Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » Гадание на альчиках «Шаагай наадан»


Гадание на альчиках «Шаагай наадан»

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Гадание на альчиках «Шагай» - это древнее монгольское традиционное гадание, позволяющее заглянуть в будущее и узнать ответ на свой вопрос, результат которого зависит от того, какой стороной упадут альчики. Возможные позиции - одна из четырех сторон: верблюд, лошадь, коза или овца.

Гадание «Шагай»:
Человек собирает косточки в ладони и шепчет им свое желание, затем бросает шагай на пол, на стол или специальный коврик. Результат зависит от того, какой стороной упадут альчики: бухэ (ухэр), хото (хонхо, тальти), морин, тэмээ. Может быть много разных комбинаций и каждая из них несет в себе ответ на просьбу или вопрос гадающего. Таблица с описанием этих комбинаций для гадания входит в набор.

Кроме того, у бурят и монголов распространены различные игры в «шагаи» между взрослыми как азартные денежные, а между детьми как забава.

В бурятской игре "хомпора-дахо" (няhалха) или монгольской "буху-барильджа" принимают участие не менее 2 человек. Берут 3-4 лодыжки и, условившись, на что играют , бросают по очереди. У кого все шагаи лягут вверх тэмэ, морин или буху, или частью хото (по договоренности), тот берет выигрыш. Если же шагаи лягут одинаково у двух и более человек, они перебрасывают, пока у кого-либо не получится наибольшее число шагаев, лежащих вверх выбранной комбинацией.

***

Гадание на бараньей лодыжке (Шагай) - это древнее монгольское традиционное гадание, позволяющее заглянуть в будущее и узнать ответ на свой вопрос. Гадание производят на костяшках из лодыжки овцы, часто окрашенных яркими красками. Монголы до сих пор производят обмен шагаем в качестве знака дружбы. Шагай хранятся в мешочке. Такие кости использовались во многих древних культурах.

Гадающий берет 4 шагай в ладони и шепчет им свое желание, затем бросает шагай на землю или на стол. Результат зависит от того, какой стороной упадут альчики. Возможные позиции шагай - одна из четырех сторон: верблюд, лошадь, коза или овца. Говорят, две выпуклые стороны - лошадь и овца - считаются счастливым знаком, а вогнутые стороны - коза и верблюд - предвещают неудачу. Но это не всегда так. Есть много вариантов, как упадут шагай.

В первую очередь, смотрите на фото. Первый это верблюд, второй конь, третий овца и четвертый коза.

Итак:

Если упадут 4 коня – это самый хороший знак

4 верблюда – исполнится все желание

4 овцы – удача

4 козы – для других вредно

3 коня и 1 верблюд – скоро будешь приходить и уходить (про путешествия и командировки)

3 коня и 1 овца – не будет барьеров, вмешательства и препятствий

3 коня и 1 коза – все будет отлично

2 коня 1 верблюд и 1 овца – хороший знак

2 коня 1 верблюд и 1 коза –все будет хорошо

2 коня 2 верблюда – цель и задача исполнятся

2 коня и 2 овцы – цель и задача испольнятся без препятствий

2 коня и 2 козы – есть некоторые препятствия

1 конь и 3 верблюда – счастье будет долгим

1 конь и 3 овцы – твое желание уже в кармане

1 конь и 3 козы – люди тебя похвалят, но для тебя это будет вредно

1 конь, 2 верблюда и 1 овца – придут чужие кощунства 

1 конь, 1 верблюд и 2 овцы – то, что ты хотел уйдет к другому человеку

1конь, 1 верблюд и 2 козы – долго и счасливо жить будешь

1 конь, 2 овцы и 1 коза – цель будет достигнута без вмешательства со стороны

1 конь, 2 верблюда и 1 коза – услышишь хорошую новость

1 конь, 1 верблюд, 1 овца и 1 коза или дөрвөн бэрх – это самое хорошое гадание. Удача всегда будет улыбаться

1 конь, 2 верблюда и 1 овца – сомнительно, исполнится ли твое желание

1 конь, 2 верблюда и 1 овца – уже в кармане, но как-то подозрительно

1 верблюд и 3 козы – есть вмешательство со стороны

3 овцы и 1 коза – есть хорошая сторона

2 овцы и 2 козы – испольнится

1 овца и 3 козы – не испольнится твое желание, извини!

