Черная желчь (atra bilis) была наиболее интригующей жидкостью из четырех главных жидкостей, мистических веществ, координирующих все телесные процессы и все эмоциональные состояния. Считалось, что она имеет отрицательное влияние на организм и часто рассматривалась как разновидность испорченной и нечистой крови. Это была черная, «поврежденная кровь», вещество с огромным мистическим значением, хотя в основном негативным. В теории темпераментов кровь была жидкостью, ответственной за оптимизм и бодрость, гармонию и баланс жизни. Это было жизненно важное вещество, эликсир жизни, омолаживающее качество человеческого организма. Соответственно, его поврежденная форма была связана с темными мистическими силами. Кровь считалась местом души и жизненной энергии. Она имела большое значение в магии и традиционных обрядах. Во многих культурах она была символом жизни, жизненных сил и энергии и наиболее важные церемонии, такие как крещение, брак или клятва, включали кровь как необходимый элемент. Черная желчь, как поврежденная форма крови, была символом смерти, темноты, черной магии и колдовства. Считалось, что она вызывала мрачное настроение, депрессию и безумие. Она затемняла свет души, приводила к одержимости, летаргии, болезням и, наконец, также к смерти. Среди «меланхоличных людей», т.е. тех, кто был наиболее сильно подвержен влиянию черной желчи, можно было найти все виды социальных изгоев, убийц, ведьм, некромантов, черных магов и т.д. Черная желчь является причиной всех слабостей и грехов, и считалось, что, когда первые люди вкусили плоды от Древа Познания, их кровь была повреждена и стала черной, что также случается с каждым человеком, который уступает искушениям Сатаны. Вера в его негативное мистическое влияние преобладала до восемнадцатого века, или даже дольше - до начала двадцатого века, когда современная психология нашла свой путь в философской мысли. Считали, что печальные люди терзаемы их черным темпераментом даже после смерти, и они бродят бесцельно, лишенные спасения, блуждая рядом с местами и людьми, которые были дорогие им в жизни.
Темная эссенция Асенат МейсонРоберт Бартон писал в своей «Анатомии меланхолии», что «Вавилонская башня никогда не приносила такого смешения языков, сколько этот хаос меланхолии производит различных симптомов». Среди этих симптомов он упоминает сотни примеров того, как черная жидкость влияет на разум и тело. Сама черная желчь была изменяющимся веществом. Ее основные качества были холодными и сухими, густыми, черными и кислыми, рожденными из более твердой часть питания и выступающими в качестве уздечки для других двух жидкостей: крови и желчи (желтой желчи). Однако это было только телесное вещество, которое могло также иметь тот же или по крайней мере аналогичный эффект для других трех жидкостей. Древние врачи считали, что одну жидкость можно легко преобразовать в другую: кровь в слизь, слизь в желчь и желчь в черную желчь. Но также любая из них может превратиться в черную жидкость. Таким образом, холодная черная желчь может быть причиной вялости и мрачного настроения; будучи горячей, она может повлиять на мозг и вызвать возбуждение, безумие и агрессию; и когда её характер менялся, это всегда приводило к длительному бодрствованию, неприятным мыслям и снам. Цвет также изменялся в зависимости от качества. Гиппократ сравнивал её с горящим углем, «который когда горяч -сияет; когда холоден - выглядит черным; и то же относится к жидкости» (Цитата из книги Роберта Бартона: «Анатомия Меланхолии») Это разнообразие печального темперамента создает разнообразие эффектов и симптомов. Если он повреждает тело, он вызывает болезни и недуги организма; если он вспыхнул на коже, это приводит к различным кожным заболеваниям; если он беспокоит разум, эффектом будет безумие.

Из-за своей переменчивой природы черная желчь была наиболее активной жидкостью в организме человека. Роберт Бартон утверждал, что холодная желчь была причиной бедствий и депрессии, в то время как горячее качество было источником экстаза и её влияние было похоже на влияние вина и алкогольных напитков. Холодное качество черной желчи было причиной вялости, праздности и отсутствия аппетита. Горячая желчь вызывала волнения (также сексуальный аппетит и возбуждение) и увеличение алчности. Эта неопределенность была отражена в шесть типах меланхолии Бартона: зависть (Zelotipia), одиночество(Solitudo), любовная меланхолия (Inamorato), ипохондрия (Hypochondriacus), религиозное суеверие (Superstitius) и безумие (Maniacus). Холодная желчь приводила к ипохондрии, ненормальной и болезненной тревоге. Любовная меланхолия возникала из чрезмерной жары, melancholia adusta. Религиозное суеверие имело две формы: недостаток меланхолии (отсутствие веры и духовное равнодушие) и избыток меланхолии (чрезмерный энтузиазм и религиозная мания). Ранее деятельность черной желчи была рассмотрена Аристотелем в его «Problemata XXX», где он использовал образ вина, чтобы объяснить природу этой жидкости. По его словам черная желчь, как вино, была склонна к брожению и таким образом вызывала разновидности других жидкостей. Полного баланса между холодным и горячим состояниями черной желчи достичь было невозможно. Одно из них всегда было доминирующим, что приводило к непрерывным изменениям настроения и изменчивым состояниям разума.

