Гефе́ст (др.-греч. Ἥφαιστος) — в греческой мифологии бог огня, самый искусный кузнец, покровитель кузнечного ремесла, изобретений, строитель всех зданий на Олимпе, изготовитель молний Зевса.
Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Артемиды, Ареса, Афины, Гебы и Илифии.
По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия, из своего бедра, в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса.
Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребёнком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в своё лоно. Приёмной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображённые птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.
Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и о преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить Гермеса, посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали Диониса, бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Будучи в опьянённом состоянии, Гефест освободил свою мать.
Другая комбинация мотивов присутствует в I песне «Илиады»: Гефест помог связанной Гере, за это сброшен Зевсом с неба и упал на Лемнос, покалечив ноги, отчего стал хромым.
Гера признала своего сына и отдала ему в жёны прекрасную Афродиту. Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну.
Когда Гефест освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить всё, и он попросил Афину в жёны (либо это было наградой за изготовление оружия богов), он преследовал Афину, Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний.
Гефест устал во время Флегрейской битвы с гигантами, и ему дал место в колеснице Гелиос. Он связан с мифом об Орионе. Служил некоему смертному мужу.
Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, Гефест был супругом Афродиты, а по Гесиоду — супругом хариты Аглаи.
Эпитеты и отождествления Гефеста
Амфигей — «обоюдо-хромой» или «обоюдо-суставный». Эпитет Гефеста.
Киллоподион — «криво-ногий». Эпитет Гефеста.
Кандаон (Кандей). Имя Гефеста. Подарил Пелею меч, который тот отдал Неоптолему, и которым была зарезана Поликсена.
В римской мифологии греческому Гефесту соответствует Вулкан.
Когда боги бежали в Египет, Гефест превратился в быка.
Согласно греческим филологам, чьё мнение приводится в речи Котты, было четыре Гефеста:
Рождён Ураном, от него Афина родила Аполлона — покровителя Афин (по Иоанну Лиду, сын Урана и Гемеры).
Рождён Нилом, египтяне называют его Фта.
Сын Зевса третьего и Геры, руководил ремесленными мастерскими на Лемносе.
Сын Мемалия, жил на Вулкановых островах у Сицилии.
Родственные связи Гефеста
Возлюбленные:
Аполлон
Аглая (харита). Жена.
Афродита. Жена.
Дети:
Алкон и Евримедонт (либо 3 кабира). От Кабиро.
Египетские кабиры.
Аполлон. От Афины (версия)
Ардал.
Евклея, Евтения, Евфема и Филофросина. От Аглаи.
Какий и Какия.
Кекул.
Керкион из Элевсина. (версия)
Олен.
Палемоний.
Палики. (версия)
Перифет. От Антиклеи.
Пилий.
Спинтер.
Талия (нимфа с Сицилии).
Филотт.
Эрихтоний. От семени Гефеста, пролившегося на землю, то есть сын Геи.
Окружение Гефеста
Алкон. Сын Гефеста и Кабиро, участник индийского похода Диониса[23].
Евримедонт. Сын Гефеста и Кабиро, участник индийского похода[23]. Ранен Морреем[24]. Состязался в кулачном бою в играх по Офельту[25], в метании диска[26].
Кадмил. Согласно Акусилаю из Аргоса, сын Кабиро и Гефеста, отец трех кабиров, от которых произошли нимфы-кабириды[27]. В другом чтении Камилл[28]. Либо Касмил, самофракийское божество, отождествляемое с Гермесом[29].
Кедалион.
Пелей. По версии, возлюбленный.
Убитые им:
Мимант (гигант).
Почитание
По сообщению Платона, в последний день Апатурий устраивались гимнические состязания в честь Гефеста — лампадодромии[30]
На 28 пианопсиона в каждом четвёртом году приходились, сопровождавшиеся факельным шествием, Гефестии - празднества в честь Гефеста.
В литературе и искусстве
Ему посвящены XX гимн Гомера и LXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Прикованный Прометей», сатировской драмы Ахея Эретрийского «Гефест», пьесы неизвестного автора «Гефест». комедии Эпихарма «Пирующие, или Гефест».
В честь Гефеста названы
Малая планета (2212) Гефест, открытая в 1978 году советским астрономом Людмилой Черных.
Белок гефестин, участвующий в метаболизме железа и меди.
Плиты Gefest от Брестгазоаппарат.
СВП-24 (прицельно-навигационный комплекс)
***
Гефест (Ифест), греч., лат. Вулкан — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела, оружейник богов.
