Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » БЫК КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ДЕМОНИЧЕСКОГО НАЧАЛА


БЫК КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ДЕМОНИЧЕСКОГО НАЧАЛА

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

В.А. Бурнаков
БЫК КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ДЕМОНИЧЕСКОГО НАЧАЛА
В ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОВАНИЯХ И ФОЛЬКЛОРЕ ХАКАСОВ
(КОНЕЦ XIX – СЕРЕДИНА XX ВЕКА)

В статье посредством привлечения обширного корпуса фольклорно-этнографических
материалов впервые проанализирован аспект символического восприятия образов
быка и коровы в традиционном мировоззрении хакасов в качестве олицетворения демонических сущностей. Большинство из используемых в статье фольклорных источников – отрывков из героических сказаний (алыптығ нымахтар) в авторском переводе на русский язык также впервые вводятся в научный оборот. В ходе исследования
автор приходит к выводу о том, что в религиозно-мифологическом сознании народа
эти животные наряду с положительными характеристиками имели и отрицательные коннотации. Крупный рогатый скот, исходя из физических и иных характеристик, причислялся к категории существ, напрямую связанных с потусторонним пространством и его обитателями.
Ключевые слова: хакасы, культура, бык, корова, шаманизм, традиционное мировоззрение, фольклор, эпос.
В культуре хакасов большое значение придавалось разведению крупного
рогатого скота. Он наряду с другими домашними животными составлял основу материального благополучия и стабильности жизни народа. В традиционном хозяйстве именно от него получали большую часть мясомолочных и
иных продуктов. Утилитарная сторона содержания коров и быков нашла отражение в фольклоре преимущественно в положительной коннотации.
В религиозно-мифологическом сознании их образы зачастую переносились в сферу воззрений о космосе и природных явлений. Они ассоциировались с тотемными первопредками, а также с божествами, дарующими плодородие, и пр. Обозначенные животные были включены в традиционную
обрядность, в том числе связанную с жизненным циклом человека. При этом
их роль в этом была четко определена и варьировалась от восприятия их в
качестве жертвы или ценного дара и до объекта поклонения.
Обозначенная тема привлекала внимание отдельных исследователей
[1. С. 55–59; 2. С. 137–148; 3. С. 20–210]. Ими были рассмотрены различные
вопросы, имеющие отношение к крупному рогатому скоту, в том числе и их
роль в хозяйственной и культовой практике. Была затронута проблема отражения их образа в фольклоре хакасов. Между тем обращает на себя внимание
то обстоятельство, что все же не все грани данного явления в равной мере
были изучены. Так, слабо освещенным остается такой знаковый аспект быка
(коровы), как восприятие его в качестве мифологического персонажа, олицетворяющего собой демоническую силу. Наряду с этим практически незатронутым остался вопрос, касающийся роли указанного животного и его образа
в шаманской практике рассматриваемого народа и в целом – традиционных
верованиях.

