Тотемизм (от индейского ot-otem -"его род") - это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти.
Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было его реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.
Почитание тёсей Хакасы поклонялись различным фетишам – изображениям духов, имеющих магическую силу и служащих роду и семье, которые назывались «тёси», т.е. так же как и шаманские духи. Семейно-родовые тёси-фетиши находились в каждой юрте, где имели своё строгое местонахождение и определённое количество (три, семь или девять). Они доставались по наследству младшему сыну вместе с усадьбой В остальных случаях их ставили тогда, когда в семье кто-нибудь заболевал. Иносказательно их называли «агалар» -родовые предки. Изготовлением тёсей занимались шаманы. Каждую весну, когда прилетали птицы и начинала куковать кукушка и каждую осень, когда улетали птицы и замерзала земля, совершали кормление тёсей. Вероятно, в этом обряде отразилось поклонение умирающим и воскресающим силам природы. Каждый фетиш требовал особой пищи или на новолуние, или в последнюю четверть луны и индивидуального подхода. Moлоко для ритуального возлияния обязательно доили непорочные девушки от белой коровы. Айранное вино-арака должно быть никем не пробованным.
При кормлении для каждого теся-фетиша существовала своя молитва и особый ритуальный призыв. Почитание тёсей у хакасов было связано с философской системой народа, которая своими корнями восходила еще к древ-нетюрской эпохе. Поклонение культам предков, огня и силам природы, домашних животных, птиц и зверей — всё это ярко отразилось в тёсах. Они зародились среди определённых сео-ков, как семейно-родовой оберег, а затем получили общенародное распространение. Врзможно, в период возникновения юдовых тёсей им сначала делали изваяния, которые ставили на родовой территории. В дальнейшем их стали изготовлять для каждой юрты. Многие из тёсей считаются центрально-азиатского происхождения и, вероятно, связаны с культурой древних кыргызов, которые в I в. до н.э. продвинулись из Северо-Западной Монголии в Хакасско-Минусинскую котловину. Необходимо отметить, что многие хакасские тёси делались с голубыми глазами. Это выглядит необьгчно на фоне смуглого и черноглазого народа. В данном случае заманчиво предположить происхождение некоторых тёсей от голубоглазого населения Тагарской культуры (VII — I в, до н.э) обитавшего в Хакасии до прихода монголоидных кыргызов' Тёси ставили с лечебной целью. Они служили оберегами жили¬ща и были покровителями различных отраслей, хозяйственной деятельности. При изучении тёсей выяснилось, что среди разных этнических групп некоторые из них имеют разные названия, а некоторые — локальное распространение. Заслуживает внимание моления тёсам, изображающим погибших старых дев. Руководитель-мужчина надевал шапочку невесты «сахпа», вероятно, для того, чтобы совершить имитированный обряд бракосочетания и этим успокоить тёся.
Хакасские тёси по своему значению тождественны монгольским и бурятским онгонам, тувинским ээренам и алтайским тё¬сам, что еще раз подчёркивает древние этнокультурные связи народов Южной Сибири и Центральной Азии.
Среди хакасов самым популярным являлось гадание иглой. На донышке деревянной чашки (хара чiрче) чертили крест-на¬крест чёрную и белую линии. Чёрная линия чертилась углём (хара кёйе), а белая — золой. Иголку с ниткой втыкали в ручку шила. При гадании держали правой рукой иголку, воткнутую в шило за конец нитки. Если острие иглы будет двигаться по белой линии, то это хорошее предзнаменование. Человек вы¬здоровеет, потерянная вещь найдется, любимый будет рядом и т.д. Если острие пойдёт по чёрной линии — это плохо.
