Деньги как плата или дар духам, с которыми работает шаман, — тоже очень распространенное объяснение, в котором происходит символический перенос адресата (по типу «это не я тебя
убил, а дерево, из которого сделано ружье» и «это не я у тебя беру деньги, а духи, которые помогли тебе») с целью обезопасить действующее лицо в потенциально опасной ситуации.
Такая установка часто воплощается в виде словесных указаний: например, в конце камлания шаман не берет деньги сам, а говорит посетителю положить их к алтарю с божествами и его
духами-помощниками. Сначала деньги являются частью мира людей (находятся в собственности посетителя), затем, минуя шамана (он их не берет), попадают в собственность духов, где и находятся какое-то время, лежа стопками между статуэтками, Ил. 1. Деньги, принесенные пациентами шаману за его работу и вре-
менно находящиеся в ведении духов, помогающих шаману в его кам-
лании. Купюры у буддистского домашнего алтаря алтайского шамана
Ю.С. Мегедекова (Республика Алтай, Горно-Алтайск, август 2012 г.)
чашками с рисом, танками божеств и портретом Далай-ламы на домашнем алтаре (ил. 1). На следующем этапе, спустя несколько недель, деньги возвращаются в мир людей — шаман забирает их на свои жизненные нужды, кладя взамен новые купюры. Кроме того, согласно представлениям алтайцев, духи сами могут распорядиться своими деньгами: тогда они просто пропадают, например если кто-то чужой залез в избушку шамана и взял эти день-
ги [Инф. 5]. В некоторых случаях магический специалист сам отождествляет себя с неким духом. В одном из сел Онгудайского района буддистки ориентированный неме билер кижи начал разговор со мной с фразы: Мне деньги нужно давать, потому что я бодхисатва [Инф. 6]. В ходе разговора стало понятно, что деньги требуются не из-за произвола и личного желания или жадности человека, а в соответствии с неким духовным законом. Деньги получает не человек, а дхарма и духовное существо вместо человека. «Бодхисатве» я пожертвовал 250 рублей.
1) Танка / тхангка / кутханг ‘свиток’ (тиб.) — иконы божеств на холсте или шелке в тибетском буддизме.
Ясак / jасак ‘подать’ (алт.).
2) Осенью 2011 г. цена за перевозку семи кубов дров грузовым КАМАЗом от Сугаша до Горно-Алтайска (270 км) составляла один баран или три тысячи рублей.
Ил. 2. Деньги в ритуальных практиках «бытового шаманизма». Уста-
новка новой коновязи (чакы) перед свадьбой требует специального
обряда обращения к духам. В яму, в которую будет установлена коно-
вязь, с особыми словами-благословлениями понемногу жертвуются
деньги, водка и зерно. Среди денег есть и «медные» монеты, возмож-
но, потому что нижняя часть коновязи связывает семью с миром
мертвых предков и с духами Нижнего мира (Республика Алтай, Шеба-
линский район, с. Беш-Озёк, сентябрь 2011 г.).
мест, и их можно найти около святых мест, источников и буддийских святынь (ил. 3, 4). Здесь работает комплекс ограничений и предписаний, иногда противоречащих друг другу (ил. 5).
Например, на целебных почитаемых источниках (аржанах) и перевалах повсеместно жертвуются металлические деньги, монеты кучками кладут на углы и четыре стороны выступа
фундамента здания буддийского куре1 в Горно-Алтайске. Знающие люди поясняют при этом, что жертвовать надо монеты без нулей (т.е. нельзя класть 10 рублей, 10 или 50 копеек), ина-
че в жизни жертвователя, по одному объяснению, все будет, не накапливаясь, обнуляться [Инф. 7]. Согласно другому мнению, в жизни человека, поднесшего духам монеты с нулем, все
будет «крутится колесом», т.е. бессмысленно, подобно виду этой цифры [Инф. 8]. Однако еще один респондент со общил, что жертвовать нужно как раз «незакрытые деньги», т.е. монеты
с нулем после первой цифры [Инф. 5].
Впрочем, некоторые исследователи полагают, что монеты только относительно недавно, с 1970-х гг., стали приносить духам на родниках и перевалах Алтая. С.П. Тюхтенева ссылается
на знающих людей Онгудайского района, категорически запрещающих класть деньги в любой источник и считающих этот ритуал загрязняющим воду [Тюхтенева 2009: 20]. Я также сталки-
вался с такой строгой версией запрета, однако в других случаях запрет был менее строгим, распространяясь только на медные монеты, поскольку в воде медные монеты чернеют, и от меди вода портится [Инф. 9]. Запрет на «медные» деньги также связан с предписанием жертвовать монеты без нуля, ведь современные «медные» монеты как раз оказываются с нулями.
