1. Лишь очень немногим изучающим оккультизм известно хоть что-нибудь о самом первоисточнике оккультного учения. Многие вообще не подозревают о существовании Западной Традиции. Ученых вводят в заблуждение намеренные оговорки и недомолвки посвященных, столетиями скрывавших истинное значение эзотерических терминов. Поэтому исследователи делают вывод, что немногочисленные дошедшие до нас тексты являются средневековыми подделками. Они были бы чрезвычайно удивлены, узнав, что эти фрагменты, а также рукописи, передаваемые из рук в руки, с добавлением традиционно сообщаемых устно сведений до настоящего времени используются в эзотерических школах в качестве основы практических занятий Йогой Запада.
2. Адепты рас, эволюционным предназначением которых является покорение физического плана, развили свою собственную, ориентированную на их проблемы и нужды технику Йоги. Эта техника основывается на общеизвестной, но непонятной для непосвященных Каббале, — Мудрости Израиля.
3. Может возникнуть вопрос, почему корни мистической традиции западных наций восходят именно к иудейской культуре? Ответ на него очевиден для того, кто знаком с эзотерической теорией рас и субрас. Все имеет свой первоисточник. Культуры не возникают из ничего, и зародыш каждой новой культуры неизбежно содержится в ее исторической предшественнице. Иудаизм был матрицей европейской духовности, о чем свидетельствует, в частности, то, что Иисус и апостол Павел были иудеями. Только иудейский народ, и никакой иной, мог стать главным действующим лицом в событиях Нового Завета, поскольку только его религия была монотеистичной. Пантеизм и политеизм устарели, наступали времена новой духовности. Христианские народы получили свою религию от иудейской культуры точно так же, как буддистские народы Востока обязаны своей духовностью индийской культуре.
4. Мистицизм Израиля лежит в основе современного западного оккультизма. Он образует теоретический базис, на котором строятся все обряды. Его известный глиф, составной символ, или символическая схема — Древо Жизни — является наилучшим из известных нам образов, какие только можно использовать для медитации, потому что он наиболее многозначен.
5. В настоящей книге я намерена не описывать результаты исторического исследования истоков Каббалы, но лишь показать ее методы современникам, изучающим тайные ритуалы. Хотя в основе нашего подхода лежат традиционные воззрения, у нас нет никакой необходимости ограничиваться только ими. Техника, которая находит практическое применение, постоянно развивается, поскольку опыт каждого, кто к ней причастен, обогащает ее. Таким образом, каждый изучающий Каббалу делает вклад в наше общее наследие.
6. Мы вовсе не обязаны совершать некие ритуальные действия или придерживаться определенных идей только из почтения к мнению раввинов, живших до Христа. Мир с тех пор заметно изменился, наступили иные времена. Но все, что в принципе было верно тогда, верно и сейчас, а значит — оно ценно для нас. Хотя современный каббалист и является наследником древнего каббалиста, он может по-новому интерпретировать доктрину и видоизменить метод в свете современности, в полной мере используя полученное им наследие для чисто практических целей.
7. Я не утверждаю, что известные мне современные интерпретации Каббалы идентичны идеям дохристианских раввинов, но отмечу, что они являются их естественным продолжением и конечным результатом развития системы тех времен.
8. Ручей тем чище, чем ближе он к источнику. Для раскрытия главных принципов мы должны отправиться к самому ключу. Чистота же потока зависит от уровня загрязненности впадающих в него рукавов, которые, впрочем, могут оказаться и достаточно прозрачными. Чтобы выяснить, насколько чисты эти притоки, мы сравниваем их с первоисточником, и если они проходят эту проверку — им вполне можно позволить смешаться с основным течением и тем самым увеличить его мощь. То же и с традицией: она складывается из всего, что не противоречит устоям. Обращаясь к главным принципам и убеждаясь в чистоте традиции, мы в то же время судим о ее жизнеспособности по уровню ассимиляции. Только мертвая система не подлежит изменению под воздействием современности.
