"Не должно думать ... что человек есть либо старейший, либо последний властелин на Земле, и что жизнь есть только то, что ему ведомо. Нет же – Боги Глубокой Древности пребудут ныне, присно и во веки веков. Не в пространствах, которые нам известны, но между ними ходят Они, неизменные в своем властном спокойствии, лишенные измерений и невидимые для нас. Йог-Сотот знает ворота. Йог-Сотот – это ворота. Йог-Сотот – это ключ и это страж. Прошлое, настоящее и будущее – все в руках Йог-Сотота. Он знает, где Боги Глубокой Древности прорвались сквозь старое и где они прорвутся сквозь него вновь..."Г. Ф. Лавкрафт "Ужас в Данвиче" (как взятое из Некрономикона)1Век, в котором мы живем, свидетельствует о приближении Нового Эона, или, скорее, о возвращении через безбрежные бездны времени и пространства сил и существ из первобытных эпох – эпох, предшествующих появлению человечества на Земле на целые тысячелетия. В одном из своих кардинальных рассказов Мифа2, "Зов Ктулху", Лавкрафт намечает контуры первых предзнаменований возвращения. Внешние грани этого процесса в нашем континууме обнаруживаются невероятно тонкими и чувствительными "антеннами" поэтов, писателей и художников.Тем не менее, перед тем, как начнется окончательный наплыв всех этих древних сил в наш сегодняшний пространственно-временной континуум, должны быть найдены и открыты главные тайные ворота – чтобы открыть доступ из пространства "вне циклов времени". Эти ворота были высечены Лавкрафтом в виде одного из Великих Старейших13: "Это гибельный Йог-Сотот, который пенится первоначальной слизью в ядерном хаосе за пределами нижайшего аванпоста пространства и времени"14. Как Стражник ворот, Йог-Сотот является синонимом Хоронзона15. Сам по себе "нижайший аванпост" – это отверстие или окно в измерение Великих Старейших (Вселенная В)16, это звезда Сотис, или Сириус17.В свою очередь ворота сил Нового Эона (Йог-Сотот) идентифицируются с "нон-сефирой" Дааф18 на каббалистическом Дереве Жизни. Как объясняет Кеннет Грант19 в своей работе "Вне циклов времени" ("Outside the Circles of Time"): "Сегодня можно наблюдать непрекращающийся поток и эволюцию Эонов, происходящих одновременно и переправляющихся в мир анти-материи. Йог (или Юга – эон или эра) Сотота20это контрапункт21 – как Эон Сета-Тота22, или Дааф – своей пары, Юг(и)-Хоора23, или Эона Гора24. Йог-Сотот25 – это ворота через Эоны к Звезде – Истоку 3 – и в гораздо большей степени тех из них, кто уже был вовлечен в концепцию "потустороннего"4 своими собственными исследованиями чуждых, несвойственных нормальности, экзотических, странных и экстравагантных вещей. И действительно, именно через работы художников такого сорта описания возвращающихся сил и существ и намеки на них находят свое выражение5.В настоящее время "Новый Эон" известен под различными названиями во многих культах: астрологическая "Эпоха Водолея", телемитский "Эон Гора"6, ознаменованный аватарой Айвазом7 в 1904 году, "Эон Маат" Брата Ахада (Frater Achad)8, Эра Правды и Правосудия9 и т. д. Ко всему этому, особая группа магов, художников, писателей и других визионеров Мифа Ктулху, которая основала Эзотерический Орден Дагона (The Esoteric Order of Dagon)10, видит грядущую эру как Эон Пробуждения Ктулху11 – со ссылкой на пророческую сочинительскую работу Г. Ф. Лавкрафта, о которой уже говорилось выше. Так как первая описанная им волна энергии Эона (крайне сильно отразившаяся на снах "чувствительных" личностей12 по всему миру) соответствует подъему со дна океана острова Р’Лайха 28 февраля 1925 года, то E. O. D. обозначили это событие как Первый Год Э. К. (Эона Ктулху) за Югготом26, Югой или Эоном Гота27".Вследствие этого знание и формула, с помощью которых эти ворота могут быть открыты, могут быть постигнуты только через негативный вихрь Дааф. В случае самого Лавкрафта, страстно отрицавшего в происходящей наяву жизни истинную природу материалов, которыми он занимался, процесс их присвоения был почти полностью подсознательным, происходящим посредством снов-экспериментов28. Можно предположить, что получение таких нечеловеческих и ультракосмических откровений принимало форму наиболее ужасных ночных кошмаров.