Приход Гефеста на Олимп имел далеко идущие последствия: он перестроил и переоборудовал все жилища богов. Никому не известно, какими были жилищные условия богов до появления там Гефеста, и только из сообщений о его деятельности мы узнаём, что он соорудил им великолепные дворцы из золота, серебра и бронзы. Естественно, Гефест позаботился и о себе.
Не желая даже здесь отказаться от своего чумазого ремесла, Гефест устроил в своем дворце великолепно оборудованную мастерскую. Гомер с восторгом рассказывает о его кузнечных мехах, которые работали автоматически, подчиняясь мысленным командам Гефеста. Тем не менее Гефест не брезговал и физическим трудом, поэтому его часто видели вспотевшим и усталым, чего не скажешь об остальных богах.
Понятно, что такой мастер на все руки был очень популярен среди богов. В то же время они не очень-то принимали его всерьез и не прочь были подшутить над его хромотой (иногда раздавались не только шутки, но и самый что ни на есть «гомерический смех» богов — например, когда однажды Гефест попытался прислуживать им за столом вместо Гебы), а его жена Афродита без зазрения совести обманывала его с Аресом.
Сочувственно к Гефесту относилась только Гера, осознавшая, по-видимому, что некогда поступила с ним несправедливо. Поэтому в частых спорах Геры с Зевсом Гефест всегда стоял на ее стороне. Иногда это ему дорого обходилось: во время очередного скандала Зевс буквально вышвырнул его с Олимпа.
Гефест летел по огромной дуге (или траектории, выражаясь языком современной баллистики) целый день, пока не приземлился на острове Лемносе. Тамошние жители отнеслись к нему приветливо, и Гефест почувствовал себя на Лемносе как дома: он даже устроил себе кузницу в вулкане Мосихле.
Когда Гефест перешел из греческого пантеона в римский (приняв имя Вулкана), он оборудовал себе очередную кузницу на Сицилии, под горой Этной, и еще одну — на расположенных неподалеку Липарских островах. Очевидно, у него там был уже целый кузнечный цех, так как в подмогу пришлось брать нескольких великанов Киклопов.
В жизнь мифических героев Гефест почти не вмешивался. Он ограничивался изготовлением оружия и, как всякий фабрикант-оружейник, сбывал его обеим воюющим сторонам. Например, по просьбе Фетиды он выковал великолепные доспехи ее сыну Ахиллу, но в то же время, выполняя желание богини Эос, изготовил аналогичное вооружение для Мемнона, противника Ахилла. В войны он не вмешивался, за одним исключением: во время битвы под стенами Трои Гефест по просьбе Геры укротил своим огнем реку Ксанф (Скамандр), бог которой хотел утопить в своих волнах Ахилла. Зато тем старательнее он защищал своих почитателей и собратьев по ремеслу, особенно кузнецов и всех работающих с огнем. И вообще, у людей были все основания испытывать благодарность к нему: если верить «Гомеровским гимнам», именно Гефест с помощью Афины научил людей ремеслам и искусствам, чтобы они жили не в лесах и пещерах, подобно диким зверям, а в благоустроенных домах и городах, где можно легко и покойно проводить свою жизнь от весны до зимы.
В честь Гефеста греки устраивали великолепные празднества. В Афинах были два вида таких праздников: гефестейи и халкейи. Первые праздновались вначале каждый год, а с 329 г. до н. э. — каждый четвертый год, в середине ноября; вторые проходили ежегодно, и отмечали их в первую очередь кузнецы. В Афинах Гефесту был посвящен храм в дорическом стиле, сооруженный в 450—440 гг. до н. э. и впоследствии украшенный культовой статуей работы Алкамена. Храм до сих пор возвышается над развалинами Агоры — он сохранился лучше всех греческих храмов. (Его ошибочно называют Тесейон, так как скульптуры храма изображают подвиги Тесея. Лишь недавнее топографическое исследование Афин показало, что первоначально, до того как античный храм был в 5 в. н. э. преобразован в храм святого Георгия, он был посвящен Гефесту.)
В отличие от вазописи и рельефов, античных статуй Гефеста сохранилось довольно мало, наиболее известен, пожалуй, малый бронзовый «Гефест с кузнечным инструментом». Сохранилось множество монет из малоазийской Греции с изображением Гефеста — свидетельство широкого распространения его культа в тех краях.