Авиценна отмечал, что, когда черная желчь смешивалась с кровью, она производила счастье и смех; при смешивании со слизью, она приводила к лени, инерции и покою; если смешивалась с желтой желчью, создавала волнение, поражения, некоторые демонические влияния и «аналогичные мании»; и если она была чистой, то тогда «было много размышлений и возбудимость, или неистовство снижалось; если она взбалтывалась и размешивалась, это приводило к вражде, которую нельзя было забыть» (Авиценна: «Канон Медицины»). Человек, страдающий от дисбаланса черной жидкости, был удручен, отчужден, обладал темными толстыми волосами, что древние связывали с меланхолией (Дженнифер Радден: «Природа меланхолии»). Избыток черной жидкости мог иметь несколько причин. Он мог быть естественным и хроническим или результатом «высыхания других жидкостей», особенно поврежденной крови. Люди с хроническим избытком черной желчи выглядели грустными, одинокими, боязливыми и имели «длительные воспаленные и наиболее порочные фантазии». Они избегали компании и видели сны о могилах, мертвецах и считали себя околдованными или мертвыми. В крайних случаях они могли слышать «отвратительные шумы, видеть и говорить с черным человеком и близко общаться с демонами» (Роберт Бартон: «Анатомия меланхолии»). Другими словами, их тонкие чувства были более острыми, и их ум был открыт для переживаний Другой Стороны. Таким образом, часто считалось, что они были подвержены одержимости и слабоумию. Также по этой причине считалось, что черная жидкость доминировала в таких людях, как ведьмы, колдуны, оракулы, провидцы, мистики или все виды художников и те, кто обладал «творческим воображением».

Духовная эссенция
«Божественное атакует душу для того, чтобы обновить её и, таким образом сделать его божественной... разрушает и использует ее духовную сущность и поглощает её в глубокой темноте» (Св. Иоанн Креста: «Темная ночь души»).

Черной желчи в организме человека как фактической жидкости не существует, поэтому мы можем предположить, что это особый вид психической энергии, ответственный за эмоции и прежде всего, за их темные и критические аспекты. Это иногда описывается облаченным в форму выражения древних - мифологические концепции божественности, интенсивности, пограничных положений, экстремальных психических состояний, ярости, горя, экстаза и т.д. в связи с современными медицинскими знаниями, такими, как наблюдение за «черной кровью», выделяемой организмом во время болезни, рвотой, кашлем, смешанной с экскрементами, или «нечистыми» менструальными жидкостями.

В то же время это весьма амбивалентный принцип, и помимо негативного влияния черная желчь рассматривается как источник творчества, фантазии и интеллекта. Помимо убийц и колдунов среди меланхоличных людей можно также найти всех великих философов, писателей и художников. Таким образом, возможно, мы можем найти связь между мистической черной желчью и энергией Кундалини, одинаково двойственной в её формах Красного и Черного Змея, символизирующих, соответственно, принцип экстаза и смерти. Кундалини является интеллектуальной, космической невидимой энергией, подобной жидкому огню или жидкому свету. Её влияние на человеческую плоть и разум на протяжении веков были связаны с духовной алхимией, метаморфозой души или священным браком высшего и низшего. Это была страсть и великое блаженство. Энергию Кундалини называли по-разному: прана, Ци, одическая сила (Термин барона Карла фон Райхенбаха «Од» - энергия, связанная с электричеством, магнетизмом, и теплом), мана, оргон, (Термин, предложенный Вильгельмом Райхом со ссылкой на психическую энергию, связанную с сексуальностью, космической оргонной энергией во вселенной - субстрат, из которого создана вся природа) либидо, эфирная энергия, жизненная сущность, сила жизни или даже квинтэссенция. Она сравнима с жидкостью или электроэнергией. Гопи Кришна описывает её как «чрезвычайно тонкую биохимическую сущность весьма деликатной и неустойчивой природы, извлеченной нервами из окружающей органической массы» (Гопи Кришна: «Кундалини: эволюционная энергия в человеке») Она считается нематериальной и материальной одновременно - всеобщая сила жизни и часть физиологического механизма.

Влияние Кундалини можно сравнить с результатами жидкостей, которые также считались материальными и эфирными веществами, влияющими на тело и разум, особенно черная жидкость. Я здесь, однако, не утверждаю, что энергия Кундалини идентична черной желчи. Это было бы довольно далеко от истины, так как эти две концепции происходят из двух совершенно разных мировых традиций и имеют различный эзотерический смысл. Тем не менее, в то же время существует много качеств и аспектов их природы, которые позволяют нам извлечь определенные соответствия между этими двумя духовными силами. Есть сходство в том, как они действуют внутри человеческого тела и проявляют симптомы, колеблющиеся от экстаза до травмы. Также есть сходство в их амбивалентности и тайна вокруг процесса их подъема и спуска. И наконец, оба они рассматривались как проклятие или благословение, в зависимости от обстоятельств и того воздействия, которое они оказывали на конкретного человека. Несомненно, оба они представляют собой духовную сущность, рассматриваемую как проявление «Света» и «Тьмы» в рамках микрокосма человека, отражение Божественного в его целостности.

Нигредо, стадией «распада», «затемнения», и в юнгианской психологии это конфронтация с тенью, с самыми глубокими и наиболее скрытыми слоями сознания

Кундалини
«Способы пробудить Кундалини являются способами задействовать ваш потенциал» (Ошо: «АВС просветления»)

Тантрический термин «Кундалини» вытекает из санскрита и означает «спиральную» или «круговую силу», которая является основной эволюционной силой каждого отдельного человека. Она часто описывается как бессознательная, либидная и инстинктивная сила, изображаемая в иконографии как богиня (Шакти) или спящая змея, свернувшаяся в основании позвоночника у корневой чакры (Муладхара). Поэтому она также часто именуется «змеиной силой». Кундалини является естественной силой, частью тонкого тела человека. Древняя восточная литература содержит большой объем информации о характере этой силы. В тантризмае считается, что Кундалини (воспринимаемая как женская сила), поднимается вверх по позвоночнику через энергетические каналы (Нади), активизируя энергетические центры (чакры), вверх к голове и выше, где она соединяется с ее космическим партнером, высшим сознанием (Шивой). Этот союз воспринимается как бесконечное блаженство, духовный экстаз и просветление, которое пробуждает в практике паранормальные способности. Различные формы йоги используют большое разнообразие техник и методов пробуждения энергии Кундалини и поднятия его контролируемым образом.