Таким образом, те посвященные E. O. D., которые работают над Открытием Ворот Йог-Сотота, для того, чтобы эффективно активизировать эти формулы, должны быть готовы предпринять этот крайне опасный спуск в Бездну Дааф (так называемое "ложное знание"). Этот процесс включает бросание (проектирование) части самого себя в эти пространства "между", на которые Лавкрафт делал постоянные ссылки, и которые составляют экзистенциальность самих Старейших. Именно здесь это "ложное знание" (изображенное Лавкрафтом как гримуар Некрономикон) может быть найдено и возвращено, принесено назад через вихрь Дааф и, наконец, дать действенное, конкретное проявление во
Вне.
Комментарии:1Перевод дан по Е. Мусихину (Г. Ф. Лавкрафт, сборник рассказов "Локон Медузы", Ладъ, 1993). "Боги Глубокой Древности" – в оригинале "the Old Ones" – более близко по смыслу следует переводить как "Старейшие". (Здесь и далее прим. перев.) текст2Во всех случаях применения слова "миф" к лавкрафтовским историям вместо английского "myth" принято использовать греческое слово "Mythos" ("Cthulhu Mythos" и т. д.). текст3В упомянутом рассказе Лавкрафт указывает, что "представители деловых кругов и прочая публика из среднего класса общества", а также "люди ученого пошиба" в целом оказались либо абсолютно нечувствительны, либо чувствительны лишь в незначительной степени к Зову. Небезынтересно отметить, что данное замечание Лавкрафта о возможности принять Зов различными категориями людей почти полностью совпадает с мнением Шарля Бодлера о воздействии гашиша на эти категории – см. "Искусственный рай", очерк "Вино и гашиш как средства расширения границ человеческой личности". текст4В оригинале – "outsideness". текст5Пожалуй, из современных художников ярким примером может послужить Гигер. текст6Согласно телемитам, "Эон Гора" начался в марте 1904 года (см. прим. 7) и будет продолжаться две тысячи лет, однако, полный переход от старого времени к новому может занять несколько столетий ("Буря Равноденствий", "Равноденствие Богов" у Кроули). Длительность каждого эона космической цикличности телемитов приблизительно соответствует доминации одного из знаков Зодиака, которая составляет приблизительно 2160 лет. Заканчивающейся Эпохе Рыб соответствует Эон Озириса, наступающая Эпоха Водолея соответствует Эону Гора (подробнее см. А. Дугин "Учение Зверя", альманах "Конец Света"). Кроме расхождения (небольшого, впрочем) в длительностях и моментах начала телемитского Эона и астрологической Эпохи (начало Эпохи Водолея принято относить на конец XX – начало XXI века, некоторые астрологи считают, что энергии Водолея стали быстро нарастать с 1982 года), имеется также несоответствие и по символизирующим эти периоды времени египетским богам – ортодоксальный оккультизм ставит имена египетских богов в соответствие зодиакальным Эпохам по другой системе, нежели телемиты. К. Г. Юнг, кстати, на основании некоторых сновидений и видений утверждал, что Эпоха Водолея будет последней в человеческой истории, в следующей Эпохе – Козерога – человека уже не будет. текст7Айваз, или Айвасс, или
Айвас [первый случай написания отражает гематрию – каббалистический процесс замены букв цифрами – 93 (Oivz), второй – гематрию 418 (Aiwass), третий – гематрию 78 (Aiwas), перечисленные числа имеют большое значение в телемитской доктрине] – имя "претергуманоидной" сущности (praeterhuman intelligence) – т. е. Ангела – продиктовавшего 8-10 апреля 1904 года А. Кроули текст "Книги Закона" ("Liber Legis") – Речь Молчания – и возвестившего начало Эона Гора. Айваз называл себя слугой Бога Молчания Гоор-паар-крата (греческий вариант написания имени этого бога – Гарпократ, египетский – Гор-па-херд, т. е. "Гор-дитя" – одна из ипостасей великого бога Гора; показательно, что наступивший Эон Гора относится к типу традиции "коронованного и побеждающего ребенка") и обращался к своему писцу (т.