До наших дней у восточных славян сохранилось множество примет и поверий связанных с поведением птиц. Деревенскими колдунами и знахарями, наследниками древнеславянских волхвов, эти приметы собирались и записывались в специальные рукописные сборники, которые позже попали в церковные индексы «отреченных книг». Так, в данных индексах приводятся следующие названия: «Воронограй» (предсказания по поведению ворона), «Курогляшеник» (предсказания по крику петухов), «Птичник» или «Птичьи чаровье» (предсказания по крику и полету птиц вообще) (1)
Особенное внимание привлекают к себе приметы связанные с вороном. Ворон в славянском фольклоре занимает исключительное место. В народных песнях, заговорах и былинах, по количеству упоминаний ворон стоит на одном месте с соколом.
Но если сокол связывается с днем, светом и небом как миром Богов (Правь), то стихия ворона – ночь, тьма и мир мертвых (Навь).
В украинских заговорах сокола и ворона постоянно сопровождает атрибутика присущая центру мироздания: море, остров Буян, Мировая Гора, причем как сокол так и ворон часто восседают на Алатыре-Камне. (2)
Но ворон не только связывается с миром мертвых, в фольклорных текстах, ворон именуется вещим, песни, преданья и сказки наделяют ворона даром предвиденья. В гнезде ворона незримо хранятся золото, серебро и драгоценные камни. Он хранитель золотых яблок, а также живой и мертвой воды. (3)
Также следует выделить и такой часто встречающийся в былинах мотив, как растерзания вороном тела умершего героя, что является отражением древнейших обрядовых посвящений, в которых неофиту, дабы приобщиться к сакральному знанию приходиться пройти через состояние смерти и последующего воскресения. Тут можно вспомнить северных шаманов, которые во время « шаманской болезни» (т.е. Посвящения в шаманы) видят что их тело духи сначала разрывают и поедают, а затем воссоздают вновь. И только после прохождения посвящения смертью человек становится настоящим шаманом.
Из всего этого можно сделать вывод, что ворон – хранитель незримых дорог между Явью и Навью, священная птица Велеса в его ипостаси Владыки Мира Мертвых. Таким образом, наши предки видели в поведении ворона знаки даваемые Велесом.
Но чтобы видеть и слышать знаки от Богов и предков передаваемые через птиц, а также другие явления окружающего мира, нужно уметь быть в тишине, ведь чтобы слушать надо уметь молчать.
Умение слушать мир является основой славянских традиционных духовных практик. Без умения слушать и видеть сокровенную сущность пространства, все обряды и рядения есть лишь бессмысленная суета, в лучшем случае не приносящая никакой практической пользы, а в худшем случае – вводящая человека в самообман и морок (иллюзии) являющиеся последствием не реального видения мира, а отражением собственных личностных представлений о том каков должен быть мир.
Иначе говоря, из-за внутренних ограничений человеческой личности которая создается в процессе социализации, человеческий ум в попытке понять знаки Богов искажает их смысл соответствии с рамками своей искусственной личности. Не зря ведь слово «личность» происходит от старославянского «личина» т.е. Маска. Маска которую человек надевает на свое истинное «Я». И если в человеческом социуме личность нужна и совершенно необходима для жизни и взаимодействия с обществом, то выходя за рамки человеческого общества, общаясь с Богами или творя волшбу, личность становится только помехой.
Только научившись в состоянии мысленного (и чувственного) безмолвия слушать и созерцать звенящую тишину пространства, можно увидеть и услышать что говорят тебе Боги и духи через проявления природы.
Научитесь вслушиваться в шорохи ветра, в крики птиц, голоса людей, созерцайте тени в сумерках, капли дождя, падающий снег, листья деревьев, огонь костра.
Поначалу ваши собственные мысли и желания будут отвлекать вас, но если вы проявите волю и настойчивость, то в таком созерцательном состоянии, слушая звуки окружающего пространства, внимательно всматриваясь в поступки и действия существ этого мира вы услышите именно те слова и звуки которые несут сакральные знания именно для вас. Не все крики птиц, или голоса людей, или шум от проезжающих мимо машин будут вестью от духов и Богов.
Но научившись слушать мир, как слушали его наши предки, вы сможете распознать когда полет ворона является не просто полетом ворона, а вестью от Богов предназначенной именно вам.
Учитесь разговаривать с миром, и тогда мир заговорит с вами. Ведь Боги и духи могут проявляться через множество явлений и сущностей. Можно беседовать с Богами через птицу, облако, дерево, ручей, камень. Можно разговаривать с другим человеком, и вдруг в какой-то момент увидеть что сейчас с вами устами этого человека говорит кто-то из Богов или духов, ведь они рядом, они часть природы и потому каждое событие в природе является проявлением различных потоков божественных сил. Причем, зачастую современный человек искалеченный «благами» современной «цивилизации» в силу отсутствия целостного самосознания не в состоянии осознать когда и как сила Богов или духов входит в него и действует в этом мире его руками. Но это уже тема для другого разговора...
Ниже собраны приметы из разных этнографических источников, связанные с поведением ворона.
Воронограй.
Вороны в кучу собираются – к ненастью. Купаются – тоже. Каркают стаей летом – к ненастью, зимой – к морозу. Вороны играют вверху, толкуны толкутся – к ведру. Ворон в пыли купается возле ворот дома – к смерти. Ворон по дороге ходит – к ворам.
Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на волка. Ворон сидящий на кровле дома, в котором есть больной и при этом кричащий, предзнаменует больному смерть. Если ворон летит рядом – к несчастью.
Кто убьет ворона, у того не будет разводиться скот столько лет, сколько было ворону.
Кто убьет ворона, тому не миновать трех напраслин.
Ворон каркнет над головой – худой признак.
Три раза прокаркает – к смерти.
Ворон виденный во сне – предвещает немилость и несчастье, мужу – неверность жены, жене – неверность мужа, летящий на человека – предвещает ему смерть, ворон каркающий – неприятные вести, горесть, дурная погода.
Если ворон разгоняет над чей-то пашней или садом – огородом других птиц, то это значит: какая-то вина, сильный грех тяготеют над владельцем этих угодий.
Вороний праздник –14 апреля (в некоторых местностях –15 либо 27 апреля).
Если в этот день ворон каркнет над человеком – то этим указывает на грехи человека. В этот день хозяева кормят воронов кашей, сопровождая подношения словами, чтобы вороны указали верный путь в жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) А. Афанасьев. Поэтическое воззрения славян на природу. М.»Индрик» 1994 г. т.3 стр.607
(2) Українські замовляння. Упорядник М.Н. Москаленко. Коментар М.О. Новикова. К., «Дніпро». 1993, стр. 220-223
(3) Пожалуй не лишним будет сказать, что не стоит путать ворона и ворону, это не только разные виды птиц (разницу между ними современный городской житель может узнать из книг по природоведению), но они различаются и в плане символики. В образе вороны никогда не присутствуют символы мудрости и знания, наоборот, ворона всегда связывается с тщеславием, хвастовством, обманом, и ложью.
Писано Вороном,
старейшиной Славянской Родноверческой Общины
''Коловрат'' в грудене-месяце 2003 г