Образ быка в шаманской традиции
В традиционном мировоззрении хакасов образ быка был сакрален и выступал ярким символом мужского начала, созидательной энергии и мощи.
В религиозно-мифологическом сознании он наделялся не только признаками физической, но и магической силы, порой таящей в себе определенную опасность для человека. Бык, как полагали, был причастен к сфере иного, сверхъестественного, т.е. к потустороннему миру. Поэтому совершенно не случайно то, что в культовой практике шаманов и воззрениях о демонологических существах это рогатое животное и соответствующий его знаковый код получили весьма широкое распространение.
В верованиях народа глава всех шаманов и одновременно с этим владыка Нижнего мира Адам-хан / Эрлик-хан имел внешность, в которой при внимательном рассмотрении выявляются бычьи черты. Так, например, в одном из его описаний он изображается в виде черного великана с густой, косматой шерстью. На голове у него было два рога. Сзади имелся огромный хвост [4. С. 112]. Имеется основание полагать, что его изображение было представлено на некоторых шаманских бубнах. В связи с этим весьма аргументированной, на наш взгляд, выглядит мысль известного исследователя культовой атрибутики коренных народов Сибири С.В. Иванова. Ученый высказал предположение о том, что «рогатые человеческие фигуры черного цвета, помещенные в нижней части некоторых хакасских бубнов, изображают собою Эрлика-быка» [5. С. 212]. Поясним, что в шаманском мировидении изображение на обозначенной части бубна, как правило, отождествлялось с подземным – Нижним миром. Вдобавок к этому С.В. Иванов в качестве доказательной базы своих суждений ссылается на факт широкой распространенности бычьего образа Эрлик-хана не только среди тюркских, но и иных народов.
Так, в религиозно-мифологических представлениях монгольских народов, с которыми хакасы на протяжении длительного периода времени имели прямые историко-культурные и генетические связи, получили распространение идентичные образы. Согласно их воззрениям, глава подземного мира Эрликхан (Эрлен-хан / Чойджал) имел тело человека, а голову быка [5, 6. С. 667– 668]. Следует заметить, что в мировоззрении тюрков Южной Сибири, и хакасов в их числе, крупный рогатый скот относили к категории животных с «холодным дыханием». Полагали, что по своей природе они принадлежали главе загробного мира Эрлик-хану и наделялись способностью чуять и пророчить
смерть. Были убеждены, что в той стороне, куда повернувшись и подняв голову они интенсивно вдыхали воздух, должен умереть человек [7. С. 83].
Обозначенные ментальные установки нашли свое отражение и в хакасском фольклоре, согласно которому Эрлик-хан, помимо всего прочего, имел также особого «чудовищного черного быка с тремя рогами», приносящего людям смерть [8. С. 219].
Заметим, что в хакасском шаманизме бычья символика не исчерпывается лишь фигурой Эрлик-хана. Имелись и иные более выраженные образы быка.
В культовой практике шаманов он нередко выступал и в качестве одного из сильнейших тӧс’ов – духов-помощников. В виде этих могучих животных
камы нередко совершали свои мистерии и даже вступали в единоборство со своими противниками. Н.Ф. Катанов в своем исследовании привел историю о шамане Топчане. Согласно повествованию он спас жизнь другому хакасскому каму – Кечоку. Во время кровопролитной схватки он поразил его врага стрелой. Это произошло как раз в тот момент, когда его соплеменник, будучи в образе черного быка, дрался, бодаясь с синим быком – тувинским шаманом [9. С. 282–285; 10. С. 275–276].
В культуре хакасов и других народов образы духов-помощников шамана, как правило, всегда были представлены в их культовой атрибутике [11.
С. 164–219]. Известно, что одним из символических значений бубна было восприятие его в качестве транспортного средства, в том числе и ездового
животного шамана. Отметим и то, что, собственно, сама кожа, из которогоьбыл сделан указанный ритуальный предмет, его же и непосредственно олицетворяла [12. С. 159–182; 13. С. 113–120]. По материалам исследователей, хакасы при изготовлении бубна наряду с другими использовали еще и шкуруьдомашнего крупного рогатого скота [14. С. 631–633; 5. С. 180]. Исходя из шаманской традиции, на мембрану бубна, как правило, наносились рисунки различного вида духов-помощников шамана и пр. По сведениям Е.К. Яковлева, на обозначенных культовых изделиях наряду с остальными зооморфными, антропоморфными и иными изображениями был представлен и образ быка [15. С. 117]. Восприятие быка в качестве средства передвижения шамана в процессе его камлания приобретало особую значимость во время его путешествий в Нижний мир. В мифологическом мышлении указанное пространство воспринималось в качестве «родной стихии» рассматриваемого животного.
Обратим внимание и на то, что в представлениях хакасов не только духипомощники шамана имели облик крупного рогатого скота, но и некоторые
другие потусторонние существа, в том числе и те, которые выделялись своей вредоносной природой. Так, например, в обрядовой поэзии, декламируемой в процессе изгнания злых духов, к ним обращались с такими словами:
«Красным вечером, обрядившись красной коровой, Подобно корове, не мычите!» [3. С. 210].
В традиционном сознании связь рассматриваемых рогатых животных с иным миром во многом обусловливает их медиативную функцию. В связи с
этим в шаманских практиках они нередко выступают в качестве важнейших посредников между людьми и духами. По этнографическим наблюдениям
П.Е. Островских, «иной кам для выполнения своего обряда приказывает привязать близ юрты какое-нибудь животное – корову, овцу, доставить ему то
или иное растение или змею черную, желтую или серую, – тогда посылаются гонцы» [16. С. 342]. В процессе проведения ритуала изгнания черной души – харан из жилища к дверям привязывали черного быка или коня, если умерший был мужчина, а для женщины – телку или кобылицу обозначенной масти [3. С. 152]. Добавим и то, что в религиозно-мифологическом сознании хакасов тӧгiг – забитое на похоронах животное (бык – для мужчин и корова – для женщин) нередко осмыслялось еще и в качестве ездового животного, на котором душа умершего отправлялась в загробный мир [17. С. 283–284].

Крупный рогатый скот как олицетворение демонического начала в фольклоре

В устном народном творчестве хакасов бык выступает в качестве ездового животного не только исключительно шаманов и душ умерших людей, но и иных существ. Именно на нем предпочитают перемещаться и некоторые демонические представители потустороннего пространства. В мировоззрении
хакасов и других тюрков Южной Сибири сам владыка Нижнего мира Эрликхан ездит на черном / синем быке [18. С. 23]. В связи с этим отметим и то, что в хакасском фольклоре представлен такой безымянный демонический персонаж, как «бородатый старец», имеющий быка [19. С. 213]. Возможно, что под этим завуалированным образом опять-таки скрывается фигура Эрлик-хана.
Однако езда на быке не была прерогативой лишь обозначенного персонажа. По хакасским мифам многоголовое чудовище Чилбиген также передвигается на черном или пестром воле с раздвоенными рогами (азыр мӱӱстiг хара / ала тазын) [20. С. 187; 21. С. 40].

2

В мифопоэтическом восприятии мира отведенная быку / корове посредническая функция чрезвычайно сближает их с другим известным медиатором – конем / лошадью. Отсюда, очевидно, совершенно не случайно то, что в фольклорных сюжетах, где демонстрируется волшебство героев, порой
встречается метаморфоза «бык – конь». Так, в хакасском героическом сказании «Сарыг-Чанывар» приводится сюжет с подобным превращением:

«Сарыг-Чанывар на воздух вышла,
Сарыг-Чанывар у коновязи
Постояла, будто бы прощаясь
Со своею жизнью богатырской.
Желторогий черный бык покорно
Голову нагнул – она схватилась
За рога, рывком перевернула
Вверх ногами – и предстал пред нею
Красно-золотистый, шестикрылый
Иноходец с золотым копытом» [22. С. 120].