Кроме того, существовало гадание на камушках «хубанах», распространенное среди многих тюрских народов. С девяти ре¬чек собирали 41 камушек синего, жёлтого, чёрного и белого цветов. Во время гадания сначала все хубанахи собирались в одну кучу и произносилось сакральное пожелание: — «Пусть в голове будет девять, а в ногах восемь, пусть на правой стороне будет удача!». Затем куча разделялась на 3 части, в каждой из которых откладывали по 4 камушка до тех пор, пока там не ос¬тавалось по 4 и менее хубанахов. Оставшиеся составляли верх¬ний ряд. Их клали на специальную дощечку. Затем свободные камушки опять собирали в кучу и также делили на три части. Остаток составлял второй ряд. В третий раз совершалась такая же операция. В результате хубанахи складывались в 3 ряда по три кучки в каждом. Левая сторона обозначала противника а правая - себя. Если в верхнем горизонтальном ряд находилось 9 хурбанов (по 3 в каждой), то это хорошее предзнаменование. По хубанам ворожили о судьбе человека, об удаче на охоте и т.д.
Домашние покровители и магическая защита суровой стражей домашнего благополучия саянских тюрков служили семейно-родовые фетиши, называемые тесями или эренями. Слово "тос" в первоначальном смысле обозначало - "основа, сущность, корень" и бытовало в языке кыргызов долины Среднего Енисея со времен древне-тюркской эпохи. В современном хакасском языке термин "тос" представляет следующие значения:
1. основа, корень, основные устои общества
2. родительских кров
3. духовная сила, дух народа
4. ангел-хранитель
5. невидимый дух-слуга шамана, являющийся основой его
деятельности
6. фетиш, т.е. материализованное изображение различных духов-покровителей, магическая сила которых служила семье и роду.
Теси или эрени, относящиеся к категории фетишей, возникли в первобытные времена и в дальнейшем были взяты на вооружение шаманами, ламами и служителями бурханизма. Фамильные и родовые тёси находились в каждой юрте, где устанавливались на определенном месте, являлись предметом поклонения простых скотоводов и считались оберегами хозяев.
Одни из них имели антропоморфные, другие - зооморфные изображения и различались по принадлежности к мужскому и женскому началу. Каждый фетиш «требовал» индивидуального подхода и особой пищи. По подсчетам исследователей XIX - начала XX вв. у хакасов и тувинцев насчитывалось от 20 до 30 различных видов фетишей – тёсей или ээреней.3 На самом деле их было меньше, ибо некоторые фетиши имели по нескольку названий (исходя из функциональных особенностей и внешнего вида). В каждой семье в среднем держали от трех до девяти тёсей. Согласно традиции, больше указанного числа их иметь не рекомендовалось. Фетиши доставались по наследству младшему сыну вместе с усадьбой. В остальных случаях их ставили для молодых супругов в качестве оберегов юрты и при заболеваниях. «В отличие от духов-хозяев места и злых духов, - пишет СИ. Вайнштейн, - каждый эрен имел свое как вместилище-изоюражение, причем понятие эрен совмещало в себе как название самого духа, так и его вместилище и изображение». Главной функцией зрений являлась охрана человека от злых духов, вызывавших болезни, и борьба с ними. Считалось, что эрени различались как характером своих функций, так и своей силой.
Многие семейно-родовые фетиши были созданы в честь выдающихся предков, совершивших необычные деяния ради спасения людей. Поэтому их иносказательно именовали «агалар», т.е. родовые предки, родоначальники. Некоторые из них появились на берегах Верхнего Енисея из разных стран - Китая, Монголии, Бурятии, Ирана и других мест. По всей видимости, эти данные свидетельствуют о широких историко-культурных связях саянских тюрков с центрально-азиатским миром, а также о сложном этническом составе хакасского и тувинского народов.Семейно-родовые фетиши подразделялись на два вида: «чистые» (apыг тостер) и «нечистые» (пуртах тостер).
К «чистым» относились теси-фетиши южной, т.е. мужской половины юрты. Они были хранителями рода, семьи и очага. Изготовлением «чистых» тёсей занимались мужчины. Женщины не должны прикасаться к ним и к их ритуальной пище, иначе тоси потеряют силу (пулайсып). Их величали «yлyг тостер» - т.е. великие тёси.
