аналогичны алтайским «тосям», а также монгольским и бурятским «онгоиам». Этот культ в оп-ределенной мере характеризует истоки и особенности народных верова-ний тюрков Саяно-Алтая, а также их эволюцию в исторических рамках Южной Сибири и Центральной Азии.Фетишизм саянских тюрков представляет единую систему собщими функциональными, конструктивными и именными особенностями В Хакасии, так же, как и Туве, самым важным фетишем являлся белый (ах тёсь, ак ээрен) или заячий (хозан тёсь, кодан ээрен) идол. По тувинским представлениям, «ак ээрен» относится к фетишам конторского происхо ждения. В молитвах говорится: «дух-фетиш, пришедший из Хонгорая принесший за пазухой заднюю часть туши овцы; переваливший из Аба' кана, принесший с собой заднюю часть туши архара». Тувинцы и хакасы связывали происхождение фетиша со старой девой, дух которой пришел следом за ней и является ее приданым (энчи). Первоначально «ах тос» являлся родовым фетишем хакасского сеока «бурут», а затем через брач¬ные контакты распространился среди всех хакасских этнических групп. Необходимо отметить, что хакасы считали «ах тёс» фетишем не только бурутов, но и рода кыргыз. В тувинских молитвах «ак ээрен» также ото¬ждествляется с кыргызским фетишем «кыргыс ээрен». По всей видимо¬сти, система саянского фетишизма сложилась во времена Кыргызского государства.
Фетиши глубоко воздействовали на человека и воспитывали в нем чувство ответственности. Если не соблюдалась чистота жилища, если проявлялась непочтительность к атрибутам и канонам веры, если не про-водились ежедневные и ежегодные кормления ритуальной пищей, то мо-гущественные идолы могли отомстить. В чужой юрте люди опасались что-либо взять без спроса, иначе не миновать расправы и кары зрен-тёся. Поэтому воровства не наблюдалось, и юрты не знали запоров.
Большая часть хонгорских фетишей представляла собой березовую ветвь с развилкой вверху, между концами которой натянут ремешок с при¬шитым к нему прямоугольным лоскутом материи, изображавшим голубоглазое лицо. Согласно мнению маститых исследователей, вильчатые идолы представляли антропоморфные образы духов, как правило, женских.
Происхождение саянского фетишизма связывалось с культом пред-ков. Многие семейно-родовые фетиши были созданы в честь выдающих¬ся героев, совершивших необычные деяния ради спасения своего народа. Поэтому их иносказательно именовали «агалар», т.е. родовые предки, Родоначальники. Некоторые из них появились на берегах Верхнего Ени-сея из Китая, Монголии, Ирана и других стран. По всей видимости, эти анные свидетельсвуют о широких историко-культурных связях саянских тюрков с Центрально-Азиатским миром, а также сложном этниче¬ ческом составе хакасского и тувинского народов. Несомненно, что вильчатые эрен-теси саянских тюрков претерпели большую эволюцию в своем развитии. Наличие синих глаз на фетишах, принадлежащих черноглазым и черноголовым хакасам, уводит наше воображение к временам археологических культур бронзового века, когда в долине Среднего Енисея обитали голубоглазые и рыжеволосые европеиды. В результате изучения антроморфных образов на "гравированных гальках" из раскопанного археологами поселения Торгожак, относящегося к бронзовому веку, нам выпала удача выяснить их преемственную связь с вильчатыми тёсями Хонгорая. Несмотря на разный материал (в в одном случае - камень, в другом дерево) прослеживается единый стиль изображения лицевой части - узкая физиономия с острым подбородком, а также наличее с двух сторон заплетеных кос. В таком случае "гравированные гальки", найденные в карасукском поселенииТоргожак, являются древними фетишами, а саянский фетишизм уходит своми корнями в глубь истории вплоть до карасукской культуры (1 тыс.до н.э).

Литература:

1. Бутанаев В.Я. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков / Авт. Бутана-ев В.Я., Монгуш Ч.В. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2005. - 200 с. Илл.
2. Бутанаев В.Я. Особенности культуры и быта тюрков Саяно-Алтая. – Астана: Кантана Пресс, 2011, -440с.
3. Бутанаев В.Я. Происхождение хакасских родов и фамилий. – Абакан, 1994.
4. Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая. – Абакан: Издательство Хакасского Государственного Университета им. Н.Ф.Катанова, 2004, -279с.
5. Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020700 — "История". — Абакан: Издательство Хакасского госу


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » Тотемизм и фетишизм хакасов