Чакры являются энергетическими центрами, расположенными в эфирном теле. Они часто описываются как «вращающиеся колеса» или лотосы. Количество чакр зависит от духовной традиции, но в целом предполагается, что существует семь основных энергетических центров. Первый, расположен в основании позвоночника (Муладхара), второй чуть ниже пупка (половая чакра или Свадхистхана), третья в солнечном сплетении (Манипура), четвертая в области сердца (Анахата), пятая в горле (Вишудха), шестая в центре лба (третий глаз или Аджна) и седьмая на макушке головы (Сахасрара). Каждая чакра имеет свои уникальные качества и специальные характеристики. Каждая имеет специальные атрибуты, такие как цвет, количество лепестков лотоса, изображения, мантры и т.д. Также каждая чакра контролирует определенную часть тела и влияет на физические и психические процессы и духовные силы человека. Когда чакра открыта, энергия свободно перетекает между физическим и тонким телом, и есть гармоничное равновесие между духом и плотью. Если чакра заблокирована, энергия не может проходить через эту область тела, что приводит к различным дисфункциям, влияющим на физическое и эмоциональное здоровье. Большинство этих дисфункций на протяжении веков считались симптомами меланхолии.

Чтобы понять функции и дисфункции чакр, нам нужно более внимательно взглянуть на их характеристики и воздействияя, которые они могут иметь на эмоциональное и психологическое здоровье.

Муладхара, или корневая чакра, уравновешивает физические и духовные аспекты индивидуума. Её элементом является земля и областью сознания - физическое тело, поэтому он соединяет человека с землей и помогает справляться с делами земного мира. Он управляет изначальными инстинктами выживания. Здесь обитает Кундалини, жизненная энергия, великий духовный потенциал, в ожидании поднятия и объединения с космическим сознанием. Это также основа, из которой возникают три основных психических канала (Ида, Пингала и Сушумна). Они являются каналами, через которые Кундалини течет и циркулирует вокруг тела, отсутствие баланса может привести к тщеславию, навязчивым идеям, связанным с материальными вопросами или выживанием, неспособность контролировать ситуацию, двигаться в жизни и принимать решения, чувству изоляции, отрешению или отсутствию доверия. Человек может чувствовать себя неудобно или не присутствовать в теле, видеть смысл в том, чтобы ничего не слышать и не замечать, или полностью уходить в одиночество. Отсутствие сбалансированности может также проявляться через суицидальные тенденции. В физическом смысле это может быть низкая жизнеспособность или хронические заболевания, вялость, усталость и заболевания кожи, костей, зубов и позвоночника, а также проблемы веса.

Свадхистхана, или половая чакра, связана с сексуальностью и творчеством. Энергия этой чакры является движущей силой воспроизводства - в смысле физического, художественного, интеллектуального и социального. Её элементом является вода, и её область сознания - это сфера эмоций. Она также управляет личным самоуважением. Будучи сбалансированной, эта чакра может принести тело, душу и дух к совершенной гармонии. Отсутствие баланса может проявляться в беспорядочном и слепом творческом движении - можно стать рабом страстей и желаний, или это может принять форму апатии и полного ухода от попыток самовыражения. Человек также может чувствовать себя одержимым насильственными энергиями, такими как гнев, страх или ревность. Эмоциональные расстройства обусловленные этой чакрой, включают драматические колебания настроения, эмоциональную зависимость, зависимость от секса или отсутствие страсти или вообще потерю вкуса жизни. Физические проблемы влияют на спину, селезенку, мочевыделительную систему и репродуктивные органы.

Манипура, или чакра солнечной энергии, управляет огненными эмоциями, свободной волей, физической силой и способностью проявления. Она преобразует мысли в действия, управляет мыслительными процессами и выражением чувств. Её элементом является огонь и её областью сознания является ментальное или интеллектуальное тело, будучи сбалансированной, эта чакра проявляется в сильной воле, динамизме и жизненной энергии. Отсутствие баланса может привести к чрезмерной агрессии, высокомерию, упрямству, гиперактивности, конкурентоспособности или пассивности, нетерпению, порицанию и ненадежности. Человек может быть одержимым желанием обладать и в то же время, ничего не любить, что приводит к чрезмерному потаканию. Огонь потребляет энергию, и она в конечном итоге сгорает. Физические расстройства включают артрит, диабет, проблемы с пищеварением, анорексию или булимию, язвенную болезнь, проблемы с ЖКТ, печенью, толстой кишкой, кишечником и желчными камнями.

Анахата или сердечная чакра, является точкой равновесия и гармонии между физическим и духовным. Её элементом является воздух и её область сознания - это астральное тело, она управляет любовью и состраданием, благотворительностью и многими формами психического исцеления. Когда эта чакра является сильной и сбалансированной, она приводит к таланту лидерства и независимости. Она наделяет человека возможностью разобраться в менталитете и характере других существ и чувствовать тепло и холод, вытекающие из других людей. Отсутствие баланса имеет результатом жажду к эгоистическому обладанию и господству над другой личностью. Человек может стать недоверчивым параноиком, ревнивым, одиноким, депрессивным, подавленным, требовательным и нетерпимым. Это может также привести к нарциссизму. Физические заболевания влияют на сердце, легкие, кровообращение и иммунную систему, а также создает аллергические реакции.

Вишудха, или горловая чакра является точкой перехода от четырех нижних чакр в двум высшим чакрам. Она регулирует процесс синтеза и очищения энергий, прежде чем они смогут продолжить свое восхождение. Её элементом является эфир или звук, и она связана с коммуникациями, внешними и внутренними. Будучи сбалансированной, эта чакра расширяет понимание индивидуума, помогает общаться и быть честным с самим собой. Она также связана со словесным творчеством и самовыражением. Отсутствие баланса приводит к искаженной коммуникации, слишком много или слишком мало разговора и к плохим навыкам слушания. Человек может быть слишком агрессивным и эгоистичным, и использовать речь для нападения на других, или быть очень робким и не способным общаться даже с самим собой. Среди физических расстройств мы можем упомянуть заикание, слабый голос, ларингит, проблемы с железами, щитовидной железой и ушами.

