В буддийских дацанах молебен называется хурал, что можно перевести как «собрание» Они читаются каждый день, в основном, на тибетском языке. Хуралы бывают малые и большие. Обычно в большинстве дацанов малые хуралы начинаются: утренний в 9.00 и дневной – 15.00 часов. Продолжительность – 1-2 часа. При этом наиболее благоприятными для умножения добродетели считаются 8, 15 и 30 лунный день.
Хуралы обладают большой силой воздействия на жизнь человека, на разрешение его проблем. Когда ламы читают молитвы, то буддийские божества, которым посвящается молебен, незримо присутствуют в эти моменты в дацане. Внутреннее обращение человека к ним посредством молитвы, просьбы дает положительный эффект. Во время хурала дацан наполняется мощной божественной энергетикой, очищая все вокруг и всех присутствующих. Люди разных национальностей и веры могут посещать хуралы.
Как заказать хурал
Обычно придя на хурал, нужно до его начала вписать имена близких, свое имя на специальной бумаге, которая лежит на кассе, затем указать сумму подношения. Сумма подношения может быть любой. Обычно, подносят 50, 100, 200 рублей. Бланк с именами и деньгами для подношения отдают в кассу. Кассир передает их во время хурала ламам, которые читают вслух или про себя имена верующих. Либо их можно положить самому на стол, стоящий возле выхода. Об этом нужно спросить у кассира. Также можно вписать свои имена на хуралы в следующие дни заранее.
На приеме у ламы также принято оставлять небольшое денежное подношение, которое обычно не дают в руки, а кладут на его стол.
Как сделать подношение продуктами
Часто люди, пришедшие на молебен, приносят собой конфеты, печенье, молоко (в основном, в упаковке), чай. Они ставят их в специально отведенном для подношений месте. Пакеты с продуктами и молоком нужно оставить открытыми. Затем обязательно произносят три молитвенных слога «ОМ А ХУНГ» троекратно, что делает подношение чистым.
Даалга
Часто к концу хурала лама может объявить обряд «Даалга» – обряд призвания удачи и счастья. Верующие встают со скамеек и берут в руки все или часть того, что принесли в качестве подношения, садятся с этим обратно. Сидеть при проведении этого обряда обязательно. Если народу очень много, и нет мест, лучше что-нибудь подстелить себе и сесть на пол. Сидеть на корточках – крайне не желательно.
В определенный момент лама дает знак, чтобы люди надели головные уборы или обязательно покрыли чем-нибудь свою голову. Когда лама, ведущий хурал, начинает произносить древний возглас призвания удачи: «А хурээ!», все присутствующие громко повторяют за ним (желательно произносить громко, чтобы удача услышала ваш голос) и по часовой стрелке делают круг в воздухе руками, держа подношения. Если подношения нет, можно держать в руках деньги: купюры или монеты. В завершение обряда лама говорит благопожелание по-бурятски, все должны повторить последнее слово каждого предложения за ним.
После хурала, даже если Даалга не проводится, верующие забирают свои освященные подношения домой, оставляя на алтаре «дээжэ» – лучшую часть, обычно берут сверху небольшую часть конфет или печенья.
После обряда «Даалга» в течение трех дней ничего нельзя никому давать из дома. Для того, чтобы энергия удачи успела сохраниться в доме.
Сэржэм
Популярный в Бурятии религиозный обряд, который помогает обрести удачу в делах. Часто его проводят до начинания новых больших дел, бизнеса, перед поступлением в институт, выезда в дорогу. Для этого необходимо на прием к ламе принести собой чай или молоко, нередко приносят собой водку. И попросить его провести этот обряд. Лама, читая молитвы, преобразует эти продукты в освященную воду – аршан и подносит их божествам.
Правила поведения
Дацан имеет три двери. Входить нужно в левую дверь, правая дверь служит выходом. Центральная дверь используется священнослужителями только при больших религиозных церемониях.При входе в дацан женщины по обычаю должны пропускать мужчин вперед. Также на входе необходимо снять головной убор. Мобильные телефоны нужно отключить. Если вы хотите что-то сфотографировать или снять на камеру внутри храма нужно спросить разрешения у священнослужителя. Нередко в некоторых дацанах любая фото или видеосъемка запрещена.
Верующие обходят ступы, храмы, статуи и изображения буддийских божеств внутри храма по часовому кругу, а не наоборот. При этом в храме для того, чтобы отойти от алтаря, нужно сделать три шага назад и только потом можно повернуться спиной. Если вы решите остаться на молебне, то нельзя сидеть, закинув ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря или священнослужителя.
У выхода стоит емкость с освященной водой – аршаном, он очищает от скверны. Наливать можно самостоятельно. Аккуратно налить немного аршана в левую ладонь, не проливая на пол, и выпить в три глотка. Остатками можно омыть лицо и голову.
Не следует громко разговаривать, смеяться, шумно себя вести, держать руки в кармане, сорить.
