https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/2/t50515.jpg

Уран, греч., лат. Цел — бог неба и само небо, властелин мира после первоначального Хаоса.

Уран был рожден без отца матерью-землей Геей, овладел миром и вступил с Геей в брак. Первыми их потомками были двенадцать титанов и титанид, затем Гея родила от Урана трех одноглазых великанов киклопов и трех пятидесятиголовых и сторуких великанов гекатонхейров. Детей своих Уран не любил, а сторуких просто ненавидел: за уродство и надменность он заключил их в утробах земли и запретил выходить на поверхность. Мать Гея очень страдала из-за этого и стала уговаривать титанов лишить отца власти. Решился на это только самый младший из них, Кронос. Неожиданно напав на отца, он оскопил его серпом и провозгласил себя властелином мира. Из крови изувеченного Урана, капавшей на землю, Гея родила гигантов и (согласно некоторым авторам) богинь возмездия Эриний. Последней из потомков Урана появилась на свет Афродита, родившаяся из морской лены, которую оплодотворила кровь изувеченного Урана, и вышедшая на берег острова Кипр. (Так утверждают Гесиод и ряд других авторов. Если же верить Гомеру, то Афродита была дочерью Зевса и Дионы.)

Материал из Википедии:

Ура́н (др.-греч. Οὐρανός «небо»), у римлян Це́лум (лат. Caelum) — в древнегреческой мифологии олицетворение неба, супруг Геи (земли)[2], относится к самому древнему поколению богов. Гемера родила Урана или она породила его во сне[3]; либо Уран — сын Хаоса (в иных мифах сын Эфира)[4] и Гемеры[5]; или сын Офиона и старшей Фетиды[6]. Отец титанов и богов-титанов[7]. «Первый стал править всем миром»[8].

Согласно Гесиоду, Гея, вступив с Ураном в брак, породила горы (по версии), нимф, Понта, титанов, циклопов и сторуких исполинов — гекатонхейров. Одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Своих детей, ужасных видом, он ненавидел. Пряча их в утробу Геи, Уран причинял ей тяжкие страдания.

Для облегчения участи своей матери Кронос, её младший сын, оскопил своего отца при помощи серпа. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, а от семени и крови, упавших в море— богиня Афродита. Результатом было отстранение Урана от продолжения рода богов-чудовищ и переход власти к его сыну Кроносу.

По Евгемеру, он погиб в океане и погребён в крепости Авлакии[9]. Ему посвящён IV орфический гимн.

Наиболее убедительная версия возводит слово к протогреческой форме *worsanós[10], образованной от корня *ṷorsó- (ср. греч. ouréō «мочиться», др.-инд. varṣá «дождь», хетт. ṷarša- «туман»)[11]. Учитывая значение праиндоевропейского корня, имя Урана следует трактовать как «податель дождя». Предложенная Ж. Дюмезилем связь с именем индоарийского бога Варуны является этимологически несостоятельной[12][13].

Список потомков Урана[скрыть]
Циклопы
Арг. Сын Урана и Геи, сброшен отцом в Тартар[14]
Бронт
Стероп
Астерий. Сын Урана и Геи — имя, которым называет себя посвященный в орфических текстах[15].
Басилея
Гекатонхейры
Котт
Бриарей
Гигес
Титан. Согласно Эвгемеру, был сыном Урана и Гестии и единственным братом Крона[16].
Титаны
Гиперион[17]
Иапет
Крий
Кронос
Кей
Океан
Титаниды
Диона
Мнемосина
Рея
Тефия
Феба
Фейя
Фемида
Ирифесса (Эйрифаесса). Дочь Урана и Геи, родила от Гипериона Гелиоса[18]. Или Еврифесса. Мать Селены[19]. См. Тейя.
Лисса от Нюкты
Афродита
Эгеон (Бриарей)
Эринии. По Псевдо-Гераклиту, их было тридцать тысяч
Алекто
Тисифона
Мегера

Исследователи Ж. Дюмезиль и поддержавший его М. Элиаде выявили праиндоевропейские корни образа Урана, как второго по счёту[источник не указан 168 дней][уточнить] небесного бога-царя. Параллелью к образу греческого Урана по их мнению является ведийский Варуна[20].

Уран не играл важной роли в мифах, в отличие от его жены Геи, поэтому греки ему поклонялись мало, и пока не обнаружено ни одного святилища Урана. Только в «Теогонии» Уран играет значимую роль как отец гекатонхейров, циклопов и старших титанов, дед старших олимпийцев и младших титанов, прадед младших олимпийцев, детей старших олимпийцев, и детей младших титанов, прапрадед детей младших олимпийцев, внуков старших олимпийцев, и внуков младших титанов (некоторые из которых были уже смертными или полубогами).

О том, что греки поклонялись Урану меньше, чем другим богам, говорят и изображения. Нет ни одного древнего изображения Урана, они отсутствуют даже на древнегреческой керамике, да и поздних изображений Урана мало. Правда, Еврипид всё же описывал некий ковёр, где были изображены боги неба, включая Урана. В римской мифологии имя Урана вообще не упоминается, только то, что Сатурн сверг своего отца, бога неба, но его изображение есть на доспехах статуи императора Августа из Прима-Порта.

В честь бога Урана названа седьмая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы Уран, а также химический элемент.

Римский бог Цел не совсем совпадал с Ураном, хотя и возник по его образцу. Цела считали сыном вечного света Эфира, а к числу его потомков относили также Вулкана и Меркурия. Богиня любви и красоты Венера признавалась дочерью Цела почти безоговорочно.

Уран — представитель так называемого первого поколения греческих богов, свергнутых восстанием. Его преемник Кронос лишился власти тоже в результате восстания, организованного его младшим сыном Зевсом.

Уран вернулся на небо только в прошлом веке, когда астроном Боде назвал его именем планету, которую открыл в 1781 г. Гершель. Однако существование этой планеты было заранее вычислено астрономами, так же как химики заранее предвидели существование радиоактивного элемента урана, открытого позже.

источники:
Гесиод Θεογονία — 0700.
В статье Н. П. Обнорского «Уран, в мифологии», опубликованной в «ЭСБЕ», говорится, что Уран является не только мужем, но и сыном богини земли Геи.
Гесиод. Теогония. с. 127—129.
Титаномахия, фр. 2 Ивлин-Уайт.
Гигин. Мифы. Введение 1.
Первый Ватиканский мифограф III 1, 1.
Гомер. Одиссея VII. с. 243.
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 1—5 далее.
Лактанций. Божественные установления I 11, с. 65 .
Johann Baptist Hofmann. Etymologisches Wörterbuch des Griechischen (Munich: R. Oldenbourg, 1950).
Robert S. P. Beekes. Etymological Dictionary of Greek. Vol. 2. (Brill: Leiden, 2009), 1128-9.
Manfred Mayrhofer. Etymologisches Wörterbuch des Altindoarischen, vol. 2, s.v. «Váruṇa» (Heidelberg, 1996), 515-6.
Edgar C. Polomé. «Binder-god» // Encyclopedia of Indo-European Culture (London / Chicago: Fitzroy-Dearborn, 1997), 65.
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2
Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.44-45
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека VI, фр. 1; Лактанций. Божественные установления I 14, 2
Гиперион, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Гимны Гомера XXXI 2
Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 145, 219
Dumézil G. Ouranos-Varuna. Étude de mythologie comparée indo-européenne. P., 1934. См. также: Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. Глава II. Небо и боги неба. 23. Уран