Аджна, или чакра третьего глаза, является психическим центром, который получает внутреннее видение всех вещей. Это отсюда происходит управление другими чакрами. Её элементом является свет и её область сознания - это небесное тело. Она управляет глазами и освещением. Здесь психические каналы Ида и Пингала встречаются с центральным каналом - Сушумной перед поднятием в коронную чакру.

Будучи сбалансированной, эта чакра функционирует как шлюз к другим сферам. Она позволяет совершать астральную проекцию и другие духовные переживания, видеть вещи «мысленным взором». Она также дает знания духовной связи между всеми вещами. Отсутствие баланса может привести к искаженному мнению о жизни, навязчивому, одержимому поведению, психическим перегрузкам, психическим нарушениям, догматизму, духовному фанатизму, или нетерпимости. Человек может иметь трудности с воображением и визуализацией вещей. Это также приводит к плохой памяти, ночным кошмарам и галлюцинациям, физическим нарушениям, которые включают в себя, плохое зрение, головные боли, проблемы пазух носа, припадки, неспособность к обучению и неврологические дисфункции.

Сахасрара или коронная чакра соединяет сознание человека с высшим Я, личной энергетической системы со Вселенной. Её элементом является Мысль и её область сознания - это кетерическое тело. Будучи сбалансированной, эта чакра дает доступ к безграничному интеллекту, который существует во Вселенной и позволяет самовыражение на более высоких духовных уровнях. Отсутствие баланса приводит к путанице, цинизму, жесткости, жадности и господству, личность может чувствовать себя изолированной от духовности, ментально несбалансированной и может потерять контакт с реальностью. Такие люди будут пересматривать их прошлое или смотреть вперед, в их будущее. В физической смысле, отсутствие баланса может привести к мигрени, опухоли головного мозга, амнезии или коме.

Освобождение и подъем энергии Кундалини, когда она поднимается вверх по позвоночнику и пробуждает каждую клетку в физическом теле, может ощущаться как волна, пламя или пульсация. Разворачивающаяся энергия ищет отдушину и обычно поднимается через позвоночник к верхней части головы и коронную чакру. «Чакра» это санскритское слово означающее «колесо», что предполагает вихрь энергии или энергетический центр в эфирном теле. После того как Кундалини поднимается и смешивается с духовной энергии вселенной, она низвергается вниз, в тело, и проходит через весь организм, перерабатывая и очищая клетки и энергетические каналы. Весь процесс приносит духовное просветление, новое понимание, новые способности и приводит к трансцендентным состояниям. Полностью развитый человек будет иметь уникальные паранормальные энергии и расширенное духовное осознание. Это может быть прекрасным опытом, но прежде чем это произойдет, это также может быть большой травмой.

Подъем и падение
«Там, где мы - там ад, и там где ад мы должны быть всегда» (Кристофер Марло «Доктор Фаустус»)

Когда Кундалини пробуждается при помощи обучения и надлежащей подготовки, поток является гладким и гармоничным. Но если энергия высвобождается слишком рано или без ведома человека, это очень часто приводит к физическим, психическим, или эмоциональным страданиям или нарушениям. Существует много записей о таких травматических переживаниях в трудах мистиков из различных религиозных или магических традиций. В XVI веке Святой Иоанн Креста (Святой Иоанн Креста (также известен как Св. Хуан де ла Крус и Св. Иоанн Крестный, исп. Juan de la Cruz); (христианский мистик, католический святой, писатель и поэт. Реформатор ордена кармелитов. Учитель Церкви) называл это Темной Ночью души - термин, который широко используется для описания меланхолии, омрачающей жизнь и мысли во время процесса духовной трансформации. Но простые люди, которые страдали от этого типа симптомов с древности до наших дней, не связывали это с духовным пробуждением, так как они не имели надлежащих знаний об этом феномене. Их считали безумными, физически слабыми, одержимыми демонами, психически больными или другими словами: пораженными меланхолией.

Темная ночь души включает в себя несколько типов нисхождений-циклов в метаморфозе. Когда интенсивная энергия устремляется вверх в теле, это может привести к большому страху перед изменениями, которые инициируются в это время в теле и разуме. Этот ужас или шок, иногда сравнившим с состоянием, созданным серьезным несчастным случаем. Этот феномен проявляется обычно во время первого пробуждения Кундалини. После первоначального мистического экстаза может произойти перегрузка энергий и человек может испытывать еще один удар, или так называемую «Белую смерть». Затем Черная желчь как наиболее ядовитая жидкость, являлась «слугой света» духовной философии, черной эссенцией души. Её влияние означает стадию вопроса, поиска, изучения, раздирания окружающего мира до тех пор, пока ничего не останется, независимо от того, происходит это в состоянии восхождения/экстаза или в падении/депрессии. Это можно сравнить с алхимическим Solve. Алхимическая меланхолия является начинается процесс очищения, продолжительность которого зависит от энергетических паттернов личности и который может привести ко многим типам депрессивных состояний. И наконец, есть также «выгорание, этап усталости, когда тело истощено и разум исчерпан» (Яна Диксон «Биология Кундалини»)

Эти симптомы могли быть даже причиной того, что люди считали себя безумными или больными, особенно если они не были осведомлены о том, что с ними происходит. Процесс пробуждения энергии может привести к большой путанице, психическому страданию и проблемам на всех уровнях жизни. Это «как будто 220 вольт электрической энергии внезапно пробегает через их модули, рассчитанные на 110 вольт; предохранители взрываются и электросхемы плавятся» (Льюис Паульсон «Кундалини и чакры»)