Ил. 3. Деньги, принесенные в дар хозяину перевала. Согласно тради-
ционному предписанию обращения к духам-хозяевам Среднего мира,
монеты не «медные», а «серебряные» и «без нулей», т.е. они должны
быть выполнены из светлых сплавов и не могут быть номиналом в 10,
50 копеек или рублей (Республика Алтай, Улаганский район, перевал
Кату-Ярык, октябрь 2011 г.).
Ил. 4. Повязывание лент-jалама — начало ритуала обращения к ду-
хам-хозяевам местности. (Республика Алтай, Кош-Агачский район,
плато Укок, сентябрь 2012 г.).
Разрешено жертвовать «серебряные» монеты, как и украшения, в дар хозяйке аржана (ил. 6, 7). Однако следует указать на трансформацию предписания и запрета в связи с изменением
вида и материала монет: в советское время в аржан клали монеты с нулями достоинством 10 и 20 копеек, поскольку именно они были «серебряными», а монеты в 1, 2 и 5 копеек — «медны-
ми», запрещенными в качестве подношения духам [Дьяконова 2001: 172].
Запрет на медные деньги, вероятно, объясняется самой природой меди и изделий из нее. О медных и серебряных монетах в русской традиции см. статьи А. Мороза и Н. Петрова в дан-
ной подборке [Петров, Мороз 2013: 294–297, 305–307] и А. Астаповой [Астапова 2013]. В тюркских мифологиях медь, как металл, связана с хтоническими областями — подводными
и подземными, поэтому медные деньги могут восприниматься как деньги, предназначенные демонам Нижнего мира (ил. 8):
Как правило, хтонические существа алтайского и якутского эпоса имеют эпитет «медный» [Львова и др. 1988: 96]. Некоторые демонологические персонажи на Алтае не просто любят
медь или предметы из нее, медь является частью их природы,
Ил. 6. Табличка с правилами поведения на источнике-аржане. При-
мер вариативности в понимании традиционного предписания: здесь
предлагается жертвовать медные монеты, хотя наиболее распростра-
нено предписание дарить духу-хозяину аржана только «серебряные
деньги», тогда как медные запрещаются (Республика Алтай, Улаган-
ский район, аржан в с. Улаган, октябрь 2012 г.).
Ил. 7. Монетку или украшения (бусы или серьги) приносит в дар
хозяйке аржана каждый алтаец, приехавший лечиться в его водах.
Дух-хозяин аржана — молодая девушка, поэтому желательно остав-
лять здесь украшения (Республика Алтай, Кош-Агачский район, ро-
доновый источник-аржан Джумалу, сентябрь 2012 г.).
Ил. 8. «Медные деньги» — монеты номиналом в 10 и 50 копеек, остав-
ленные алтайцами в дар духам у менгиров. Недалеко от менгиров
находятся курганы. По всей видимости, здесь почитаются мертвые
духи предков, на что указывают и «медные деньги», обычно связан-
ные с существами Нижнего мира (Республика Алтай, Онгудайский
район, оленные камни у с. Иня, октябрь 2011 г.).
например такие существа горно-таежного, подземного пространства (и в меньшей степени водного), как алмысы, и часто связанный с ними своим происхождением jес-тырмак.
К распространенным относится и услышанный мною несколько раз запрет жертвовать на перевалах бумажные деньги. Однако в Улаганском районе на опасном крутом перевале Кату
Jарык я видел принесенные в дар духам купюры.
К дополнительным значениям денег в практике современного алтайского шаманизма следует отнести гадание на деньгах.
В сентябре 2012 г. в с. Нижняя Талда Онгудайского района я посетил известную неме билер кижи, пожилую женщину, имевшую почтительное прозвище Бободой1. Она согласилась
«посмотреть мне мою жизнь», что и сделала по пиале с водкой
и сторублевой купюре, подобно тому, как другие знающие
люди «смотрят по арчыну».
Эти деньги, не являясь платой, возвращаются клиенту. В шаманских практиках купюра/монета может выполнять функцию предмета-медиатора: быть ритуальным атрибутом манти-
ческого сеанса или триггером, запускающим коммуникацию с духами. Так, например, рассказывает пожилой информант-челканец [Инф. 11] о камлании челканского шамана Тимофея Павловича Крачнакова: Когда шаманить начинают — деньги кладут, пять рублей или рубль раньше даже клали. Чтобы показать так богатство, чтобы шаману предлагать на том свете чертям. «Видите, вот богатство! Давайте, раскрывайтесь!»
А за шаманство никогда деньги не брал.
1) Алмыс / алмыска / алмас / албаста / алвын-дылвын — демонологическое антропоморфное существо-оборотень горно-таежных и водно-подземных областей Среднего мира, согласно алтайским верованиям обладающее чудесными способностями и иногда вступающее в брак с человеком (рода Алмат, Тööлöс поэтому родственны алмысам).
