«Книга перемен» - «И-Цзин по-китайски» - несомненно, одна из самых важных книг в мировой литературе.
Её происхождение восходит к мифической древности и всегда привлекало внимание самых выдающихся учёных Китая.

Почти всё, что является величайшим и наиболее значительным за три тысячи лет истории китайской культуры, либо черпало вдохновение из этой книги, либо оказало влияние на толкование её текста.
Можно с уверенностью сказать, что опыт и мудрость тысячелетий вошли в создание И-цзин.

Книга проливает новый свет на многие тайны, скрытые в часто загадочных способах мышления таинственного мудреца Лао-цзы и его учеников, а также на многие идеи, которые появляются в конфуцианской традиции.

Не только философия Китая, но и его наука и государственное управление никогда не переставали черпать истоки мудрости в И-цзине, и неудивительно, что это одна из немногих книг, избежавших великого сожжения во времена правления Цинь Ши Хуан Ди.
Даже в повседневной жизни Китая чувствуется её влияние.

Проходя по улицам китайского города, часто можно встретить гадалку, сидящую за аккуратно накрытым столом, готовой извлечь из древней книги мудрости совет для решения сложной жизненной ситуации.

Вывески, украшающие дома - деревянные панели, выполненные золотом на черном лаке, - покрыты надписями, чей цветастый язык снова и снова напоминает нам о мыслях и цитатах из И-цзин.
Даже политики Японии, отличающиеся своей проницательностью, не пренебрегают ссылками на неё в качестве советчика в трудных ситуациях.

В основе «Книге Перемен» лежит глубоко философский и эзотерический принцип, принцип построения всего мироздания, принцип Инь – Ян.
Главная его суть состоит в том, что постоянное сочетание двух противоположных качеств в любом процессе даёт посыл для дальнейшего развития этого процесса и жизни в целом.

Две стороны одного и того же, взаимодействуя между собой, проникая друг в друга, вытесняя и дополняя, творят жизнь, создают многообразие её форм.
Ян – светлая сторона жизни, активное, мужское. Инь – темная, теневая сторона жизни, пассивное, женское.
Различное сочетание Ян и Инь даёт различные картины жизни.

Вначале «Книга перемен» представляла собой набор линейных знаков для использования в качестве гадания.
Самые старые гадания ограничивались ответами да и нет. «Да» обозначалось простой непрерывной линией "___" (Ян), а «Нет» - пунктирной линией "_ _" (Инь).

В дальнейшем необходимость в большем разнообразии привела к объединию в пары, а затем добавилась третья строка.

Так появились восемь триграмм. Эти восемь триграмм были задуманы как образы всего, что происходит на небесах и на земле.Восемь триграмм
В то же время они находились в состоянии постоянного перехода из одной в другую, подобно тому как в физическом мире одно явление переходит другое.
Это и есть фундаментальная концепция Книги Перемен.

Восемь триграмм являются символами, обозначающими изменение переходных состояний, это изображения, которые постоянно меняются.

Внимание сосредотачивается не на вещах и их состоянии - как это в основном имеет место на Западе, - а на их движениях и переменах.

https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/2/t784128.gif

Эти восемь образов приобрели многозначный смысл.
Они представляли определённые процессы в природе, соответствующие их внутреннему характеру.

Кроме того, они представляли семью, состоящую из отца, матери, трех сыновей и трех дочерей, не в мифологическом смысле, в котором греческие боги населяли Олимп, а в том, что можно назвать абстрактным смыслом, то есть они представляли не объективные сущности, а зависимости.

Сыновья представляют принцип движения на разных его этапах - начало движения, опасность в движении, отдых и завершение движения.

Дочери представляют преданность на её различных этапах - нежное проникновение, ясность, восприятие и радостное спокойствие.

Чтобы достичь ещё большего разнообразия, эти восемь изображений были объединены друг с другом, в результате чего было получено в общей сложности шестьдесят четыре знака.

Каждый из этих шестидесяти четырех знаков (гексаграмм) состоит из шести линий, положительных или отрицательных.

Гексаграммы, вопреки норме китайской письменности, пишутся снизу вверх, и в соответствии с этим счёт черт в гексаграмме начинается снизу.
Таким образом, первой чертой гексаграммы считается нижняя, которая называется "начальной", вторая черта это вторая снизу, третья — третья снизу и т.д.
Верхняя черта называется не шестой, а именно верхней (шан).
Каждая строка считается способной к изменению, и всякий раз, когда линия изменяется, меняется также ситуация, представленная данной гексаграммой.
Возьмём, к примеру, гексаграмму Кунь.

https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/2/t827179.png

Она представляет собой природу земли, сильную привязанность, а из времён года - это поздняя осень, когда все силы природы отдыхают.

Если меняется нижняя строка, мы получаем гексаграмму Фу.
https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/2/t229274.png

Она означает гром, движение, которое снова проявляется в природе после солнцестояния. Это символизирует возвращение света.

