Важной задачей теоретической сущностной магии является классификация нематериальных созданий. Классически этот вопрос решается в рамках магического аспекта какого-либо культа. На основе культа исторически, эволюционно формируется пантеон, религия и магия разделяются: первая служит божеству, вторая исследует технологии управления сущностью. Помимо пантеона, "официального" перечня, исходя из магической практики формируется бестиарий - своеобразный энциклопедический справочник с описанием сущностей данного пантеона, характерных для данного культа.

Поскольку целью любой классификации является выявление общих закономерностей изучаемых систем и, как следствие, общих подходов в изучении, то она должна претендовать на некую универсальность. Классический, околорелигиозный подход не может решить задачу об универсальной классификации. Во-первых, в силу его локальности (принадлежности конкретному народу, конкретной традиции и т.п.); во-вторых в силу самой природы религии - безоговорочном принятии свода религиозных знаний. Поэтому многие языческие пантеоны содержат описания одной и той же сущности под разными "именами"; многие классические магические технологии дублируют друг друга.

В рамках системного подхода уже выявлено универсальное определение сущности, выявлен общий принцип рассмотрения вопроса об иных мирах и, таким образом, можно говорить о более-менее универсальном подходе в классификации.

По уровню мышления:

- высокоинтеллектуальные ("совершенные");

- близкий к человеческому уровень мышления;

- примитивные.

По среде обитания:

- "дальние", "срединные" миры, течение времени и структура пространства в которых существенно отличается от нашего;

- "ближние" миры, с незначительными искажениями пространства-времени.

Однако, главным критерием все же является возможность установления контакта - частота контактов человека с сущностью заданного класса. Согласно этому критерию современный подход выделяет следующие основные элементы сущностной среды (классы сущностей):

1. Фера-среда (от лат. fera - дикий)

Ближайший к человеку элемент сущностной среды, представленный эгрегорами, ЭИ-вирусами, лярвами и т.п. сущностями.

2. Демоны и ангелы.

Сущности срединных миров, схожие во многом с человеком, ярко описанные в различных религиозных и оккультных традициях.

3. Духи.

Сущности срединных и дальних миров, отличающиеся "сверхчеловеческим" мышлением. Энергетически связанные с универсальными магическими силами: свет, тьма, стихии. Информационно проявленные как "учителя", "боги", "тотемы".

4. Некро-сущности.

Сущности из миров с обратным течением времени и различной степенью искажений в структуре пространства. Энергетически связанные с человеком. Информационно проявленные как "души умерших", "призраки".

Резюме:

1) Сущность - это ЭИ-система, способная инициировать контакт с человеком; нематериальный носитель разума.

2) Среда обитания сущностей - объективная реальность, воспринимаемая наблюдателем в контексте искаженного пространства и времени.

3) Основные классы сущностей: фера-среда; демоны/ангелы; духи; некро-сущности. Основным критерием классификации является частота контактов между сущностью заданного "класса" и человеком.