1. Исторические источники
Практика получения пресказаний при помощи бросания жребиев была широко распространена у всех славянских народов. Константин Багрянородный описывает обряд славян у священого дуба на острове Хортица: ''Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий-зарезать ли их(в жертву) или съесть или пустить живыми''
Б. А. Рыбаков. Язычество древней Руси М. 1987 стр. 211.
Титмар Мерзебургский свидетельствует: ''с тайным шепотом и трепетом они (жрецы) роют
землю и бросают жребии по которым разгадывают истину в сомнительных случаях
Д. Дудко. Матерь Лада. Божественое родословие славян. М. Эксмо 2002 стр. 391.
Подобные описания сохранились и в былинах, так к примеру в былине ''Князь Роман и братья Ливики'' историческая основа которой восходит к 12-13 в. воины производят гадания перед битвой чтобы узнать кому из них суждено погибнуть в бою:
Собирал он силы девять тысячей,
Подходил ко реке Смородине,
Говорил таково слово:
''Ай же вы дружинушка хоробрая!
Делайте дело повеленое:
Режьте жеребья липовые,
Кидайте на реку на Смородину,
Всяк на своем жеребье подписывай''
Делали дело повеленое:
Резали жеребья липовы,
Кидали на реку на Смородину,
Всяк на своем жеребьи подписывал.
Которой силе быть убитой ,
Те жеребья камнем ко дну;
Которой силе быть раненой,
Те жеребья против быстрины пошли;
Которой силе быть не раненой,
Те жеребья по воде пошли
Песни собраные П.Н.Рыбниковым
Карелия 1989г.
Широко также известны строки из цикла былин о Садко:
Ай же вы дружина хоробрая!
Ай возьмите-тко уж как делайте ,
Ай да жеребья себе волжаны,
Ай как всяк свои имена
вы пишите на жеребьи,
А спущайте жеребья на сине море;
А я сделаю себето жеребий
на красно-то золото.
Ай как спустим жеребья теперь
мы на сине море;
Ай как чей у нас жеребий теперь
да ко дну пойдет
А тому итти как у нас да во сине море.
А.Ф.Гильфердинг. Онежские былины
М.Л. 1949г.
В церковных индексах отреченых книг среди всех прочих значится и текст «Метание» («Метаньеимец» или «Розгомечец») – книга гаданий посредством жребия».
Множество подобных примеров метания жеребьев можно найти в книге А.Н.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» М. ''Индрик'' 1994, том 3 стр. 382-386.
Но среди всех прочих свидетельств обращает на себя внимание следующий текст:
''Саксон-Грамматик говорит что на острове Ране славяне кидали 3 дощечки-с одной стороны
белые а с другой черные и замечали: какой именно стороной упадут они кверху: белая предвещала успех а черная неудачу К этому гаданию прибегали и щтетинцы чтобы определить исход морской битвы''
А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу
М. ''Индрик'' 1994 т. 3 стр. 383
В данном отрывке практика гадания описана более или менее полно, что дает возможность для реконструкции .Конечно можно сказать что данная практика довольно примитивна то ли дело руны! (резы, таро, и-цзин и т.д.) Однако не стоит спешить с выводами. Примитивизм здесь только кажущийся. На самом деле данный способ гадания несмотря на свою простоту
является мощным инструментом для самопознания, для измннения самого себя и своей жизни. О том какие интересные моменты в практике сбственой духовной работы могут всплыть при общении с подобнами ''примитивными'' системами можно узнать из книги: С.Тетерин. Двойняшки - пермский оракул для гадания и привлечения личной удачи. Киев, ''София'' 2000 г.
2.Практика
Как уже было сказано выше, согласно Саксону-Грамматику белая сторона жеребия означает
удачу, успех (и вероятно - ответ ''да''), черная сторона - неудачу (и вероятно ответ ''нет'' ).Из этого логически вытекают следующие положения:
Если все три жребия выпадают белой стороной-то дело о котором вы вопрошаете сладится,
если две стороны белые, а одна черная - дело сладится но есть препятствия мешающие вам, если две стороны черные, а одна белая - вас ждут серьезные препятствия и испытания, но шанс удачного исхода у вас есть.
Если все три жребия легли черной стороной - вас ждет неудача.
При работе со жребиями необходимо формулировать вопрос четко, так чтобы была возможность для как можно более четкого однозначного ответа, ведь жребии могут оперировать понятиями только в рамках ''да - нет''.
Жребии необходимо изготовить самому – вы должны приложить свой труд к созданию своего предсказательного инструмента, в этом случае у вас появляется глубокая внутренняя связь с ним что необходимо для практической работы.
Хорошо также работается с подаренными жребиями - если только подарок был сделан от чистого сердца. С купленными (сделанными на заказ, за деньги) жребиями работается как правило хуже, хотя иногда бывают и исключения(впрочем как известно исключения только подтверждают правила) – все зависит от того в каком состоянии пребывал человек во время изготовления жребиев.
