Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » Заговоры и ритуалы в звериных культах.


Заговоры и ритуалы в звериных культах.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Масленичный  (Комоедичный обряд)
Всем нам известна пословица «первый блин  комом». Но не всем понятен ее истинный смысл: на самом деле изначально она звучала как «первый блин Комам» и описывала суть древнего обряда, проводившегося на Комоедицу (Масленицу).  Рано утром в первый день  праздничной  недели хозяйка вставала и в полном молчании пекла пышный блин, больше похожий на пирог.   В полдень молодой человек,  который имел кровное родство с хозяйкой,  шел в лес,  по дороге громко распевая  ритуальные песни, и клал требу (дар) в непосредственной близости от медвежьей берлоги.  Если же таковой не было, то  просто в лесной глуши,  оставляя  угощение  Кому, то есть медведю. Здесь прослеживается связь культа Кома (Медведя) с культом Рода (почитания предков,  Рода небесного и Рода Всебога,  объединяющего всю вселенную и являющегося  ей).  Во время такого обряда просили медведя об урожае,  здоровье, удаче в охоте, — это явно роднит ритуал с культами богов плодородия.
                                                            Обряд наказания вора
На Русском севере в Приволжье  бытовал ритуал наказания вора,  причем не совсем обязательно было знать его в лицо.  Считалось,  что дух,  призываемый данным заговором,  сам найдет вора и накажет его:   например,  у мошенника отсохнут руки или он будет болеть и  маяться  до тех пор, пока не вернет украденное.
Для призывания  духа   на сковороду,  окропленную волчьей кровью,  стоящую на огне и раскаленную,  кидается высушенная волчья жила и произносится заговор:
«Иди, огонь,  с жилы на вора!  Иди,  боль,  с жилы на вора!  Иди, крючье,  ломотье  с жилы на вора! Не буде ему покоя ни днем, ни ночью! Ни в солнце, ни в тучи! Ни на земле,  ни на Воде! Ни на горах,  ни на долах!  Ни под земью,  ни на ветрах!  Слово мое крепко!  Заковано девятью  печатями  огненными!  Не разбить,  не  разрубить  его ни мечем,  ни молотом,  ни булатною секирою!  Не пронзить его стрелою каленою,  да молнией  небесною!  Не укрыться от него ни на земи,  ни под земью,  ни на реках,  ни на озерах,  ни во пучинах окиян — моря. Слово мое,  слово Волосово,  слово Волосово,  слово Волосово,  слово Волосово,  слово Родово!  Век по веку! Слово по Слову!  Гой!»
Часто можно встретить  заговоры на оборотничество;  самый яркий обряд мы приведем  ниже.
                                                    На оборотничество
На полной  луне  человек,  желающий стать  Волколаком  (оборотнем,  превращающимся в волка),   находил поляну  (желательно круглую)   с пнем  и приносил  дары Велесу и  Мокоши.  Затем  разжигали тринадцать костров (двенадцать по кругу и один на  подготовленном месте, —  через него приносились дары Велесу).  После  принесения даров, на этом огне освящали двенадцать ножей  (в других вариантах —  девять или три,  в очень редких случаях один).  Потом ножи втыкались в пень, а человек,  сняв с себя всю одежду и прочитав заговор (в других версиях заговор читался во время скачков),  начинал скакать через пень.  После некоторого количества скачков (это зависит от духовной и физической  подготовленности человека),  кости его становились пластичными,  и он превращался в огромного волка  —  оборотня, который  отличался  от других окрасом,  гигантскими размерами и невосприимчивостью к обычному (не заговоренному особым способом) оружию.    Для того чтобы вновь принять человеческий облик, Волколаку необходимо было вернутся на поляну и три раза перескочить через пень. Однако если кто —  нибудь  уберет хотя  бы один нож  из пня,  Волколак не сможет завершить обряд,  пока нож не вернут на место.

