Сенге Донгма, сокращенно Сендома - великолепная львиноликая дакини.
Дакини Симхамукха, это тибетцы называют ее Сенге Донгма, буряты - Сендема.
Имя "Симхамукха" на санскрите означает "Львиноликая", и действительно дакини является обладательницей женского тела и головы "Снежного Льва", таинственного тотемного животного тибетцев, символизирующего мощь учения Будды и пробуждение внутренней силы практикующего.
Но в отличие от Снежного Льва голову Сенге Донгмы величественно украшают пять человеческих черепов, являющиеся символом и отличительной чертой гневного божества в буддизме.
Немного о дакинях
В индуизме дакини - демонические существа женского пола, составляющие свиту богини Кали.
Это гневные духи женского пола, которые пьют кровь младенцев, насылают на людей безумие, портят скот и причиняют множество бедствий.
Они называются также ашрапами (кровопийцы) и представляют собой одно из звеньев особой мифологической иерархии кровожадных богинь, почитаемых шиваитами.
Дакини посвящали людей в тайны Дхармы.
Их изображали в достаточно неприглядном виде, что было связано с их яростным неприятием человеческого стремления продлить существование в мирах Колеса Сансары.
В буддизме тантрических школ дакини — спутницы божеств-йидамов.
Несмотря на свой зачастую гневный или уродливый облик, считаются воплощениями женского начала и почитаются как защитницы стремящихся к Пробуждению и носительницы высшего знания.
Также они являются одним из трёх корней в тантрическом буддизме, то есть для практика ваджраяны они выступают объектом прибежища.
В текстах Ваджраяны содержит множество легенд о том, как дакини посвящали буддийских йогинов в неизвестные ранее учения.
В Тибете дакинь отождествляют с богинями добуддийского пантеона.
В Ладакхе, Занскаре и долине Спити до сих пор существует обычай приглашать на свадьбу 500 тысяч дакини, которые, по поверью, приносят счастье молодоженам.
Обычно дакини изображаются в виде прекрасных обнаженных женщин или уродливых старух, а также женщин с головами животных.
Атрибуты дакини — жезл кхатванга, дигуг и капала.
Они носят корону и ожерелье из черепов, их тела покрыты бесчисленными ожерельями из человеческих костей.
Тибетские легенды, где фигурируют дакини — это рассказы о том, как дакини являются медитирующему отшельнику и открывают ему суть духовных практик.
Существует также символический язык дакини, многие из обнаруженных ранее сокрытых сакральных текстов практик написаны именно на нём.
Дакиня Сенге Донгма - это немирской охранитель.
Она - гневная манифестация дакини Гухьяджняны (по тибетски - Sangwa Yeshe).
Гневность — это символ движения: фактически наше состояние имеет два аспекта, спокойное состояние и движение.
В основном, если мы внимательно понаблюдаем, всегда есть движение даже в спокойном состоянии.
Ум продолжает мыслить и все органы чувств работают — это постоянное движение.
Очень часто Сенге Донгму изображают на тханках в виде танцующей синей гневной формы посреди мандалы, держащей в правой руке ваджрный нож, отсекающий привязанности и заблуждения разума, а в левой - чашу из человеческого черепа наполненною кровью эго.
В тибетском буддизме считается, что Сенге Донгма является эманацией гневной мудрости и одним из проявлений Гуру Падмасамбхавы.
Посвящение и практика Сенге Донгмы охраняет от черной магии, проклятий врагов, демонов и духов умерших.
Мантра Сенге Донгмы отбрасывает от практикующего порчу и шаманские ритуалы, Сенге Донгма очень сильная Защитница.