По шаманской мифологии, шаманство возникло с сотворением мира, и первый шаман был сыном небожителя, который опу­стился  на  землю  в  образе орла и сотворил шамана. По одной из версий - орёл ле­тел между небом и землей и получил шаманский дар от неба. Ему было трудно нести этот шаманский дар, и он опу­стился на землю, где передал его женщине-эвенкийке. Она-своему мужу-буряту.  От них произошли все последующие шаманы.
     Рассказывают   буряты: «Вначале существовали только боги». Боги сотворили человека, который счастливо жил до того момента, когда злые духи распространили на земле болезнь и смерть. Боги решили дать людям шамана для борьбы с болезнями и смертью и послали орла. Но люди не поняли его языка; впрочем, они не доверяли обычной птице. Орёл вернул­ся к богам и попросил, чтобы они дали ему дар речи или, еще лучше, послали бы людям бурятского шамана. Боги отправили его с приказом наделить шаманским даром первого человека, которого он встретит на зем­ле. Вернувшись на землю, орёл увидел спящую под де­ревом женщину и переспал с ней. Через определенное время женщина родила сына, ставшего «первым шама­ном». Согласно другому варианту предания, женщина в результате своих сношений с орлом увидела духов и сама стала шаманкой. В ольхонском мифе орлу было разрешено вступить в связь с земной женщиной. «Толь­ко после этого люди поверили, что орёл - их защитник от злых божеств. От этого союза родился первый бурят­ский шаман Мэрген Хара или Бухэли Хаара».
     Культ священного орла широко распространен по всей Сибири. Особенно много древних легенд и преда­ний о белоголовом орле связано с островом Ольхон, ко­торый является центром древнего культа орла, местом проживания легендарного «Царя-Орла», символиче­ской столицей всех орлов мира.
    В мифах и легендах бурят Ольхон называют обита­лищем грозных духов Байкала. Сюда, по преданиям, спустился с неба главный из ханов - Хан Хутэ-баабай, посланный на землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута его сын по имени Хан Шубу-нойон, который первым получил шаманский дар от тэнгриев. Почитание белоголового орла и его связь с первым шаманом прослеживаются в большом количестве мифов. Буряты верят, что от орлов произош­ли все шаманы, поэтому человек, убивший или ранив­ший орла, непременно сам вскоре умрет. Полагали, что орёл понимает человеческую речь и за непочтительное отношение к нему жестоко мстит, к тем, кто оказывает ему уважение и почтение относится благосклонно. Бу­рятские старики рассказывают, что когда прилетал на стойбище орёл и забирал курицу или ягненка, на него не обижались. Ольхонский шаман В. Хагдаев вспомнил такую историю: «Однажды над юртой, не поделив до­бычи, в воздухе начали ожесточенно биться два орла. Один из них был старше и сильнее, тот, который был моложе - окровавленный и обессиленный упал с неба через дымовое от­верстие прямо в юрту. Он не мог стоять и улететь. Тогда старик - хозяин этой юрты, заколол своего единственного молодого жеребенка, чтобы выхо­дить и накормить раненую священную птицу свежим мясом. Когда птица вы­здоровела, старик открыл дверь юрты и выпустил орла на улицу. Взлетев, орёл долго кружился над юртой, прежде чем улететь. С тех пор люди этого рода получили достаток и стали иметь право делать обряд поклонения орлам». В старые времена буряты прохо­дя мимо деревьев с гнездами орла, или проплывая на лодке мимо скал с орлиными гнездами, обязательно им кланялись. При раскопках в пещере на мысе Саган-Хушун московским профессором Ф.Ф. Талыгиным был найден старинный деревянный ящик с захороненным в нем орлом, что также свидетельствует о трепетном от­ношении к этой Божественной птице. Изображение орла встречается на бронзовых пряжках ремней в бурятском наряде, орлиные перья - обязательный атрибут в ша­манских обрядах для путешествий в иные миры. Мон­гольскими и бурятскими борцами до сих пор традицион­но исполняется ритуальный «танец беркута» - круги со взмахами рук, имитирующих полет орла, после каждой одержанной ими победы.
