Дацан "Гандан Жамба Лин"
15 июн 2016 в 16:43
Обоо тахилга (интерьвью с досточтимым Ело Ринпоче)
Подношение савдакам (хозяевам местности) широко практикуется в Тибете, Монголии и Бурятии. Не могу сказать точно, откуда берёт своё начало эта традиция. Устанавливание флажков-дарцаг считают бонским ритуалом. Из-за единства наших культур, мы, народы Центральной Азии, имеем сходство и в проведении данного ритуала. Можно сказать, что флажки-дарцанг — это не бонский атрибут. Сам Победоносный давал наставление по «Дугкар» (Белозонтичной): «Те, кто эту Сутру прочитают вслух, выучат наизусть, запишут на бумагу или же на ткань, затем установят в виде флажка на ветру, обретут большую добродетель». То есть, если установить на вершине деревьев, горы флажки, на которых записаны молитвенные тексты «Дугкар», «Джялщен цемо» и т.д., то у вас всегда будет удача, везение и все препятствия на пути исчезнут.
Вообще, что представляет из себя «обоо»?
Все те места на обочинах дорог, где на кустиках завязаны разноцветные лоскутки ткани (сумэлге), не могут быть названы «обоо». «Обоо» — это место пребывание самого сильного савдака в одном районе. Очень неприветливо встретили тибетские савдаки Гуру-Ринпоче Падмасамбхаву, когда тот впервые посетил наш край. Это случилось из-за того, что им раньше подносили бонпо, и они никого другого не признавали. Некоторые духи демонстрировали перед Гуру-Ринпоче разные ужасные явления, пытаясь запугать его. Но Падмасамбхава владел всеми сиддхи и потому через силу магии и шамадхи покорил их, и обратил в буддийских божеств. Будучи шаманскими божествами, они помогали тем, кто подносит и угождает им, карали тех, кто не делал им подношения. Теперь же согласно клятве, данной Гуру-Ринпоче, тибетские савдаки прекратили злые деяния по отношению к людям. Поэтому они даруют сиддхи тем, кто просит у них помощи и не делают вреда тем, кто забывает о них. Правда слуги, входящие в их окружение, могут нанести вред.Что касается бурятских савдаков, то у них была схожая эволюция развития.
Сначала они были только шаманскими божествами, затем под влиянием буддийских учителей приняли Прибежище в Трех Драгоценностях, отказавшись от причинения зла живым существам.

Как проводится сам обряд?

На «обоо» съезжаются все местные жители, приносят с собой угощения из трех молочных и сладких блюд, вино, водку и т.д.
Выбирается благоприятный день для этого. Приглашается лама, который проводит обряд. Цель этого мероприятия такова, что люди просят у савдаков обильных заблаговременных дождей, счастья и процветания в родном краю.
Особо хочу отметить, что «обоо» надо содержать в чистоте и порядке. Часто люди имеют привычку оставлять после себя конфетные обёртки, пустые бутылки, консервные банки, окурки и т.д. В таких случаях лучше разобрать кучу из камней, убрать оттуда весь мусор: осколки разбитых бутылок и т.д., затем обратно собрать камни, на них поставить чашки с молоком, едой и только тогда начинать ритуал. Надо помнить, что «обоо» — это место подношений, а не мусорная свалка. Кто бы ни посещал «обоо», обязан соблюдать чистоту.
Мясные блюда приносить можно. Их запрещается приносить на обряд подношения лусам (духам воды). Ни в коем случае нельзя забивать животное ради того, чтобы принести свеженину на «обоо». Это будет большой ошибкой, потому что, совершая добродетель с одной стороны, нельзя допускать тяжкое преступление с другой стороны, такое, как убийство живого существа. Выполняя данный ритуал, я побывал почти во всех уголках Бурятии. В частности, в Тункинских Саянах. Там познакомился со специальным текстом «солчод» для выполнения подношения местным савдакам. Два-три раза посещал Бархан-уула в Курумканском районе. Мне не пришлось побывать непосредственно на её вершине, где в старину ламы делали подношения. Все ритуалы мы проводили у подножия горы. Ритуал выполнялся по специальному тексту, посвященному Бархан-бабай.
В таких же целях я посещал Северобайкальск. Там действует культурный центр по возрождению и поддержанию народных традиций. Они меня пригласили, чтобы я сделал подношение Хозяину воды озера Байкал, так как жизнедеятельность северобайкальцев во многом связана с этой жемчужиной мира. Был в Джидинском районе на горе. Мы вместе с ширетуем Гегетуйского Дацана и с другими ламами и с верующими добрались до того места, где находится озеро. Несколько раз посещал я Чесанскую вершину в Кижингинском районе. В Ёравнинском районе в трех местах проводили поклонение «обоо», много раз ездили к озерам, где живут сильные лусы. Я побывал и в других районах, но из-за большого количества «обоо» не помню название каждой из них. Там, где нет специальных текстов, можно использовать «Даши чар беб сан», «Намдак сан». В этих молитвах может не быть упомянут именно тот савдак, которому подносите в данный момент, но призываются все главные и второстепенные савдаки, которые живут на Земле и в полном объеме расписаны дары, радующие их.
_____________________________________

Досточтимый Ело Ринпоче.