В зависимости от личности симптомы раннего или непреднамеренного выхода Кундалини проявляются в нескольких формах. Тем не менее, каждый человек уникален и энергии действует по-разному в душе и теле конкретной личности. Процесс пробуждения может сопровождаться необъяснимыми болезнями и физическими расстройствами. Человек может ощущать озноб вперемежку с приливами жара, сильные головные боли, кровотечения из носа, тошноту и это также может повлиять на внешний вид - например, человек может выглядеть то помолодевшим, то в один момент и на много лет состарившимся. Человек может выглядеть старым, усталым или больным, но спустя несколько часов, казаться полным жизненной силы и молодости или наоборот. Кожа может изменять цвет и выглядеть красноватой или голубоватой в некоторых областях тела, или желтоватой, если это отражается на функции печени. Есть также множество симптомов, затрагивающих психическое и эмоциональное здоровье. Потеря или искажения памяти, тяжелые настроения - от депрессии к экстазу, времена крайней тупости или блеска, увеличение или потеря аппетита, искажения в ощущении времени, потеря чувства идентичности, дезориентация в отношении самого себя и окружающей среды, или в целом чувство «потерянности» - вот лишь несколько примеров психических и эмоциональных расстройств.

Когда энергия Кундалини поднимается выше головы и сливается с высшим сознанием, она должна спуститься обратно для преобразования тонкого тела и пробуждения экстрасенсорных чувств. Если есть какие-либо блокировки или тело не было должным образом подготовлено, змеиная сила начнет очищать и облагораживать энергетические паттерны, что может иметь следствием повторное медленное и болезненное восхождение. Это может привести к большой физической, эмоциональной и психической травме, и тьма падает на духовное здоровье, как будто душу вдруг охватила толстая черная оболочка, которая не позволяет человеку увидеть свет. В этом процессе нет блаженного состояния. Вместо этого, как правило, притсутствует большая тупость и депрессия, и человек может чувствовать себя брошенным, потерянным в черной духовной пропасти. Он чувствует, что поднявшись до небесных высот, нужно пасть в сердце инфернальной тьмы.

Непреднамеренное восхождение Кундалини может иметь несколько причин. Среди них можно упомянуть «употребление наркотиков, переутомление, серьезный удар или травму копчика, горе, травмы или чрезмерный страх, излишества в медитации, практиках роста или секса». Кундалини стремится очистить все аспекты тела - психические, ментальные или эмоциональные. Это приводит к травматическому или экстатическому опыту, в зависимости от типа завалов или искажений энергетических паттернов. В то же время человек должен столкнуться со всеми личными демонами, которые обычно скрыты в темноте бессознательного: страх, гнев, извращенные сексуальные фантазии, безумие, и т.д. Тем не менее, обычно не сами эти симптомы, но недостаток знаний и понимания процесса делают его фатальным для некоторых людей. Если личность физически, эмоционально или умственно не готова обращаться с энергией, может возникнуть депрессия, болезнь, дезориентация и многие другие проблемы. Как только завалы очистятся, потоки змеиной силы будут двигаться беспрепятственно, превращая клетки и видоизменяя сознание. Темные тучи меланхолии разойдутся, и солнце снова будет светить в жизни человека, который почувствует себя возрожденным и пробужденным к новому участию во Вселенной.

Сошествие в черноту
Это меланхоличное состояние является настолько мощным, что, согласно ученым и врачам, оно может привлечь демонов к телу, даже в такой степени, что можно войти в умственную сумятицу или получить видения» (Генрих Корнелиус Агриппа «Книга оккультной философии»).

Процесс очищения и подъема Кундалини часто связан с легким или тяжелым состоянием депрессии. Эти энергии лежат «подавленные» внизу тела, ожидая освобождения и свободного протекания через нашу плоть и разум, многие люди даже переживают мысли о самоубийстве или желают смерти в ходе этого процесса, чувствуя, как что-то умирает в них, создавая путь для новых энергий. Сознание опустошается и становится черной пустотой для того, чтобы свежая искра жизни могла инициировать новое пламя жизни. Это принцип алхимического Сына, период распада, подготовка к стадии Coagula, когда сознание снова становится цельным, но в новой и, будем надеяться, высшей форме. Стадию черноты, гниения и разложения в алхимии также называют Нигредо, и считалось, что это первый шаг на пути к философскому камню, эликсиру жизни и божественному сознанию. Алхимики считали, что посредством проникновение внешнего огня мог быть активирован внутренний огонь, и материя должна была разлагаться. Тело уменьшалось до его изначальной материи, из которой оно первоначально возникло. Все ингредиенты, которые составляют части бессознательного нужно было очистить и экстенсивно подготовить к единой черной материи. Тело должно было разложиться для того, чтобы позволить произойти сдвигу в сознании, во внутреннем Я. Этот процесс управлялся Сатурном, и он также назывался Меланхолией.

В психологии, этот этап, интерпретируется как крайнее отчаяние и депрессия - наиболее болезненный период в жизни человека, когда все становится черным, пустым и все надежды потеряны. Тем не менее, это рассматривается как необходимое условие для личного развития - стадия Нигредо означает трудности, которые адепт должен преодолеть на духовном пути. Мифологические персонажи здесь сталкиваются со смертью во всех ее аспектах, внутренних и внешних. Они сталкиваются с монстрами, демонами, тенями, духами умерших и другими существами, традиционно связанными с темной стороной и принципом смерти. Они предстают перед адептом и вызывают его на болезненные, трудные и опасные инициатические испытания.

Переход, который происходит во время Нигредо, всегда является безвозвратным. Процесс невозможно повернуть вспять, так же, как не возможно повернуть вспять восходящую Кундалини - если человек пытается удержать удар энергии, это может привести к болезни и может даже к смерти. Надо научиться работать с этим и пережить «черный этап», который может занять многие годы, пока не произойдет полное очищение. В это время люди довольно часто переживают духовную, умственную и эмоциональную путаницу. Человек может плохо себя чувствовать и даже думать, он стоит «на пороге смерти», в то время как на самом деле с ним все хорошо. Также могут произойти изменения настроения, отношений, диеты, предпочтений цвета и стиля. Люди могут испытывать многие странные или совершенно необъяснимые события в их мирской реальности, и в крайних случаях у человека может появиться чувство утраты здравомыслия.

