Макара (Джала-рупа) - божество-охранитель с хоботом слона, челюстями крокодила, телом рыбы, рогами оленя и хвостом павлина.
Считается олицетворением жизни во всех трех стихиях (на земле, в воде и воздухе).
Также почитается как символ твердости и духовной непоколебимости (крокодил не разомкнет челюсти, пока его жертва не умрет).
Существует миф, где мудрец Агастья выпивает океан, и обнажается подножие горы Виндхьи.
Когда вода ушла, стало видно, что к горе прилепились многочисленные макары, обнажились созданные ими пещеры, скрывающие несметные сокровища.
Затем говорится, что в пещерах поселились наги, ставшие хранителями богатств.
Таким образом, древние наги, традиционный образ стражей знаний и кладов – лишь пришельцы в пещерах еще более древних макар.
Макара - это водное чудовище, буквально "водяной демон (класса) син".
Син (srin, srin po) - один из восьми классов зловредных и кровожадных существ, соответствующих индийским "ракшасам" - демонам-людоедам, что в буддийской метафизике символизируют неведение и беспокойные эмоции, не поддающиеся контролю.
Слово "макара" может переводиться как "водяной дракон", "крокодил" (кстати, по-тибетски "крокодил" - chu srin ke ke ru, chu srin byis pa gsod, chu srin rigs shig), "чудище морское", иногда как "дельфин".
Традиционно Макару изображают как существо, напоминающее крокодила, с острыми зубами, рыбьей чешуей, павлиньим хвостом, слоновьим хоботом, обезьяньими глазами и кабаньими клыками.
Детали могут различаться, в общем же Макара выглядит как некая сказочная рыба со слоновьей головой.
В тибетском буддизме Макара символизирует одно из шести совершенных качеств (парамит) - парамиту терпения (кшанти), а также заблуждение неведения - авидья (тиб. ma rig pa).
Согласно буддийским преданиям, Макары, в числе многих других удивительных существ, появились на свет от союза всевозможных злобных и хищных зверей.
В индуистской мифологии макара - крокодилоподобное существо с рыбьим хвостом и слоновьей головой.
На нем восседают божества Ганга и Варуна.
Это также символ Камадевы - божества любви и страсти.
Макару часто связывают со второй чакрой в человеческом теле, Свадхистханой, находящейся на четыре пальца ниже пупка.
Кроме того, в индуистской космологии макара символизирует изначальный хаос, из которого все исходит, и в который все возвращается.
"Из рыб Я — Макара; из рек Я — Ганга", говорится в десятой главе "Бхагавад-Гиты".
В тибетском и индийском календарях двенадцатый месяц, соответствующий зодиакальному Козерогу, называется "месяц макары" (chu srin gyi zla ba).
Макара часто символизирует водный мир вообще.
В индуистской иконографии многие божества носят в ушах серьги в форме макар, что символизирует два вида познания - интеллектуальное и интуитивное.
Кроме того, в форме ртов макары часто изображают лепестки ваджра - одного из базовых символов тибетского буддизма.
Рот Макары также находится на дигуке (санскр. kartika, тиб. gri gug) - ритуальном ноже для практики чод - между рукоятью и лезвием.
Происхождение образа Макары остаётся неясным.
Согласно одним версиям, прообразом Макары был гиппопотам; согласно другим, морж или тюлень.
Возможно также, что у Макары есть далекие родственники ихтиоподы - двоякодышащие доисторические рыбы с зачатками лап и пальцев, обитавшие на Земле около 383 миллионов лет назад.
По другой гипотезе образ Макары может иметь "растительное" происхождение, связанное с цветущим лотосом.
Это предположение основано на том, что челюсти и язык Макары обнаруживают большое сходство с корневищем и цветком лотоса, который в индийской традиции был символом женской жизненной силы, тесно связанный с водой.
Еще по одной из гипотез, возникновение символа Макары относят к древним временам, когда головы и шкуры крокодилов надевали воины, чтобы внушить страх своим врагам.
Древние воины часто надевали шкуры крокодилов, тигров, волков или буйволов.
В качестве такого воинского атрибута макара присутствует в изображениях брони воинов в тибетском искусстве.
Благодаря тибетскому буддизму водная по сути своей Макара проникла и на горный Тибет.
На Тибете макара обрела новое, переводное имя — чусин (chu'i srin). Новый псевдоним переводится как «морской син».
В тибетской мифологии сины (srin, srin po) – это один из восьми классов хищных и опасных существ, соответствующий индийским ракшасам.
Чусин оказался связан сразу с двумя периодами времени:
последним месяцем весны, в качестве его покровителя (китайское влияние: астрологический дракон "чэнь" – пятый из двенадцати циклических знаков, соответствует дракону, году Дракона, третьему лунному месяцу (маю), румбу ост-зюйд-ост, времени от 07:00 до 09:00, знаку Весов), а также с зимним зодиакальным знаком козерога: на Тибете он вытеснил Макару с головой козы.
В целом, тибетский чусин, будучи по происхождению рогатой Макарой, имеет и некоторые отличные от нее черты:
гривастая львиная голова (зачастую за прототип берется мифический тибетский лев – с белой шкурой и зелёной гривой), идущая вдоль позвоночника полоса конского волоса, нижняя челюсть крокодила с характерно «драконьими» усами, нижние клыки и уши кабана, глаза обезьяны, чешуйчатое тело, львиные лапы, ажурный хвост, подобный павлиньему, жабры и рога оленя.
Хобот может оканчиваться многочисленными щупальцами.
О силе чусина говорится, что в ярости он подобен крокодилу.
В буддийской мифологии Макары связывались с якшами, вегетативными божествами, соотносящимися с приносящим жизнь древесным соком; и речными богинями, для которых она служит ездовым животным.
Общесимволическая роль Макары коренится в представлении о том, что Макара в целом моделирует и (или) символизирует силу жизни и природу во всех её состояниях-стихиях.
Макара связана с божествами, которые в относительно позднее время стали выступать в качестве охранителей мира : с Варуной, Сомой, Куберой и Индрой.
Для Варуны как водного бога и источника всего творения и для Сомы как лунного бога Макары являются ездовыми животными. Макара есть среди девяти сокровищ Куберы.
Образ Макары стал широко использоваться в буддизме Ваджраяны как знак могучей защиты:
зубцы; ваджры, кривой нож Дигуг, треугольное лезвие ритуального кинжала Пурбы и множество других орудий и ритуальных объектов исходят из стилизованных пастей Макар.
Часто на крышах буддийских храмов Макары формируют угловую конструкцию, по которой спускается дождевая вода.
Макары вместе с Нагами и Гарудой образуют арочные своды (тарана) ворот, дверных проёмов и окружают троны просветлённых существ.
Пять человеческих черепов на голове Макары говорят о том, что она относится к гневным божествам.
Обратите внимание, Макара держит в левой руке отрубленную человеческую голову.
Почему?
Я не знаю и это будет один из моих вопросов к ламам буддийскаго монастыря Карша Гонпа.
дело в том, что каждая буддийская мистерия происходит по своему уникальному сценарию.
И для каждого монастыря, каждой школы буддизма Макара несет еще и свои смыслы.