Фетиши, располагавшиеся на женской стороне юрты, считались «нечистыми». Они были хранителями домашнего благополучия, стражами здоровья женщин и детей. Их называли «кiчiг тостер» - малые тёси. Каждый фетиш «требовал» особой пищи. Для ритуального кропления применялась никем не пробованная молочная водка «арака» или молоко белой коровы, надоенное непорочной девушкой. При кроплении на тёсей «аракой» или молоком нельзя было брызгать на середину их лицевой части, чтобы не оскорбить достоинства духов. Каждую весну, когда прилетали птицы, а под действием тепла появлялась зеленая трава, и каждую осень, когда пернатые улетали, а земля замерзала, саянские тюрки совершали кормление фетишей.
Если хозяева жилища умирали, то тёсей необходимо было отправить в иной мир. Для этого их относили на берег большой реки (Абакана, Енисея, Чулыма), где делали из стеблей ковыля плотик и укладывали фетишей ногами вверх по течению, а головой вниз. Затем окропляли их аракой и, произнеся: «Люди, державшие вас, сплавились на плоту!» - отпускали. Обряд отправления тёсей в иной мир путем сплавления их на плоту по крупной реке носил название «тунедерге» - букв, отправить на ночлег. Точно так же поступали с тёсями, если их больше не хотели держать или надо было заменить новыми. По сведениям СИ. Вайнштейна, тувинцы при похоронах главы семейства погребали эреней вместе с ним в могилу.
Среди «чистых» тёсей самым значительным считался «ах тос» (по-ту¬вински «ак ээрен») - белый фетиш или «хозан тос» (по-тувински «коданээрен") -заячий, ибо он изготавлялся из заячей шкуры.
Фетиш "ах тос" делали из березовой ветви с развилкой наверху. На развилке прикрепляли высушенную голову зайца-самца, куда вставляли глаза из синих бусинок, а с двух сторон развилок делали по две пестрых косички. Одна косичка плелась из волос хвоста буланого коня, другая солового. К ушам зайца пришивались кусочки красного кумача. Фетиш подпоясовали красной лентой "чалама". Чтобы "ах тос" не мок под дождем и не гнила заячья шкурка на голову надевали берестянную цилиндрическую шапку. Фетиш «ах тос", содержался либо на мужской стороне юрты либо его устанавливали на изгороди скотного двора, либо привязывали к березе перед селением. Считалось что белый фетиш является покровителем освящаемых лошадей - «ызыхов" соловой масти и овец - «ызыхов» желтой окраски. Каждый год весной и осенью "ах тос" кормили, а через три года совершали жертвоприношения. Первоначально «ах тос» являлся родовым фетишем хакасского сеока «бурут» , а затем через брачные контакты распространился среди всех хакасских этнических групп. Невестки сеока «бурут» по отношению к этому тёсю, а также вообще к заячьей породе соблюдали обычай избегания (хазынас). Они не должны были называть зайца своим именем (хозан), а только употреблять иносказания: толан (монгольский термин), томысхан (древне-тюркский термин), чipiк пурун (раздвоенный нос) и др. К зайцу относились с суеверным страхом. Если кто-нибудь из рода «бурут» съест мясо зайца или даже прикоснется к его шкуре, то он, якобы, будет парализован (урунчах урун парар). В долине Абакана на водоразделах между реками Аскиз, База и Есь в честь горных духов приносили в жертву зайцев. Данные перевалы с жертвенными гру¬дами камней и заячьих костей получили у хакасов названия. "Хозан тастачан пил» - Седловина, где бросают зайцев. Согласно хонгорским мифам, фетиш «ах тос» считается изображением одной старой девы, брошенной братьями на произвол судьбы. Когда члены рода «бурут» переселялись из Бурятии на территорию Хонгорая, невестки отказались ухаживать за престарелой сестрой своих мужей. Оставленная старая дева долго голодала и в мучениях скончалась. Ее душа превратилась в зайца, догнала сеок «бурут» и навела на него мор. Шаманы, выяснив в чем дело, сделали ее изображение в виде фетиша "ах тос", который установили в жилище этого рода. С тех пор сеок получил наименование "бурут" и поклонялся заячьему "тесю". Из-за этого события хакасы не уважают старых дев и укоряют их в том, что со временем они превратятся в тесей, поскольку безбрачие в традиционном быту расценивалось как социальная аномалия.