е. Кроули) по имени Анкх-аф-на-кхонсу (Анк-Хонсу) – это имя египетского жреца, "пророка Менту, господина Фив", жившего в VII-VI веках до нашей эры, которого Кроули считал одним из своих предыдущих воплощений. Именно этот жрец был изображен на табличке, случайно обнаруженной женой Кроули Розой Келли в каирском музее Булак примерно в тот же период времени, когда Кроули получал текст "Книги Закона" (еще 18 марта 1904 Келли получила во сне известие, что с Алистером Кроули желает встретиться "посланник потустороннего мира"). Эта табличка была экспонатом под номером 666 – впоследствии Кроули назвал ее "Стеллой Откровения". (Исследователь Райан Паркер указывает на тот факт, что Кроули в своих работах не единожды ссылается на эту Стеллу Откровения (Stele of Revealing) как на "CTH^H 666" ("CYHAH"), и обращает внимание на сходство подобного написания с именем CTHULHU – Ктулху.) Много позднее после получения "Книги Закона" Кроули отождествлял Айваза со своим Ангелом-Хранителем и причислял его к "Высшим Неизвестным" ("Secret Chiefs"), инспирировавших один из его Орденов – A (Astrum Argentium, Серебряная Звезда). В индуистской мифологии Аватара – это земное воплощение божества (чаще всего Вишну) в облике человека или животного. Использование термина "аватара" по отношению к Айвазу применимо лишь в своем более широком значении: согласно Рене Генону "аватара" обозначает "спуск" Принципа (т.е. Божественного) в область манифестации (т. е. в мир, являющимся проявлением Божественного). У Лавкрафта сходную Айвазу функцию возвещения нового Эона (т. е. Эона Возвращения Старейших, Эона Пробуждения Ктулху) выполняет позаимствованный им из Некрономикона бог – "ползучий хаос" Ньярлатхотеп – "Всесильный Посланник", "Вестник Старейших". Корень "хотеп" ("хетеп") имени этого бога, очевидно, имеет египетское происхождение – он означает "блаженный", в древнем Египте часто добавлялся к именам фараонов или жрецов, символизируя их преданность служения богам. текст8Frater Achad, Чарльз Стансфилд Джонс (Charles Stansfield Jones), – как и Кроули, авторитет среди телемитов, однако, менее известный в широких оккультных кругах, после смерти Кроули некоторыми телемитами считался его преемником (интересен тот факт, что, если одним из предыдущих воплощений Кроули являлся Э. Келли, то одним из воплощений Джонса – Джон Ди). Стансфилд Джонс разработал свою систему магии, по-своему трактовал некоторые эпизоды Каббалы (в частности, он составил свою особую версию Древа Жизни). Теория Эонов Джонса также отлична от кроулианской: если у Брата Ахада Эон Маат – сегодняшний период, то у Брата Пердурабо – это будущий Эон, который придет на смену нынешнему Эону Гора. Маат – Богиня истины и порядка в Древнем Египте, жена Тота, дочь Ра, играет большую роль в загробном суде Осириса: на одну чашу весов клалось сердце покойного, на другую – статуэтка Маат или "перо Маат" (страусовое перо, символ Богини). текст9Под определение "Эры Правды и Правосудия" в принципе попадает эпоха, которую ожидают евреи ("Великий Шаббат", "Великая Суббота"), однако, по своему описанию и религиозному назначению она не вписывается в ряд перечисленных ранее типов Эонов. Единственное, что может объединять еврейскую "Эру Правды и Правосудия" с тем же Эоном Гора – это предшествующий ей определенный "элемент Хаоса" ("Буря Равноденствий", "Равноденствие Богов" у Кроули) – Холокост. С другой стороны, "Эра Правды и Правосудия" является эпохой Маат в соответствии с функциями этой богини (см. прим. 8). текст10У финикийцев (древние семитские племена) Дагон (также Даган) занимал значительное место в пантеоне, первоначально, видимо, он был богом-подателем пищи, позднее стал покровителем рыбной ловли ("даг" – рыба). Поклонялись Дагону и филистимляне (упоминание в Библии – Первая книга Царств, глава 5), по ЛаВею Дакон у филистимлян – "мстительный бог моря". У Лавкрафта Дагон, скорее всего, никак не связан с семитским Дагоном, у него это бог, которому наравне с Ктулху поклоняются "глубоководные" – люди-амфибии, полулюди-полурыбы – см. рассказы "Комната с заколоченными ставнями", "Единственный наследник", "Окно в мансарде" и др. Кстати, согласно первому рассказу, обществом "глубоководных" был