Венарий Алексеевич Бурнаков,
канд. ист. наук, старший научный сотрудник
Новосибирский национальный
исследовательский государственный университет,
РФ, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2,
e-mail: venariy@ngs.ru
В традиционном мировоззрении и обрядности хакасов особое место отводилось ритуальным изделиям, в том числе фетишам – тöс’ам. В сознании верующих они воспринимались как символическое изображение
и одновременно вместилище почитаемых ими духов. В связи с этим наделялись особой сакральной силой. Такие культовые предметы изготавливались и устанавливались с различной целью, но все же основной
мотивацией их ритуального использования была глубокая вера людей в их сверхъестественную силу. Полагали, что она могла быть направлена исключительно на обеспечение благополучия жизни человека, его
семьи и рода. Хакасы были убеждены, что фетиши способны избавлять их от различных болезней, защищать от нечистой силы, способствовать плодородию, успешному ведению хозяйственной деятельности и пр.
Вместе с тем считалось, что при нарушении норм обращений с фетишами, в частности в случае непочтительного отношения, они могли причинить вред.
Тöс’ы имели разнообразные формы, изготавливались они из различных материалов. Отличались они и своим местоположением в пространстве. Причем эти культовые изделия могли быть локализованы как внутри жилища, так и вне его. В отношении каждого из них была сформирована особая система ритуалов. Одним из наиболее распространенных и почитаемых среди фетишей был Чалбах тöс – ‘букв. Широкий /
Обширный фетиш’ (рисунок, 1) [1, с. 933].
Изначально Чалбах тöс был известен в качестве одного из самых почитаемых домашних духов-покровителей лишь качинцев1. А.В. Адрианов в этой связи отмечал, что «из всех тöсей – чалбак самый чтимый
и распространенный – в редкой юрте качинца его нет» [2, с. 523]. Свидетелем данной этнокультурной реалии был и Д.А. Клеменц, писавший, что «у качинцев существуют наследственные в известных фамилиях изыхи2 и тюси [тöс’ы], напр. инородец из рода Кыштымовых уверял меня, что покровитель их семейства и всего рода Джалбах-тюсь и на него ставится изых, соловый конь. Я заметил как-то по этому поводу, что этого тюся я встречал нередко и в юртах других родов. “Другие заводят его при случае, когда надобность встретится, а нам, Кыштымовым, обязательно иметь его каждому”, был ответ» [3, с. 25].
Следует заметить, что в дальнейшем в результате брачных союзов, а также непосредственных рекомендаций шаманов и иных обстоятельств Чалбах тöс стали воспринимать в качестве фетиша и другие субэтнические группы хакасов. Данный факт, например, констатировал Е.К. Яковлев, писавший о том, что он «весьма распространенный идол у качинцев и у сагайцев»3. Помимо того, православный священник из с. Покровское (Чебаки) Ачинского округа Енисейской губернии Матвей Тыжнов в своем отчете за 1893 г. отмечал факт почитания этого фетиша кызыльцами. Например, в своем
отчете этот миссионер сообщал: «Изображают духов на холсте наподобие людей и животных, которых хозяева дома должны почитать и в известное время приносить им жертву»4. Е.К. Яковлев, анализируя культовые предметы этой группы хакасов, в их числе и Чалбах тöс, пришел к выводу о том, что рассматриваемый «идол заимствован от качинцев» [4, с. 63]. В дальнейшем бытование этого божка в обрядовой сфере кызыльцев подтвердили и этнографические исследования М.С. Усмановой [5, с. 212].
Своеобразное наименование этого культового изделия – чалбах (широкий) выражало, очевидно, его специфические, резко отличающиеся от остальных фетишей внешние признаки. По описанию С.В. Иванова,
Чалбах тöс представлял собой прямоугольный кусок белой холщовой ткани размером 20х30 или 30х40 см [6,с. 167]. В его центральной части красной краской (чоза – охрой) чаще изображались три антропоморфные фигуры. Над их головами пришивалось такое же число маленьких отрезков красной парчи с наложенными на них кусочками собольих лапок. По сторонам (иногда только справа) нарисованы два дерева – одно корнями вверх, другое же наоборот – вершиной вверх, к небесному светилу – солнцу. Изображения окаймлялись рамкой, имеющей вид двух параллельных линий, внутри которых
были начертаны зигзаги. К правому или левому верхним углам прикреплялась миниатюрная модель бубна, представлявшая собой деревянное кольцо и колотушку из этого же материала [2, с. 523; 4, с. 50; 6, с. 167–168; 7, с. 339; 8, с. 131]. К верхнему краю порой прикрепляли по пучку козьих жил (сиир) длиной около 25 см, а также ритуальные ленты чалама синего и красного цвета [2, с. 523; 4, с. 50, 63]5. Иногда в той же части тöс’а могли также пришиваться семь перьев черного орла или тетерева [2, с. 523; 4, с. 50, 63]6.
Семантика изображений и составных элементов Чалбах тöс’а была основательно проанализирована С.В. Ивановым [6, с. 167–173], поэтому не будем подробно останавливаться на этой теме. Заметим лишь,
что ученый, опираясь на обширный круг музейных и литературных источников, в том числе на этнографические исследования Н.Ф. Катанова, С.Д. Майнагашева и А.В. Адрианова, пришел к вполне обоснованному и справедливому выводу о том, что в представлении верующих Чалбах тöс воплощал собой божество огня – От ине [2, с. 523]. В традиционных верованиях это сверхъестественное существо выступало главным защитником и покровителем жилища и его обитателей. На тот факт, что хакасы видели в Чалбах тöс’е домашнего защитника и охранителя, обратил внимание и В. Суховский.
Он заметил, что «тряпка с бубном и тремя человеческими фигурами считается покровителем юрты» [9, с. 7].
В этой связи в ритуальной лексике хакасов были распространены еще и такие альтернативные его названия, как: От тöзi – ‘Огненный тöс’, От инезi тöзi – ‘Тöс богини огня’ и др. [3, с. 33; 6, с. 167; 10, с. 127].
_____________________________________________________________________________________________
1 Качинцы (хак. хаастар) – субэтническая группа хакасов, локализованная в центральной и северной частях Хакасии.
2 Ызых – посвящаемое духу или божеству животное (конь /лошадь, корова, баран).
3 Архив Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова (АМКМ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 664. Л. 37 об.
4 Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 667.
Оп. 1. Д. 44. Л. 11–11 об.
5 Архив Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского (АМАЭС ТГУ). № 682-3. Л. 34.
6 Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии
наук (СПФА РАН). Ф. 1079. Оп. 1. Д. 305. Л. 3.