Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » Образы мыши и крота в верованиях хакасов


Образы мыши и крота в верованиях хакасов

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В.А. БУРНАКОВ
ОБРАЗЫ МЫШИ И КРОТА В ФОЛЬКЛОРЕ И ВЕРОВАНИЯХ ХАКАСОВ
(КОНЕЦ XIX – СЕРЕДИНА XX в.)

Институт археологии и этнографии СО РАН
РФ, 630090, г. Новосибирск, пр. Акад. Лаврентьева, 17
В статье представлена характеристика образов мыши и крота в традиционном мировоззрении хакасов. Основу исследования составили
фольклорно-этнографические материалы, в том числе архивные, впервые вводимые в научный оборот. Проанализирована хакасская лексика,
связанная с указанными животными, прослеживается их семантика. Выявлено, что в традиционных воззрениях мышь и крот имели хтоническую природу, поскольку вся их жизнедеятельность тесно связана с землей и подземным пространством. На традиционные представления об этих животных влияние оказали их внешний вид, объемы тела, особенности поведения. Причем образ мыши наделен негативными
характеристиками, в отличие от крота, образ которого преимущественно связан с положительной символикой.
Ключевые слова: хакасы, мировоззрение, обряды, фольклор, животные, хтонизм, мышь, крот, образ, символ.

ВВЕДЕНИЕ
Традиционные представления о животных являются неотъемлемой частью культуры каждого народа.
Их изучению посвящено немало трудов отечественных этнографов (см., напр.: [1; 2; 3; 4]). Рассмотрены роль и функции животных, а также их образов в мифологии и обрядовой системе многих народов.
Проанализирована их символика в культуре. Интерес к роли мира животных в жизни человека и общества стал основанием в западной научной среде для формирования на рубеже XX–XXI вв. так называемых Animal studies – междисциплинарной области науки, объединяющей искусствоведов, антропологов, биологов, историков, психологов, филологов, философов и других специалистов, которые пытаются осмыслить систему взаимоотношений человека и мира животных в прошлом и на современном этапе [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16].
Следует отметить что традиционные представления хакасов о роли фауны все еще остаются в этнографии слабо освещенной темой. Между тем в мировоззрении и обрядности хакасов важное место отводится животным, в том числе тем, которые тесно связаны с землей и подземным пространством. К ним относятся пресмыкающиеся, земноводные, а также представители отряда грызунов: мышиных, кротовых и пр. В хакасской этнографии образы мыши и крота еще не становились объектом специального изучения. Цель данной работы – дать характеристику образов мыши и крота в традиционном мировоззрении хакасов.

МЫШЬ – КӰСКЕ
Как известно, мышеобразные грызуны (хак. мн. кӱскелер) особенно такой ее вид, как домовая мышь (хак. иб кӱскезi), на протяжении многих веков неизменно являются постоянными спутниками человека.
По зоологической классификации это животное относится к синантропным видам, поскольку тесно связан с людьми. Мышь является одним из частых обитателей жилых домов и хозяйственных строений. Она питается всеми доступными ей видами пищи, в том числе теми, которые произведены людьми. Это позволило человеку регулярно и на протяжении длительного времени наблюдать за нею и ее биологическим поведением. В результате были накоплены обширные знания о мыши. Отметим, что в традиционной культуре они имели как рациональный, так и иррациональный характер. Поэтому не случайно образ рассматриваемого животного получил широкое распространение в
верованиях и фольклоре хакасов.
В мировоззрении рассматриваемого народа символика мыши весьма разнообразна. Семиотическое поле животного во многом детерминировано его зоологической спецификой [17, c. 190]. Мышь имеет небольшие размеры тела, характеризуется особой подвижностью, юркостью и скрытностью. Она обладает своеобразной беспокойной натурой, что в немалой степени обусловлено огромным количеством ее врагов в природе. В целом указанные качества мыши привели к формированию типичных представлений о ней, как о слабом, пугливом и беззащитном существе. Данные взгляды в несколько завуалированном виде обнаруживаются и в хакасских поговорках [18, с. 28; 19, с. 354; 20, с. 262, 281; 21, с. 31].
