MOLOCH - Пожирающий Младенцев, Беспощадная Месть, Верховный Правитель преисподней, Властелин сожженных душ. Его качества наивысшая жестокость и Непреклонность, образы - железная печь и огромное высохшее дерево. Призвать его невозможно, ибо нет в мире места, способного вместить его природу.
Печать его, изображенная на дверях дома, приносит в него беду и мор, а -на куске одежды, которую носил твой враг - его ужасную смерть. Просто и страшно значение ее. Пять троек, сокрытых в ней, есть числа рождения для
смерти, а не для жизни.
Женское дополнение Молоха — Мельхет — также чествовалось человеческими жертвами.
Молк
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Молк (Молх, финик., ивр. מלך) — обряд жертвоприношения у западных семитов.
Содержание
1 Открытие обряда молк
2 Мнение противников
3 Разновидности обряда
4 Молк у финикийцев
5 Молк у пунийцев
6 Молк в Палестине
7 Жертва первенца
8 Общие выводы
9 Примечания
10 Литература
11 См. также
Открытие обряда молк
Стела на карфагенском тофете, посвященном Баал-Хаммону и Танит
Распространенный в сиро-палестинском регионе обычай требовал принесения в критической ситуации человеком в жертву своих сыновей (путём сожжения заживо). Этот обряд, называвшийся у финикийцев молк (молх), а у евреев молех, долгое время был известен из текста Библии, но из-за неясности толкования слово mlk в Септуагинте превратилось в имя собственное — Молох (греч. Μολόχ; 3Цар. 11:7), и предполагалось, что детей приносили в жертву некоему богу с таким именем[1][2].
Поскольку у семитов, по мнению исследователей, бога по имени Молох не было[3], это слово сблизили с корнем mlk («царь», ср. древнеарабское божество Малик и одноимённый титул), и попытались отождествить с аммонитским Милькомом (Милхом; 3Цар. 11:5), Мелькартом и даже самим Яхве, которому в доавраамовский период также приносились человеческие жертвы[2].
В 1935 немецкий семитолог Отто Эйссфельдт опубликовал ставшую классической работу Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch, в которой, на основании изучения пунийских надписей конца I-го тыс. до н. э. — первых веков н. э., сделал вывод о том, что «молк» является техническим термином, а не именем божества[4][2].
Мнение противников
Ныне эта теория доминирует в ориенталистике и гебраистике[5][1][2], хотя и прежняя точка зрения, освященная веками традиции, имеет своих поклонников[6].
Мнение тех, кто полагает, что столь развитые цивилизации, как финикийская и карфагенская, не могли совершать человеческих жертвоприношений, и были оболганы греческими и римскими писателями, опровергается результатами исследований тофетов из Карфагена, в том числе самого знаменитого из этих полей погребальных урн — Саламбо[7] См. также: Религия Карфагена.
Разновидности обряда
Самые древние надписи со словом mlk обнаружены на двух финикийских стелах VII века до н. э. на Мальте. Это существительное производное от глагола hlk «идти», относившегося к терминологии жертвоприношений еще веком ранее[8].
В пунийских надписях слово «молк» используется отдельно или в составе трех стандартных сочетаний:[8]
molk'adam — «жертвоприношение, (совершаемое) человеком» — сокращение от более длинной формулы — mlk'dm bšrm btm («жертвоприношение (совершаемое) человеком, с радостными песнопениями, за свой счет»)
molk bа'al — «жертвоприношение, (совершаемое) господином» (за его счет)
molk 'omor — «жертвоприношение ягненка» или «жертвоприношение по обету»
В последнем случае, как полагают, имеется в виду заместительная жертва (после римского завоевания человеческие жертвоприношения были запрещены), примером которой в Библии является агнец из рассказа об Аврааме и Исааке[9].
На некоторых африканских стелах в связи с этим изображен Сатурн (Баал-Хаммон) с жертвенным ножом в правой руке и бараном в левой, и надписями, типа: аgnum рrо agno, anima pro anima, sanguine pro sanguine, vita pro vita («агнец за агнца, душа за душу, кровь за кровь, жизнь за жизнь»)[10].
Молк у финикийцев
У Евсевия сохранился фрагмент из «Финикийской истории» Филона Библского, который, в свою очередь, цитирует Санхуниатона:
У древних был обычай, по которому во время великих несчастий от опасностей властители городов или народа отдавали самое любимое дитя на заклание карателям-богам — в качестве искупления, вместо всеобщей гибели. Отданные [на заклание] убивались во время мистерий. Так, Крон... когда на страну обрушились величайшие несчастия вследствие войны, украсив царским нарядом (своего сына от нимфы Анобет) и соорудив жертвенник, принес в жертву.
— Евсевий Кесарийский. Приготовление к Евангелию. 4, 16
Когда именно в Финикии прекратились человеческие жертвоприношения, в точности неизвестно, так как содержимое урн III века до н. э., найденных в Акре, исследовать не удалось. Возможно, они были запрещены после персидского завоевания, так как, по сведениям Юстина, послы Дария I в 491/490 до н. э. привезли карфагенянам царский указ с запретом совершать такие жертвоприношения[11].