В архаическом мышлении «вредоносный дух» и «враг-иноплеменник» во многом были понятиями тождественными. Поэтому вполне закономерным
является то, что в эпических произведениях враги-чужеземцы зачастую наделяются определенными демоническими чертами. Их семантическая близость, главным образом, определяется тем, что своим вторжением как те, так и другие нарушают установленный уклад жизни людей, производят разрушительные и иные вредоносные действия. В данном процессе, помимо всего остального, обращает на себя внимание еще один немаловажный признак, сближающий людей-врагов с миром злых духов. В ходе угона людей в свою страну в качестве транспортных средств они, как и обозначенные сверхъестественные существа, очень часто используют крупный рогатый скот. Так, например, захваченных в плен героев они уводят к себе, усаживая их верхом на быков, или иным способом, но все-таки поверх них:

«Пай Пала абахайны ‘Пай Пала красавицу Палазынаӊ сығар килгеннер, С ребенком вывели,
Арығ сiлiг Пай Паланы Чистую красивую Пай Палу Ах пуғаа алтандырыбысханнар, На белого быка верхом посадили, Хадарған чахсы малны Пасущийся лучший скот Сӱрӱп, тебiрет турлар Сдвинули-погнали,
Харағы сiлiг чонны С красивыми глазами народ Сӱрӱп, чӧр сыхханнар <…> Отправляя-погнали <…>
Пай Пала, абахай чахсы, Пай Пала лучшая из красавиц, Ах пуғада чобалып одыр». На белом быке в печали сидит’
[23. С. 103–104. Перевод наш. – Авт.]

«Ах Алаңхо иней кiзiнi, ‘Ах Алаңхо старушку Ӱс частығ тазынның ӱстӱне ойда чатырып, На трехгодовалого вола
сверху навзничь положив,
Тоғыс хулас хаас арғамчынаң палғабысхан, Девяти саженей кожаным
ремнем привязал,
Хадарған малының соонаңох cӱpiбicкен». Вслед за выпасаемым скотом погнал’
[24. С. 126–127. Перевод наш. – Авт.].

3

Обратим внимание на то, что в этнографических реалиях крупный рогатый скот у хакасов не использовался в качестве ездовых животных, не говоря
уже о том, чтобы их запрягали под седло. Как уже отмечалось, лишь в шаманской практике, а также в похоронной обрядности допускалась мысль о
том, что душа умершего может отправиться верхом на быке / корове в мир мертвых. Таким образом, подобный вид передвижения во вражескую землю, описанный в эпосе, в религиозно-мифологическом сознании семантически был равнозначен переходу в иной мир и для уводимых персонажей ассоциировался с их обреченностью на верную погибель.
В традиционных представлениях хакасов обозначенные животные используются обитателями загробного мира не только в качестве транспортного средства, но и по своему прямому назначению. Были убеждены, что души умерших людей, как и при жизни, получают от них молоко. С.Д. Майнагашев в своих материалах привел рассказ о визионере, посетившем мир мертвых и поведывавшем людям об их быте. Согласно повествованию, ему
удалось побывать в гостях у двух умерших пожилых женщин. В результате этой встречи он убедился в большой значимости этих животных для обитателей загробного пространства. От лица одной из них он привел следующие слова: «У меня и в солнечной стране [во время ее жизни на земле. – Авт.]
была одна корова. От этой единственной коровы входящих и выходящих [людей] всех кормила. То добро в этой стране для меня самой добро. Белого
молока моей единственной коровы для меня и в этой стране хватает» [17. С. 288–289].
Следует заметить, что и у представителей демонического мира также имелся свой особый вид крупного рогатого скота. Согласно фольклору он
назывался арғыл или арғыл аң – ‘букв. арғыл-зверь’ [25. С. 75]. В мифологических представлениях хакасов арғыл выступал в качестве дойного скота демонических персонажей. О том, что нечисть получала от этого животного молоко, например, убедительно свидетельствует сетование ведьмы «Ӱс сӱрместiг Сарығ хыс» – ‘Сарығ хыс с тремя косичками’ по поводу гибели арғыл’а от рук богатыря Хан Миргена, описанное в одном из эпосов:

«Хан Мирген, адайның сухсӱрбе, ‘Хан Мирген, [ты] собачья жажда,
Пiстiң арғыл аңыбысты ӧдip салғазың. Нашего арғыл’а зверя убил.
Арғыл аңның, соонаң пеер Арғыл’а зверя, с тех пор [мы]
Сӱт тее icпeдiбic, – Молока больше не пили. –
Iди чоохтабыспинаң Так сказав,
Хола тураа кip чӧpiбicтi». В бронзовый дом вошла’.
[26. С. 58. Перевод наш. – Авт.].
В богатырских сказаниях чужеродная и потусторонняя природа этих животных маркируется соответствующей их локализацией. Арғыл’ы обитают на
периферии освоенного человеком пространства – в самой гуще непроходимой тайги:
«Пic чуртапчатхан чирде ӱстӱбiсте ‘На поверхности земли, где
мы живем,
Халын чыс тайға турчадыр. Густая дремучая тайга стоит.
Халын чыс тайғаның iстiнде В недрах густой непролазной тайги
Арғыл тiп аң чуртапча». Арғыл’ом называемый зверь обитает’
[26. С. 38. Перевод наш. – Авт.].

В фольклоре отсутствует однозначное и исчерпывающее описание внешнего облика арғыл’а. По сведениям О.В. Субраковой, он имел вид крупного животного наподобие яка [27. С. 40]. Действительно, указание на определенные черты, сближающие арғыл’а с образом крупного рогатого скота
людей, встречаются в текстах героических сказаний. Так, в одном из них представлено следующее его описание:
«Аннаң андар, тайға аразына кiрген, ‘После этого в глубь тайги въехал,
Арғыл тiп аңның хырина парған. К арғыл’у называемому зверю подъехал.
Арғыл теен аң, Хан Миргеннi кӧpiп, Арғыл`ом называемый зверь, на Хан Миргена взглянув,
Пазын пулғап тур, харағын хызарта кӧpiп, Головой вращает, [от ярости] до покраснения глаз смотрит,
Iкi мÿÿзi пулут аразына сала читпинче. Два рога [его] облака едва не задевают.
Арғыл аң ахсын азыныбысхан, Арғыл зверь пасть раскрыв,
Iнек чiли, мÿÿрепче, Корове подобно мычит,
Адай чiли, улупча». Словно собака воет’
[26. С. 50. Перевод наш. – Авт.].