В традиционных представлениях мышь воспринималась не только как физически слабое животное, но еще и как существо с малыми умственными способностями [19, с. 214].
В хакасском фольклоре констатируется миролюбивый и безобидный характер мыши. Выделяются такие ее положительные качества, как усердие и трудолюбие, ярко проявляемые в процессе добывания пищи. Соответствующие черты ее образа обнаруживаются, например, в этиологическом мифе «Совет зверей и птиц» и в сказке «Суслик и мышка» [22, с. 129; 23, с. 61]. Известна способность мыши создавать свои гнезда (кӱске iнi) практически в любом месте, где она может поместиться – под землей, среди камней, в полостях деревьев и т.д. Зоологическая специфика, позволившая ей обитать в обширной и разнообразной природной среде, несомненно, свидетельствует о ее
высоких адаптационных возможностях. В мифологическом сознании хакасов данное свойство воспринимается как большая жизненная сила грызуна. В кумулятивной сказке «Кто сильней», изложенной в форме диалога, такой масштабный ландшафтный объект, как гора, вынужденно признает невероятную силу этого маленького зверька, так как не может ему противостоять [23, с. 61].
Вездесущность, ловкость и пронырливость мыши, ее постоянное курсирование между земным и подземным пространством, все эти реалии способствовали тому, что в традиционном мировоззрении хакасов ее образ наделяется чертами медиатора. Обозначенные качества чрезвычайно сближают мышь с конем – одним из самых распространенных образов животных, часто осуществляющих функцию мифического посредника между мирами. В связи с этим не случайно в народных загадках мышь, как и некоторые другие грызуны, отождествляются именно с конем [24, с. 240; 25, с. 62].
Основная биологическая деятельность мыши (как и других животных) заключается в добывании пищи и воспроизводстве потомства. Это находит отражение в хакасском фольклоре. В сказочных произведениях «Мышь и лягушка» [23, с. 56–59] и «Мышь и воробей» [24, с. 390–391] рассматриваемое животное характеризуется как умелый добытчик пищи, крепкий домохозяин и до поры, до времени – примерный семьянин. При этом обращается внимание на то, что рачительность этого грызуна в определенный момент переходит в жадность. И это даже может привести к глобальному конфликту между зверями и птицами [24, с. 390–391].
Образ мыши, как олицетворение неудержимой устремленности к накоплению материальных благ и тесно связанной с этим процессом алчности, представлен в сказке «Ӧксiс оол – ‘Сирота-парень’». В ней сообщается о том, что умершие родители проклинают своего сына – хана и его супругу за то, что те нарушили их покой и преступили грань многих этических норм. Все указанные проступки были совершены ими из-за неуемной жадности и тяги к обогащению.
В результате магического воздействия проклятья те превращаются в дятла и мышь, которые в мифологических представлениях зачастую наделяются этим непритягательным человеческим качеством [23, с. 423].
В традиционном сознании хакасов склонность мыши к безмерному и тайному потреблению съестных припасов человека сформировало мнение о ней, как паразитирующем существе с ярко выраженной воровской натурой [19, с. 220; 26, с. 72].
В фольклоре хакасов мышь из-за ее вездесущности, чрезмерного любопытства, всеядности и прожорливости описывается не только как большой знаток всех пищевых, но еще и редких – лекарственных растений. В сказании о богатырке Паян Хыс имеется сюжет, согласно которому героиня внимательно наблюдает за поведением намеренно раненной ею мыши.
Она выяснила, что животное, в течение короткого времени отыскав целебный корень и поглотив его, вскоре выздоравливает. Паян Хыс, последовав примеру мыши, съедает выявленное лечебное растение и тут же исцеляется [22, с. 159; 27, с. 658].