По сообщению Курция Руфа, во время осады Тира Александром кое-кто из граждан предложил вернуться к древней практике жертвоприношений сыновей знати Сатурну, но городской совет это предложение отклонил[12]. Исходя из этого, можно предположить, что к эпохе эллинизма молк уже был пережитком, хотя и не совсем забытым[9]. Следует также отметить, что прямых археологических свидетельств из самой Финикии о детских жертвоприношениях нет[13].
Молк у пунийцев
В Карфагене жертвы по этому обряду приносились божественной паре Баал-Хаммону и Танит.
В Карфаген, как считается, эту практику завезли из Тира с новой волной переселенцев, а до того времени пунийцы человеческих жертвоприношений не практиковали. Лишь с первой четверти VII века до н. э. тофеты наполняются пеплом сожженных детей. По сообщению Юстина, в VI веке до н. э., после поражения Малха на Сардинии и моровой язвы пунийцы прибегли к человеческим жертвам, и археология подтверждает, что к тому времени это уже стало обычной практикой[14][15].
В Карфагене, в основном, приносили в жертву детей из знатных семей (одно их крупнейших жертвоприношений Баал-Хаммону было совершено в 310 до н. э.[16]), но также могли использовать для этого военнопленных[17].
Молк в Палестине
Согласно Библии, Меша, царь Моава, «взял (...) сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене»[18], чтобы добиться победы над иудеями, и ему это удалось, так как «это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю»[18].
У самих иудеев человеческие жертвоприношения были запрещены еще во времена Моисея («Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего»[19]; «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь»[20]), а царь Иосия разрушил тофеты[21], однако, в качестве пережитка сохранялись еще довольно долго (Иеффай и его дочь, цари-отступники Ахаз и Манассия).
Иеремия в очередной раз напоминал иудеям о недопустимости подобной практики:
Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им.
— Иеремия. 32, 35
Упомянутый в этом стихе тофет в долине Хинном был местом отправления обрядов молк в Палестине, а само имя долины стало позднее нарицательным для адского пламени (геенна)[2].
Жертва первенца
Несколько царских надписей и частных контрактов, обнаруженных в Верхней Месопотамии, содержат в числе условий возможность принесения в качестве искупительной жертвы первенца — сына или дочери[22]. Э. Липинский, заинтересовавшийся этим вопросом, цитирует отрывок из «Вавилонской теодицеи», где разъясняется, почему божеству угодно получать в жертву первенцев:[5]
Отпрыск (их) первый у всех не[ладен]:
Первый теленок мал у коровы,
Приплод её поздний — вдвое больше;
Первый ребенок дурачком родится,
Второму прозванье — Сильный, Смелый.
Видят, (да) не поймут божью премудрость люди!
— Вавилонская теодицея, 259—264.
Из этого текста следует, что отнимая жизнь первенца, божество даже оказывает благодеяние человеку. В Библии содержится недвусмысленное указание на этот счет:
Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею (и с ослом твоим). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне.
— Исход. 22, 29—30
Как полагают исследователи, это установление, явно противоречащее запрету человеческих жертв, попало в Ветхий Завет из культовой практики Ханаана[7].
Общие выводы
Греки и римляне считали молк «проявлением бесчеловечной свирепости»[1] финикийцев, но были не совсем правы, так как принесение в жертву сына «было подвигом благочестия, совершавшимся во имя бога и, как правило, ради блага народа»[1].
Примечания
Шифман, 1987, с. 197.
Шифман, 1992, с. 169.
Фролов, 2002, с. 15.
Липински, 1992, с. 46—47.
Липински, 1992, с. 45.
Encyclopedia of The Bible — Molech
Липински, 1992, с. 46.
Липински, 1992, с. 47.
Липински, 1992, с. 48.
Липински, 1992, с. 47—48.
Юстин. XIX. 1, 10
Курций Руф. IV. 3, 2З
Липински, 1992, с. 49.
Юстин. XVIII, 6, 11—12; 7, 1
Высокий, 2004, с. 80.
Диодор. XX. 14, 4—5
Диодор. XIII, 62, 4; XX, 65, 1
IV Царств. 3, 27
Левит 18, 21
Второзаконие 18, 10
II Царств. 23, 10
Липински, 1992, с. 49-50.
Литература
Высокий М. Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. — СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2004. — ISBN 5-93762-039-9.
Фролов Э. Д. Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н. э. // Античное государство. Политические отношения и государственные формы в античном мире. — СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2002. — ISBN 5-288-013125-8.
Шифман И. Ш. Молох // Мифы народов мира. Том 2. — М.: Советская Энциклопедия, 1992. — ISBN 5-85270-072-Х.
Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987.
Липински Э. Пантеон Карфагена // ВДИ. № 3, 1992. — М., 1992.