Тайный Союз Дагона. текст11В "Зове Ктулху" Лавкрафт постоянно подчеркивает, что непременным условием пробуждения Ктулху должно быть определенное положение звезд на небе ("когда звезды дадут ему тайный сигнал", "когда звезды займут нужное положение в круговороте вечности" и т. п.) – таким образом можно предположить, что Эон Пробуждения Ктулху также может быть связан с доминацией определенного знака Зодиака. текст12В "Зове Ктулху" этот термин определяется как "психически сверхчувствительные индивидуумы". текст13В оригинале "the Great Old Ones" – в большинстве русских переводов Лавкрафта этот термин переводится как "Боги Глубокой Древности" или "Властители Древности". текст14В рассказе "Окно в мансарде" Лавкрафт описывает Йог-Сотота следующим образом: "все-в-одном и один-во-всем, неподвластный законам времени и пространства, сосуществующий со всеми временами и соприсутствующий всему пространству". текст15Хоронзон – по телемитам – "Внушающий ужас Демон на Пороге Бездны", число Хоронзона – 333 (половина 666). В некоторых случаях Хоронзон понимается как Ангел-Хранитель. В немецком предвоенном Братстве Сатурна (Fraternitas Saturni), имевшем "телемитско-ницшенианскую" философию, сходную функцию Стража выполняла планета Сатурн: "Сатурн – это Стражник Порога между человеком и божественностью, который преодолевается ищущим гнозис". В гностицизме функции Стражников выполняют архонты – низшие (по сравнению с Богом и даже Демиургом) силы, которые не знают истинного Бога и препятствуют человеку в познании Его в Космосе, которым они и управляют; чаще всего различают семь правящих архонтов – по числу сакральных планет, последний из которых соответствует Сатурну. В Тибетской Книге Мертвых, повествующей о пребывании человека за порогом смерти, Стражами называют Богов, в функции которых входит подвергать умершего испытаниям. В Египетской Книге Мертвых функции Стражей выполняют многие божества, как положительные, так и негативные (Апоп и демоны из его свиты). Также в Некрономиконе постоянно присутствует образ Ворот и их Стража. В христианстве образу Стражника в какой-то мере соответствуют "мытари" – злые духи, старающиеся уличить восходящие к престолу Небесного Судии души во всевозможных грехах и через это низвести их в ад; "мытарства" (всего 20) – нечто вроде застав и таможен, попадающихся на пути у возносящейся души. В Алхимии также часто упоминается Страж Порога, еще его называют Вестником Смерти, Ангелом Западных Врат (роман "Ангел Западного Окна" Г. Майринка о нем), персонифицированным алкаэстом (универсальный растворитель). текст16Скорее всего, обозначение Вселенной, "параллельной" нашей. текст17Сириус (Сотис, Септ) – альфа Большого Пса, самая яркая звезда неба. С астрономической точки зрения Сириус интересен тем, что он представляет собой систему из двух звезд. Спутник Сириуса – звезда, в 10000 раз более слабая, чем он сам – является первым обнаруженным представителем семейства звезд – белых карликов. Сириус имеет важное значение практически во всех мистериях, начиная еще с древнейших цивилизаций. В Древнем Египте, помимо "материалистического приложения" (по подъему Сириуса на небосводе жрецы определяли приближение разлива Нила, его первый восход – в древности на широтах Египта он совпадал с днем летнего солнцестояния, 21 июня – означал "весеннее воскресение природы, подобное воскресению из мертвых Осириса", вероятно, имя бога и звезды поэтому связаны: О-Сирис), Сотис (Sothis) служил и в магических ритуалах – в частности, в Книге Мертвых довольно часто встречается отождествление умершего с Сотисом. Магические формулы Главы CI делали умершего подобным Сотису и позволяли ему присоединиться "к последователям Гора" (Эон Гора!). Глава CLXXIV прямо указывает на существование "врат звезды Сотис", у которых был рожден умерший – в данном случае умершая – а виньетка (рисунок) к этой главе содержит изображение умершей и некоторой двери. Также в Древнем Египте Сириус – Звездный Пес – отождествлялся с шакалоглавым Анубисом, сыном Осириса (по другим версиям мифа – Ра). Анубис – покровитель