Заговор на оборот
На море Окияне,
На острове Буяне,
На полой поляне
Светит месяц на осинов пень.
Во зелен лес,  во широкий дол
Около пня ходе волк мохнатый,
На зубах  у него месяц рогатый.
А в лес волк не заходит,
А в дол волк не забродит.
Месяц – месяц,  золотые рожки,
Расплавь стрелу востру,  притупи нож булатный,
Измочаль  дубину деревянную,
Напусти страх на зверя рыскучего,
На гада ползучего,
На ворога лютого,
Шоб  они меня,  сера волка,  не брали,
Шкуры теплой с меня не драли.
Слово мое крепче сна смертного,
Крепче ножа булатного,  крепче силы богатырской.
Запечатано семью печатями,
Коих ни духу,  ни человеку,  ни зверю не разбить, не сломить,
Век по веку,  слово по слову.  Гой!
                                            Клятва  на волке.  Гагаузский обряд.
У бурят существовал такой обряд: тот, кто приносил клятву, клал  на освещенную,  сделанную из глины или кости волчью лапу свою руку (табу на охоту на волка, поэтому лапа редко была настоящей) и  произносил слова:
«Клянусь кровью своей, глазами, жилами и сердцем своим, я исполню свои слова!  Если я вру,  да покарает пусть  меня волк,  вырвет глаза мои, перегрызет жилы  мои,  выпьет кровь мою и,  разорвав грудь мою,  съесть сердце мое, да будет дух его свидетель словам моим».
После этой клятвы,  произнесшему ее доверяли безоговорочно.

                                                                    Белорусский заговор при встрече с волком
При встрече  с волком в лесу или на открытой местности, чтобы он не тронул произнести такие заговорные слова:
На том свете был?
— Был.
Мертвяков видал?
— Видал.
(В) они не кусаются,   и  ты не кусайся.
Рассмотрим часть свадебного обряда,  распространенного в подольской области вплоть до начала 20 века. Мать невесты встречала жениха, накинув на себя волчью шкуру (с головой и лапами), и надев на шею волчий резец, и пела песню:
Убролася теще вовченко,
Хотела злякати и зятинька,
Не хотела доченьку выдати.
Ой,  выдай,  выдай доченьку, —
Дадим дары богатые
После этого мать невесты скидывала с себя  волчью шкуру и уводила дочь к жениху.