Нигредо или меланхолия - это время горя и траура, когда важно принять неизбежное, признать, что рождение новой жизни требует смерти старого. Это духовное расчленение, когда душа разрывается на части, прежде чем она может быть вновь собрана и перекована в алхимической печи в Lapis Philotophorum. В рассказах о шаманских посвящениях, адепта разрывают на части, расчленяют и съедают демоны нижнего мира. Его части, приготавливаются в prima materia, из которой он возрождается как шаман. Адепт добровольно подвергает себя смерти, зная, что это является первым шагом в процессе трансформации. Тем не менее, это также страшный опыт. «Когда личность растворяется черным эликсиром гниения, адепт сталкивается с неизвестным, неожиданным, непонятным, тем, что может быть очень травматичным. Поэтому эго будет сопротивляться этому, бороться за самосохранение и даже после воскресения адепт будет скорбеть по жизни, которая ушла и которая никогда не сможет быть восстановлена». (Джон Опсопаус «Пифагорейское Таро»)

В психологической диссоциации сознание, по-видимому, разбивается на многочисленные части и распадается во вспышках на мириады крошечных частиц и уже не может воссоединиться в прежнюю форму. В целом этот процесс включает в себя многие психические расстройства. Помимо страха безумия можно переживать деперсонализацию, дезориентацию, отчуждение, паранойю, или даже шизофрению и другие симптомы, признанные в качестве разнообразных психопатологических состояний или заблуждений. Человек может попеременно погружаться в духовную апатию, холод и летаргию, или чувствовать, что он сгорает заживо изнутри. Разве это не походит на традиционное описание влияния черной желчи, когда испарения попеременно поднимаются и опадают?

На определенном этапе пробуждения его Кундалини, Гопи Кришна писал, что часто в тишине и темноте его комнаты в ночное время он находил себя «...глядящим со страхом в ужасно изуродованные лица и искаженные формы, изгибающиеся и скручивания в очертания, появляющиеся и быстро исчезающие в сияющие среде, завихряющейся и кружащейся» (Кришна Гопи «Кундалини: эволюционная энергия в человеке»). Этот вид заблуждения или галлюцинации обычно перечислялся среди наиболее частых симптомов меланхолии. Считалось, что разум, пострадавший от паров черной желчи производит чудовищные и потрясающие изображения, которые включают много типов: природных, божественный, демонических, и т.д., в зависимости от настроения, диеты, или объектов и событий из мирской жизни, эти образы являются внутренними демонами, частицами расчлененной личности, подавленными аспектами сознания, которые очищаются внутренним огнем. Когда пробуждаются тонкие чувства, человек может слышать странные шумы и звуки, которых он раньше не слышал. Изображения и видения могут возникать спонтанно, и можно также ощущать большое разнообразие запахов. В зависимости от того, происходит ли процесс гармонично или нет, эти переживания могут принять форму божественной музыки и видений небесного блаженства, или они могут проявляться как изображения ада, запах инфернальной серы или плач проклятых. Это конечно также зависит от религиозной/мистической традиции. В Западной эзотерической традиции обычно такие случаи приписывались меланхолии, болезни души и тела, которая охватывала весь спектр навязчивых идей, психических заболеваний, или даже демонической одержимости и других сверхъестественных явлений.

Биология процесса
«Тело является первым, и лучшим другом, которого дала нам Вселенная и через тело мы находим нечто светящееся и невыразимое, то, что требуется нашей душе, чтобы стать целостной» (Бунер Стефан Харрод «Быстрый путь»).

Считалось, что телесным источником черной желчи была селезенка. Древние врачи определяли селезенку и желчный пузырь как два вспомогательных органа печени, в то время как сама печень была одним из трех главных органов тела, наряду с сердцем и мозгом. Гален отмечал, что «печень -это источник вен и главный инструмент кроветворения» («О полезности частей тела»). Печень, селезенка и желчный пузырь производят три из четырех жидкостей в человеческом теле: кровь считалась продуктом печени, желтая желчь создавалась в желчном пузыре и черная желчь в селезенке. Две последние, как считались, очищали печень и препятствовали заражению крови более ядовитыми жидкостями. Как вместилище самой ядовитой жидкости, селезенка предотвращала или вызвала все типы симптомов меланхолии. Если селезенка была здорова, сохранялся баланс жидкостей и человек не страдал от тоски. В семнадцатом веке Уильям Гарвей известный английский доктор, писал в своей «Лекции о всеобщей анатомии», что «селезенка заставляет смеяться». Анатомы шестнадцатого и семнадцатого веков считали, что селезенка играет важную роль в борьбе с болезнями, но она была также «неблагородным органом», местом желчных отходов.

Жидкости, однако, также представляли духовные сущности в человеческом теле. Роберт Бартон отмечал, что кровь производит дух, самый тонкий пар, который действует в качестве связующего звена или посредника между телом и душой. Считалось, что дух (или духи) вытекали из сердца и впоследствии передавались в мозг, где они принимали другие формы. Существуют три типа духов: природные, витальные и животные, в зависимости от трех главных органов: мозга, сердца и печени. Природный дух производился в печени и отсюда распространялся по венам, выполняя все природные действия. Витальные духи создавались в самом сердце и транспортировались в другие части через артерии. Это была очень важная эссенция: «если эти духи останавливались, то жизнь прекращалась» (Роберт Бартон «Анатомия меланхолии»). Животный дух, как считалось, питался нервами, давая им всем чувство и движение. Врачи и философы Ренессанса верили, что человеческое тело походило на часы: «Если одно колесо было не на месте, все остальные приходило в беспорядок, страдала вся структура».