Вы должны приступить к работе над изготовлением жребиев в хорошем расположении духа ,
тело должно быть максимально чистым, чувства должны быть уравновешены. Также не должно быть метушихся мыслей, озабоченности чем-либо. Если у вас нет необходимой для изготовления жребиев древесины и вам необходимо идти в лес (посадку) чтобы отыскать ее, то перед выходом из дома попросите Велеса помочь вам в поиске. Перед входом в лес положите требу Лешему и объясните ему цель вашего визита, попросите у него прощения за возможный причинённый вами ущерб. Попросите его помочь вам в ваших поисках. Я пишу ''возможный'' потому что Леший может вывести вас и к уже сломанной или засохшей необходимой вам ветви (дереву). Лучше всего срезать ветки деревьев для этой цели зимой - в холодное время года деревья спят и вследствие чего боли почти не ощущают. В любом случае, прежде чем срезать найденную ветвь, попросите у дерева прощения за ту боль, которую причиняете и положите ему искупительную требу.
Деревьями наилучшим способом подходящими для этой цели будут липа, орешник, сосна.
После покраски жребиев их лучше всего покрыть воском или лаком. После окончания работы жребии необходимо освятить силой Велеса. Сделайте это любым доступным для вас способом (см. приложение 2).
Жребии нужно хранить в отдельном специально для этой цели предназначенном мешочке. В первое время после изготовления жребии желательно постоянно носить с собой (как уже говорилось выше - в специальном мешочке - на шее, в кармане, на поясе и т.д.) А на ночь их желательно класть под подушку. Это делается для установления как можно более тесного контакта с ними.
После пробуждения от сна сделайте предсказание на то, как сложится для вас этот день - будет ли у вас удача в делах или нет?
Перед началом предсказания обратитесь к Велесу (см. приложение 2). После этого начинайте гадание.
Для этого задайте вопрос, четко его формулируя и полностью сосредоточившись на нем, вытащите из мешочка жребии и бросьте их при этом слегка подкинув вверх. Впрочем, жребии можно вытаскивать и метать по одной. Метать жребии можно в специальную чару наполненную заранее освященной водой. В этом случае уместным будет также обращение за помощью к предкам - ибо вода есть граница между миром живых и миром мертвых.
А можно метать просто на землю, или на специально сделанный для этой цели кусок белой ткани.
Вообще-то вопросы при гадании можно задавать по разному. Можно спросить ждет ли меня удача в таком-то деле? А можно - ждет ли меня неудача? В последнем случае видно, что человек формирующий вопрос подобным образом заранее настроен на неудачу и с таким отношением к делу и получит неудачу, причем не просто в ответе, но и в реальной жизни. Я здесь не буду описывать все эти безусловно важные вопросы, возникающие в результате практики работы с гадательными системами, так как подобные психологические коллизии уже освещены в соответствующей литературе по мантике (см. к примеру: А.Платов. Девять шкур дракона. В: Мифы и магия индоевропейцев. М.1998г. Выпуск 6. С.Тетерин. Двойняшки - пермский оракул для гадания и привлечения личной удачи. Киев. ''София'' 2000г.)
Итак, после гадания запишите полученный результат. Вечером сверьте его с событиями дня, насколько точен был прогноз? Вполне возможно поначалу предсказания не будут сбываться, но во всяком деле нужно терпение и труд, и ведовство здесь не исключение, поэтому продолжайте заниматься и результат придет.
После того как ваши прогнозы начнут сбываться достаточно регулярно, вы уже сможете делать предсказания и для других людей. Большой процент сбывающихся прогнозов говорит о том что вы нашли общий язык с жребиями и они действительно стали вашим реальным предсказательным инструментом и помощником на духовном пути.
Приложение 1
Терминология славянских предсказательных практик
В традиционной славянской магии имеется своя терминология для предсказательных практик
Так, сам процесс гадания при помощи жеребьев, розг (нарезаных прутьев - вспомните книгу Розгомечец ), бобов, игральных костей (зернь) именуется ''метанием'' толкования результата называется ''розвод''. Слово ''розвод'' имело значение ''разделение целого на части'' , ''размеживание'' ,''раскладка'' ,''развертка, роспись'' .
Более подробно об этих вопросах можно болнн подробно прочесть в статье: С.П.Мордвина А.Л.Станиславский – Гадательная книга 17 в. холопа Пимена Калинина. В книге: История русского языка. Памятники 11-18 в. М. ''Наука'' 1982 г. стр. 321
При данной практике метания жеребиев у нас получается 4 возможных позиции ''розвода'' дадим им имена для удобства процесса толкования:
Жеребии выпадают белой стороной - Доля
Два жеребия выпадают белой а один черной стороной - Прибыток
Два жеребия выпадают черной один белой стороной – Ущерб
Жеребии выпадают черной стороной - Недоля
Приложение 2
Заговоры:
Для практической работы с жеребьями предложим два заговора из ''Вещего словника'' волхва Велеслава как прекрасно подходящие сюда по теме:
1.На освящение жеребьев:
Именем Велеса святися
Нитями Макоши спрядися
Правию исто правися
Славою вовек славися!
Гой!
2. Перед гаданием:
Дозволи Велесе жребии метати
Жребии метати о судьбе гадати
О судьбе гадати вещим сердцем спознати
В полотне судеб Макошины нити прозрети
В хитросплетениях их не запутатся
На распутьях не заблудится
А ясно ведное зрети
Во свете Яви да во Тьме Нави
Нам вещий путь укажи
Вед предначертаных стати
По мере нашей даруй!
Гой!
Писано Вороном
старейшиной Славянской Родноверческой Общины
«Коловрат» в жовтне месяце 2003 г. от н.х.л.
Собственоручно переписано и дополнено
в жовтне месяце 2004 г. от н.х.л