Помимо того, образ этого быкоподобного огромного чудовища, обитающего в тайге и обладающего разрушительной вредоносной природой, возможно, нашел свое отражение и в такой форме устного народного творчества, как скороговорки. Отметим то обстоятельство, что они не всегда легко
поддаются рациональному осмыслению, но при этом их глубокий символизм и соответствующий ассоциативный ряд, в нашем случае, весьма репрезентативны. В одной из таких скороговорок приводятся строки, из содержания которых могут быть выявлены ключевые знаковые черты образа рассматриваемого животного:

«Тайға ли, тазын, ӧгic, ‘Величиною с тайгу вол, бык,
Ӧгiс ти ӧлiм, чiлiм». Величиною с быка гибель, мозг’
[28. С. 54–55].

Добавим и то, что в литературе представлена и иная точка зрения относительно внешнего обличья этого волшебного животного. Так, В.Я. Бутанаев
полагает, что арғыл походил на мамонта [29. С. 26].
Арғыл, будучи персонажем, напрямую связанным с враждебным потусторонним миром, и имея соответствующую демоническую натуру, своим
присутствием оказывает зловредное влияние на человека и все его окружение. В героических сказаниях он, безусловно, является одним из главных виновников их болезней и смертей. В одном из эпических текстов этот негативный для людей процесс описывается следующим образом:
«Арғыл тiп чабал аңның У арғыл’ом именуемого зверя лютого
Mӱӱзi хайдар-хайдар iзiпчe, Рога источают очень сильный жар,
Аның, iзиине тipiг ниме сыдабинча. Этого жара ничто живое не выдерживает.
Пicтiң, малыбыс, чоныбыс тооза Весь наш скот и народ,
Ағырыг полып ӱрепче. Больными став, умирает.
Арғыл тiп чабал мӱӱстiг аңа С арғыл’ом именуемым зверем, имеющим страшные рога,
Сыдаҷаң алып чох полча Справиться с ним богатыря не находится
Чылтыраанның алтында, Под светящимися [этими звёздами]
Чалбайғанның ӱстӱнде». На широчайшей [этой земле]’
[26. С. 38–39. Перевод наш. – Авт.].

В обозначенном тексте акцентировано внимание на том, что именно рога указанного животного представляют наибольшую угрозу для человека и всего его окружения. В мифологических представлениях они являлись сосредоточением сверхъестественной силы и мощи их обладателя. Были убеждены, что в них была локализована и их сакральная сущность – душа. В архаическом мышлении восприятие бычьих и иных рогов во многом определялось их формой и структурой. Они воплощали собой идею сакрального двуединого начала. С одной стороны, острые, колющие и проникающие – они несли в себе фаллическую символику и олицетворяли собой мужское начало. С другой – полые изнутри, они символизировали принцип восприимчивости и отображали женскую ипостась.
Добавим и то, что в обрядовой поэзии и эпическом творчестве идея абсолютного единства и крепкой дружбы опять-таки неотделима от образа рогов:

«Iнек мӱӱзi ирiкпес хоныхтығ полыңар!» – ‘Будьте в жизни неразлучными как два рога коровы’ [21. С. 338];
«Iнек мӱӱзi ӧӧре-нанҷы поларбыс» –‘Рогами коровы мы, друзья, будем’ [19. С. 139].

Мистическая сила рогов в зависимости от природы их обладателей и от конкретных обстоятельств могла быть как благотворной, так и вредоносной.
Естественно, что рога демонических сущностей несли людям разрушительные действия. При этом указанные животные могли быть как с привычными
парными рогами, так и трехрогими – явным признаком их чуждой потусторонней природы и важнейшим показателем магического потенциала. В ха-касском фольклоре негативные явления, возникающие вследствие деятельности этих чудовищ, имеют соответствующую характеристику:
«Так вот, вошел на наши земли громадный пегий бык-пожиратель. Всю тайгу он разбороздил, всю землю сжигает, весь скот пожирает, всех людей
уничтожает. Нет сил, чтобы его сломить, нет мощи его укротить и убить <…> Трехрогий бык-чудовище уничтожает всю нашу тайгу. Средний рог
золотой у него. От него и пышет огнем и пламенем и все кругом выжигает.
Нет никого на свете, кто бы мог одолеть его» [30. С. 157, 162].
«Ехали долго ли, коротко ли, услышали вдали громовой грохот, как будто все рушилось и сокрушалось. Вскоре увидели чудовищного черного быка
с тремя рогами. Правым рогом он глыбы каменные выворачивал из-под земли, левым рогом выдергивал с корнями деревья и бросал в сторону. Нижним рогом бороздил землю, оставляя за собой журчащие ручьи. Все содрогнулось вокруг» [8. С. 219].