***

Из истории
Самая популярная игра в семье была «Шагай наадан» – символ жизни и плодородия. Одновременно это символ скотоводства, обозначающий «табан хушуу мал» - традиционные пять видов скота,
которые имелись у бурят.
Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения - качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивали в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других. Шагай настолько разнообразна и захватывающа, что люди
специально собирались вечерами и играли до поздней ночи. В игре участвуют несколько человек. Перед началом заранее оговаривают условия игры и обязательно их соблюдают.

https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/2/t112634.png

Мори Урилдаан - "Конные скачки"

Играют двое-трое. Расставляют шагай в ряд 10 штук. Играющие выбирают по одному "коню" из свободной кучи бабок и ставят их по обеим сторонам первого шагай берут в горсти все шагай и
бросают их. Сколько среди них окажутся шагай в положении «морин», на столько бросавший передвигает своего –«коня»
После нескольких попеременных «бросаний» чей-нибудь ретивый конь проходит все двенадцать лодыжек ряда.
Значит, он и выиграл бег.

Няhaлалга - "Щелканье"

 Игра проходит в 2 этапа. Начинает игру тот, у кого при жеребьевке (бросании костей) выпадет наибольшее количество бүхэ.
 Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые, например, бухэ на бухэ, хонхо на хонхо и т.д. Косточка должна идти, не задевая другие косточки, кроме цели, косточка-цель, откатываясь от удара, так же не должна задевать соседние косточки.
 При правильном попадании играющий берет одну косточку себе на выбор ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. Так продолжается до тех пор, пока на кону не остается три косточки. В этом случае начинается заключительный этап игры. Когда остается 3 косточки, тот, кто в данный момент играет этими костями, собирает и бросает все 3 косточки.Если выпадают все 3 одинаковые косточки, то тот, кто успеет их взять первым, тот и забирает их себе. Если выпадает 2 одинаковых кости, то игрок щелкает одинаковые кости как на первом этапе. Если ему удается, то игра заканчивается. Если нет, то кости передаются следующему игроку по солнцу. Выиграет тот, у кого наибольшее количество косточек.

Шаагай Шуурэлгэ
 Каждый игрок подбрасывает четки – «шүүрэгшэн» - вверх: пока четки летят, игрок должен успеть отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать четки одной рукой, не задевая четками стола, не прижимая к груди. Подбросив четки вторично, игрок захватывает в горсть любое количество по желанию косточек, не задевая при этом другие кости, и должен успеть подхватить летящие четки - этой же рукой.
 Считается ошибкой, если четки при падении задели грудь или стол, или были взяты на грудь или живот, из взятой горсти костей какая-либо выпадет, при захвате задеты соседние косточки. Если захват осуществлен по этим правилам, то эти косточки считаются выигранными. По нашим турнирным правилам, независимо от исхода попытки, ход передается следующему игроку. Игра идет до тех пор,
пока не закончатся косточки на столе. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество косточек.

Разновидности игр:

 1. «Хонхо,бухэ туулга»-собирание костяшек, упавших спиной и на спину.
 2. «Таалсалга»- отгадывание
 3. «Мори урилдаан»- конные скачки
 4. «Хумпараа» - подкидывание тремя костяшками - бабками;
 5. «Няhалалга» -щелкание;
 6. «Хорсо барилга» - постройка оград для скота;
 7. «Хоргордоолго»- подкидывание;
 8. «Табаршаалга» - от слов «табан»
 9. «Шуурэлгэ» -хватание бабок( лодыжки) в бабку;
 10. « Харбалга»- метание бабки (лодыжки) в бабку;
 11. «Дурбэн бэрхэ»-четыре молодца;
 12. «Ёрхо харбалга» - стрельба из костяной стрелы «ёрхо» и др.

2

https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/7/t922013.png
https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/7/t357948.png
https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/7/t138400.png
https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/7/t460667.png
https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/7/t770319.png


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » Гадание на альчиках «Шаагай наадан»