В общественном сознании универсальной и закономерной является ассоциация осени с вызреванием плодовых растений и как результат – всеобщим изобилием растительной пищи. Естественным следствием этого, как известно, выступает факт пополнения продуктового запаса не только человеком, но и всеми животными и птицами. И мышь в этом отношении не стала исключением. Наблюдение за ее поведением в такой период нашло отражение в поговорке: «Кӱскӱде кӱске дее пай полҷаң» – ‘Осенью даже мышь становится богатой’ [20, с. 264, 284]. При этом следует отметить, что в культуре хакасов данная мысль не только образно характеризует соответствующий природный цикл и его конкретные проявления. В прошлом это утверждение имело еще практическое применение.
В традиции хакасов только в неурожайные голодные годы было принято выискивать и вскрывать мышиные и иные кладки. Забирали луковицы сараны и прочие
съедобные корни, а также зерна, чтобы пополнить продовольственные запасы людей. Такой процесс сбора в народе назывался тамахтирға – ‘запасаться
пищевыми припасами’. Заметим, что подобный способ добывания пищи в экстремальной ситуации был распространен и среди других сибирских народов, в
частности, у бурят [28, с. 96]. Сведения об этой практике сохранились в устном народном творчестве хакасов [23, с. 723].
Традиционный календарь хакасов объединяет двенадцатилетний цикл – мӱчел. Согласно этой системе исчисления, каждый год символизирует определенное животное. Все двенадцать животных расположены в определенной последовательности. В число таких избранных представителей фауны, олицетворявших непрерывную хронологическую связь, вошла и мышь. Причем в народе год мыши традиционно характеризовался как «хороший и теплый» [29, с. 195].
Заметим, что в представлениях хакасов человек, рожденный в том или ином году, наделялся характерными врожденными свойствами, сопоставимыми с типичными качествами животных. Считалось, что они во многом определяют психологический склад человека и даже его судьбу. Полагали, что люди, рожденные в год мыши, будут рачительными хозяевами [30, с. 18].
Вместе с тем, в мировоззрении и практической деятельности хакасов мышь чаще всего воспринимается в негативном ключе. Были убеждены, что она несет человеку беды, болезни и голод. Данные представления имели реальные исторические основания.
Периодически случавшийся в прошлом в Хакасии резкий рост популяций и миграций мышей и прочих грызунов порой приводил к катастрофическим последствиям в сельском хозяйстве [31, с. 85; 32, с. 16].
Малозаметность мыши как вредителя и скрытный характер ее вредоносной активности стали причиной того, что в религиозно-мифологическом сознании хакасов она стала восприниматься как воплощение нечистой силы. В народе ее чаще обозначают терминами айна или иногда – ӱзӱт. Поэтому не случайно считалось, что увидеть во сне мышь означало встретиться со злым духом айна или шаманским духом-тӧс’ом [33, с. 178]. Сюжеты, связанные со злым духом, способным превращаться в мышь, распространены в хакасском фольклоре.1

Одним из определяющих факторов, способствовавших причислению мыши к существам, имеющим непосредственное отношение к демонической силе, а нередко – их воплощению, была ее тесная связь с землей и подземным пространством [25, с. 60, 116]. Необходимо заметить, что в традиционном мировоззрении хакасов животные, обитающие в подземном и водном пространствах, наделялись сверхъестественными и нередко опасными свойствами. В фольклоре встречаются сюжеты, когда злые духи, подобно мышам, проникают в жилища людей из-под земли через подполье [24, с. 388]. В одном из апокрифических мифов, очевидно, заимствованном от русских, сообщается, что в период мирового потопа дьявол превратился в мышь и пробрался в ковчег. В нем грызун попытался проделать дырку, чтобы погубить всех, кто находился на судне. Однако осуществить задуманное злодеяние не позволила кошка – она вовремя поймала и съела его [17, с. 190; 24, с. 274–276].
В религиозно-мифологических представлениях хакасов некоторые последствия вредоносной деятельности мыши устойчиво ассоциировались с предвестием смерти или сокращением срока жизни кого-либо.
