Тос-карак - тувинское название ритуальной девятиглазки, длинной деревянной ложки с девятью кропленными отверствиями. Некоторые исследователи предполагают, что они возникли в начале становления тюркского мира и восходят к ритуальным ложкам кочевников скифо-сарматской эпохи. Другие указывают на распространение тос-карак в буддистском культе и связывают их с проникновением учения Будды в степи Центральной Азии.
Строение ложки тос-карак связано с представлением о девяти небесах, что каждое углубление предназначалось для жертвоприношений:
Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю.
Девятиглазки делали из дерева.Нередко тос-карак под резцом умелых мастеров превращалась в подлинное произведение прикладного искусства. Ручка тос-карак заслуживает отдельного внимания, она состоит из трёх кругов, главным её украшением служили священные орнаменты, имеет отверстия, предназначенных для разноцветных лент. Цвет каждой ленты означает цвет года в котором человек родился (менгэ).
Жертвоприношения белой т. е. молочной пищей у тувинцев существовало с давних времен. Ежедневно после доек коров и кобылиц тувинцы часть полученного молока в чистом виде либо в форме готового продукта – чая или кумыса, жертвовали Высшим силам, разбрызгивая «белую пищу». Для этой цели использовали тос-карак (девятиглазку). Ежедневные утренние кормления осуществлялись свежеприготовленным чаем или молоком только утреннего надоя, хозяйкой юрты. Из котла в котором находится чай, хозяйка предварительно попробовав чай, наливала его немного в чашку и, выйдя из юрты, шепча слова благодарности, кропила ложкой в разные стороны.
Тос-Карак ставят на почетное место, после совершения обряда возвращают на место. С ней связан обряд благопожелания всем живым существам, прославления Духов природы и очищения. Этот ритуальный обряд жив и по сей день. В настоящее время, многие семьи вновь начали использовать тос-карак. Разбрызгивание тос-караком в новолуние, в полнолуние, учитывая благоприятные дни для подношений, стало для своего рода семейной традицией. Тос-Карак используют, когда кто-то уезжает из дома: учиться, служить армии или просто уходит по делам. Старший в семье благословляет в путь с пожеланиями белой дороги.

Тувинский писатель и шаман Монгуш Кенин-Лопсан описывает такую типичную утреннюю сцену: "Моя бабушка вставала, как всегда, раньше восхода солнца. Когда рассвет еще только начинался, она успевала сварить утренний чай и, сразу же налив его в пиалу, брала в руки тос карак, она разбрызгивала свежий чай сначала в огонь, потом, выходя из юрты, обращалась к солнцу, принося в жертву чай. Она тихо-тихо говорила молитвенные слова в ритм разбрызгивания чая: "Благодарю, Огонь-творец , ведь ты божество! Благодарю, Солнце-мать, ведь ты божество!"

Ритуальной ложкой Хозяйка окропляла огонь очага, затем выходила из юрты, окропляла Небеса и Землю, вымаливая благополучие семье, роду. Эта молитва называлась «чалбарыг». Каждая хозяйка вымаливала по-своему:
«Будьте милостивы, мои Девять Небес, моё божество Долаан! Моя золотая Таӊды-мать Земля, спасите и помилуйте мой аал, моих детей, мой народ! Помилуйте! Помилуйте!"

https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/2/t566219.jpg

*Кроме тос-карака ёщё имелась ложка үш-карак - триглазка. Эта ритуальная ложка имеет три углубления в отличие от тос-карака. Считалось, что простые люди могли приносить жертвоприношение ложкой с тремя углублениями (Солнцу, Земле, Воде). А ложкой с девятью углублениями имел право приносить жертвоприношение только шаман.