     По легенде, записанной этнографом М.Н. Хангаловым, на острове Ольхон на горе Жима в старину жил царь всех шаманов - Божественный Орёл, сотворив­ший множество ольхонских белоголовых орлов. Миф о божестве-орле известен и в землях, удаленных от Байка­ла. Орлиные перья у тувинских шаманов были непремен­ной частью головного убора. Этнографами установлено, что для головного наряда использовалось до нескольких десятков больших и малых орлиных перьев. Среди ша­манских атрибутов имеется магическое орлиное перо с его помощью, шаман мог совершать свои полеты в верхние миры. Его духами-помощниками во внетелесных путешествиях были и металлические подвески на шаманском костюме - фигурки орла и зверей. Орёл был важным предвестником для инициации шамана. Показа­телен рассказ ольхонского шамана В. Хагдаева: «Лично я в детстве видел белого орла-альбиноса, являющегося вестником Хан Гхото-баабая, - он сидел на нашей родо­вой коновязи-сэргэ». В другом рассказе бурятская ша­манка связывает начало своего шаманства с частыми прилетами на её стойбище орла, который хватал овец, после этого она поняла, что ей надлежит стать шаман­кой. Эти случаи - символическое и частое появление орла интерпретируется как признак шаманского призва­ния, в представлении бурят - указывают на их избранность для получения шаманского дара.
     В Прибайкалье обитает 7 видов орлов и орланов (их ближайших родственников): беркут, могильник, степной орёл, большой подорлик, орёл-карлик, орлан-белохвост, орлан-долгохвост. Такого разнообразия и обилия орли­ных птиц не наблюдается нигде более в Северной Азии. Одним из самых красивых и величественных пернатых хищников считается орёл-могильник (Aguila heliaca) - реальный природный прототип легендарного белого­лового орла. Размах крыльев этого пернатого хищника достигает 2 метров, живет до 100 лет. Белая окраска головы и шеи оттеняется тёмно-бурым оперением тела. В западноевропейских странах могильника называ­ют императорским орлом, в России и Византии орёл-могильник послужил прообразом двуглавого орла на государственных гербах. По мнению ряда исследова­телей, двуглавая голова, смотрящая в разные стороны, символизирует императорский род, которому подчине­ны восток и запад. Двуглавый орёл размещен также на ордынских монетах и гербе хеттских царей. На Байкале этот орёл обитает только в лесостепном ландшафте на острове Ольхон и в Приольхонье. Могильник прилетает на Байкал ранней весной, почти всегда они гнездятся высоко на деревьях, как правило, на опушках леса в одних и тех же местах в течение многих десятилетий. Его гнезда являются наиболее крупными и заметными - 2-2,5 м в диаметре и 2-3 м высотой. Осенью орлы мигрируют на юг. Как показали проведенные с исполь­зованием спутниковых радиопередатчиков исследова­ния иркутского орнитолога В.В. Рябцева, байкальские орлы-могильники улетают зимовать в китайскую про­винцию Юньнань. По его оценке, за последние 20 лет численность орлов на Ольхоне сократилась в 4 раза - с 20 до 5 пар. В 1973 г. на острове гнездилось 6 пар. Орёл-могильник на Ольхоне, где его всегда гнездилось больше, чем где-либо в Прибайкалье. От 16-18 пар орлов-могильников гнездующихся в При­байкалье в конце XX в., ныне насчитывается лишь1-2 пары. Их исчезновение, вероятно, в первую очередь связано с их уничтожением в местах зимовки, где эта птица не является священной.
     Орлиные птицы, чаще всего орлица - эта птица сильнее и агрессивнее чем самец, прекрасно дресси­руются, с их помощью человек охотится с древних вре­мен. Приучение беркута к человеку и его дрессировка длительный процесс, занимающий иногда полгода. Се­креты дрессировки передаются по потомственной ли­нии от отца к сыну. Среди них есть интересный обычай осыпать вновь пойманную орлиную птицу совиными пе­рьями, считается, что совы обладают отличным зрени­ем, и они - умелые охотники и эти свойства передаются посредством обряда. Первую ночь орлица, проводит в юрте, затем ее начинают приучать сидеть на руке с во­йлочной рукавицей и возвращаться по команде, давая ей мясо только после окончания полета. Затем учат охотиться, привязывая чучело лисы или зайца к лоша­ди и приучая орлицу ловить движущиеся за лошадью чучело, чтобы получить в награду мясо. Перед охотой орлов в течение недели держат без пищи, в шапке, за­крывающей глаза, обнаружив на охоте животное, хозя­ин снимает шапку с птицы и отпускает её за добычей. В преданиях есть упоминания, что дрессированных охотничьих соколов посланцы «лесных народов» пре­поднесли в дар Чингисхану, вполне возможно, что это были птицы, отловленные на острове Ольхон.