Главным образом это касалось ситуации, когда мышь прогрызала одежду конкретного человека. Продырявленное подобным образом одеяние в народе воспринималось как оскверненное. Данное злонамеренное действие (чабал ыранарға), как полагали, таило опасность для хозяина такой вещи. Считалось, что такой человек в скором времени заболеет или умрет. Поэтому следовало незамедлительно нейтрализовать вредное воздействие. В связи с этим, хакасы проводили специальный обряд [34, с. 70].
В традиционном сознании хакасов мышь, будучи поганым и нечестивым существом, распространяла указанное свойство на все, с чем соприкасалось.
Попадание мыши в различные емкости с пищевыми продуктами, особенно уже готовых к употреблению людьми, напрямую отождествлялось с осквернением.
Их незамедлительно выбрасывали [31, с. 192].
Таким образом, образ мыши получил широкое распространение в фольклоре и верованиях хакасов. Многие ее мифологические характеристики были обусловлены ее биологическими особенностями. В традиционных представлениях народа это животное преимущественно воспринималось в негативном контексте.
__________________________________________________________________________
1 АМАЭС ТГУ № 681-1: Этнографическая экспедиция в Таштыпский район ХАО, июль 1975 г. Тетрадь 1. Л. 34.

2

КРОТ – ОЙДА ТАМАС
В мировоззрении хакасов крот входит в категорию хтонических животных. В отличие от мыши, его семантическое поле не столь обширно и разнообразно, что может быть объяснено «некоторой отдаленностью» от людей. Несмотря на это, его образ все же представлен в верованиях и фольклоре рассматриваемого народа.
Как известно, вся жизнедеятельность крота непосредственно связана с подземным пространством.
Это его постоянное место обитания. Крот устраивает в нем логовище с запутанной и разветвленной системой проходов. На земной поверхности он появляется крайне редко, за исключением отдельных его видов. Это нашло отражение в хакасской загадке: «Кӱн кӧрбес Кӧрбетей [собств. имя] (ойда тамас)» – ‘Кёрбетей, который [никогда] не видит солнца (крот)’ [26, с. 73]. Указанную особенность его биологического поведения хакасы интерпретировали как неодолимый страх и трепет маленького подземного обитателя перед величественной небесной святыней – Солнцем. Они говорили: «Крот боится солнца, потому выходит из норы только по ночам» [27, с. 648].
Обращает на себя внимание и то, что анатомическое строение тела крота приспособлено к подземному образу жизни. Он обладает вытянутым и округлым туловищем, покрытым густым, ровным и бархатистым мехом. Особого внимания заслуживают его передние лапы. Они имеют лопатообразную форму и вывернуты наружу так, чтобы было удобно рыть перед собой землю и отбрасывать ее назад. Эту особенность хакасы считают основным маркирующим признаком крота, что нашло отражение в самом его
наименовании: ойда тамас – букв. ‘вывернутая лапа’, тӧдiр азах / тискер азах – букв. ‘вывернутая нога’ [19, с. 297, 585, 625, 659].

В хакасском фольклоре в отношении крота нередко приводятся следующие образные характеристики: «существо, не имеющее глаз», «маленькое существо, никуда негодное», «добродушный крот» [24, с. 211]. Например, в сказке «Орел» описываются такие его положительные качества, как доброта, заботливость и  предупредительность. Согласно сюжету, горделивый орел проигнорировал рекомендацию крота воздержаться от строительства гнезда на дереве, корни которого полностью сгнили. Царь птиц посчитал ниже своего достоинства получать какие-либо советы от слепого и ничтожного, по его мнению, подземного животного. В результате из-за своей гордыни орел потерял свою семью. Однажды дерево вместе с гнездом рухнуло и насмерть придавило орлицу с птенцами.
Повествование завершается констатацией того факта, что крот, обитая под землей, вместе с тем владеет знаниями, недоступными для многих других существ
[24, с. 211].
