1. Эзотерист, поставивший целью сформулировать свою философию для передачи ее другим, сталкивается с тем, что его знание высших форм бытия получено не при помощи мышления, а в ходе некоего процесса, разворачивающегося только тогда, когда он покидает сферу мышления. Следовательно, лишь в той области сознания, которая выходит за пределы мышления, воспринимаются и осознаются наивысшие формы трансцендентальных идей. Это достигается лишь тем, кто не только способен использовать этот аспект сознания так, что может формулировать свои идеи в их изначальной форме, но и сумеет сообщить осознанные идеи людям, не имеющим опыта пребывания в высшем состоянии сознания, придав им определенный вид, ибо иначе невозможно адекватно передать эти идеи. Мистики используют любые вообразимые аллегории в попытке передать свои восприятия, философы запутываются в лабиринте слов. И все усилия напрасны, если дело касается непросветленного разума. Каббалисты, однако, используют другой метод. Они не пытаются объяснять то, с чем неподготовленный разум не способен иметь дело; они предлагают человеку ряд символов для медитации, позволяющих ему шаг за шагом построить лесенку осознавания и подниматься по ней туда, куда он не может взлететь. Что касается разума, то он способен воспринимать трансцендентную философию ничуть не лучше, чем глаз — видеть музыку.
2. Следует подчеркнуть, что Древо Жизни является не столько системой, сколько методом. Те, кто его сформулировал, осознавали ту важную истину, что для получения ясности видения необходимо ограничить поле зрения. Большинство философов основывали свои системы на Абсолюте — достаточно зыбком понятии, поскольку человеческий разум не может ни определить, ни воспринять Абсолют. Некоторые при обосновании своих систем пытаются использовать отрицание, утверждая, что Абсолют непознаваем и всегда должен оставаться непознаваемым. Каббалисты ограничиваются словами, что Абсолют недоступен восприятию в том состоянии сознания, которое считается для людей нормальным.
3. Таким образом, в соответствии со своей системой каббалисты опускают Покров перед определенной ступенью проявленности, но не потому, что там нет ничего, а потому, что разум, как таковой, должен здесь остановиться. Когда человеческий разум достигает высочайшей ступени своего развития и освобожденное сознание может отделиться от него, как бы встав на собственные плечи, мы получаем возможность проникать сквозь так называемые Покровы Скрытого Бытия. Однако если мы довольствуемся восприятием этих Покровов как философских условностей, памятуя о том, что они относятся не к устройству мира, а к ограничениям человека, то ничто не помешает нам постигать мироздание для удовлетворения всех наших практических целей. Но само происхождение вещей необъяснимо в терминах нашей философии. И как бы далеко ни обращались мы назад, к истокам видимого мира, мы всегда будем находить предшествующее существование. Только тогда, когда мы снимаем Покров Скрытого Бытия с пути, возвращающего нас к началам, мы получаем фон, благодаря которому становится видна Первопричина. И эта Первопричина вовсе не источник, не имеющий начала, а Первое Появление на Уровне Проявления. Лишь до сих пор, не глубже, может возвратиться разум; но мы всегда должны помнить, что эта глубина для каждого своя. Невежественный человек не идет дальше представления о Боге как о старике с длинной белой бородой, который сидит на золотом троне и дает указания о сотворении мира. Ученый проникает несколько дальше, прежде чем вынужден будет снять Покров, названный Эфиром, а философ возвратится еще дальше, прежде чем снимет Покров, названный Абсолютом. Посвященный же пойдет дальше всех, поскольку он научен мыслить символами, а символы для разума являются тем же, чем инструмент для руки, — средствами расширения его возможностей.
4. В качестве отправной точки Каббалист использует Кетер — Корону, первую Сфиру, которую он символизирует Единицей или Точкой внутри Круга. Отсюда он движется в обратном направлении к трем Покровам Скрытого Бытия. Этот подход отличается от более традиционного — когда процесс эволюции пытаются постичь, отталкиваясь от идеи Абсолюта. Метод Каббалиста не дает и не может дать немедленного и полного знания об источнике всех вещей, но он позволяет уму начать поиск — ведь там, где нет старта, нет и финиша.
5. Таким образом, каббалист начинает свой поиск оттуда, откуда он может его начать, — с первой точки, находящейся в пределах досягаемости конечного сознания. Кетер соответствует наиболее трансцендентной форме Бога, которую мы «способны воспринять, имя которой Эхие, что в канонизированной (англиканской церковью) версии Библии переводится как «Аз Есмь», или, более точно, Существующий в Себе, Чистое Бытие.