Значение хуралов:
(знаком * отмечены молитвы за ушедших)
Алтан Гэрэл – для умножения добродетелей, счастья в семье
Алтан Гэрэлэй даллага – для пребывания в достатке
* Абидын чого – за ушедшего
Арбан Хангал – хурал, посвященный всем 10 сахюусанам – защитникам буддийской веры для защиты и спасения от всех несчастий
Арюун сан – очищение любой скверны
Базарсада – исправление неблагоприятных следствий 9-летнего цикла «мэнгэ» (Ваджрасаттва по-бурятски «Базарсада» – божество, которое дает верующему
очищение от грехов и кармы)
Балган донойн сэржэм – от воров
Банзарагша – для новорожденного, а также при трудных жизненных ситуациях
Барчад ламсэл – для устранения препятствий
* Бардо солдэб – за ушедшего
Бурхан равнайлаха или рамнай (читается как рамнээ) – освящение новой статуи божества
Ганшигууд – подношение Защитникам Учения
Гомбо Сахюусан – спасение и защита от несчастий. Гомбо или на санскрите Махакала, главный защитник буддизма. Имеет гневные аспекты для устранения злых сил.
Гонгор – для умножения добродетелей
Дара Эхын даллага – для успеха в делах
Дара Эхын мандал шива – подношение мандалы Великой Зеленой Таре. Божество Зеленая Тара помогает в экстремальных ситуациях. А также в создании семьи, семейного благополучия, рождения ребенка, для успеха в делах. Ее мантра: ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРИ СОХА. Обычно проводится каждое воскресение, начало в 9.00.
Даши Дондуб – для дальних дорог, закрытие ущерба от воровства
Даши Зэвэг – посвящается во имя благих перерождений
Даши Чарбеб сан – для очищения всего вокруг
* Диваажанай чого – ритуал благопожелания перерождения всех живых существ в Чистой Земле Сукхавати
Додигалсан – от болезней и страданий
Доржо дэрэм – очищение скверны «черного и белого языка»
Доржо Жодбо – от плохих снов, для накопления добродетелей в этой и последующих жизней
Доржо Намжом – очищает всяческую скверну
Зугдор Намжилма – для долгой жизни, от преждевременной смерти
Тyншаг – покаянная молитва, очищающая недобродетель и падения
Дэвсан – очищает всяческую скверну
Дэвжид сэржэм – устраняет препятствия, порчу
Дэмбэрэл додба – используется для восстановления «хий-морин», а также для умножения добродетелей
Жадамба – для добродетелей в этой и последующих жизнях, для осуществления задуманного, умножения добродетелей
Жамсаран – спасение от всех несчастий
Жамсаранай сэржэм – спасение от всех несчастий
Жанаг гагдог – исправление (неблагоприятной астрологической комбинации) «харш жэл» и мэнгэ, отрезание «черного языка»
Жигжед (Ямандага бурхан) – спасение от всех несчастий
Ехэ Отошо – за здравие
Ламаадан – для острого ума, обретения мудрости
Лхамо – от любых препятствий
* Лхого намше – за ушедшего
* Маанийн юрooл – для накопления добродетелей для ушедшего
Найдан – для накопления добродетелей в этой и последующей жизни
Найдан чого – для установления добродетелей и счастья в доме, пребывания без убытков
Найман Гэгээн – для счастливых перерождений, помогает утихомирить ссоры и конфликты в семье
Намдаг сан – утихомиривание лусов - хозяев земли, очищение скверны
Намсарай – для умножения добродетели даяния, обретения благ
Намсарайн даллага – для материального довольствия, умножения добродетелей
Намхай Нинбо – книга, читаемая во время обряда "суудал hаалгаха"
Ногоон Дара эхэ – для свершения дел, отвращения всего плохого
Отошо – за здравие, очищение от болезней
Саа Юм – книга "поправления"
Сагаан шyхэртэ – отвращение (негативного влияния) «белого» языка «хвала, лесть и т.п.»
Сандуйн Жyд – для добродетелей в этой и последующих жизнях, отвращение всех несчастий
Санжид Монлам – для добродетелей в этой и последующих жизнях
Сундуй – в честь всех перерождений
Сyр – подношение хозяевам вод и земли
Сэндэма – отвращение влияния дурных сплетен
Табан харюулга – для устранения следствий, плохих снов, от злых языков, дурных помыслов, для быстрого осуществления задуманного
* Тарва ченбо – спасение от перерождения в несчастливой участи
Тvй vргэхэ – подношение божествам всего самого лучшего
Хамчу нагво – для свершения дел, обрезание «белого» и «черного» языков
Хий моринай сан – на хурале освещается священный флажок – хии-морин, конь удачи.
Часyм – утихомиривание (гнева) лусов - владык земли
Чогжy Мvнсэл – для тех, кто в пути, для устранения препятствий в дороге
Чойжал – спасение от несчастий
Шибдаг торма – утихомиривание лусов и хозяев земли
Шалши – отвращение несчастий
Ширнин – очищает любые недобродетели, устраняет препятствия