Согласно верованиям хакасов, крот обладает не только обширными знаниями о том, что происходит под землей, но и некими тайными знаниями. В фольклоре сообщается о том, что к нему, как к мудрецу, обращаются животные с различными вопросами. Например, в мифе «Совет птиц» крот поведал всему пернатому царству тайну о том, как раздобыть огонь [22, с. 131]. В религиозно-мифологических представлениях хакасов и других тюркских народов Южной Сибири крот как подземное существо входит в круг ближайших помощников владыки Нижнего мира – Эрлик-хана [35, с. 212]. Совершенно не случайно это животное широко использовалось в шаманских практиках.
В хакасской традиции было принято изготавливать культовые изделия тӧс, выполнявшие различные функции: покровительственную, охранительную,
промысловую, лечебную и др. По внешнему оформлению, материалу изготовления и масштабам тöс’ы были чрезвычайно разнообразны. Они имели антропоморфный, зооморфный и иной вид, причем как реалистичные, так и весьма условные. Среди них встречался кротовый тöс. Он представлял собой цельную высушенную тушку этого животного [36, с. 126].
Итак, в культуре хакасов кроту придавалось немаловажное значение. Его образ представлен в фольклоре, причем преимущественно в положительной
коннотации. Биологические особенности этого животного способствовали его включению в культовую практику хакасов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мировоззрении хакасов мышь и крот являлись символически значимыми животными. Им отводилось особое место в фольклоре и в традиционных верованиях. В религиозно-мифологическом сознании эти животные относились к категории хтонических существ, поскольку вся их жизнедеятельность была тесно связана с землей и подземным пространством. На их мифологические образы большое влияние также оказали размеры их тела, особенности поведения. В связи с этим, в воззрениях хакасов образ мыши наделялся такими качествами, как активность, вездесущность, скрытность, осторожность, жадность, прожорливость и др. Негативное восприятие образа мыши в культуре хакасов объясняется ее мифологической связью с подземным миром, как обителью мертвых. Согласно народным верованиям, мышь не только имела прямое
отношение к враждебным духам, но нередко и сама являлась их воплощением. Считалось, что злонамеренность мыши, проявлялась как в реальном ущербе, причиняемом его жилищу, хозяйственным постройкам, утвари, одежде, а в уничтожении пищевых запасов человека, так и в мистическом плане – в осквернении. А это имело своим следствием болезни и смерть домашних животных, случалось, и самих людей.
Образ крота в устном народном творчестве и верованиях хакасов, вопреки его хтонической сущности, не носил столь ярко выраженной отрицательной характеристики, как мыши. Наоборот, он воспринимался в качестве существа добродушного, предупредительного и мудрого. Верили, что крот имеет доступ к тайным знаниям и обладает мистической силой.
Убежденность в этом способствовала включению его образа в систему шаманизма.
Представители традиционной культуры, в том числе хакасы, проживая в тесном контакте с природой, стремились познать ее законы и определить свое
место в ней. Повседневная жизнь человека была неотделима от процессов познания окружающего мира. Одним из ключевых объектов этой деятельности был
мир животных, который нашел отражение в устном народном творчестве. Сопоставляя качества животных со свойствами человеческой натуры, люди постигали не только окружающую природу, но и свой внутренний мир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.,
1990. 622 с.
2. Соколова З.П. Животные в религиях. СПб., 1998. 288 с.
3. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. 912 с.
4. Винокурова И.Ю. Животные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции). Петрозаводск, 2006. 448 с.
5. Gubernatis Angelo de. Zoological Mythology or the Legens of
Animals. L., 1872. 472 p.
6. Morey D.F. & Wiant M.D. Early Holocene domestic dog burials
from the North American Midwest // Current Anthropology, 1992. Vol. 33
(2). P. 225–229.
7. Pollock M.S., Rainwater C. Figuring Animals: Essays on Animal
Images in Art, Literature, Philosophy and Popular Culture. Publisher: Pal,
gra,.ve Macmill.an, 2004. 304 p.
