«Пять вместерожденных божеств», относят к классу мирских защитников.
Пять личных божеств были известны еще во времена «безымянной религии», этот культ возник наряду с различными народными преданиями и анимистическими верованиями, вне рамок какой-либо систематизированной религиозной доктрины.
Они являются личными божествами, олицетворяющими энергии, которые возникают в теле человека в момент его рождения. Пять личных покровителей сопровождают людей на протяжении всей жизни. Каждому из них приписана определенная часть человеческого тела где они обитают и откуда они, как принято считать, осуществляют свою защитную функцию.
Молха – материнское божество
Молха (Охин Тэнгэр) – это божество материнской линии. Ее изображают как молодую, красивую, светлоликую женщину, одетую в синюю шелковистую парчу. Ее голову украшает диадема с драгоценными камнями. В ее правой руке – обрядовая стрела призывания благоденствия , а в левой – металлическое зеркало предсказаний «проясняющее три мира» . Она едет верхом на самке пятнистого оленя . Она осуществляет свою защитную функцию из правой подмышки человека.
Когда Молха человека сильна – у него в изобилии имеется еды, богатства, скота и т.д. Он легко добивается высокого положения в обществе. Молха дарует благо от родственников по материнской линии.
В ритуальных текстах Молха имеет свою божественную свиту, в которую входят Щанглха – божество дяди по материнской линии, а также Малха Менцун – божество знахарки или божество повитухи.
Молха зачастую занимает центральное место на изображениях, что говорит о том, что божество матери – является самой важной богиней в группе из Пяти личных защитников. Молха и ее свита – представляют собой божественный авторитет матрилинейной семейной общины.
Ее семенной слог ДЖНА, а ее мантра – ДЖНА РАКМО ДУНЕ ДЗА ДЗА
Соглха – божество жизненной силы
Соглха Амин Тэнгэр– это божество жизненной силы. Его изображают в воинском обличии. Он облачен в хрустальные доспехи, а в правой руке держит боевой штандарт. Его колчан – из тигровой шкуры, а кивер (чехол для лука) – из шкуры леопарда. Три вида оружия на его поясе, а также сосуд долгой жизни. Он едет верхом на стремительной черной лошади и осуществляет свою защиту из сердечного центра человека.
Когда Соглха силен – человеку не страшны такие препятствия, как восемь видов преждевременной смерти, а также препятствия, чинимые злыми демонами и божествами. Соглха также связывают с энергией Ла и ее защитой функцией. Он защищает людей от вреда черной магии и проклятий.
В свите Соглха пребывает Келха – божество зарождения жизни , который способствует увеличению численности рода.
Его семенной слог — НА, а его мантра – А НАГА ДУНЕ ДЗА ДЗА
Полха – отцовское божество
Полха Эрэ Тэнгэри) – это божество отцовской линии. Его изображают молодым, цветущим, светлоликим юношей, одетым в синие шелковистые парчовые одеяния. Его спутанные волосы подвязаны шелковистой лентой, украшенной драгоценностью. В его правой руке драгоценный камень, исполняющий желания, а в левой руке – деревянная чаша, наполненная самоцветами и благородными металлами. Он едет верхом на светло-розоватой лошади. Полха осуществляет свое покровительство из левой подмышки человека.
Полха молят об устранении препятствий и невзгод. Он дарует благо от мужчин с отцовской стороны, а также от братьев и друзей.
В божественную свиту Полха входят предки, обретшие рождение в мире богов , а также 33 божества силы и удачи .
В некоторых ритуальных текстах Полха заменяет Щанглха – божество дяди по материнской линии. Щанглха является божеством свиты Молха, но в некоторых текстах он описывается как божество из свиты Полха, так что здесь есть некоторые разночтения.
Его семенной слог — А, а его мантра – ДЖНА РАКША ДУНЕ ДЗА ДЗА
Юлха – божество родины
Юлха Орной Тэнгэри– это божество родной земли. Его изображают в воинском обличии. Он одет в белые шелковые парчовые одеяния, поверх которых доспехи. Юлха держит лук и стрелу. Его колчан – из тигровой шкуры, а кивер (чехол для лука) – из шкуры леопарда. Три вида оружия на его поясе. Он едет верхом на стремительной белой лошади и осуществляет свою защиту из макушки человека.
К этому божеству обращаются с тем, чтобы обрести положение в обществе, быть счастливым на родной земле. Юлха защищает от пугающих и загрязненных мест. Он помогает сокрушить демонов, избавиться от нищеты и приносит изобилие и процветание роду и всей стране. Он дарует благо от правителей, министров и военноначальников.
Его семенной слог — Ю, а его мантра – ЮТИ ПАКА ДУНЕ ДЗА ДЗА
Дралха – боевое божество
Дралха (Драла или Джалха;: Дайсанай Тэнгэри ) — это божество, которое помогает обрести победу над врагами, захватить их жизненную силу. Он изображается в обличии воина. Он одет в шелковые парчовые одежды, украшенные драгоценностями, а на голове белый тюрбан. Поверх одеяний – броня. В правой руке он держит боевой штандарт с шелковым знаменем, в левой – лассо или удила. Его колчан – из тигровой шкуры, а кивер (чехол для лука) – из шкуры леопарда. Три вида оружия на его поясе. Он едет верхом на стремительной белой лошади и осуществляет свою защиту из правого плеча человека.
Дралха призывают, чтобы подавить армии врагов, одержать победу в боях, чтобы крепости – были непреступны, кони – быстрые, оружие – острое. Когда Дралха человека силен – он приносит успех в азартных играх, бизнесе, обществе, дарует власть, репутацию и влияние. Он дарует благо от святых людей: монахов, монахинь, отшельников и аскетов.
Во время боя Далха находится у правого плеча мужчины, с левой стороны от гривы лошади, у острия наконечника стрелы, тетивы лука, лезвия меча, щита или в радиусе размаха руки. В его свите большой перечень божеств.
Его семенной слог СЕ, а ее мантра – СЕ ЯМА ДУНЕ ДЗА ДЗА
Пять личных божеств можно встретить в канонических текстах древней религии Бон, где они выступают участниками мифа о сотворении мира. В буддизме этих Пять божеств можно встретить в тексте «Сто тысяч песен Миларепы». В одной из историй Миларепа отправляется в деревню «Лапу», где некий богатый человек – ярый приверженец религии Бон, желает избавиться от тяжелого недуга. Для этого он хочет принести в жертву сто яков, сто овец и сто коз, которые были необходимы для бонского ритуала. Но Миларепа предлагает ему выполнить буддистский ритуал, обещая вылечить больного если тот откажется от кровопролитного жертвоприношения. Богач согласился и Миларепа объяснил ему, что причиной недуга послужило то, что тело больного покинули три из пяти личных божеств. Исполнив ритуал Миларепа сумел призвать личных покровителей обратно в тело больного и тот вскоре поправился.