2

По украинскому поверью,  желая превратить кого-то  в  волка, на объект  накидывают волчью шкуру без лап и головы.
На Украине и в Белоруссии бытовала примета:  если дорогу волк перейдет,  то это к удачному урожаю и богатству.
Древнерусская книга —  лечебник  рассказывает о создании оберега из лосиного копыта:  «у живаго лося урежайти  соправое ноги копыто  и,  коли наговоришь его словом:
Лосе, лосе, сделай так усе плохо не содеелось не слово,  ни дело,  ни ворожба люта, не злобо враже,  не зависти черно,  ни болесть,  ни горесть,  ни человеческая горесть. Слово мое тяжко,  на всем слове трижде по девять затворов булатных;  ни взятии,  ни сломити,  ни моловьей,  ни коленной стрелой провити,  толкмо  в зад уходите.
Сделайте перстне и носите на деснице своя перстень или два. Не снимая, тол николя и придиня на того человека ни заклятья черна, ни завить, ни кака  зла пригода,  ни злой дух, —  будь тому человеку почет да приязь.
Медвежьим салом мажут лоб,  чтобы  была мудрость и хорошая память. Медвежий череп помещали на тын для сохранения пчел и пасеки от сглаза.  Коготь и шерсть медведя носят    как оберег от сглаза и порчи,   либо вшивают  в рукава и ворот одежды или носят на себе так,  чтобы оберег  был скрыт от чужих глаз.  Древнерусский лечебник советовал следующее:  «аще кто вяжет медвежьи ноги во плат на себе носити,  отгонит от себя болезнь лихую огненную да лихоманов всех» (о Лихоманках —  трясовицах  читайте в статье «Духи в славянской мифологии»).  Эта  же книга говорит:  «аже хочешь,  чтобы скотина  у тебя вилася  да богатство,  ты вноси во двор медвежью главу и вкопай у зимлю  посередь двора. Тогда поведется скотина и богатство и  привять свяко». Каргопольские охотники верят,  если «медведя убьешь, то  когти никому нельзя отдавать,  иначе богатство и удача в будущем уйдут от тебя к тому,  кому коготь отдал».
В Сибири  вообще носят коготь с большого пальца  рыси  на шнурке из  любой кожи, за исключением  кожи лося, медведя, свиньи или коровы.  Коготь или  целую  лапу  рыси, заговоренную особым способом,  носили при себе,  когда ожидали суда (чтобы смягчить сердца людей и настроить их благосклонно)  или какой — то вражды.  Охотники,  рыбаки и путники брали коготь с собой,  чтобы уберечься от смерти и благополучно вернуться домой.
В  другой лечебнике,  найденном  на Украине в 14 – 15 веке, рассказывается:  «Коль право око орла  носить запазухой,  для  укроченья гнева любого. Когти филина носят как оберег от какого — либо колдовства».  Белорусский   «заговорник»  15 – 16 века  советует: «Кто око волчье  носит под шапкою,  того не изымет ни порча,  ни колдовство иное. А кто носит на себи  ногу волчью,  зашитую вовкову (шкуру), того добро и всяко пристанет.  Аще кто око волка правое носит на себе,  то никакой зверь не двигнет и разбой не страшится,  и не видет его».
Куски волчьей  шкуры  с головы и с лап  вшивают в одежду больного чёрной немощью (эпилепсией).  Волчий хвост носят на одежде,  чтобы не приставали  болезни и черное колдовство. Сквозь волчью гортань смотрят на двух человек,  чтобы вызвать неприязнь между ними, рассорить.  Сердце волка также  носят от черной немощи.  Над колыбелью младенца вешали верхний зуб волка, но не клык.
Очень многочисленны приметы ойрот — алтайцев,  связанные со священными (табуированными) животными их рода. Приведем в пример некоторые из хороших примет (так называемые «белге»):
Беркут кружится в небе над аулом – быть гостям.
Лошадь во время езды «играет» ушами  —  к   добру и удаче.
Лошадь постоянно зевает – быть неожиданной радости.
Плохие приметы («ырым»):
Кукушка кукует близко к аулу — быть беде и смерти кого — то из близких.
Лошадь перед походом кусает стремена — идущего в поход ждут одни неприятности и разочарования,  домой вернется с пустыми руками.
Основным гаданием шаманов, ойрот – алтайцев было гадание вереском  по лопатке животного,  принесенного в жертву.  У обычных ойрот — алтайцев (не являвшихся жрецами и шаманами) популярным являлось гадание по лопаточной кости убитого годовалого барана: ее очищали от мяса,  прокаливали на огне.  Мужчины  разделяли ее на части, так как  у каждой  были свои значения: Внешняя (дикая) дорога, Дом, Родные, Остальные люди, Голова (Сознание). События,  происшествия  и будущее узнавали по оставшимся на лопатке после воздействия огня трещинам.  Гадать могли только мужчины.