4

В мифологическом сознании рога выступают в качестве грозного оружия этих чудовищных быков и вместе с тем они же являются и их самым уязвимым местом. Обычно победа над быком одерживается в том случае, когда богатырь обламывает ему рога. Их утрата для животного равносильна потере сокровенных сил и, конечно же, – души, что неизбежно влечет за собой его смерть. Причем его гибель знаменует собой не только победу над вредоносным началом, но и одномоментно способствует возрождению жизни на земле и регенерации всех ее изначальных форм. В фольклорных текстах хакасов так представлено описание этого явления:

«Еще раз взялся Ах Молат за рог и вырвал его с корнем. И тогда только
чудовище-бык повалился на землю <…> Как убил это чудовище-быка, так
все кругом зазеленело и таежные звери оживились» [30. С. 163].
«Алып тӧреен Хан Мирген ‘Богатырем рожденный Хан Мирген
Сӱскектендiре тоңха тастаан, Бросил [арғыл’а], [да так, что тот]
несколько раз отскочил от земли
Пip мӱӱзiн сыы тартхан, Один рог выдрал с корнем,
Iкiнҷi мӱӱзiн пазох сыы тартты, [И] второй рог также вырвал напрочь,
Арығ тыны мӱӱзiн ортызында полтыр. Сокровенная душа [его] между рогов находилась.
Арғыл аң, ӧл парирып, Арғыл зверь умирая,
Ахсынаң сығара пӱргӱрген Изо рта испустил,
Хаҷаннаң ӧлген хадарған малның, Когда-то умершего [погубленного им] выпасаемого скота и
Хара пастығ чонның чулазы-худын. Черноголового народа душу-[и] дух.
Ӧлген мал, чон тооза тipiл килдi. Умерший скот, [и] народ – все ожили.
Азағы чох кiзiлер азахтығ полчалар, Безногие люди с ногами стали,
Холы чох кiзiлер холлығ полчалар. Безрукие люди с руками стали.
Алып тӧреен Хан Мирген Богатырем рожденный Хан Мирген
Арғыл аңны сизiп турза, аны Арғыл’а зверя наблюдая [понял, что],
Tӱгeнҷi там чир алтындағы Последнего слоя подземелья
Tӱгeнҷi ӱзӱттiң оолғы Последнего ӱзӱт’а сына
Бык как воплощение демонического начала в традиционных верованиях и фольклоре хакасов 23
Хара палғас сағыстығ, С мыслями чернее грязи,
Хара аттығ Хара Моос ысхан полтыр, Чёрного коня [имеющий] Хара Моос, послал [его],
Хадарған малға, хара пастығ чонға Выпасаемому скоту и черноголовому народу
Ӱредiг-хызығыс тӱзipiп. Падеж-обнищание напустил.
Ӧлген-парған маллар, тipiлiп, Умерший скот, ожив,
Ӧрiнiскеннең мӱӱрезiп, парчалар; Радостно мыча, идёт.
Ӧлген кiзiлер, тipiлiп, Умершие люди, ожив,
Ӧрiнiскеннерiнең чоғар турған С радостью вверху стоящему
Худайға ас пазырчалар, Богу, покланяются-молятся,
Хан Миргенге кӧп пазырчалар». Хан Миргену много кланяются’
[26. С. 51–52. Перевод наш. – Авт.].

Мотив борьбы человека с быком, известный в литературе как тавромахия, получил широкое распространение не только в эпических произведениях, но и иных формах устного народного творчества хакасов. Так, например, имел большую известность легендарный персонаж – богатырь Тулджубай,
победивший сивого пороза, «от рева которого рушились дома и валились деревья» [31. С. 177]. Следует отметить, что в фольклоре подобное взаимодействие человека и быка нередко могло быть представлено и в более завуалированной форме. Между тем черный цвет животного, а также та среда, в которой он находится – грязь, болото и пр., косвенно может характеризовать его как представителя чуждого мира. Причем контакт героя с быком не обязательно имеет ярко выраженный враждебный и антагонистический характер.
Добавим и то, что подобное латентное противостояние не обязательно заканчивается для животного летальным исходом, что, вероятно, может свидетельствовать о переосмыслении данного фольклорного сюжета и о более позднем времени его создания. Между тем взаимодействие между животным и действующим персонажем с применением силы все же происходит. И рога при этом выступают в качестве особой контактной зоны, во многом определяющей дальнейшее развитие событий. В подобных текстах обычно подчеркивается лишь факт превосходства героя над ним. При этом акцент ставится на восхваление его отваги и незаурядных физических данных. Именно данная мысль, на наш взгляд, представлена в следующей мифологизированной быличке:

«Сын богатыря Полчека обладал громадной силой. Однажды он увидел завязшего в грязи черного быка, которого не могли вытащить девять человек.
Тогда сын Полчека, одной рукой держась за рога быка, выдернул его из грязи. Слава о его силе распространилась по всей долине Абакана» [31. С. 200]. Мифологические суждения о причастности крупного рогатого скота, и быка, в частности, к «иному» миру во многом основывались на архаическом восприятии их в качестве духов природы, олицетворений ее мощных и неуправляемых стихийных сил, зачастую губительных для людей. И в этом плане он нередко осмыслялся как заведомый и опасный враг человека. Данная мысль получила свое развитие в эпическом творчестве хакасов. В этой связи В.Е. Майногашева совершенно справедливо констатирует факт принадлежности быка «к миру, враждебному герою эпоса» [2. С. 140]. Вполне  В.А. Бурнаков 24 обоснованы выводы исследовательницы о том, что для мира противников героя бык воспринимается в качестве тотема-прародителя. Ему поклонялись, к нему обращались за помощью, об этом, например, свидетельствует заклинание демонической женщины, обращенное к Черному Быку в эпосе «ХанКичегей»:

“Хара талайның хазында ‘На берегу великой Черной реки
Ӱзе тутпа пиллiг, С очень узкой талией,
Ӱзiлiгҷi сырайлығ С лицом шириной в три пальца
Ипчi кiзi оорлап-сыхтап тур: Стояла женщина, рыдала и заклинала:
– Хабырғадаң хаярбин тiҷеңзiң – Ты обещал помогать.
Хайди хайбадың? Почему же не помогаешь?
Пуды тустаң турызарбын тiҷеңзiң Ты обещал поддержать.
Нога турыспадың? Почему же не поддерживаешь?’
[2. С. 141; 32. С. 196. Перевод В.Е. Майногашевой].