Из многочисленных произведений европейских художников назовем лишь самые значительные: картины «Мастерская Вулкана» Ван Хемскерка (ок. 1536, Национальная галерея в Праге) и Тинторетто (после 1577), «Гефест изготавливает доспехи для Ахилла» Романо (1532—1534), «Венера в мастерской Вулкана» Рубенса и Ван Дейка (обе созданы в 1630—1632), «Кузница Вулкана» Веласкеса (1630), «Вулкан застает врасплох Венеру и Марса» Буше (1754), «Вулкан» Домье (1835, Национальная галерея в Праге), «Афродита и Арес, плененные Гефестом» Прохазки; скульптуры «Вулкан» Брауна (1715, Национальная галерея в Праге) и мраморный «Вулкан» Торвальдсена (1838).
Римский Вулкан почти совпадает с Гефестом, но римляне больше подчеркивали его первоначальный древнелатинский характер бога разрушительной силы.
В поэзии используется образ Гефеста как лемносского кузнеца: «Лемносский бог тебя сковал…» — А. С. Пушкин, «Кинжал» (1821).
Вулкан (лат. Vulcanus или лат. Volcanus) в древнеримской мифологии — бог разрушительного и очистительного огня. Изначально отвечал и за небесный огонь, а именно молнии, а также отождествлялся с Солнцем. Впоследствии эти функции перешли к Юпитеру и Солу. С развитием ремёсел, предполагающих использование огня, Вулкан стал покровителем кузнецов и литейщиков и в связи с этим стал походить на Гефеста — на персонажа из древнегреческой мифологии, с которым его и отождествили.
На римском форуме находился алтарь, посвящённый Вулкану, — Вулканал. В период Римского царства в этом месте проходили собрания. Храм бога огня был вынесен за пределы города.
Представление о боге огня Вулкане — одно из самых древних в древнеримской мифологии. Антиковеды даже считают его более древним, чем культ верховного бога Юпитера. Огонь мог быть одновременно как благотворящим, так и разрушающим. Возле огня человек мог согреться, а также приготовить пищу. По мнению древних племён, населявших Италию, в случае недовольства бога огонь выходил из-под контроля и уничтожал всё на своём пути.
На начальных этапах зарождения религиозных верований у италиков Вулкан отвечал не только за земной огонь, но и за небесный. Молнии были в его владении, а сам он являлся персонификацией Солнца. Впоследствии эти функции перешли к богу Солнца Солу и Юпитеру.
С развитием ремёсел, предполагавших использование огня, Вулкан стал покровителем плавильщиков, литейщиков и кузнецов, получив эпитет лат. Mulciber — «плавильщик». В результате он стал походить на персонажа из древнегреческой мифологии Гефеста, с которым его и отождествили.
В III столетии, на фоне масштабного кризиса в Римской империи, религиозные верования римлян модифицировались и видоизменились — как вследствие изменений жизненных условий, так и под влиянием распространившихся восточных культов. Вулкану стали приписывать магические функции; наделили его способностью откладывать предписанное судьбой на десять лет. В этом находит отображение возникновение верования о способности богов не только совершать сверхъестественные поступки, но и изменять время. Согласно комментариям Мавра Сервия Гонората, Вулкана начали представлять главой человеческого рода. На фоне распространения культа Солнца особенное почитание получил огонь и «связанный с ним Вулкан как верховное божественное начало, занимавшее первое место среди составляющих мир элементов».
Культ
Почитание
Культ Вулкана, по преданию, был принесён в Рим сабинами и их легендарным царём Титом Тацием вскоре после создания города Ромулом и ещё при его жизни. Особо чтили бога огня Вулкана литейщики, которые присоединяли его к пенатам (личным богам-хранителям и покровителям своей семьи и домашнего очага).
Существовала практика сжигания трофейного оружия в честь Вулкана.
За соблюдением правильного исполнения жертвоприношений, празднеств в честь бога огня на государственном уровне был ответственным один из двенадцати младших фламинов.
Алтари и храмы
Месторасположения Вулканала на схематической карте римского форума первой половины XX столетия представлено в верхнем правом углу
На римском форуме у подножья Капитолийского холма располагались посвящённые Вулкану алтарь и терраса с кипарисами, Вулканал. По преданию, их построили ещё при Ромуле. Вулканал был одним из наиболее священных, в понимании древних римлян, мест города. На начальном периоде Римского царства он служил местом, где правители Рима проводили собрания.
Храм Вулкана, по легенде построенный Ромулом, был вынесен за пределы померия на Марсово поле. Одна из приведённых Плутархом версий гласит, что римляне хоть и почтили бога огня храмом в его честь, но символически вынесли святилище за пределы городских стен, так как город часто страдал от пожаров.
Кроме Рима, храмы и святилища Вулкану строили и в других городах Римской империи.
