Слово Карма заимствовано из Восточной Традиции и, получив широкое применение, полностью внедрилось в язык. Соответствующий термин Западной Традиции, используемый для описания аналогичных влияний — Судьба. Однако в последующем мы будем придерживаться более распространенного Восточного термина.

Карма, или Судьба, представляет собой влияние прошлых жизней в его связи с настоящей жизнью. Карма имеет два проявления: в окружении и в характере. Наша Карма, связанная с окружением, детерминирует обстоятельства нашего будущего рождения и наследственную предрасположенность нашего тела — поскольку тело является такой же средой для души, как и дом для тела. Темперамент — не то же самое, что характер, так как темперамент превалировал в космическом пространстве в момент, когда Божественная Искра, являющаяся ядром души, начала отделяться от бесформенной массы волны Жизни. Основа темперамента неизменна в течение всего эволюционного процесса Божественной Искры, а характер меняется с каждым воплощением и даже в процессе воплощения, ибо опыт формирует личность. Следовательно, характер может быть определен как темперамент, измененный опытом.

Мы получаем воплощение с базовым темпераментом особого вида, который не может быть изменен, а может только развиваться и гармонизироваться. Другими словами, мы можем представлять собой хороший или плохой образец своего типа, но не можем быть и тем и другим одновременно. Основа характера личности в каждом воплощении — это результат смещения, приобретенного базовым темпераментом в процессе его опыта в предыдущих жизнях. Большая часть Кармы отрабатывается посредством характера, а не драматических событий, как бы специально посылаемых нам с небес. Если мы пристально проследим за жизнью других людей, мы сможем это увидеть, хотя в нашей собственной жизни не смогли бы увидеть это столь ясно, ибо слишком близка нашему сердцу наша жизнь, чтобы разглядеть ее в беспристрастной перспективе. Учитывая влияние окружения, в которые мы попадаем после рождения, а также принимая во внимание наследственность, характер осуществляет преобладающее избирательное влияние в определении хода нашей жизни. Мы реагируем на окружающие условия в зависимости от нашего характера — осуществляем выбор, если предоставляется такая возможность, господствуем или подчиняемся, руководим или нами руководят. Каждая из двух альтернативных возможностей влечет за собой длинную цепь последствий. Таким образом, есть основания полагать, что ход нашей жизни получает постоянный уклон под влиянием нашего темперамента и характера.

Возьмем человека, принадлежащего к динамичному, властолюбивому, доминантному типу. Такова основа его темперамента, предопределенная лучевым влиянием, превалировавшем в тот момент, когда его душа отправилась в свое эволюционное путешествие. В этом воплощении, однако, у этого человека имеется жилка лени. В результате, он будет постоянно упускать возможность достичь успеха либо из-за неумения мобилизоваться, когда эта возможность предоставляется, либо неумения подготовиться, чтобы воспользоваться своими преимуществами.

Жизнь такого человека будет представлять собой трагический список разочарований и способностей, которые так и остались нереализованными, не получили признания и должной оценки. Его несчастья, как справедливо можно будет сказать, кроются в кармических причинах, которые, несомненно, проявятся в гороскопе. Но можно ли утверждать, что обстоятельства предопределили его Карму, или же виной всему его собственный характер?

Следующий тест даст нам на это ответ. Если человек изменит свой характер, сразу же последует перемена в его Карме. Если он проявит прилежание вместо инертности, то следующая предоставившаяся ему возможность не будет упущена и, таким образом, к нему вернется удача.

Мы недооцениваем величины отражения характера на карме, так как это проявляется весьма тонким способом. Здесь мы имеем дело с "маленькими лисами, не упускающими предоставившуюся возможность подпортить виноградную лозу". Недостатки характера — не единственные "маленькие лисы", с которыми нам приходится считаться. Суждение играет даже большую роль в направлении нашей судьбы, ибо можно встретить человека с большими недостатками характера, но обладающего прекрасной способностью суждения, и он будет процветать, как зеленеющий лавр. Однако в основе ошибочности суждения глубоко лежат недостатки характера. Есть ошибки во взглядах, вызванные импульсивностью, при которой мы не утруждаем себя в достаточной мере, чтобы удостовериться в фактах и хорошо все продумать. Другие ошибки определяются нежеланием посмотреть нелицеприятным фактам в глаза и таким образом принять их в расчет. Тщеславие может привести к переоценке наших собственных способностей и недооценке противостоящих сил. Отсутствие сочувствия и воображения могут быть причиной непонимания той реакции, которую мы можем вызвать в других своими действиями и внешним их проявлением. Лень может повлечь за собой всякого рода уклонения от исполнения долга, в результате чего мы окажемся пойманными в ловушку. Небрежность может привести к невниманию к деталям. Жестокость и неразборчивость в средствах могут вызвать всякого рода обиду и такое негодование, что близкие люди начнут мстить нам. Все это — дела рук наших, но нам кажется, что виновно в этом исключительно наше окружение. А ведь в самом деле это просто реакция нашего окружения, которую мы не принимаем во внимание, когда складываются неблагоприятные для нас обстоятельства. Например, женщина жалуется, и не без основания, на своего плохого мужа. Но что-то недостойное в ней самой привлекло к ней ее недостойного супруга.