Отметим тот факт, что в приведенном тексте демоница призывает Черного Быка, обращаясь непосредственно к реке. Представленный сюжет отнюдь
не случаен. В мировоззрении хакасов образы быка и воды были семантически и ритуально взаимосвязаны. Воду воспринимали в качестве жизнедательной субстанции, имеющей непосредственное отношение к потустороннему пространству. Как точно подмечает М.И. Боргояков, «в сознании древнего человека образ быка связывался с источником воды, дающим жизнь. В отдельных случаях понятия “бык” и “река” совмещались в представлении древних – бык обитал в воде, в реке» [1. С. 58–59]. Отнюдь не случайно то, что в хакасском языке родник / ключ именуется не иначе как хара суғ – ‘букв. черная вода’. Известно, что любой источник, как правило, берет свое начало из-под земли или скал. В мифологическом сознании обозначенный локус недвусмысленно указывает на связь воды с миром иным. Согласно архаическим воззрениям,
вода выступала не только в качестве входа в Нижний мир, но нередко и сама олицетворяла его. Поэтому совершенно естественным является то, что в эпических произведениях исполинская мощь и жизненная сила быка – представителя иного мира семантически связывается со священными водами:

«Айға наари ӧскен ах тасхылның ‘У белого тасхыла, выросшего до луны,
Аразындағы алтын кӧл Посреди [находящееся] золотое озеро
Ала пуғаның арығ кӱзi полған. Пестрого быка сокровенной силой было.
Ала пуға азып ӧлгенде, Когда пестрый бык, переходя-умер,
Алтын кӧл соолып-хуруп, Золотое озеро осушилось-высохло,
Ах порчолар ӧзiбiскен». Белые цветы выросли’
[33. С. 97. Перевод наш. – Авт.].

Взаимосвязь образа воды и мифического быка акцентируется также и тем, что его появление на земле знаменуется буйством речной стихии:

«Хара талай кӧдiлiбiскен. ‘Великая Черная река вздыбилась,
Салғылып, чардаң асчададыр, Волнуясь, вышла из берегов,
Iди пол турғанда, В это время 
Хара талайдаң хара пуға сығып килген. Из Великой Черной реки вышел Черный бык.
Хара пуғаның мӱӱзi – Рога черного быка –
Хылыс мӱӱстiг, чыда мӱӱстiг. Рога – меч, рога – копье.
Хара сынны кӧре, мустап сарнап килир, На черный хребет [он] мыча и Ревя идет,
Хатығ чирдең суғ сығара пас килир, Из твердой земли выдавливается Вода,
Хатығ тастаң от сығара пас килир». Из твердого камня высекается Огонь’
[32. С. 196. Перевод В.Е. Майногашевой и М.И. Боргоякова].

Причастность образа быка к водной стихии обнаруживается и в других сюжетах. Как уже отмечалось, в одном из фольклорных текстов исполинский
черный бык с тремя рогами, бороздя землю, оставляет за собой журчащие ручьи [8. С. 219]. Очевидно, не случайно и то, что оросительные каналы в
Хакасии нередко называются еще и как «пуға чолы» – ‘дорога быка’ [3. С. 191]

5

В мифологическом сознании хакасов в ассоциативный ряд, связанный с образами быка / коровы и водного пространства, были включены и некоторые его обитатели, а также животные, имеющие непосредственное отношение к нему. Так, например, в хакасском языке рыба-окунь называется не иначе как ала пуға – ‘букв. пестрый бык’ [25. С. 48]. Семиотическая связь образа крупного рогатого скота с водной стихией выявляется также в следующей
народной загадке: «Из-подо льда вышел Тадат, а за собою привел корову с телятами (выдра с детенышами)» [9. С. 258]. Данные примеры из устного
народного творчества хакасов еще раз подчеркивают тесную взаимосвязь рассматриваемых образов. Между тем в традиционном сознании бык отождествлялся не только с водой, но и с горой.
В мировоззрении хакасов гора несла сложную семантическую нагрузку. Она воспринималась одновременно и в качестве мифической материпрародительницы и обители далеких предков и покровителей рода, дома и могилы человека и пр. Причем каждый хакасский род – сӧӧк имел собственную святыню – почитаемую гору, на которой отправлял обрядность. С образом горы связывались фундаментальные представления о жизни и смерти человека [34. С. 83–92; 3. С. 31–32; 35. С. 16–42].
В эпических произведениях хакасов гора предстает тем местом, где обитает волшебный бык. Причем обозначенное животное могло олицетворять
собой как доброе, так и злое начало:

