Масленичный (Комоедичный обряд)
Всем нам известна пословица «первый блин комом». Но не всем понятен ее истинный смысл: на самом деле изначально она звучала как «первый блин Комам» и описывала суть древнего обряда, проводившегося на Комоедицу (Масленицу). Рано утром в первый день праздничной недели хозяйка вставала и в полном молчании пекла пышный блин, больше похожий на пирог. В полдень молодой человек, который имел кровное родство с хозяйкой, шел в лес, по дороге громко распевая ритуальные песни, и клал требу (дар) в непосредственной близости от медвежьей берлоги. Если же таковой не было, то просто в лесной глуши, оставляя угощение Кому, то есть медведю. Здесь прослеживается связь культа Кома (Медведя) с культом Рода (почитания предков, Рода небесного и Рода Всебога, объединяющего всю вселенную и являющегося ей). Во время такого обряда просили медведя об урожае, здоровье, удаче в охоте, — это явно роднит ритуал с культами богов плодородия.
Обряд наказания вора
На Русском севере в Приволжье бытовал ритуал наказания вора, причем не совсем обязательно было знать его в лицо. Считалось, что дух, призываемый данным заговором, сам найдет вора и накажет его: например, у мошенника отсохнут руки или он будет болеть и маяться до тех пор, пока не вернет украденное.
Для призывания духа на сковороду, окропленную волчьей кровью, стоящую на огне и раскаленную, кидается высушенная волчья жила и произносится заговор:
«Иди, огонь, с жилы на вора! Иди, боль, с жилы на вора! Иди, крючье, ломотье с жилы на вора! Не буде ему покоя ни днем, ни ночью! Ни в солнце, ни в тучи! Ни на земле, ни на Воде! Ни на горах, ни на долах! Ни под земью, ни на ветрах! Слово мое крепко! Заковано девятью печатями огненными! Не разбить, не разрубить его ни мечем, ни молотом, ни булатною секирою! Не пронзить его стрелою каленою, да молнией небесною! Не укрыться от него ни на земи, ни под земью, ни на реках, ни на озерах, ни во пучинах окиян — моря. Слово мое, слово Волосово, слово Волосово, слово Волосово, слово Волосово, слово Родово! Век по веку! Слово по Слову! Гой!»
Часто можно встретить заговоры на оборотничество; самый яркий обряд мы приведем ниже.
На оборотничество
На полной луне человек, желающий стать Волколаком (оборотнем, превращающимся в волка), находил поляну (желательно круглую) с пнем и приносил дары Велесу и Мокоши. Затем разжигали тринадцать костров (двенадцать по кругу и один на подготовленном месте, — через него приносились дары Велесу). После принесения даров, на этом огне освящали двенадцать ножей (в других вариантах — девять или три, в очень редких случаях один). Потом ножи втыкались в пень, а человек, сняв с себя всю одежду и прочитав заговор (в других версиях заговор читался во время скачков), начинал скакать через пень. После некоторого количества скачков (это зависит от духовной и физической подготовленности человека), кости его становились пластичными, и он превращался в огромного волка — оборотня, который отличался от других окрасом, гигантскими размерами и невосприимчивостью к обычному (не заговоренному особым способом) оружию. Для того чтобы вновь принять человеческий облик, Волколаку необходимо было вернутся на поляну и три раза перескочить через пень. Однако если кто — нибудь уберет хотя бы один нож из пня, Волколак не сможет завершить обряд, пока нож не вернут на место.
Заговор на оборот
На море Окияне,
На острове Буяне,
На полой поляне
Светит месяц на осинов пень.
Во зелен лес, во широкий дол
Около пня ходе волк мохнатый,
На зубах у него месяц рогатый.
А в лес волк не заходит,
А в дол волк не забродит.
Месяц – месяц, золотые рожки,
Расплавь стрелу востру, притупи нож булатный,
Измочаль дубину деревянную,
Напусти страх на зверя рыскучего,
На гада ползучего,
На ворога лютого,
Шоб они меня, сера волка, не брали,
Шкуры теплой с меня не драли.
Слово мое крепче сна смертного,
Крепче ножа булатного, крепче силы богатырской.
Запечатано семью печатями,
Коих ни духу, ни человеку, ни зверю не разбить, не сломить,
Век по веку, слово по слову. Гой!
Клятва на волке. Гагаузский обряд.
У бурят существовал такой обряд: тот, кто приносил клятву, клал на освещенную, сделанную из глины или кости волчью лапу свою руку (табу на охоту на волка, поэтому лапа редко была настоящей) и произносил слова:
«Клянусь кровью своей, глазами, жилами и сердцем своим, я исполню свои слова! Если я вру, да покарает пусть меня волк, вырвет глаза мои, перегрызет жилы мои, выпьет кровь мою и, разорвав грудь мою, съесть сердце мое, да будет дух его свидетель словам моим».
После этой клятвы, произнесшему ее доверяли безоговорочно.
Белорусский заговор при встрече с волком
При встрече с волком в лесу или на открытой местности, чтобы он не тронул произнести такие заговорные слова:
На том свете был?
— Был.
Мертвяков видал?
— Видал.
(В) они не кусаются, и ты не кусайся.
Рассмотрим часть свадебного обряда, распространенного в подольской области вплоть до начала 20 века. Мать невесты встречала жениха, накинув на себя волчью шкуру (с головой и лапами), и надев на шею волчий резец, и пела песню:
Убролася теще вовченко,
Хотела злякати и зятинька,
Не хотела доченьку выдати.
Ой, выдай, выдай доченьку, —
Дадим дары богатые
После этого мать невесты скидывала с себя волчью шкуру и уводила дочь к жениху.