2) Jес-тырмак, букв. ‘медный коготь’ (алт.) — демонологическое страшное антропоморфное существо, косматое, с большими медными когтями на руках, опасное для человека. В jес-тырмак может превратиться красавица-алмыска, придя в ярость от того, что ее человеческий супруг разоблачил ее нечеловеческую природу и хочет избавиться от нее.
3) Кату Jарык / Кату Ярык ‘суровое / жестокое ущелье’ (алт.) — перевал в Улаганском районе
Республики Алтай, представляет собой крутой (63°) спуск в долину реки Чулышман, длиной 3,5 км и высотой от подножия 800 м.
Осенью 2012 г. в Горно-Алтайске алтайская цыганка-гадалка, получив от меня деньги перед сеансом как плату, в конце сеан-
са также дала мне монетку, сказав, что я должен хранить ее на удачу. Конечно, монетка — лишь малая часть тех денег, которые я дал в начале сеанса гадания цыганке, однако здесь имеет значение не номинал, а то, что монетка опосредованно контактировала с духами через гадалку и, приобретя таким образом дополнительную ценность, стала амулетом.
Итак, в современных шаманских практиках тюркских народов Республики Алтай сохраняются представления, связанные с
запретом брать деньги за камлание. Таким образом, конструируется образ настоящего шамана, не берущего деньги, а в случае работы за оплату происходит дискредитация его репутации как магического специалиста. Однако современные социальные и экономические установки формируют в современном алтайском обществе представления и практики, противопо-
ложные вышеупомянутым, они «оправдывают» оплату услуг шамана: деньги идут духам, а шаман оказывается всего лишь торговым посредником.
Пользуюсь случаем поблагодарить за помощь в работе над статьей А.С. Архипову и Е.П. Батьянову.
Библиография Астапова А. Про пятак под пяткой // Фетиш и табу: Антропология
денег в России: Сб. ст. / Cост. А. Архипова, Я. Фрухтманн. М.: ОГИ, 2013 (в печати).
1 На Алтае к неме билер улус высокого статуса не принято обращаться по имени, их могут называть иносказательно, например Эjебис, Эjе ‘старшая сестра’ (алт.).
Дмитрий Доронин. Шаманы, деньги и духи: торговля или обмен?
П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Я О Д Е Н Ь Г А Х
Батьянова Е.П. Телеутская шаманка Татьяна Васильевна Манышева (к портретам религиозных лидеров советского времени) // Основные тенденции развития алтаистики в изменяющихся мировоззренческих условиях: Материалы междунар. науч.-практ.
конф., посвящ. 1150-летию российской государственности, 90-летию Ойротской автономной области, 60-летию На-
учно-исследовательского института алтаистики им. С.С. Суразакова. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская тип., 2012. С. 166–169.
Дьяконова В.П. Алтайцы: материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая. Горно-Алтайск: Юч Сумер, 2001.
Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988.
Михайловский В.М. Шаманство: Сравнительно-этнографические очерки. М.: Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон, 1892.
Петров Н., Мороз А. Деньги в мифологических представлениях и обрядовых практиках: современная крестьянская традиция //
Антропологический форум. 2013. № 18 Online. С. 288–310.
Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991.
Тюхтенева С.П. Деньги — бумага, человек — золото // Этнографическое обозрение. 2009. № 2. С. 16–22.
Список информантов
Интервью записаны автором статьи во время полевой работы в Республике Алтай в 2003–2012 гг.
Инф. 1 — тубалар, 1934 г.р., колхозник, работник леспромхоза, пенсионер, с. Старый Кебезень, Турочакский район, август 2003 г.
Инф. 2 — челканец, 1928 г.р., лесничий, управляющий в совхозе, пенсионер, шаман, с. Артыбаш, Турочакский район, август 2012 г.
Инф. 3 — алтаец, 1972 г.р., неме билер кижи, с. Шебалино, Шебалинский район, октябрь 2012 г.
Инф. 4 — алтаец, 1964 г.р., шаман, Горно-Алтайск, август 2012 г.
Инф. 5 — алтаец, 1953 г.р., пенсионер, шаман, Горно-Алтайск, август 2012 г.
Инф. 6 — алтаец, около 55 лет, учитель русского, алтайского языков и литературы, неме билер кижи, с. Кулады, Онгудайский
район, сентябрь 2012 г.
Инф. 7 — челканец, около 55 лет, ученый, Горно-Алтайск, август 2012 г.
Инф. 8 — кумандинец, около 60 лет, предприниматель, Горно-Алтайск, август 2012 г.
Инф. 9 — алтаец 1962 г.р., учитель алтайского языка и литературы, с. Шыргайты, Шебалинский район, октябрь 2011 г.
Инф. 10 — теленгит, 1964 г.р., предприниматель, шаман, с. Улаган,
октябрь 2011 г.
Инф. 11 — челканец, 80 лет, ученый, Горно-Алтайск, август 2012 г.