«Кӱнге наари ӧскен ‘[До] солнца вплотную доросшего
Кӧк тасхылның тӧзiнде Синего тасхыла [у] подножия
Читон азыр кӱмӱс мӱӱстiг кӧк пyғa С семьюдесятью ветвями серебряных рог синий бык
Читон iнeктi ибipiп чӧр. Семьдесят коров вокруг обходит.
Кӧрген харағы кӧс осхас, Смотрящий глаз [его] подобен [горящему] угольку,
Тынған тынызы чалын осхас. Выдыхаемое дыхание [его] пламени подобно.
Халын итте чiгi чоғыл, В мощном теле [его] болезни нет,
Хатығ сӧӧкте чӱлi чоғыл. В твердых костях [его, словно] сочленений нет.
Хара чирдең суғ сығара, [Из] черной земли, вода выходит,
Хатығ тастаң от сығара пазып чӧр» [Из] твердого камня огонь высекается, [когда он на них] наступает’
[33. С. 21–22. Перевод наш. – Авт.];
«Хан Толай Арығ аал icтiн харабысхан. ‘Хан Толай Арығ аал’а глубину оглядела.
Кӧзер Хан апсах, кистiнде турған Кӧзер Хан старик позади стоял
Чир пӧзiгi кӧк хаяны кӧре ойлап, Земли возвышенность – синюю скалу видя [к ней], побежал,
Кӧк хаяның iзиине чидiп, Синей скалы двери достигнув,
Iлiг-наанығ пир турадыр: Окропление [жертвенное] совершает:
“Улуғ чуртым улирға чӧр, “Большой дом [свой] возвеличиваю
Кiчiг чуртым кiстирге чӧр. Малый дом [свой] почитаю.
Кӧлемелiг кӧк хая хайраханым, Дающая тень, синяя скала, [мой] милостивый господин,
Iзииң-тӱнииң азылзын, – тiп, [Пусть твои] дверь [и] дымоход откроются, – сказав,
Пазырынып, сӱзӱрiнiп тур. – Молится, преклоняется. –
Хылыс мӱӱcтiг хыр пуғаны С саблевидными рогами седого быка
Хызыхханда, хығыр турбын, Нуждаясь, призываю,
Тарыхханда, тартын турбын. Рассердившись, притягиваю.
Улуғ хая ээзiзiң, Большой скалы хозяин [ты]
Улуғ чуртым халхазызың”. Большого жилища ворота [ты]”.
Iди ле тирiнең, кӧк хаяның Так он [только] произнёс, [у] синей скалы.
Iзiк чох чирiнең iзiк азылып, На месте без дверей дверь открылась,
Тӱнӱк чох чирiнең тӱнӱк чари тӱскен. В месте без дымохода свет дымохода засиял.
Аннаң сых килген Оттуда вышел
Хылыс мӱӱcтiг хыр пуға, С саблевидными рогами седой бык,
Iкi харағын хызарта кӧрiп, Двумя глазами до красна глядя,
Улуғ тағларға, улуғ суғларға [До] великих гор, [до] великих рек
Яңызын сала, мустабинаң. Эхо [его] рёва разнеслось.
Мӱӱзiнең хара чирнi чара сазып, Рогами черную землю рассекает,
Хара тобыраан хан тигiрге, Черную пыль [к] царю небу,
Хара пулут чiли, кӧзiрiп, Черное облако словно перемещает,
Кӧк сынны кӧре, килiп одырадыр. Синий хребет осматривая, подойдя, присел’
[36. С. 123–124. Перевод наш. – Авт.].

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что если на ранних этапах своего формирования мотива тавромахии превалировала идея борьбы
человека против быка, обладающего огромным магическим потенциалом и олицетворяющего собой дикую природную мощь, то в более позднее время
подобное единоборство могло олицетворять собой еще и победу над врагами – представителями другого народа. Об этом, например, может свидетельствовать повествование о богатыре Ирчинеке:

«Мужики в это время с порозом мучаются: колоть надо, а сделать это не могут. Слезает Ирченек с коня. Коня не привязывает, подошел к мужикам,
взял этого пороза за рога, голову пополам разорвал. Моолы [монголы это увидев] испугались, сели на коней и уехали» [37. С. 100].
В традиционном сознании хакасов, как уже отмечалось, образы врага и зловредного духа во многом были тождественны. Обратим внимание и на то,
что в фольклоре довольно распространенным является изображение враждебно настроенных к людям демонов как существ, обладающих внешностью,
в которой обнаруживаются признаки крупного рогатого животного. Как правило, они имели антропозооморфный вид, сочетающий в себе черты человека и быка / коровы. Именно такими, по хакасским мифам, были и мусмалы или iнек азах – ‘букв. коровья нога’. В своем естественном обличьи они имели следующую внешность: с головы до пояса были как обычные люди, а нижняя часть их тела была подобна бычьей / коровьей (вместо ступней – копыта).
В некоторых повествованиях они описываются даже как четырехногие. На голове у них имелись маленькие рожки. При этом все их тело, включая лицо, было покрыто густой шерстью [35. С. 95–99; 21. С. 138–139]. Обратим внимание на то, что в архаическом мышлении наличие рогов, копыт и обильная волосатость являлись ключевыми признаками нечистых духов. Верили, что мусмалы обитали в тайге в землянках или в берестяных чумах – алачиках и являлись к людям ночью. Они были людоедами. При этом предпочитали похищать маленьких детей. Их любимыми лакомствами считались сердце, легкие и печень, зажаренные на костре. Эти духи с легкостью могли принять внешность любого человека, что иногда позволяло им заключать браки с людьми либо выдавать себя за одного из супругов, а затем в подходящий для них момент их убивать и поедать их органы [Там же].
Бычье изображение подобных представителей враждебного к герою мира получило свое воплощение и в эпическом творчестве. В нем многие представители потустороннего пространства и чужестранцы наделяются характерной внешностью:

«Тӧрдегi тӧзек ӱстӱнде ‘В переднем углу [юрты] на кровати
Кирi иней-абысха одырчадыр. Престарелые старушка [и] старик сидят,
Абысха теен ниме Стариком называемое нечто
Улуғ хорғыстығ полған: Очень страшным было:
Пуға пастығ, чаҷах мӱӱстiг, [С] бычьей головой, [как изогнутый] лук рогами,
Ӧскi сағаллығ, сосха хулахтығ, [С] козлиной бородой, [со] свиными ушами,
Кiзi кӧгiстiг, хузурухтығ» [С] человеческим телом, [и] с хвостом’
[38. С. 162. Перевод наш. – Авт.]