Давайте примем за основу тот факт, что 90 % кармы приходит к нам в качестве реакций нашего окружения на наши же поступки по отношению к нему. Когда мы принимаемся отрабатывать нашу Карму, то всецело и единственно наш характер является тем, над чем мы трудимся. Сумеем изменить наш характер — сумеем изменить нашу Карму; в результате изменит свое направление избирательный уклон, и окружение отреагирует на нас иначе. Наклон характера объясняется тем остатком, который остался после взаимоуничтожения различных влияний в последней из прошлых жизней в результате прохождения очищения. Наше доброе намерение будет противовесом нашим неосуществленным решениям; наша снисходительность к себе будет умалять наши способности. Наша борьба со своими слабостями скажется на них в сторону их уменьшения, и они возымеют меньшую силу над нами при повторном воплощении. То, что останется после завершения процесса, даст нам наш уклон в нашем следующем воплощении.

Давайте примем за основу тот факт, что 90 % кармы приходит к нам в качестве реакций нашего окружения на наши же поступки по отношению к нему. Когда мы принимаемся отрабатывать нашу Карму, то всецело и единственно наш характер является тем, над чем мы трудимся. Сумеем изменить наш характер — сумеем изменить нашу Карму; в результате изменит свое направление избирательный уклон, и окружение отреагирует на нас иначе. Наклон характера объясняется тем остатком, который остался после взаимоуничтожения различных влияний в последней из прошлых жизней в результате прохождения очищения. Наше доброе намерение будет противовесом нашим неосуществленным решениям; наша снисходительность к себе будет умалять наши способности. Наша борьба со своими слабостями скажется на них в сторону их уменьшения, и они возымеют меньшую силу над нами при повторном воплощении. То, что останется после завершения процесса, даст нам наш уклон в нашем следующем воплощении.

Цель эволюционного развития — создать совершенные образцы каждого типа людей. Предполагается, что мы должны не менять свой тип, а гармонизировать его. Все, что в нас есть хорошего, обязано своим существованием основе темперамента, проявляющегося в гармоничном равновесии. Все же плохое диктуется смещением характера. Наша добрая карма дается нам через наш темперамент в соединении с его собственным типом космической силы, наша же злая карма приходит к нам через сплетение сил, создающих конфликт, если мы не находимся в согласии с космической силой. Поэтому всегда плохо позволять другим лицам определять наши идеалы за нас, так как они склонны "вгонять квадратные колья в круглые отверстия". Мы должны с помощью мудрости пробираться ощупью по направлению к праведности. Не существует качества, которое было бы добродетелью само по себе. Можно с тем же успехом утверждать, что так как чайная ложка определенного лекарства принесла нам пользу, то чайная чашка его принесет еще большую пользу. Но это не обязательно произойдет, в чем мы легко можем убедиться на практике. Терпение и смирение усугубляют пороки труса, мужество и энергия придают большую опасность порокам хулигана. Даже любовь может быть замещена и превращена в эмоциональное самопотакание и глупость.

Что можно сделать для отрабатывания нашей кармы, с точки зрения ближайших практических шагов? Если наша злая карма обусловлена смещением нашего характера, то если нам удается скорректировать это смещение, то мы изменим и карму. Смещение может быть исправлено, во-первых, путем постоянной нейтрализации его и создания противоположных качеств с помощью медитации. И, во-вторых, с помощью изменения нашего отношения к жизни теми же методами, что направит нас в соответствии с линией космических сил нашего Луча, а не вразрез с ней, когда мы оказываемся вовлеченными в водоворот противоборствующими силами.

Мы рассмотрели, каким образом Карма определяет характер, диктуя наше отношение к окружению, влияет в значительной мере на его реакцию. Другими словами, наша добрая и злая фортуна в значительно большей степени, чем мы себе это представляем, зависят от реакции нашего окружения на наше поведение. Мы убедились в возможности существенно менять наше отношение к жизни и, соответственно, менять нашу карму. И теперь мы подошли к основе всей проблемы: единственному подходу к отрабатыванию нашей кармы. Каким бы ни казалось жестоким многим из нас утверждение о том, что карма — нечто, что следует принять, а не избегать, с ним следует согласиться. В этом ключ к решению всей проблемы. Карму следует принимать не только как нечто неизбежное, а фактически приветствовать ее как ученую степень в школе жизни. Как только мы придем к такому отношению к нашей карме, начинается ее отработка. Это не означает, однако, что она больше не поставит нас перед проблемами и испытаниями. Мы не избежим кармы путем ее отрабатывания, мы не достигаем ее конца, проходя ее всю. С таким же успехом мы могли бы надеяться избавиться от дальнейших уроков в арифметике, потому что однажды правильно вычислили сумму.

