Моя работа с демонами имела неоднозначные результаты. Однако, отбросив некоторые неясные моменты и акцентируясь на энергетике сущностей, я все же сформулировал ряд описаний и принципов, и опубликовал общую (теоретическую), а затем и практическую (посвященную описанию техник и ритуалов) части "Демонологии". В любом случае, как тогда, так и сейчас мое представление о демонах носит весьма смутный характер и я отделяю их от других сущностей руководствуясь лишь частотой контакта и тем, что других представителей сущностной среды мне удалось понять лучше. Если бы была поставлена практическая задача определить демона среди нескольких других сущностей, то я бы посмотрел на фера-сущность, на духа и, в итоге, сказал бы, что демон "стоит" между ними. Вполне возможно, что такое не особо удачное понимание природы демонов\ангелов обусловлено еще и моей принадлежностью к западному, прохристианскому миру, где подобного рода тематика требует весьма осторожного подхода и связана с множеством стереотипов. Формально мне следовало бы вернуться к изучению демонов для более детального и глубокого понимания этой сущности - так, чтобы я смог сформулировать свои мысли относительно демона столь же легко, как мысли относительно других сущностей. Однако, в подобного рода работе пока я не заинтересован, прежде всего, из-за тесной связи идей о демонах или ангелах с христианством. Мне кажется бесперспективным вступать в спор с классическими религиозными воззрениями, поскольку вопрос веры - весьма тонкий и является сугубо личным делом каждого.
С другой стороны, исследование демонов заложило концептуальный фундамент и дало понимание множества практически значимых приемов в работе с сущностями. Именно это, а не само описание конкретного демона или принцип работы с конкретным демоном, я считаю главным результатом работы с этими сущностями.
В работе с духами, наоборот, мне удалось докопаться до их природы, глубоко понять место и роль этой сущности в нашем мире. Удалось понять и вполне бытовые, практически значимые приемы сотрудничества с духами. Не будет преувеличением, если я скажу, что духи - мои любимые сущности. Для меня духи воплощают все то, что принято считать магией и потому кажутся чарующими созданиями. Я по-прежнему активно работаю с этими сущностями и, полагаю, что если бы мне в свое время был предоставлен выбор, то из всех магий я бы выбрал сущностную, а из всех направлений внутри сущностной магии - именно работу с духами. И, безусловно, в работе с духами меня привлекает отсутствие каких-либо серьезных стереотипов, воздействующих на психику практикующего.
Итак, к моменту начала серьезной работы с духами мною уже было пройдено в изучении сущностной магии три важный момента.
1. Интуитивно научился воспринимать зов, чувствовать сущностей, руководствуясь знаниями в области энергетики и, в частности, энергоинформационных матриц. В целом, овладел базовыми навыками энергетики: восприятие энергии и умение ею оперировать.
2. Научился путешествовать в иных мирах, совмещая друг с другом состояния бодрствования, сна и "выхода из тела". Также научился применять для путешествий классические шаманские технологии: трансовые состояния, вызываемые горловым пением, чтение особых "мантр"; танец силы; походка силы. Первые два этапа позволили мне преодолеть влияние фера-среды, хотя тогда я и не имел представления о ее существовании.
3. Познакомился с такими представителями сущностной среды как демон и дух. Изучая этих сущностей разработал набор приемов, позволяющих отличать их друг от друга и более грамотно подходить к самому процессу исследования какой бы то ни было сущности.
Если же говорить о сущностной магии как о некой дисциплине, духовно развивающей человека (коей сущностностая магия, как любая другая, и является), то было пройдено два важных этапа в моем развитии: 1) работа с магическими силами в обычном состоянии, заключающаяся в умении немного смещать восприятие, "расширять сознание"; 2) работа с магическими силами в состояниях иной реальности (ВТО) - серьезного смещения восприятия, дающее возможность чувствовать искажения в пространстве и времени.
Вполне закономерно, что описанные выше этапы и концепции были первыми интеллектуальными конструкциями, в которые я постарался вписать духов. Для их исследования я применил все те же методы, что и для исследования демонов, и рассмотрел духа аналогично демону, определив его как энергоинформационную систему, проявляющую себя во взаимодействии с окружающим миром через иллюзии. Итогом такого подхода к духам стала работа под названием "Спиритология" (в двух частях). Важно отметить, что эта работа является от начала и до конца интеллектуальной конструкцией и представляет собой вписывание духа в понятие сущности как исключительно энергоинформационного механизма. Как в исследовательском, так и практическом смыслах эта работа является бесполезной за исключением немногого набора техник, что там приводятся. Публикация этой работы была преждевременной. С другой стороны, результат здесь очевиден: если подход к сущности как к энергоинформационному механизму приемлем для фера-среды и во многом адекватен при изучении демонов\ангелов, то в работе с духами подобный подход неактуален. Тогда я был увлечен не тем, что я делаю и не столько тем, как я это делаю, сколько интерпретацией того, что получается в итоге. Сейчас иначе: я пишу о том, что и как я делал и каковы были мои ощущения, а не интеллектуальные конструкции, по поводу этих действий. Если сейчас что-то и формулирую в виде каких-то схем, то исключительно как вполне очевидные выводы из тех или иных событий.
Мое ощущение природы духа крайне просто. Дух - это магическая сила. И если бы сила могла быть представлена в виде живого создания, вроде человека, то фера-сущности представляли бы собой пищеварительную, кровеносную и т.п. системы, демоны и ангелы были бы руками и ногами, а духи - сердцем (в переносном смысле слова) и разумом. Все вместе - большой живой организм, целое. И это целое - единая сила. Но в плане осознания с позиции человека мы вероятнее всего скажем, что "истинная сущность силы заключена в ее разуме и чувствах (сердце)". Это и будет магической силой (содержанием силы), энергия будет формой, а форма и содержание - силой. Духи - магические силы, проявленные в живом аспекте этих сил. Так, как если бы мы могли сказать, что стихия Земля, Свет или Тьма - нечто живое.
Сказанное выше не является некой концепцией или иной интеллектуальной конструкцией, поскольку более-менее рационально объяснить можно лишь энергию - проявление магической силы. Магической силе можно лишь дать название, исходя из тех свойств, каким обладает "излучаемая" ею энергию. И совершенно невозможно постичь то, чем или кем на самом деле является Сила.
Дух - третья сущность, которую встретит путешественник исследующий сущностную среду. Преодолев завесу фера-среды, т.е. научившись оперировать живым аспектом личной силы; затем преодолев миры демонов и ангелов - научившись управлять живыми аспектами энергий; путешественник приходит к источнику энергии - магической силе и ее живому аспекту - духу.
В свете вышесказанного следует отметить следующие моменты: а) опубликованные ранее работы, касающиеся духов, не являются полноценным планомерным и методически выверенным исследованием; б) концепция сущностной магии в рамках современного подхода (т.е. сплава основных направлений эзотерики) должна быть уточнена. Поэтому прежде чем я приступлю к описанию своих практик по изучению духов, следует кратко обозначить уточненную концепцию и подчеркнуть, что в отличие от многого, что описано выше, то что пойдет ниже является результатом моего недавнего опыта. Соответственно, речь идет об описаниях, значительно обогащенных и уточненных непосредственной практикой. Проще говоря, буду рассказывать о том, чем занимаюсь сейчас и какой подход использую.