умерших, взвешивает сердца умерших на загробном суде Осириса. Считается, что Анубис сторожит и охраняет богов, как собаки охраняют людей, его имя означает "Стоящий впереди чертога Богов". По другим вариациям египетских мифов, Сотис (или Сопдет, Септет) – богиня звезды Сириус, также покровительница умерших, она часто отождествлялась с самой Изидой (в частности, по одной из легенд, Изида зачала Гора в образе звезды Сотис) – празднование Изиды довольно часто совершалось с празднованием восхода Сириуса, на этих празднованиях впереди колесницы Изиды несли изображение собак, или даже вели живых собак. Был известен Сириус и в Месопотамии, он упоминается в том числе в астрологических вычислениях. В Греции Сириус был известен под названием "Сейриос", "несчастья сулит она смертным", – говорится об этой звезде в греческих мифах. Упоминается Сириус и в Библии – под именем "Сихор". Само же имя "Сириус" ("Sirius") – латинское. "Пламенеющая Звезда" масонов, вознесенная в ритуалах вместе Солнцем и Луной (полумесяцем) над символическим гробом, также отождествляется с Сириусом. В легендарном Некрономиконе Сириус также неоднократно упоминается, и одно из этих упоминаний проходит по теме "глобального Хаоса": "И когда кометы наблюдаются вблизи звезды Сириус, тогда будут скверны и трудности в царствующих домах, и брат поднимется на брата, и быть войне и голоду. И все это доставит радость служителям Пса, кои пожрут плоды распрей и разжиреют на них". Сириус понимается как "аванпост", Стражник, несомненно, и из-за частого представления этой звезды в виде Пса. Собака – это "воплощение «стража порога», оккультного персонажа, миссия которого заключается в сохранении самотождества вещи. Но вместе с этим собака символизировала переход через границы, поэтому она сопровождала в шаманских ритуалах душу умершего в потусторонние миры", – А. Дугин "Тамплиеры пролетариата", "Солнечные псы России". текст18Дааф, Даат (Daath), или Да’аф (Da’ath) – нон-сефира, или фальшивая сефира, каббалистического Древа Жизни, Дерева Сефирот, "одиннадцатая" по счету. Местоположение Дааф на Дереве Сефирот можно определить как пересечение "диагоналей" Бинах-Хесед и Хохма-Гебура (по аналогии расположения сефиры Тиферет – на пересечении "диагоналей" Гебура-Ницах и Хесед-Ход). Происхождение Дааф понимается следующим образом: когда сефира Малькут (ныне десятая, самая нижняя сефира, определяющая материальный мир и физического человека) пала из Сада Эдема (что равнозначно падению первочеловека Адама), нарушив тем самым изначальную симметричность Древа Жизни, она оставила после себя "дыру" – так называемую Бездну, – которая и была названа Дааф – т. е. Знание. Вот как описывает Даат А. Кроули в своей "Книге Лжей" ("Глава, которая не есть глава"): "Бездна. Слово прорвалось. Знание существует. Знание есть связь. Прорывы суть творение. Разрывы открывают путь Свету". "Официальные" же каббалисты (не выказывающие каких бы то ни было "экстремистских оккультных идей") видят смысл добавления этой одиннадцатой сефиры лишь в диаграммном упорядочении представления Творящей Троицы в Дереве Сефирот – у них Дааф находится на пересечении горизонтальной линии Хохма-Бинах и вертикальной Кетер-Тиферет. Дааф, не являясь сефирой, не отождествляется ни с одним именем Бога, чином Ангелов, каким-либо Ангелом, из планет Дааф ставится в соответствие Нептун. Определяющими терминами Дааф служат следующие понятия: "дыра", "туннель", "ворота", "дверь", "вихрь", "черная дыра" (последнее понятие можно рассматривать и в астрономическом смысле). В "переводе" Дерева Сефирот в индуистские термины, нон-сефире Дааф соответствует Узел Шивы. Ко всем примерам эзотеризма, сокрытому в произведениях Лавкрафта, можно добавить гипотезу о том, что в одном из своих культовых произведений – "Зов Кадафа Неведомого", Лавкрафт выводит концепцию Дааф и ритуал низвержения человеческой души в Дааф. Кадаф Неведомый (Unknown Kadath) у Лавкрафта – это гора в ледяной пустыне на Южном Полюсе, доступ к которой преграждает "отвратительное плато Ленг", на Кадафе расположен замок Великих Старейших.