По другим вариантам, прародитель сеока «бурут» Ир Тохчин привез в долину Енисея из страны Торбст - т.е. Северо-Западной Монголии старую деву по имени Салыг, чтобы выдать замуж за своего сыча Он отказал ей в просьбе - совершить жертвоприношение духам-хозяевам ее страны, из-за чего она окаменела, а душа се превратилась в белого зайца Ездовым животным деве Салыг служил соловый конь. С тех пор сеок «бурут» стал держать в качестве «ызыха» солового коня, на котором в Хонгорай прибыла старая дева Салыг. Ее дух теперь вечно ездит на «бело-саврасом коне, узда с желтым шелковым чембуром, в желтой одежде из плиса, в красной шапке, в желтых сафьяновых сапогах». Салыг носит золотые серьги и серебряный нагрудник «пого».Фетишем для солового «ызыха» служил «хозан тёс» - заячий тёсь Соловый «ызых» украшался священными лентами желтого и белого цвета (сарыг чалама). Согласно хакасским легендам, буруты в качестве оберега использовали также минеральный краситель - охру (чоза). При проездках в Монголию на аудиенцию с монгольским ханом они разукрашивали себя и своих соловых коней в красный цвет охрой. До сих пор рядом с аалом Бал-ганы находится гора «Чозалыг хыр», где буруты добывали охру. По тувинским представлениям, «ак ээрен» относится к фетишам хон-горского происхождения. В молитвах говорится: «Хоорайдан хойдукка-ным, хоор аскыр кокпазынга хона дужуп келгеним аа, берген кыстын энчнзинге келгеним аар» - Убежавший от испуга из Хонгорая, сидя на крупе каурого жеребца, за сутки прибывший сюда, ты являешься приданым выданной замуж (старой) девы.
В других вариантах молитв уточняется: «Хоорайдан хойлукканым (хооп келген), хойлар буду хойлап алган, Абакандан ашкан-душкен, аргар буду астып алган» - Дух-фетиш, пришедший следом из Хонгорая, принесший за пазухой заднюю часть туши овцы; переваливший из Абакана, принесший с собой заднюю часть туши архара. Как видим, и тувинцы, и хакасы связывают происхождение фетиша со старой девой, дух которой пришел следом за ней и является ее приданым (энчи). Необходимо отметить, что хакасы считали «ах тёс» фетишем не только бурутов, но и рода кыргыз. В тувинских молитвах «ак ээрен» также отождествляется с кыргызским фетишем «кыргыс ээрен».По представлению хакасов, «ах тёс» может поразить лопатки человека. «Если у кого заболит плечо, берут чашку воды с реки, три раза обносят ею больного и дают выпить глоток; ...».'" Согласно тувинскому мировоззрению «ак-ээрен» ставится, чтобы руки и ноги не болели суставным ревматизмом. Дважды в год, весной и осенью, фетиш «ах тёс» приносили в юрту и кормили вареной бараниной. Для этой цели кололи белого барашка ибрали у него правую плюсну, правое нижнее ребро, правую половину курдюка и правую почку. Указанными частями вареного мяса мазали голову, после чего для еды детям. Тувинские шаманы жертвовали фетишу «ак ээрен» ляжку барана в вареном виде.