https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/2/t590339.jpg

Коренные сибирские народы с древних времен почитали звездное небо, специально проводили обряды поклонения звездам. Они полагали, что звезды - это дети Солнца и Луны, и отождествляли их с людьми. Считалось также, что звезды - это души людей, поэтому когда видели падение звезды, говорили, что кто-то из людей покинул землю и вознесся к звездам - одлоо, и при этом шептали про себя: "Это не моя звезда". Счастливого человека, покровительствуемого судьбой, называли "человеком со звездой".

Из звезд самыми почитаемыми является созвездие Огторгуйн Долоон бурхан од - «Семь бурханов небосклона» или «Большая Медведица». Созвездие также называют - Долоон убгэд или Долоон эбурген («Семь старцев») / Долоон шар өвгөн «Семь рыжих стариков», Долоон дархан («Семь кузнецов»). В мифологии монгольских народов созвездие Большой Медведицы иногда причисляется даже к Дзаячи-тэнгэри («Богу-творцу»). В некоторых источниках «Семь кузнецов» выступают покровителями черных шаманов.
В обрядовых текстах, посвященных Семи старцам, а также в других молитвах созвездие Большой Медведицы обозначается как одно из главных среди других звезд на небосклоне. В шаманских призываниях к Большой Медведице чаще всего звучат такие слова:
«Множество звезд, во главе которых Семь старцев»,
«Охраняющие и порождающие всех животных семь старцев».

Это также свидетельство того, что Семь божеств или Семь старцев, являются самым почитаемым созвездием.

Если ухудшаются дела, преследуют неудачи и болезни, возникают препятствия, то есть Хийморин (Конь-Ветер / Жизненная Сила) счастья падает вниз, совершается специальный обряд почитания Огторгуйн Долоон бурхан од.

В шаманских текстах упоминаются «Семь старцев как созвездье, которое, приглядывая, способствует рождению всех живых существ этого мира». Поэтому считается, что Большая Медведица особо покровительствует детям. И семьи, не имеющие детей или имеющие нежно любимых детей, совершают ежемесячно 7-го числа обряды кропления - цацал, окуривания и подношения созвездию. При совершении этого обряда дети попадают под покровительство созвездия Большой Медведицы, которая будет защищать их от болезней и несчастий. Это созвездие считается подателем счастливой судьбы. А семьям, не имеющим детей, Небо обязательно подарит долгожданного ребенка.

Кроме того, по шаманским представлениям Звездные божества влияют на человеческое счастье, богатство, скот и прочее, и как уже упоминалось выше, каждая звезда соответствует куту (душе-«двойнику») какого-нибудь человека на земле, а когда умирает человек, то и звезда его падает на землю. Но так как человек не знает где во Вселенной находится его звезда, принято совершать обряд почитания определенной звезде созвездия Большой Медведицы в зависимости от того, в каком году 12-летнего цикла человек родился:
α (Альфа Большой Медведицы, Дубхе)  - это мышь,
β (Бета Большой Медведицы, Мерак) - это бык или свинья
γ (Гамма Большой Медведицы, Фекда) - это тигр или собака
δ (Дельта Большой Медведицы, Мегрец) - это петух или заяц
ε (Эпсилон Большой Медведицы, Алиот) - это дракон или обезьяна
ζ (Дзета Большой Медведицы, Мицар) - это овца или змея
η (Эта Большой Медведицы, Алькаид) - это лошадь.
Последовательность животных начинается с альфы Большой Медведицы, затем доходит до конца ковша, а потом идет в обратном направлении, поэтому пять звезд соответствуют пяти парам животных.

Обряд почитания Огторгуйн Долоон бурхан од
Окуривают при наступлении вечера на открытом воздухе в направлении созвездия (на восток, при этом звезд может быть не видно) или в помещении в приоткрытое окно. В том же направлении совершают кропление цацал - жертвоприношения молоком или чаем и бросают зерно өргөх тахил, обращаясь к Большой Медведице со словами:
- Алтан дэлхий минь ан хайрла
- Буурал амтай бурхи хайрла
- Саарал амтай тарчаасаа
- Эр хYний ганзага дYYртэл хайрла

В обращении говорится:
- Вам, небесным семи божествам,
- Я вверяю своих детей и себя.
Считается, чтобы духи понимали, лучше молитвы произносить на их языке, т.е. санскрите, бурятском, монгольском языках.
После этих слов нужно опуститься на колени и трижды поклониться Небу. Если кропление планируется совершать чаем, то в день совершения обряда утром в маленькую чашку наливают чай и ставят наружу (вне помещения), а вечером, когда появляется на небе Большая Медведица, этим чаем кропят в ее сторону
Алтайские урянхайцы, к примеру, обращались  к Долоон эбурген, как к подателю счастливой судьбы. При наступлении вечера и появлении звезд поднимали верхнее войлочное покрытие юрты с восточной стороны и открытый проем окуривали можжевельником. Тувинцы также ежедневно оказывали внимание Большой Медведице. В честь нее устраивали моления, а после вечерней дойки коров брызгали молоком. Когда охотник уходил на охоту, он прежде делал привал недалеко от дома, разводил огонь, воскуривал фимиам и обращался к Большой Медведице, только после этого он отправлялся дальше. 

В Монголии люди верят, что Семь старцев покровительствуют скоту, защищают стада от волков. Поэтому каждое утро все семьи совершают кропление молоком Семи старцам во избежание неприятностей, потому что, как считается, «старцы» могут творить зло и добро в соответствии с тем, почитают их или нет.
Кроме того, совершается Обряд посвящения скота семизвездию, заключающийся в том, что подготавливают семь свечей, семь лампад, семь украшений и овцу с белой плешиной, звездочкой на лбу или желтоголового барана.
Жертвенные предметы кладутся на правое плечо посвящаемого животного. После обряда посвященное животное с привязанной к голове лентой становится неприкосновенным.

Во время праздника Белой Луны воскуривают и постоянно держат горящими четырнадцать палочек ладана: семь из них — для Семи старцев, а еще семь — для Плеяд.

Эвенки видят мир по-другому: на небе вместо Большой Медведицы – Лось. Днем он уходит в чащу небесной тайги, а к ночи возвращается на вершины хребтов. За ним всегда гонится охотник, и его лыжный след – это Млечный Путь.