8. Aftandilian D. What are the Animals to Us?: Approaches from
Science, Religion, Folklore, Literature, and Art. Univ. of Tennessee
Press, 2007. 343 p.
9. Reinhard K.J., Ambler J.R., & Szuter C.R. Hunter-gatherer use of
small animal food resources: Coprolite evidence // International Journal
of Osteoarchaeology. 2007. Vol. 17 (4). P. 416–428.
10. Losey R.J., Bazaliiskii V.I., Garvie-Lok S., Germonpré M.,
Leonard, J.A., Allen A.L., et al. Canids as persons: Early Neolithic
dog and wolf burials, Cis-Baikal, Siberia // Journal of Anthropological
Archaeology. 2011. Vol. 30 (2). P. 174–189.
11. Representing the modern animal in culture / ed. by Jeanne
Dubino, Ziba Rashidian, and Andrew Smyth. N. Y., 2014.
12. Francesca Lugli. Mongolian nomads and their dogs // The
Intangible Elements in Ethnoarchaeological Research, 2016. Springer
International Publishing Switzerland, 2016. P. 125–139.
13. Baulo A.V. The Old Man of a Sacred Town”: Ancient and
Recent Representations of a Bear-like Deity // Archaeology, Ethnology
& Anthropology of Eurasia. 2016. Vol. 44 (2). P. 118–128.
14. Baulo A.V. Substitute Offering: An Ob Ugrian Ritual Tradition
Surviving in the 20th and Early 21st Century // Archaeology, Ethnology
& Anthropology of Eurasia. 2018. Vol. 46(3). P. 122–128.
15. Badmaev A.A. Chthonic Animals in the Traditional Buryat
Culture // Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2018.
Vol. 46(4). P. 94–99.
16. Burnakov V.A., Burnakov A.A. Remnants of the Snake Cult
Among the Khakas (Late 19th to Mid 20th Century) // Archaeology,
Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2019. Vol. 47/2. P. 122–130.
17. Топоров В.Н. Мышь // Мифы народов мира. М., 1988. Т. 2.
С. 190.
18. Так в Сибири говорят. Красноярск, 1964. 91 с.
19. Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006.
1114 с.
20. Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мир хонгорского фольклора. Абакан, 2008. 376 с.
21. Старших будешь слушать, долгими будут дни
твои. – Улуғның чооғын иссең, узада кÿннi кöрерзiң. Абакан, 2004.
32 с.
22. Несказочная проза хакасов. Новосибирск: Наука, 2016.
540 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 34).
23. Хакасские народные сказки. Новосибирск: Наука, 2014.
769 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 33).
24. Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских
татар и карагасов (Образцы народной литературы тюркских племен,
изданные В.В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.
25. Мудрое слово (Хыйга сӧс). Хакасские пословицы, поговорки и загадки. Абакан, 1976. 127 с.
26. Доможаков В.И. Хакасские загадки // Зап. ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1951. Вып. 2. С. 60–84.
27. Попов Н.А. Поверья и некоторые обычаи качинских татар //
Из. ИРГО. СПб., 1884. Т. 20, вып. 6. С. 645–659.
28. Бадмаев А.А. Образы основных животных водно-подземного мира в традиционной бурятской культуре // Археология, этнография и антропология Евразии. 2018. № 4 (46). С. 94–99.
29. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: пособие для учителей. Абакан, 1996. 224 с.
30. Бутанаев В.Я. Хакасский гороскоп. Абакан, 1991. 32 с.
31. Кузнецова А.А., Кулаков П.Е. Минусинские и ачинские инородцы. Красноярск, 1898. 298 с.
32. Адрианов А.В. Очерки Минусинского края. Томск, 1904.
61 с.
33. Бурнаков В.А. Духи среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006. 197 с.
34. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан,
2003. 260 с.
35. Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья //
Сборник Музея антропологии и этнографии. М.; Л., 1955. Т. 16.
С. 165–264.
36. Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII – первая четверть XX в.). Л., 1979. 195 с.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Сибирский шаманизм » Образы мыши и крота в верованиях хакасов