6. Но прежде чем слова станут действенной силой, их необходимо связать с другими идеями, чтобы они могли передавать разуму определенное восприятие. Поэтому изучая вторую Сфиру — Хокма, — мы лишь начинаем постигать Кетер и действительно приближаемся к пониманию ее смысла только тогда, когда видим полное раскрытие всех Десяти Сфирот. Мы сумеем постичь Кетер только в том случае, если будем располагать всей информацией, которая даст нам ключ к ее природе. При работе с Древом самое мудрое — двигаться по нему, а не сосредоточиваться на какой-то одной точке до полного овладения ею, поскольку все здесь объясняет и дополняет друг друга, и просветление приходит именно благодаря восприятию взаимосвязей между различными символами. И вновь я повторяю, что Древо не является системой знаний — это лишь карта-руководство для использования разума.
7. Но в данный момент мы занимаемся изучением не эманации, а первопричин — в той степени, в которой разум может в них проникнуть; и сколь ни парадоксальным это может показаться, мы проникнем дальше, если опустим Покров, чем тогда, когда попытаемся проникнуть во тьму.
А сейчас мы оценим положение Кетер в одном предложении, которое не будет иметь глубокого смысла для начинающего, но подлежит скрупулезному запоминанию, так как его смысл вскоре начнет раскрываться. Поступая подобным образом, мы придерживаемся древней эзотерической традиции вручения учащемуся некоторого символа, подлежащего обдумыванию и созреванию в его разуме, в отличие от подхода, при котором дается подробная инструкция, не содержащая информации. Подобным предложением-семенем, которое мы зароним в подсознании читателя, является: «Кетер есть Малкут Непроявленного». Матерc говорит (в упомянутой выше книге): «Безграничный океан скрытого света не исходит из центра, поскольку у него нет центра, но стягивается в центр, который является числом Один проявленных Сфирот, т. е. Кетер, Короной, первой Сфирой».
8. На первый взгляд эти слова весьма противоречивы и непонятны. «Скрытый Свет» — просто способ определения того, что описываемая вещь хотя и имеет вполне определенные, общие со светом свойства, однако не является светом в обычном понимании. Слова говорят нам очень мало о том, для описания чего предназначены. Можно научить не путать Скрытый Свет с обычным светом, но научить думать о том, чем он действительно является, — весьма непросто по той причине, что разум еще не располагает образами для представления, просто не созрел для этого. Тем не менее, хотя слова и не говорят нам все, что мы хотели бы знать, они как бы подстегивают воображение. Образы опускаются в подсознание, подпитываясь возникающими в сознании идеями. Если придать каббалистическому методу сугубо практическую направленность, наподобие Йоги Запада, знание крепнет.
9. Каббалисты выделяют четыре уровня явного и три уровня непроявленного, или Скрытого Бытия. Первый из трех назван Айн, Скрытый; второй — Айн Соф, Скрытый Безграничный; третий — Айн Соф Аур, Скрытый Безграничный Свет. Именно из этого последнего образован Кетер. Этими терминами названы три Покрова Скрытого Бытия, связанных с Кетер. Другими словами, они являются алгебраическими символами, открывающими нам доступ к тому, что выходит за пределы мысли, и в то же время — скрывающих то, чем они в действительности являются. Это — маски трансцендентной реальности. Если мы будем думать о состояниях скрытого Бытия в терминах объектов, которые нам хорошо известны, мы совершим ошибку — потому что, чем бы мы их не считали, они этим могут не быть — они еще не проявлены. Поэтому термин «Покров» учит нас использовать идеи в качестве не имеющих сами по себе никакого смысла ярлыков, полезных в дальнейшем. В этом заключается правильное использование любых символов. Подобно Покровам, они скрывают то, что собой представляют, пока мы не сможем свести их к терминам, доступным пониманию. Тем не менее они позволяют нам оценивать идеи, при ином подходе немыслимые, невоспринимаемые разумом. И поскольку сущность Древа — многообразие вариантов, эти Покровы используются лишь в качестве своеобразных подпорок для строительства новых мыслей. Подобные Покровы, или размытые символы, не имеют никакой ценности для нас, пока не исчезнут, явив то, что скрывали. Лишь по причине нашей преходящей немощности мы вынуждены пользоваться этими непостижимыми, цельными символами, и разум, стремящийся к высотам эзотерической философии, при таких ограничениях обретает новые навыки. Этот путь лежит в основе раскрытия мудрости, поскольку разум укрепляется благодаря «рациональному питанию», и в один прекрасный день, когда мы наконец вскарабкаемся к Кетер, мы сможем попробовать снять Покров и увидеть Безграничный Свет. Эзотерист не ограничивается утверждением, что Неизвестное является Непознаваемым, поскольку прежде всего он эволюционист и знает, что то, чего мы не можем осуществить сегодня, мы сможем осуществить завтра — в космических масштабах времени. Он знает также, что время эволюции является индивидуальной особенностью на внутренних уровнях и может измеряться, но не регулироваться оборотами земного шара вокруг своей оси.
