Люди тоже могут войти в контакт с элементальными существами, сами рискуя отправиться в сферы элементальной жизни. Такие контакты не обязательно приносят вред обоим царствам, при условии, что те, кто погружается в них, входит в такие контакты в ходе своей работы и исследований, однако это по плечу только продвинутым посвященным, а не новичкам.
Однако есть случаи, когда такой контакт может причинить вред. Человек, например, может быть плохо снаряжен для тако-го контакта или плохо приспособлен для этого предприятия. Возможно, он осмелится выйти за пределы своей глубины, пере-няв какую-то формулу от более опытного оккультиста, и применит ее без надлежащей подготовки. Или же нередко можно встретить людей, которые из предыдущих воплощений принесли тягу к контактам с элементальными царствами. В таких случаях может случиться, что с ними намеренно вступит в контакт элементаль, который уже имел опыт сношений с человеческими существами. А это в любом случае нежелательно, так как элементаль не обладает знанием человеческих условий, необходимых для того, чтобы позволить ему избежать причинения вреда своему новому Другу. В любом случае элементали имеют односторонний разум, и нежелательно, чтобы они выступали как старшие партнеры в контакте с человеческими существами. Вся эта проблема контактов с элементалями исключительно занимательна, но она слишком обширна и слож-на, чтобы мы рассматривали ее в данной книге. Однако было необходимо упомянуть о ней, так как определенные случаи психических затруднений могут быть обусловлены неумелыми действиями по обе стороны Завесы.
Эти элементали или природные духи совершенно отличны от руководителей, с которыми входят в контакт спиритические кружки. Спиритическое движение очень хорошо организовано на Внутренних Планах, и беспорядочное руководство не допускается. Руководители фактически должны «заседать» с целью развития, то же делают и медиумы, и здесь всегда имеется поблизости какая-то опытная сущность, которая может прийти на помощь кружку, если что-то неладно. Западный Оккультизм был полностью дезорганизован и разбит многовековыми прес-ледованиями, поэтому его состояние на Внутренних Планах отличается путаницей и сложностями даже вплоть до сегодняшнего дня. Здесь нет ничего похожего на хорошо организованную Спиритическую сферу. Ордена имеют определенные контакты и работают строго в их пределах; они поддерживают своих неофитов твердой рукой, а за пределами Орденов проц-ветает хаос и астральный бандитизм, поэтому неразумно отваживаться заходить слишком далеко, не заручившись содействием опытного оккультиста, хорошо знающего техническую сторону применяемых методов.
Есть немало людей, для которых Царство Дэв (как иногда называют сферу, в которой обитают элементали и Духи Природы) имеет большую притягательную силу, и они пытаются посредством медитации и ритуала войти в контакт с ним. По моему мнению, непосвященному лицу безусловно рискованно пытаться сделать это. Это очень легко приводит к нарушению психического равновесия, если вообще не к настоящей одержимости. Дело не в том, что природные контакты вредны, а в том, что они вносят в человеческое сознание глубокое рас-стройство, так как возбуждают те атавистические глубины, ко-торые психоаналитик стремится вскрыть средствами своей техники. Любой, кто знаком с литературой или практикой психоанализа, знает, что в этой системе важным фактором явля-ется обратная реакция; это кризис, который может временно сильно ухудшить состояние пациента и обострить все его симптомы. Когда мы входим в контакты с элементалями, мы получаем такую же реакцию, как и в психоанализе при прохождении цензора.
Лица, у которых подсознание лежит близко к поверхности, — такие, как деятели искусства, люди с причудами, неустойчивые личности, а также гении всех профессий, любят элементальные контакты, так как они стимулируют силы стихий в их природе, служащие для них источником их способностей и вдохновения. Но среднего гражданина, чье ментальное содержание организовано в значительной мере на основе подавления и компромисса (для того, чтобы он вообще мог быть гражданином к занимать свое место в организованном обществе), элементальные контак-ты выбивают из седла в большей или меньшей степени, в зависимости от пропорции подавления и компромисса в его воспитании. Компромисс — нормальный удел человечества; подавление — патология компромисса. Личность, которой уда-лось установить действенный компромисс между различными элементами свой природы, может позволить себе развлечься с Дэвами, не причиняя никому никакого вреда; но подавленная личность обнаружит, что она активно конфликтует с ними, так как они оказывают на нее такой же эффект, как и жесткий психоанализ. Мы иногда слышим о трагедиях, которые случают-ся от принятия осадка из бутылки с тонизирующим, одним из ингредиентов которого является мышьяк. Это вызвано тем, что бутылка не взбалтывалась как следует каждый раз перед приемом дозы, поэтому весь мышьяк выпал в осадок, собрался на дне и там достиг опасной концентрации. То же и с элементальными контактами; они являются сильным тонизирующим средством, но при неподходящих обстоятельствах могут достигать опасной концентрации.