9. Первоначальный поток иудейского мистицизма претерпел множество изменений. Мы наблюдаем его подъем среди кочевых звездопоклонников Халдеи, где Авраам в своем шатре среди стад услышал Глас Божий. Однако за достаточно туманным образом Авраама просматриваются еще более древние очертания. Например — таинственная фигура великого Жреца-царя, «рожденного без отца, без матери, без предков, жизнь которого не имела ни начала, ни конца», и его причастие хлебом и вином после битвы с Царями, зловещими «Царями Эдома», «которые правили прежде, чем появился в Израиле царь, могуществу которого не было равных».
10. На протяжении нескольких поколений прослеживается связь отцов Израиля со жрецами-царями Египта. В Египет направляются Авраам и Иаков; Иосиф и Моисей были тесно связаны с адептами из окружения фараона. Читая о том, что Соломон просит Хирама, царя Тира, помочь людьми и материалами в постройке Храма, можно предположить, что известные мистерии древней столицы Финикии должны были оказать глубокое влияние на иудейский эзотеризм. Если же учесть, что Даниил получал образование в дворцах Вавилона, становится очевидным, что мудрость магов была доступна просвещенным иудеям.
11. Эта древняя мистическая традиция иудеев включала три литературных источника: Книги Закона и Пророков, известные нам как Ветхий Завет; Талмуд, или собрание комментариев к текстам Ветхого Завета; Каббалу, или мистическое толкование Ветхого Завета. Как утверждали древние раввины, первый из этих источников является телом традиции, второй — ее рациональной душой, а третий — бессмертным духом. Люди невежественные могли с пользой читать первый, просвещенные изучали второй, но мудрые сосредоточивались на третьем. Очень странно, что христианские интерпретаторы Ветхого Завета никогда не искали ключей в Каббале.
12. При жизни Христа в Палестине существовали три школы религиозной жизни: фарисеи, саддукеи (которые часто упоминаются в Евангелии) и ессеи, о которых мы почти ничего не знаем. Согласно одному из апокрифов, мальчик Иисус, сын Иосифа, в двенадцать лет, когда масштаб Его личности был осознан учеными-теологами, услышавшими Его речь в Храме, был послан ими в общину ессеев возле Мертвого моря с целью обучения мистической традиции Израиля. Он оставался там, пока не пришел в тридцатилетнем возрасте к Иоанну принять крещение в реке Иордан перед началом выполнения Своей миссии. Если это так и было, что вполне возможно, то заключительные слова молитвы «Отче наш» наполнены каббалистическим смыслом.
Сфирот: Малкут — Царство, Ход — Сила, Нецах — Слава — образуют базовый треугольник Древа Жизни, с Сфирой Йесод (Основанием, или Хранилищем Влияний) в центре. Каждый, кто произносит эту молитву, невольно пользуется Каббалой.
13. Христианство черпает эзотеризм в гностицизме, который многим обязан как греческой, так и египетской мысли. На примере системы Пифагора мы убеждаемся в приспособлении принципов Каббалы к греческому мистицизму.
14. Экзотерическая, то есть подчиненная государству часть христианской Церкви преследовала и искореняла ее эзотерическую ветвь, уничтожая все ее следы повсюду, куда только дотягивались руки, с целью изъять само упоминание о гнозисе из человеческой истории. Есть письменные свидетельства того, что купальни и бани Александрии в течение шести месяцев отапливались манускриптами великой библиотеки города. До нас дошла лишь очень малая часть духовного наследия древних мудрецов, ибо варвары буквально сравняли его с землей, и только в результате тщательных археологических раскопок поглощенных песками развалин мы вновь открываем для себя былое величие познающего духа.