     По варианту легенды, записанному П.П. Баторовым: «В старину на Ольхоне жил прославленный сильный шаман. Услышав о появлении далеко на юге проповед­ника новой религии (буддизма), он решил отправить туда своего сына, а так как путь был далёк, превратил его в орла. На обратном пути орёл увидел в степи пав­шую кобылицу. Он был голодным и уставшим, поэтому поел падали. Отведав «нечистое», орёл осквернился и поэтому не смог снова превратиться в человека. Он про­извёл себе подобных - «множество ольхонских белого­ловых орлов». На Ольхоне постоянно живёт царь-орёл. Он командует всеми орлами и по паре распределяет их по разным отдалённым местам для гнездования и выво­да птенцов вне острова Ольхон». Легенду со схожим мотивом записал у балаганских бурят в конце XIX века М.Н. Хангалов: «Орел прежде был человеком. Один мо­лодой и хороший шаман, обратившись в птицу орла, улетел домой и опять по-прежнему сделался человеком. Через несколько времени после того опять снова обратился в орла и улетел «в восточный хат»; побыв там несколько времени, тоже полетел обратно, но во время пути сильно проголодался, сел на падаль и начал клевать мясо. На­евшись досыта, прилетел домой, но сделался нечистым, потому что ел падаль, поэтому он уже не мог снова об­ратиться в человека и остался орлом навеки.
     Птица орел имеет своего эжина. Буряты сильно ува­жают орла и не стреляют его. Если кто-нибудь из двух орлов убьет одного, то другой, оставшийся орел, в ту же ночь слетает на остров Ольхон. Там он найдет себе другого орла и с ним прилетит обратно. На другой день опять будут летать два орла. Человек же, который за­стрелил орла, умрет».
     Орёл считался священной пти­цей у большинства народов Цен­тральной Азии, в Бурятии её именовали Хан шуубун - «Царь птица». Почитание этой птицы имеет древние корни. Многие индийские легенды содержат сюжеты о мифической птице гаруде, огромных размеров и способной    перевозить   людей.    В одной из них рассказывается о похи­щении этой птицей сомы-амриты -напитка бессмертия из сада Индры на вершине горы Меру. По преданию великая гаруда была сотворена первой из пернатых птиц и впоследствии стала ездовой птицей бога Вишну. Согласно тексту Вишна-пуране, власть над птицами получила гаруда. Она была наделена великой мощью и неизмеримой силой, на своей спине птица мог­ла доставлять одновременно несколько святых мудрецов на далекую северную гору Меру. Красочный облик гару-ды в описании дополняется сказочными подробностями: тело из золота, крылья ослепительно красного цвета, человеческая голова с клювом, когда гаруда садился на деревья, то под его тяжестью ломались гигантские ветви и стволы. Облик древнеарийской огненной птицы, источ­ника ослепительно красного света, так что при рождении гаруды, ооги ослепленные его сиянием приняли его за олицетворение самого солнца, сильно напоминает опи­сание жар-птицы из русских народных сказаний и царя птиц - симурга из персидских сказаний. Гаруда - осо­бая магическая птица, превышающая своими размеров орлов с рогами на голове, которая в древности симво­лизировала энергию огня, считавшегося в боне самым активным среди пяти элементов. Гаруда - одно из глав­ных божеств бона. Образ гаруды сохранился в мифах многих северных народов и Центральной Евразии. У бурят он известен под именем Хердига, у калмыков - Хэрда, у монголов - Хангаруда. На северном Урале найдено множество бронзовых фигурок птицелюдей. Некоторые из найденных бронзовых фигурок существ имеют по две, и даже три головы. Металлические аму­леты гаруды чрезвычайно широко распространены в Западном и Северном Тибете.

http://baikal.land/ru