Когда посвященный приступает к разгадке своей кармы, он намеренно заклинает и ускоряет ее. Непосредственный результат этого — двукратный. Во-первых, кризис в его делах; и, во-вторых, внезапный доступ силы к рассмотрению этого кризиса. После этого критического периода ему больше ничего не остается в отработке кармы, и он может искренне сказать, что все направлено во имя добра с благословения Бога, ибо его добрая карма действует теперь беспрепятственно; а энергия, обретенная им при отрабатывании кармы, сохраняется, в то время как силы сопротивления преодолены. Он, таким образом, ощущает любопытное начало пути, столь часто наблюдаемое теми, кто делает безоговорочный выбор.

Рассматривая нашу карму таким образом, мы должны воспринимать необходимость как достоинство и реагировать на нее спокойно, делая попытку понять те уроки, которые она должна нам преподать, те черты, которые необходимо развить в себе, активно и разумно сотрудничая с этой наукой жизни.

Мы должны направить свой взор поверх океана несчастий и устремить его к безукоризненному идеалу. Давайте представим себе, как после совершенствования, проводя одну жизнь за другой в неуклонном посвящении, мы станем сильными, мудрыми, гармоничными, будем уметь в совершенстве владеть собой в обстановке подъемов и падений, уготованных этой жизнью, наподобие того, как искусный наездник управляет норовистой лошадью, легко относясь к ее курбетам, и в то же время управляя ею и контролируя ее. Вооружившись таким идеалом, давайте беспристрастно рассмотрим окружающие нас трудности и убедимся, как совершенные мудрость, сила и любовь сделают нас способными подняться над этими трудностями и справиться с ними. Затем посмотрим, как эти самые трудности способствуют развитию в нас тех свойств, которые нам необходимы для совершенствования.

Если мы посмотрим на жизнь как на школу и попытаемся понять ее уроки, то убедимся в совершенно ином нашем восприятии ее по сравнению с тем временем, когда мы рассматривали жизнь как несчастье, а также в совершенно ином подходе к ней! Каждому, кто может возвыситься над себялюбием, открывается возможность сделать то, что посвященный может делать, заклиная Владык Кармы. Однако прежде он должен достичь определенной точки духовного развития, при которой будет желать скорее добра, чем удовольствия, предпочитая идеал совершенного характера принципу получения удовольствия и избегания страдания. Когда его душа воистину обратится к идеалу, Темный Ангел, согласно Кабалистической традиции стоящий позади его левого плеча, станет для него посвятителем и укажет ему Путь. На языка Мистерий, посвящение посредством Темного Ангела следует за обращением к Владыкам Кармы и является самым быстрым и самым надежным способом обрести Путь. Те, кто принимает такое посвящение, вступают н путь свободными от Кармы. Согласно традиции Мистерий, посвященный всегда приходит, когда его призывают, спрашивая у нас пароль, и если мы можем произнести такой пароль, нас допускают в Храм Мистерий. Мы не отдаем себе отчет в том, что Великий Посвящающий — это и есть сама жизнь, и что физическая процедура есть лишь подтверждение духовного опыта.

Когда мы испытываем искреннее желание стать на путь Совершенствования, жизнь всегда задает нам контрольный вопрос. Все те, кто стал на этот Путь, рассказывают о том, что, как только у них созрело это желание, приходило испытание в обычной жизни. Если они оказывались в состоянии применять духовные принципы к разгадке этого опыта, они давали правильный ответ на контрольный вопрос и проникали за Занавес. С тех пор они уже видят всю жизнь в рамках духовности, а не физических ощущений. Нет никакой тайны в пароле, произносимом в ответ Темному Ангелу несчастья, который нисходит к нам во имя Всевышнего — каждый из великих духовных наставников, приходивших к человечеству, сообщал нам этот пароль. Он был произнесен Иисусом Христом в момент тягчайшего испытания в Гефсиманском саду: "Не моя воля, но твоя да будет". Когда наступает момент произнести эти слова в ответ темному посланнику несчастья, которого посылают нам с вопросом Владыки Кармы, когда мы взываем к ним, мы услышим в ответ — "Войди и возрадуйся!". Для нашего духовного развития нам необходимо принять нашу судьбу безоговорочно как особый урок — таков ключ к воротам нашего кармического рабства. Если карма принята, тем самым она уже преодолена больше, чем наполовину. Нашей ближайшей целью должно быть достижение умиротворения и даже счастья, какие бы обстоятельства Карма ни избрали для нас. Цель Кармы состоит не в том, чтобы сломить, а в том, чтобы совершенствовать нас. Нам незачем бояться, что Карма будет накапливать свои испытания, пока не сломает нас. Карма никогда не ломает. Если мы бываем сломлены, то только потому, что сами сломались, не выдержав ее уроков.

Когда мы произносим Слова: "Не моя воля, но Твоя да будет", мы подключаемся к линии космической силы. Этой вновь возникающей в нас воле более ничто не противится, она мгновенно доносится до своей цели приливами духовной вселенной. Эта воля, однако, является волей к духовному совершенству. Она не удовлетворяет ни наше тщеславие, ни нашу алчность. Она также не скроет нашу трусость или леность. Тропа, по которой она ведет нас, будет виться все время вверх — но она будет солнечной и ясной, и мы всегда найдем кров для ночлега.