«Улуғ аалны арали килген, ‘Через большой аал проехал,
Соодам Ханның ибiне чидiп, До жилища Соодам Хана добравшись,
Аттаң тӱзiп, адын палғабысхан, С коня слез, [и] привязав коня,
Ах пайзаң ибге кipiбicкeн. В великолепную юрту-дворец вошел.
Kipiп килзе, тӧр тӧзекте Войдя [увидел, что], в переднем углу на кровати
Соодам Хан чадыр. Соодам Хан лежит.
Пазын тӧзектең арта салыбысхан, Голову с кровати свесил,
Пазы – пуға пазы, Голова [его] – бычья голова,
Кӧкci – ир кӧгicтiг<…> Тело [его] – мужское тело’.
Соодам Хан, iнек чiли, тiлiн сығарып, Соодам Хан подобно корове, язык высунув,
Iкi наағын чалғаныбызып, тур килген. Две щеки [свои] облизнув, поднялся.
Изiл Хан кӧpiп одырчатса, Изiл Хан, сидя увидев это [подумал],
Сынап таа уғаа соодам». [Да-а уж…] действительно, очень “приятный” человек’
[39. С. 88–89. Перевод наш. – Авт.].

6

Восприятие внешнего облика рассматриваемого животного как не соответствующего нормам эстетического идеала хакасов нашло свое отражение и
в других фольклорных произведениях, например в легенде о красавицебогатырке Паян Хыс. Согласно сюжету героиня за свою поруганную честь
проклинает богатыря Ир Тохчына и весь его род. Основное содержание этого проклятия сводится к тому, что из-за этого гнусного поступка его потомки будут обречены иметь непритягательную внешность. При этом она характеризуется наличием определенных черт, присущих именно крупному рогатому скоту и воспринимаемых как уродство:
«Пусть потомство Ир Тохчына приобретет отвратительную внешность! Пусть их лица будут с отвисшими щеками и бычьими носами. Посланное
проклятие достигло род Ир Тохчына, который до сих пор отличается плоскими лицами» [21. С. 162].
В религиозно-мифологическом сознании хакасов подобная ассоциация образа крупного рогатого скота, а также отождествление его с потусторонним миром и его обитателями могло вызывать чувство опасения, а порой даже и суеверного страха перед ним. Очевидно, данная реалия и была отмечена Н.Ф. Катановым в записанных им сведениях о хакасском роде – сӧӧк’еЧоңмай:

«Колено Чоңмай в древности, боясь мычанья коров, забиралось на верхушки берез. Поэтому-то и дразнят (колено) Чоңмай, говоря: „Чоңмай, испугавшись коровы, забрался на верхушку березы! Они (т.е. люди этого колена) сердятся (за это)» [40. С. 82].
В представленном тексте вызывает интерес следующая деталь. Представители указанного сӧӧк’а, подвергшиеся страху из-за внешнего вида и акустических особенностей этого животного, находят свое укрытие от них не иначе, как взобравшись на верхушки берез. Подобное уточнение, на наш
взгляд, отнюдь не случайно. Оно может еще раз свидетельствовать о том, что в архаическом мышлении крупный рогатый скот устойчиво соотносился с
хтоническими существами. В связи с этим спасение от них испугавшиеся люди искали подальше от земли – на деревьях.
Таким образом, представленный материал позволяет сделать вывод о том, что в культуре хакасов образ быка / коровы наделялся ярко выраженным
полисемантизмом. В религиозно-мифологическом сознании это животное наряду с положительными характеристиками имело и отрицательные коннотации. Крупный рогатый скот, исходя из физических и иных характеристик, причислялся к категории существ, напрямую связанных с потусторонним пространством и его обитателями, и нередко воспринимался в качестве медиатора. Поэтому был широко задействован в шаманских практиках, обладал определенным знаковым статусом и получил свое воплощение в ритуальной атрибутике. При этом его символическое значение варьировалось от его восприятия в качестве духа-помощника шамана, ездового животного умерших душ до непосредственного представителя иного мира и даже его верховного иерарха – Эрлик-хана.
В хакасском фольклоре широкое распространение получил мотив тавромахии – борьбы человека с быком. В архаическом мышлении под данным
единообразным процессом символически понимались стадиально различные идеи, напластовавшиеся друг на друга: от взаимодействия с неуправляемыми стихийными природными силами и злыми духами до борьбы с захватчикамииноплеменниками. В результате этого образ быка / коровы стал одним из ключевых для обозначения всех этих явлений и соответствующих персонажей. В традиционных представлениях внешний облик этого животного вызывал неоднозначную оценку и чаще признавался эстетически не соответствующим эстетическим нормам народа.

скачать в пдф: https://www.academia.edu/38855884/БЫК_КАК_ВОПЛОЩЕНИЕ_ДЕМОНИЧЕСКОГО_НАЧАЛА_В_ТРАДИЦИОННЫХ_ВЕРОВАНИЯХ_И_ФОЛЬКЛОРЕ_ХАКАСОВ_КОНЕЦ_XIX_СЕРЕДИНА_XX_ВЕКА_


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » БЫК КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ДЕМОНИЧЕСКОГО НАЧАЛА