Слово «селезенка» (spleen) происходит из греческого языка и ее функции, наблюдаемые гумороидальной медициной древних греков, не подвергались сомнению на протяжении многих веков. Иметь «хорошую сенлезенку» означало быть добросердечным, сострадательным или любезным. Сплентетик (Splenetic) был человеком загрязненного настроения, злым, раздражительным или меланхоличным. В восемнадцатом и девятнадцатом веках термин «сплин» широко использовался со ссылкой на состояние печали, депрессии, подавленности, ностальгии и хронической меланхолии. Он был популяризирован французским поэтом Шарлем Бодлером и был очень модным среди поэтов европейского романтизма и модернизма.

Она представляла импульсивное вложение к самой жизни. Также считалось, что она содержала тайну судьбы и поэтому использовалась в гадании. В древних мифологиях души мертвых могут существовать в загробной жизни, только если они питаются кровью или пищей красного цвета. Поэтому активация функций печени может рассматриваться как «движение в направлении питания искаженных фрагментов непрожитой жизни, которая по-прежнему стремится жить, но которая, в конечном счете, в любой индийской духовной дисциплине должна быть бременем с единственной целью чистого познания» (Кришна Гопи «Кундалини: эволюционная энергия в человеке»).

Во время подъемов и падений Кундалини, обычно существуют периоды повышения иммунитета, сменяющиеся периодами снижения иммунной активности, когда организм поочередно хорошо функционирует или кажется слабым и чувствительным к заболеваниям. Подобные циклы были связаны с влиянием черной желчи, когда она распространяется в человеческом теле. Возможно, это одна из причин её связи с селезенкой, органом, который играет важную роль в системе иммунитета. Различные иммунные клетки повторяются внутри и снаружи селезенки и костного мозга для питания и управления. Из селезенки кровь переходит в печень. Пик фазы подъема Кундалини активирует механизмы иммунитета и также производит большое количество адреналина и гистамина, как в случае угрозы или стресса. Этот всплеск или гистамин в мозге и улучшение кровоснабжения, вероятно, является одной из основных причин увеличения сенсорного и экстрасенсорного восприятия во время пробуждения Кундалини (Яна Диксон «Биология Кундалини»). Увеличение гистамина иногда может привести к так называемому «кровавому поту» - явление, в мистике, воспринимаемые как кровавые слезы или кровавый пот. В периоды интенсивного жара Кундалини, иногда бывает что кровеносные сосуды, расположенные вблизи поверхности кожи и в слезных протоках могут разрываться и окрашивать пот и слезы. Описание этого переживания можно найти в письменных отчетах нескольких мистиков, включая блаженную Кристину фон Штомельн, святую Луитгарду и др. (Филиппс Ромен «Энергия Кундалини и христианская духовность»)

В современной медицине селезенка представляет собой орган, расположенный в брюшной области тела, где она функционирует в уничтожение избыточных красных кровяных клеток и хранит резервуар крови. Она играет важную роль как часть иммунной системы и её дисфункции могут быть результатом предрасположенности к определенным инфекциям. Анатомия печени уже рассматривалась в семнадцатом веке и инициировала исследования, что привело к современным взглядам на функции этого телесного органа, современная медицина отличает широкий спектр функций печени, некоторыми из которых являются детоксикация, синтез белка и производство биохимических веществ, необходимых для переваривания.

Печень, селезенка и кровообращение также отмечались как имеющие определенную функцию в освобождении Кундалини. Гопи Кришна отмечает в его отчетах о пробуждении Кундалини, что «поток», как представляется, имеет свою цель в печени, и в комментарии к этой записи Джеймс Хиллман отмечает, что печень всегда была важным символом в оккультной физиологии. Как один из главных органов, который включает в себя наибольшее количество крови и тепла, он рассматривался как самая темная и наименее проницаемая часть человеческой анатомии. Древние врачи и философы, такие как Платон, связывали печень с темными страстями, жаждой крови, гневом, ревностью или

«Все мои радости это безумие. Нет ничего слаще, чем меланхолия» (Роберт Бартон «Анатомия меланхолии»).

Черные периоды меланхолии могут открыть новые способы восприятия окружающих вещей, выявить новые подходы к жизни или высвободить новые творческие энергии. Чернота Нигредо это путешествие к более глубокой стороне жизни, изучению «затопленных» частей сознания, с тем чтобы вновь интегрировать их и сделать их поддерживающими и пригодными для использования в последующих этапах духовного развития. Однако это может сильно разрушить или истощить тело и разум, который во время этого процесса являются просто носителем для энергий, действующих сами по себе. Это не случайно, что на протяжении столетий врачи рекомендовали лучший уход, хорошее питание и много отдыха для людей, страдающих от симптомов меланхолии.

Интерес к меланхолии как к болезни имел результатом многочисленные предложения относительно возможной терапии. Лечение касалось тела и духа. Врачи Ренессанса рекомендовали, например лучшие марки вина и аромат ладана как средство для тела и молитву для духа. Все терапии пытались восстановить баланс настроений в организме, удаляя избыток черной желчи или укрепляя другие жидкости. Бартон приписывал большие целебные энергии некоторым травам, особенно морознику (helleborus) и бурачнику (borago officinalis). Другими популярными лекарствами были мандрагора, хинин и смесь из листьев шалфея, масла и уксуса. Врачи также уделяли большое внимание специальной диете. Многие главы Бартона «Анатомия меланхолии» посвящены этому вопросу. Среди продуктов, которые могут создавать меланхоличные состояния, он упоминал молоко, сливочное масло, сыр и многочисленные сорта мяса. Тем не менее, он также признал, что эта болезнь неизлечима и длится до смерти. Вот почему его терапия должна была принести облегчение, а не вылечить пациента. Это облегчение может быть достигнуто путем полного отвлечения разума оптимистичными мыслями для того, чтобы нейтрализовать последствия болезни. Для самого Бартона средством защиты от меланхолии былописательство: «Я пишу о меланхолии, чтобы отвлечься, чтобы избежать меланхолии». Другими видами терапии, рекомендованными врачами и философами того времени были: музыка, путешествия, разговоры, прогулки на открытом воздухе, верховая езда и удовольствия плоти. Считалось, что эти забавы оживляли скучную рутину жизни, ослабляли напряжение и приносили релаксацию телу и духу.