10. Эти три Покрова — Айн, Скрытость, Айн Соф — Скрытый Безграничный и Айн Соф Аур — Скрытый Безграничный Свет, — хотя и не позволяют надеяться до конца понять их, тем не менее наталкивают на определенные идеи. Скрытость подразумевает Бытие или наличие некой непостижимой для ума природы. Мы не можем представить себе нечто, что одновременно существует и не существует, следовательно, мы вынуждены допускать форму существования, ранее нам неизвестную, непредставимую. Формы, — в соответствии с нашими представлениями о бытии — нет, однако же она существует в соответствии с ее собственной идеей существования. По словам очень мудрого человека: «… Есть многое на свете, что и не снилось нашим мудрецам…» (У. Шекспир «Гамлет». — прим. ред.)
11. Но хотя мы говорим, что Скрытое Бытие находится за пределами нашего постижения, это не означает, что мы сами находимся вне его влияния. Не имея прямого доступа к этой области, мы убеждаемся, что все проистекает из нее; не имея возможности воспринимать ее непосредственно, испытываем ее влияние. Не зная ее природы, ощущаем ее действие, точно так же, как не зная природы электричества, можно пользоваться им и судить о его свойствах. Те же, кто проник дальше всех в Невидимое, предоставили в наше распоряжение символические описания, посредством которых мы можем повернуть наш интеллект в направлении Абсолюта даже если не сможем достичь его. Они понимают Скрытое Бытие как Свет: «Айн Соф Аур, Скрытый Безграничный Свет». Они сказали о Первом Проявлении как о Звуке: «Вначале было Слово».
Однажды я внимала человеку редкой осведомленности, который изрек: «Если вы хотите знать, что такое Бог, я могу сообщить это одним словом: Бог есть воздействие». И немедленно в моем сознании возник некий образ, и последовало постижение. Я могла воспринимать протекание жизни по всем каналам существования. Я почувствовала, что мне передано подлинное осознание природы Бога. Однако если проанализировать эти слова, в них невозможно обнаружить ничего особенного. Тем не менее, они передали некий образ, символ, и разум интуитивно, где-то за пределами здравого смысла, достиг понимания, хотя последнее и возможно только в виде некоторого образа.
12. Мы должны отдавать себе отчет, что в чрезвычайно абстрактных областях наш разум использует символы, при умелом обращении стимулирующие осознание, своеобразные семена мысли, из которых прорастает понимание, хотя мы и не способны понять сам символ.
13. Постепенно, шаг за шагом, осознание конкретизирует Абстрактное, усваивает в терминах своей собственной природы то, что принадлежит иной сфере. Мы сделаем огромную ошибку, если вместе с Гербертом Спенсером попытаемся доказать, что, поскольку нечто непостижимо для самого изощренного ума, то оно навсегда останется Непознаваемым. Со временем наши знания расширяются, развиваются способности человека. В парнике инициации, уберегающем от непогоды, взращиваются невиданные возможности, предусмотренные дальнейшим ходом эволюции. Развитие сознания адепта возможно до такого предела, который ныне находится за горизонтом человеческого разума. Инициирующие идеи. могут быть предложены лишь в символической форме, но любой интеллект, испытавший в каком-либо виде опыт нового функционирования, будет способен и в дальнейшем руководствоваться этими идеями на своем уровне, только он не всегда способен перенести их в сферу сознательной жизни. Вот почему в литературе по эзотерической науке рассыпаны плодотворные образы-семена типа «Бог есть воздействие» или «Кетер есть Малкут Скрытого Бытия». Сами по себе они лишь мгновение пребывают в сознании, подобно яркой вспышке понимания, но без них философская мысль останется бесплодной. В случае же успешного оплодотворения новая идея, прежде чем родиться, проходит все стадии, начиная от бесформенного зародыша мысли.
14. Если мы хотим использовать все возможности нашего интеллекта, то мы должны научиться принимать в расчет период скрытого развития идеи после оплодотворения. Вызов духов в обряде посвящения продуман таким образом, чтобы осуществить, образно говоря, лишь зачатие сознания кандидата. Однако именно Пути Древа, являющиеся ступенями просветления духа, ассоциируются в конечном счете с символизмом ритуалов посвящения.