Праздники
Фестиваль Вулкана, Вулканалия, отмечался каждый год 23 августа, когда из-за летней жары был наибольший риск возгорания амбаров и зерна. Во время фестиваля в костры, которые разжигали для почтения бога, бросали живую рыбу или небольших животных в качестве жертвоприношения и выкупа за души людей, что предположительно может свидетельствовать о первоначальной связи культа Вулкана с человеческими жертвоприношениями.
Кроме вулканалий, ему посвящали тубилустрии[en] — праздник, связанный с духовыми инструментами, которые, как и любые другие металлические предметы, были связаны с искусством, покровителем которого являлся Вулкан. Также ему совершали жертвоприношения тибрские рыбаки на своём празднике 7 июня.
Мифы
Представления о Вулкане значительно видоизменялись в течение тысячи лет существования его культа. Если вначале он был одним из главных божеств, то с течением времени его роль значительно уменьшилась. В индигитаментах[en] — священных книгах римских понтификов, написанных до слияния древнеримских и древнегреческих религиозных верований и известных по цитатам античных писателей, — супругой Вулкана была богиня плодоносной земли Майя.
По мере эллинизации римской религии, когда греческая мифология стала отождествляться с римской, а традиционным богам для Рима соответствовать греческие прототипы, Вулкан приобрёл черты Гефеста. Вместе с ними он «получил» родителей Юпитера и Юнону, аналогов древнегреческих Зевса и Геры, а также жену Венеру, ставшую прототипом Афродиты (в статье не приводится дублирующаяся информация о древнегреческих мифах, связанных с Гефестом, которые могут быть экстраполированы на Вулкана).
Дети Вулкана
Сыном Вулкана в античных источниках выступает Цекул, легендарный основатель Пренесте. Появившийся в очаге ребёнок получил своё имя от латинского слова лат. caeculto («плохо видеть»), так как дым повредил младенцу глаза. Когда Цекул вырос, то собрал вокруг себя соседние племена и начал уговаривать их перейти жить на новое место под его начало. Вулкан, чтобы подтвердить его божественное происхождение, окружил собравшихся людей кольцом огня.
Ещё одним сыном Вулкана некоторые античные источники представляют шестого царя Рима Сервия Туллия. По преданию, его мать Окрисия попала в рабство к Танаквиле, жене царя Луция Тарквиния Приска. Во время выполнения ритуала возлияния вина на алтарь бога Вулкан пленился красивой рабыней и овладел Окрисией. От этой связи и родился будущий римский царь Сервий Туллий[3].
Мастерские Вулкана
Согласно верованиям древних римлян, мастерские бога огня Вулкана располагались глубоко в недрах земли под горами. Когда там особо усиленно работали, то дым и огонь могли вырываться наружу. Такие горы стали называть вулканами. Это слово перешло и в другие языки и сохранилось по сегодняшний день.
В «Энеиде» Вергилия содержится описание мастерской на острове Вулькано, в которой Вулкан с помощью циклопов, по просьбе своей жены Венеры, выковал Энею доспехи.
Вулкан в искусстве
В XV—XVIII столетиях в европейской живописи были популярными сюжеты, изображавшие определённые сцены из древнегреческих мифов о Гефесте; при этом он именовался Вулканом. К таковым относят «Венера в кузнице Вулкана» (картины Джулио Романо, Франческо Пармиджанино, Джорджо Вазари, Якопо Пальма Младшего, Питера Рубенса, Антониса ван Дейка, Антуана Куапеля, Франсуа Буше и др.), «кузница Вулкана» (картины Франческо Приматиччо, Пьетро да Кортона, Франческо Бассано, Тициана, Диего Веласкеса, Луки Джордано, Джованни Баттисты Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (картины Тинторетто, Xубрехта Гольциуса, Рембрандта, Луки Джордано, Франсуа Буше и др.), «Фетида у Вулкана» (картины Рубенса, Мартена ван Хемскерка) и др.
Вулкан на монетах
Вулкан, как бог кузнецов, был покровителем монетной чеканки, однако его изображение помещали на монеты весьма редко. Впервые он появляется на додрансе — 3⁄4 асса II века до н. э., а также денарии 102 г. до н. э. В императорскую эпоху Вулкан встречается на монетах периода гражданской войны 68—69 годов н. э., императоров Валериана, Галлиена и Клавдия Готского.
Вновь на отчеканенных в Риме монетах Вулкан появился через 1700 лет. На реверсе 50 лир 1954—1995 годов из акмонитала поместили Вулкана за работой.