Периоды духовной и эмоциональной черноты особенно могли повлиять на сексуальную область. Усталость и апатия могли привести к фригидности и отсутствию интереса в сексе, или импотенции. Даже в периоды повышенного уровня энергии человек мог испытывать нехватку удовольствий и искать новые пути для достижения удовлетворенности, часто через различные извращения и фантазии, не находя исполнения ни в одном. Только когда сексуальная область очищалась, энергия могла трансформироваться и использоваться для дальнейшего очищения организма. Кундалини часто называют сексуальной энергией. Когда её потоку ничего не препятствует, он направляется к высшим чакрам, где он сублимируется и может использоваться для многих различных целей. Он освобождает творческую энергию, повышает психические способности, приводит к внутреннему просветлению, обеспечивает духовное здоровье и жизнеспособность и обычно становится радостью жизни. Большинство людей управляют тремя нижними чакрами, коренящимися в материи и занятыми мирской сферой. Накопление энергии в этих чакрах делает людей рабами их сексуальных потребностей или блокирует и приводит к большому непониманию природы сексуальной энергии. Ядром сексуальной магии является не изучение всех возможных средств достижения плотских удовольствий, но сублимация энергии на более высших уровнях в средства духовного самовыражения. В процессе алхимического Solve et Coagula - черные этапы гниения и яркие этапы очищения и утонченности, можно заново открыть сексуальность как средство духовного развития, в котором высшие психические и ментальные энергии могут работать в системе. Преобразование сексуальности через духовный процесс - это идея, которую можно найти во многих гностических, алхимических, шаманских и даосских практиках, а также в йоге.

Меланхолия обычно приходит циклами. После периодов черноты следуют фазы восстановления и света. Это сопровождает даже обряд перехода, каждое посвящение, меньшее или большее, которое происходит в сознании человека. Весь процесс посвящения долгий, и можно испытывать эти переменные фазы на протяжении всей жизни, поочередно в мягкий или в более тяжелой форме. Изменения, происходящие во время этих темных и светлых периодов, может повлиять на тело и разум человека, может изменить всю философию жизни. Могут появиться новые идеи и радикальные изменения в личности. И что важно - все эти изменения будут проявляться в нашей мирской жизни, влиять на наше здоровье, связи, образ жизни и все возможные уровни бытия. Хотя, можно понять, что всегда есть тревога, страх того, что эти изменения могли бы принести. Распад старого мира, в котором человек живет, часто приносит депрессию, боль или мысли о самоубийстве, поскольку человек может желать умереть вместе с ним. Но это также высвобождает огромное количество энергии, необходимой для создания новой вселенной. Эта энергия не должна быть потрачена впустую, в противном случае человек будет бродить бесконечно в черной бездне отчаяния. Важно принять черные фазы и наблюдать за ними, или даже пользоваться ими, так как они означают опыт посвящения, переход на другой уровень. Следует стараться оставаться объективным и избегать болезненности. Это естественный процесс, хотя изменения всегда являются необратимыми, и поэтому меланхолия является общим следствием и естественным спутником.

В алхимии этап Нигредо сопровождается этапом, называемым Павлиний Хвост/Cauda Pauonis. Адепту теперь представляются неограниченные возможности того, что он может сделать с пробужденной магической силой. Это внезапная вспышка всех цветов, когда Павлин расправляет свои перья во всех измерениях бесконечности. Символ павлиньего хвоста был выбран из-за множества красочных и блестящих «глаз». В греческой мифологии они были изначально глазами Аргуса, чье имя означает «тот, кто видит всё». Аргус был стоглазым гигантом, у которого 50 глаз были все время открыты, и пятьдесят спали. Когда он был убит, Гера, богиня-мать, поместила глаза на хвост ее любимой птицы - павлина.

В алхимии Павлин - символ фазы, в которой адепт переживал связь между материальным и духовным, и учился превращать одно в другое - плоть в дух и дух в плоть. На этом уровне адепт полностью осознавал, что он вступил во внутренний опыт астрального мира и это является поистине поворотным пунктом на магическом пути. Здесь мы сталкиваемся с «Павлиньим Хвостом», внезапным появлением прилива цветов, потрясающей радужности, которые могут создать иллюзию, что мы достигли конечной цели. Вспышка павлиньего хвоста также соответствует цветам чакр, через которые поднимается Огненная Змея в восхождении духовного освобождения. В некоторых алхимических трудах это венец стадии, в которой была очищена душа адепта. Действительно это может означать, что мы успешно перебрались через черную бездну Нигредо и вступили в фазу отбеливания. Тем не менее, Хвост Павлина может иметь еще одно значение - он может представлять неудачу алхимического процесса. Человек ослепляется переливчатостью и отвлекается на формы и цвета от истинной цели духовного пути. Вспышка цвета является только предвкушением этапов, которые еще не пройдены. Человек может чувствовать, что здоровье и жизнеспособность вернулись к нему, и восстановилась радость существования, но этот этап сопровождается другим mortifkatio, новой дезинтеграцией. Это может привести к противоречиям в разуме, безумию и даже к потере достигнутого. Павлин также является символом тщеславия и гордости. Тинктура может окрасить эго, создавая ложные иллюзии, словно ты уже достиг видения и силы. Но это только один из полного опыта магического пути, и это должно быть преобразовано в духовные тинктуры, в неисследованных алхимических этапах, которые все еще ожидают нас на нашем духовном пути. Черная эссенция подобна водам Стикса, темной реки, которая отделяет жизнь от смерти, которая будучи используемой в надлежащее время, становится эликсиром бессмертия, но во всех других случаях - это яд.