15. Вплоть до начала ослабления диктата Церкви в пятнадцатом веке иудейские мудрецы опасались доверять бумаге свои мысли и знания. Ученые утверждали, что Каббала является средневековой подделкой, поскольку не было доказательств ее преемственной связи с найденными манускриптами. Те же немногие, кто имел хоть какое-то представление о практической деятельности эзотерических братств, допускали, что все сведения о вселенной и человеческой душе можно закодировать с помощью символики, совершенно бессмысленной для непосвященных. Эти странные древние схемы могли передаваться из поколения в поколение, сопровождаясь устным объяснением, своеобразной дешифровкой, потерять которую невозможно. В случае сомнений в точности объяснения какого-либо важного момента всегда можно обратиться к священному символу Принципы медитации-размышления о смысле этого символа передавались из поколения в поколение. Мистику хорошо известно, что, сосредоточившись на символе, имеющем некий глубинный смысл, он получит доступ к основополагающей идее, даже если смысл используемого символа никогда не был разъяснен ему носителями устной традиции, передаваемой от учителя к ученику.
16. Система светского влияния Церкви была направлена не только на изгнание всех соперников из духовной области, но и на уничтожение их следов. Мы мало знаем о том, какие из семян мистической традиции проросли лишь для того, чтобы ростки их были безжалостно выкошены в Средние Века; но мистицизм внутренне присущ человеческой расе, и хотя Церковь уничтожала все корни традиции в душах своих последователей, тем не менее искренне верующие, составлявшие цвет паствы, вновь и вновь открывали древнюю технику приближения души к Богу, создавая свою собственную особую Йогу, очень близкую к Бхакти-Йоге Востока. Католическая литература изобилует трактатами по мистической теологии, которые, хотя и демонстрируют некоторое знакомство с высшими состояниями сознания, грешат наивным пониманием физиологии этих состояний, что свидетельствует о неизбежной слабости системы, не пользующейся в полной мере накопленным опытом.
17. Бхакти-Йога католической Церкви подходит только для людей, религиозных от природы и в высочайшей степени готовых к самовыражению вплоть до самопожертвования во имя любви. Но далеко не всякий христианин способен на подобное, а его религия не может предложить своим последователям какой-либо выбор систем духовного развития. Восток, культивируя терпимость, поступал гораздо мудрее, создавая для различных психологических типов разные йогические методы, каждый из которых является путем к Богу.
18. Вследствие этой плачевной ограниченности нашей теологии многие искатели духовности на Западе ориентируются на восточные методы. Для тех, кто способен жить в условиях Востока и работать под непосредственным наблюдением гуру, это действительно выход, но если нет иного учителя, кроме книги, то на фоне обычного западного образа жизни достижение хороших результатов становится весьма проблематичным.
19. По этой причине я бы рекомендовала людям белой расы обратиться к традиционной западной системе, которая великолепно приспособлена к их физической конституции. Она дает немедленные результаты, и занятия ею при надлежащем наблюдении не только не нарушают умственной или физической гармонии, как это, к сожалению, слишком часто случается при использовании непривычных систем, но и придают необычайную энергию. Именно эта особая жизненная сила посвященных явилась поводом для возникновения легенд об Эликсире Жизни. В свое время я знала некоторых людей, которых можно с полным правом отнести к адептам, и всегда поражалась их потрясающей, не зависящей от возраста жизненной энергии.
20. С другой стороны, однако, я могу лишь подтвердить то, что всегда утверждали все гуру Восточной традиции — любой системой психо-духовного развития можно безопасно и адекватно заниматься только под личным наблюдением опытного учителя. По этой причине, хотя я и приведу на страницах этой книги принципы мистической Каббалы, я не считаю себя вправе дать все ключи к ее практическому применению, даже если бы мои собственные обязательства как посвященной и не запрещали мне сделать это. В то же время я считаю нечестным по отношению к читателю использование намеренных оговорок и дезинформации и, насколько мне позволяют мои знания и вера, предлагаю точные сведения, — хотя, возможно, и не в полном объеме.
21. Тридцать два Мистических Пути Тайного Блаженства являются путями жизни, и желающие раскрыть их секреты должны пройти по ним. Так же, как была обучена я, может быть обучен любой стремящийся изучить эту науку, и я буду рада указать путь такому серьезному искателю.