Как показывает этот пример, не все строки гексаграммы обязательно изменяются.
Это полностью зависит от характера данной строки.

Линия, природа которой положительна, с возрастающим динамизмом, превращается в свою противоположность, отрицательную линию, тогда как положительная линия меньшей силы остается неизменной.
Тот же принцип справедлив для отрицательных линий.
Изменяющиеся положительные линии обозначаются цифрой 9, а отрицательные линии - цифрой 6, в то время как неподвижные линии, не имеющие собственного внутреннего значения, обозначаются числом 7 (положительным) или числом 8 (отрицательным).

Например гексаграмма Кун:
8 наверху — —
8 на пятом месте — —
8 на четвертом месте — —
8 на третьем месте — —
8 на втором месте — —
6 в начале — —

Таким образом, у нас есть ряд ситуаций, символически выраженных линиями, и посредством движения этих линий ситуации могут переходить одна в другую.

С другой стороны, такое изменение не обязательно происходит, поскольку, когда гексаграмма состоит из линий, представленных только числами 7 и 8, внутри неё нет движения, и учитывается только её аспект в целом.

В дополнение к закону изменения и к изображениям состояний изменения, которые даны в шестидесяти четырех гексаграммах, ещё одним фактором, который следует учитывать, является ход действий.
Каждая ситуация требует соответствующих действий.
В любой ситуации есть правильный и неправильный план действий.
Очевидно, что правильный план приносит удачу, а неправильный - несчастье.

Какой же путь является правильным в любом конкретном случае?

Если гадалка при чтении карточек говорит своей клиентке, что через неделю она получит письмо с деньгами из Америки, женщине ничего не остаётся, кроме как ждать, пока письмо придёт или не придёт.
В этом случае предсказывается судьба, совершенно не зависящая от того, что человек может делать или не делать.

Когда в Китае впервые кто-то, когда ему предсказали будущее, не успокоился и спросил: «Что мне делать?», книга гадания превратилась в книгу Мудрости.

Это произошло благодаря королю Вэню, который жил около 1150 г. до н.э., и его сыну, князю Чжоу.
Они наделили до сих пор немые гексаграммы и линии, из которых будущее должно было предугадываться как отдельный вопрос в каждом случае, определенными советами для правильного поведения.

Таким образом, человек стал сам влиять на свою судьбу.
И чем раньше он мог с помощью Книги Перемен распознавать ситуации в начале их развития, тем сильнее его действия сказывались на дальнейших событиях.

Пока процессы находятся в их начале, ими можно управлять, но как только они достигают своего полного развития, то становятся настолько подавляющими, что человек оказывается бессильным перед ними.

В учении Лао-цзы, а также в учениях Конфуция, утверждается, что каждое событие в видимом физическом мире является следствием или отражением «образа», идеи в невидимом мире.

Что же касается течения событий во времени, то сначала они происходят в свеохчувственном мире идей, и лишь позднее в реальном физическом мире.

Святые люди и мудрецы, которые находятся в контакте с этими высшими сферами, имеют доступ к этим идеям через прямую интуицию и поэтому способны решительно вмешиваться в происходящие события.

Различая с помощью книги перемен семена грядущих событий, мы учимся предвидеть будущее, а также понимать прошлое.
Изображения, на которых основаны гексаграммы, служат ключом в поиске правильного и своевременного действия в жизненных ситуациях.

Конфуций был величайшим покровителем И-цзина, подняв толковательные тексты на новый уровень добавлением обширных комментариев.

Его прежде всего интересовал И-Цзин как руководство о том, как жить жизнью высшей добродетели, в отличие от её полезности в качестве системы гадания.

Книга перемен, отредактированная и аннотированная им, является версией, пришедшей в наше время.

Конфуций, говорил: «Если бы я мог продлить свою жизнь, я посвятил бы пятьдесят из них изучению И-Цзин, и смог бы избежать больших ошибок».

Мифологическое происхождение

Существует множество мифов о происхождении триграмм и развитии системы гаданий И-Цзин.
В одной из них Фу Си, первый император Китая (2852–2737 гг. до н.э.), как сообщается, наблюдал, как черепаха выходит из реки Хуанхэ.Фу Си, первый император Китая
Зная, что истинная мудрость пришла от прямого и пристального наблюдения за природой, он внезапно осознал значение символов, которые увидел на спине черепахи.
Фу Си понял, как наборы из трех сплошных или прерывистых линий, называемых триграммами, отражают движение энергии жизни на Земле.
Он обнаружил, что триграммы, отражают инь и ян, двойственность, которая движет вселенной.

Они представляли соответственно небо, озеро, огонь, гром, ветер, воду, гору и землю.

Подобный миф описывает созерцание Фу Си и других закономерностей в природе, включая животных, растения, метеорологические явления и даже его собственное тело.

Эти мифы описывают, как он идентифицировал триграммы, которые возникли из его понимания связи всех вещей через взаимодействие инь и ян.