    «Медвежий праздник»  у нивхов.
«Медвежий»  праздник у нивхов (одного из многочисленных малых народов севера) проводится раз в три года в январе – феврале. За три года до начала праздника ловили маленького медвежонка и выращивали в клетке,  находящейся во дворе или в доме охотника,  поймавшего его.  Хозяйка первое время кормит его грудью,  называя своим сыночком. Праздник разделялся на  несколько частей:  первая — изготовление священных стружек «инау»;  вторая — умерщвление медведя;  третья — водружение головы на алтарь,  находящийся  в  доме хозяина,  обрядовое угощение из  медвежьего мяса.  Четвертая  часть —  принесение в жертву лучших собак;  пятая — завершающие обряды,  разъезд гостей.
Перед обрядом хозяин дома,  в котором жил медведь,  наливал алкогольный напиток на основе молока домашнему духу  и  извинялся перед ним за то,  что больше не может содержать медведя,  а так же объяснял,  как хорошо обращались с медведем, и как животное  было всем этим довольно.  После хозяин  вместе с гостями шел   к медведю и угощал его самыми лучшими кушаньями  и  питьем. Затем медведя выводили из клетки  и гуляли с ним по всему  селению,  заводя в каждый дом. Хозяева домов встречали  «гостя» с хвалебными песнями,   кланялись ему в землю,  ласкали и гладили медведя, угощая его различными кушаньями,  рыбой и обрядовым студнем  из рыбьей кожи. Считалось,  что медведь принесет удачу,  богатство и здоровье всему роду хозяина,  который принял и угостил его. Потом под ритуальную песню  совершали  ритуальный шаманский танец,  (который  исполняли  все участники обряда) изображающий  путь медведя к духам предков. Убивал медведя  в специальном месте  зять или тесть хозяина дома,  в котором он рос. Тушу разделывали,  шкуру с головой опускали через дымовое отверстие в дом хозяина,  из мяса готовились ритуальные блюда.  Голова ставилась на  подмостки,  после чего в жертву приносили собак; затем  начинались  ритуальные пиры,  в промежутках между которыми  устраивались игрища,  включающие в себя гонки на собачьих упряжках,  бои на посохах, состязания по стрельбе их луков.  Женщины (матери) играли на «музыкальном бревне» песни,  связанные с героическим эпосом.  На огне,  разожженном  от искр,  высеченных из священного родового Огнива,  принадлежащего роду,  приютившему медведя,  готовили мясо; после  его вычерпывали ритуальным черпаком,  изготовленным в форме медведя,  и раскладывали по специальным обрядовым  мискам.  Украшали мясо и голову священными стружками  «Инау».  Кости  собирали,  привязывали к ним дары  (мужчины: копья, ножи,  луки, ремни  и  даже живых собак; женщины: миски с едой,  украшения, ленты).  Все дары отправляли «лесным жителям».  Перед окончанием обряда старики,  старшины Родов, сидели всю ночь у медвежьего черепа,  ели обрядовые блюда и общались с духом медведя. Черепа, оставшиеся после обряда,  держали в сарае или вешали на дерево и кормили перед каждой охотой.
           
Обряд, совершаемый ойрот  —  алтайцами при рождении жеребенка.
Когда рождается жеребенок, проводятся обряды прокалывания ушей и навешивания серег. Кобыле в гриву вплетают синюю  ленту,  жеребенку читают Алкым (заговор –благопожелание,   в котором ему желают стать самым здоровым и быстроногим скакуном в округе).

        Обряд,  совершаемый алтайцами при охоте на выдру.
Алтайский охотник  может добыть только одну выдру в год. После того,  как он  поймает выдру,  ее оставляют на специально освященном и подготовленном месте на три дня.  Считается,  что  душа выдры  состоит из десяти человеческих душ,  которые в течение трех дней и трех ночей «уходят» в тайгу. Шкуру выдры  режут на полоски и шьют ритуальную охотничью шапку,  которая еще состоит из лап,  меха и кожи лисы, кабарги, рыси и соболя. По ширине такие  полоски должны составлять два пальца.  Для того,  чтобы их резать,  выбирают пожилую женщину ничем не больную,  которая, желательно,  является матерью. Если у женщины  были в  этом  году  какие — то несчастья или потери близких,  она отказывается  даже  прикасаться к шкуре.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » Заговоры и ритуалы в звериных культах.