Я никогда не встречалась и не слышала о случаях патологии, вызванной прельщением Стихией-элементом Земли; это не тот элемент, который обычно привлекает экспериментатора-любителя, хотя посвященный в состоянии оценить его ценность и значение. Однако я встречалась со случаями, когда сенситивные люди жили в горах, особенно в узких ущельях, где мало солнечного света, и после этого они стали одержимы стра-хом перед горами. Они боятся не того, что горы обрушатся на них, а того, что горы сомкнутся над ними, вроде того, как пеще-ра замкнулась за детьми, которые последовали за Дудочником из Гаммельна. Психиатр, разумеется, распознает здесь симптом хорошо известной психоневротической болезни — клаустрофобии. Однако это не лишает мое утверждение силы: я считаю, что при более тесном знакомстве с элементальными царствами мы найдем ключ к обоим болезням — клаустрофобии и агорафобии.
Альпинистам также знаком этот специфический страх, который большие горы могут вселять в людей. Это не головокру-жение, не горная болезнь, — любопытная подавленность духа ошеломляющим величием природы. Та же самая сила, если она не достигает опасной концентрации, вдохновляет страстную лю-бовь к горам или морю, которую так прекрасно воспел Киплинг в одном из своих стихотворений.
Патологическое влияние Стихии Воды может привести к очарованию такому сильному, что человек будет плыть в море, пока не утонет. Суинберн обладал этой чертой и обессмертил ее в некоторых своих стихотворениях ("Плыви, когда сердце наше требует и умоляет, исполненное жажды к морю"). Однажды его подобрало в открытом море британское судно; он неутомимо плыл за много миль от суши, увлекаемый в море течением, но не обращал внимания на опасность. Будучи спасен, он сидел на палубе, сушил на ветру свою копну рыжих волос и декламировал своим спасателям стихи о море, — зрелище, за которое можно было бы многое отдать.
Другой любопытный случай водной патологии я знала лично. Одна очень уравновешенная женщина, школьная учительница, была одержима ужасом перед бурным волнением. Она всегда заявляла, что если бы она пошла погулять по берегу моря во время шторма, то волны стали бы «охотиться» за ней. Она жила у моря, но ее отвращение к волнам было так велико, что она во время прилива не решалась выходить на прогулку. Избавилась от своего страха она весьма любопытным образом. Она приняла посвящение в Ко-Масонство и обнаружила, к своему удивлению, что с того дня больше не боится моря. Я не ко-масонка, и, может быть ошибаюсь, но я, думаю, что Ко-Масонство отличается от других видов Масонства тем, что в нем применяется вызывание элементалей.
Элемент Воздуха, как известно всем оккультистам, очень ко-варен в обращении с ним. На Степени Воздуха в Пути посвящен-ных больше, чем на других Степенях, и редко приходится видеть Ритуал Воздуха, во время которого ничего не свалили и не опрокинули. Это очень вздорный элемент, и когда он находится в работе, операторы склонны ссориться и пререкаться. Он так-же тесно связан с полом, как это обнаруживается в его символике. Если оккультист делает магический круг и по какой-либо причине желает запечатать его Керубимом Элемента (а не Архангелом, как чаще всего поступают), и чувствует, что не смо-жет как следует начертать Орла, символическую форму Керуба Воздуха, — он использует зодиакальный знак Скорпиона. Эво-люционная связь между змеями и птицами хорошо известна биологам; но задолго до Дарвина посвященные использовали Змею и Орла, чтобы символизировать несублимированный и Сублимированный аспекты жизненной силы. Скорпион связан со Змеей через Дракона.